Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двигательное развитие как динамическая система




Результаты научных исследований являются основой для формулировки теорий, и изучение двигательного развития не является исключени­ем. Теория двигательного развития основана на наблюдении индивидуумов без нарушений раз­вития в процессе приобретения и совершенство­вания двигательных навыков. Эти сведения по­зволяют проанализировать влияние расстройств развития на обучение новым двигательным навы­кам и, благодаря этому, выбрать адекватные стра­тегии обучения.

Чтобы обладать практической ценностью, тео­рия развития должна быть описательной и объяс­нительной. Очень важно знать о результатах разви­тия, в частности, какими особенностями обладает человек в тот или иной период развития (описа­ние), однако не менее важно знать, что вызывает происходящие изменения (объяснение). Многие сторонники теории двигательного развития ис­пользуют объяснительную модель, чтобы лучше понять процессы, которые лежат в основе и на самом деле управляют развитием. В числе других достаточно популярной является теория динамических систем (Kamm et al., 1990; Caldwell, Clark, 1990; Thelen, 1989; Thelen, Smith, 1994).

Вкратце термин " динамический" отображает представления о том, что изменения в процессе развития являются нелинейными и дискретными. Поскольку развитие нелинейно, оно рассматрива­ется как прерывистый или дискретный процесс. Это означает, что индивидуальные изменения во времени не обязательно происходят равномерно и последовательно, кроме того, они не всегда направ­лены в сторону усложнения и повышения уровня двигательной компетентности. В некоторых слу чаях, особенно при наличии заболеваний, связан­ные с ними нарушения могут препятствовать про­цессу двигательного развития. Например, у детей со спастическим церебральным параличом часто наблюдается задержка в обучении ходьбе. После того как ребенок научится ходить самостоятельно, характер его походки приобретет индивидуаль­ность и окончательно сформируется в соответ­ствующий момент времени. Хотя по определению развитие представляет собой непрерывный про­цесс, оно является также прерывистым. Иными словами, с динамической точки зрения развитие рассматривается как " непрерывно-прерывистый" процесс. Процесс изменений происходит непре­рывно, однако его динамика носит индивидуаль­ный характер и подвержена влиянию ряда крити­ческих факторов внутри самой системы.

Термин " система" отображает представле­ния о том, что человеческий организм способен к самоорганизации и сформирован несколькими подсистемами. Самоорганизация человека заклю­чается в том, что ему от природы свойственно стремление к обретению двигательного контроля и двигательной компетентности. Подсистемы, а именно задание, индивидуум и окружающая сре­да, действуют независимо и во взаимодействии, которое определяет темп, последовательность и степень развития. Иначе говоря, индивидуальное развитие не следует некоему запрограммирован­ному универсальному плану, который выполняет­ся по жесткому графику.

Теория динамических систем делает попытку ответить на вопрос " почему? " касающийся про­цесса, который приводит к наблюдаемым результатам развития. Например: " Какие разрешающие факторы (которые называют affordances — воз­можности) позволяют происходить или способ­ствуют изменениям в ходе развития, и какие подавляющие факторы (называемые rate limiters — ограничители скорости развития) ограничивают или препятствуют процессу развития? " Для де­тей, больных ДЦП, ограничивающими скорость развития факторами являются неврологические и биомеханические по своей природе, тогда как возможности (аффордансы) могут включать по­стороннюю помощь, специальные опоры, по­ощрение и организованное обучение.

Уже давно ученые признают взаимное влия­ние двух основных систем — наследственности и внешней среды — на процесс развития. Интерес­но, что в настоящее время многие из них развили эту точку зрения далее, утверждая существование взаимодействия потребностей двигательного за­дания с индивидуумом (наследственными или биологическими факторами) и внешней средой (практическим опытом или факторами обучения) в процессе развития способностей к выполнению движений, направленных на поддержание устой­чивости, а также локомоторных и манипуляционных движений. Такая модель взаимодействий предполагает, что факторы, которые относятся к различным подсистемам — заданию, индивидууму и внешней среде, — не только взаимодействуют между собой, но также могут быть видоизмене­ны и изменяются под влиянием других факторов, по мере того как человек стремится приобрести моторный контроль и двигательную компетент­ность. Эти факторы являются переменными, на основе которых должен быть построен экологи­ческий анализ заданий. Преподаватель физиче­ского воспитания должен быть подготовлен для осуществления манипуляций этими переменны­ми для стимуляции оптимального преподавания и обучения (рис. 19. 1).

Как процесс, так и результат двигательно­го развития должны постоянно напоминать нам об индивидуальности ученика. Каждый человек имеет свое собственное " расписание" развития и пределы развития навыков. Хотя наши " биоло­гические часы" являются в достаточной степени точными, когда речь идет о последовательности приобретения двигательных навыков, темп и сте­пень развития характеризуются индивидуальными различиями и в значительной степени определя­ются особенностями задания, требующими на­личия конкретных двигательных навыков. Ти­пичные возрастные периоды развития являются лишь типичными, но не более того. Возрастные периоды представляют просто приблизительные временные диапазоны, в рамках которых для иде­ального среднего индивидуума могут наблюдаться определенные паттерны поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...