Двигательное развитие как динамическая система
Результаты научных исследований являются основой для формулировки теорий, и изучение двигательного развития не является исключением. Теория двигательного развития основана на наблюдении индивидуумов без нарушений развития в процессе приобретения и совершенствования двигательных навыков. Эти сведения позволяют проанализировать влияние расстройств развития на обучение новым двигательным навыкам и, благодаря этому, выбрать адекватные стратегии обучения. Чтобы обладать практической ценностью, теория развития должна быть описательной и объяснительной. Очень важно знать о результатах развития, в частности, какими особенностями обладает человек в тот или иной период развития (описание), однако не менее важно знать, что вызывает происходящие изменения (объяснение). Многие сторонники теории двигательного развития используют объяснительную модель, чтобы лучше понять процессы, которые лежат в основе и на самом деле управляют развитием. В числе других достаточно популярной является теория динамических систем (Kamm et al., 1990; Caldwell, Clark, 1990; Thelen, 1989; Thelen, Smith, 1994). Вкратце термин " динамический" отображает представления о том, что изменения в процессе развития являются нелинейными и дискретными. Поскольку развитие нелинейно, оно рассматривается как прерывистый или дискретный процесс. Это означает, что индивидуальные изменения во времени не обязательно происходят равномерно и последовательно, кроме того, они не всегда направлены в сторону усложнения и повышения уровня двигательной компетентности. В некоторых слу чаях, особенно при наличии заболеваний, связанные с ними нарушения могут препятствовать процессу двигательного развития. Например, у детей со спастическим церебральным параличом часто наблюдается задержка в обучении ходьбе. После того как ребенок научится ходить самостоятельно, характер его походки приобретет индивидуальность и окончательно сформируется в соответствующий момент времени. Хотя по определению развитие представляет собой непрерывный процесс, оно является также прерывистым. Иными словами, с динамической точки зрения развитие рассматривается как " непрерывно-прерывистый" процесс. Процесс изменений происходит непрерывно, однако его динамика носит индивидуальный характер и подвержена влиянию ряда критических факторов внутри самой системы.
Термин " система" отображает представления о том, что человеческий организм способен к самоорганизации и сформирован несколькими подсистемами. Самоорганизация человека заключается в том, что ему от природы свойственно стремление к обретению двигательного контроля и двигательной компетентности. Подсистемы, а именно задание, индивидуум и окружающая среда, действуют независимо и во взаимодействии, которое определяет темп, последовательность и степень развития. Иначе говоря, индивидуальное развитие не следует некоему запрограммированному универсальному плану, который выполняется по жесткому графику. Теория динамических систем делает попытку ответить на вопрос " почему? " касающийся процесса, который приводит к наблюдаемым результатам развития. Например: " Какие разрешающие факторы (которые называют affordances — возможности) позволяют происходить или способствуют изменениям в ходе развития, и какие подавляющие факторы (называемые rate limiters — ограничители скорости развития) ограничивают или препятствуют процессу развития? " Для детей, больных ДЦП, ограничивающими скорость развития факторами являются неврологические и биомеханические по своей природе, тогда как возможности (аффордансы) могут включать постороннюю помощь, специальные опоры, поощрение и организованное обучение.
Уже давно ученые признают взаимное влияние двух основных систем — наследственности и внешней среды — на процесс развития. Интересно, что в настоящее время многие из них развили эту точку зрения далее, утверждая существование взаимодействия потребностей двигательного задания с индивидуумом (наследственными или биологическими факторами) и внешней средой (практическим опытом или факторами обучения) в процессе развития способностей к выполнению движений, направленных на поддержание устойчивости, а также локомоторных и манипуляционных движений. Такая модель взаимодействий предполагает, что факторы, которые относятся к различным подсистемам — заданию, индивидууму и внешней среде, — не только взаимодействуют между собой, но также могут быть видоизменены и изменяются под влиянием других факторов, по мере того как человек стремится приобрести моторный контроль и двигательную компетентность. Эти факторы являются переменными, на основе которых должен быть построен экологический анализ заданий. Преподаватель физического воспитания должен быть подготовлен для осуществления манипуляций этими переменными для стимуляции оптимального преподавания и обучения (рис. 19. 1). Как процесс, так и результат двигательного развития должны постоянно напоминать нам об индивидуальности ученика. Каждый человек имеет свое собственное " расписание" развития и пределы развития навыков. Хотя наши " биологические часы" являются в достаточной степени точными, когда речь идет о последовательности приобретения двигательных навыков, темп и степень развития характеризуются индивидуальными различиями и в значительной степени определяются особенностями задания, требующими наличия конкретных двигательных навыков. Типичные возрастные периоды развития являются лишь типичными, но не более того. Возрастные периоды представляют просто приблизительные временные диапазоны, в рамках которых для идеального среднего индивидуума могут наблюдаться определенные паттерны поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|