*Наблюдается не у всех детей. ТАБЛИЦА 19.3 — Последовательность появления некоторых постуральных рефлексов новорожденного
*Наблюдается не у всех детей. ТАБЛИЦА 19. 3 — Последовательность появления некоторых постуральных рефлексов новорожденного
Этап раскодирования информации Примерно на 4-м месяце после рождения начинается этап раскодирования (обработки) информации. В этот период по мере развития высших мозговых центров происходит постепенное угасание многих рефлексов. Низшие центры головного мозга постепенно утрачивают контроль над движениями скелетной мускулатуры, а рефлекторные движения замещаются произвольными, которые управляются из двигательной зоны коры. На этапе раскодирования сенсомоторная активность замещается перцептивно-двигательным поведением. Это означает, что развитие произвольного двигательного контроля у ребенка включает обработку сенсорных стимулов с использованием сохраняемой в головном мозге информации, а не просто реакцию на внешний раздражитель.
Отклонения в процессе развития Оценка рефлексов грудного ребенка широко применяется в качестве метода выявления нарушений развития. Одно из средств диагностики возможных нарушений центральной нервной системы ребенка заключается в наблюдении за его поведением и проверке рефлексов. Полное отсутствие рефлекса обычно имеет меньшее значение по сравнению с сохранением рефлекса дольше установленного срока. Другим свидетельством возможных неврологических нарушений может быть слишком сильное или слабое проявление рефлекса. Кроме того, подтверждением нарушения функции нервной системы может быть более сильное проявление рефлекса на одной половине тела. Например, асимметричный тонический шейный рефлекс, при стимуляции которого наблюдается полное выпрямление рук с одной стороны тела и лишь слабое напряжение мышц-разгибателей на другой, может указывать на наличие нарушений развития. Рефлекторные реакции, которые можно использовать для выявления неврологических нарушений, показаны на рисунке 19. 3. Исследование рефлекторных реакций в неонатальный период является основным средством диагностики целостности центральной нервной системы у доношенных и недоношенных детей, а также новорожденных из группы риска. Более того, результаты такого исследования служат основой для определения необходимости последующих терапевтических воздействий с участием специалистов по физической реабилитации и трудовой терапии, занимающихся с лицами, у которых обнаружены патологические рефлекторные реакции. Одним из таких воздействий, эффект которого изучался в последние годы, является использование небольшого тредмила для стимуляции шагового рефлекса у маленьких детей с задержкой развития. Доктор Beverly Ulrich и доктор Dale Ulrich смогли продемонстрировать, что при удерживании ребенка в вертикальном положении с ногами, поставленными на тредмил, ребенок после начала движения ленты тредмила начинает рефлекторно передвигать ноги (Ulrich et al., 2001; Ulrich et al., 1995). Вместе с коллегами они показали, что дети грудного возраста с синдромом Дауна после таких занятий начинают ходить гораздо раньше по сравнению с больными детьми, которые не тренировались на тредмиле. Эти авторы предположили, что тренировка на тредмиле играет роль в развитии мышечной силы, а также способствует формированию двигательного паттерна ходьбы.
Фаза рудиментарных движений Рудиментарные движения — двигательные реакции, которые наблюдаются у нормально развивающегося ребенка от рождения до возраста около двух лет. Они являются первыми произвольными движениями, имеют хорошо предсказуемую последовательность, которая в нормальных условиях сохраняется неизменной. Скорость появления этих способностей различается у разных детей и зависит от биологических, внешних и связанных с заданием факторов. Способность ребенка к рудиментарным движениям представляет основные формы произвольных движений, необходимых для выживания. Особенности некоторых рудиментарных движений, связанных с поддержанием устойчивости, локомоцией и манипуляциями предметами, описаны в таблице 19. 4.
· Отсутствие рефлекторной реакции · Слабая рефлекторная реакция · Асимметричная рефлекторная реакция · Сохранение рефлекторной реакции дольше установленного срока Рисунок 19. 3 – Рефлекторные реакции грудных детей, которые могут указывать на возможные нарушения развития
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|