Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двигательный контроль Двигательная компетентность




Двигательный контроль                  Двигательная компетентность

Факторы задания (например, рудиментарные, базовые, специализированные двигательные навыки)

Рисунок 19. 1 — Модель взаимодействий, иллюстрирую­щая причинно-следственные связи в процессе двигатель­ного развития и приобретения двигательных навыков

 

ФАЗЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Если движение является " окном" для наблю­дения за двигательным развитием, тогда для изу­чения развития можно воспользоваться анализом типичной последовательности приобретения дви­гательных способностей. Фазы двигательного раз­вития и этапы развития в каждой фазе (табл. 19. 1) могут быть использованы в качестве полезной описательной модели для этого иссле­дования (Gallahue, Ozmun, 2002).

 

Фаза рефлекторных движений

Наши самые первые движения являются рефлекторными. Рефлексы — непроизвольные движения, находящиеся под субкортикальным контролем. Благодаря рефлекторной активно­сти младенец собирает информацию о непосред­ственно окружающем его мире. Его реакции на прикосновения, свет, звук и изменения давления инициируют произвольные движения, которые в сочетании с усложнением организации коры го­ловного мозга в первые месяцы жизни играют важную роль, помогая ребенку узнать больше о своем теле и окружающем мире. Непроизвольные движения обычно рассматривают как примитив­ные или постуральные рефлексы.

Примитивные рефлексы, или рефлексы по­ложения — это реакции, направленные на сбор информации, поиск пищи и защиту. Постуральные рефлексы напоминают развивающиеся позд­нее произвольные движения для поддержания тела или его части (конечности) в определен­ном положении. В таблицах 19. 2 и 19. 3 приве­дены общие сведения о некоторых примитивных и постуральных рефлексах. Фазу рефлекторных движений можно разделить на два перекрываю­щиеся этапа — кодирования и раскодирования информации.

ТАБЛИЦА 19. 1 — Фазы и этапы двигательного развития

Фаза

Примерный период

Этап

Рефлекторных движений

Внутриутробное до 4 месяцев

Кодирование информации

От 4 месяцев до 1 года

Раскодирование информации

Рудиментарных движений

От рождения до 1 года

Угасание рефлексов

 

От 1 года до 2 лет

Предшествующий развитию контроля

Базовых движений

2 — 3 года

Начальный  

 

4 — 5 лет

Элементарный  

 

6 — 7 лет

Сформированных движений  

Специализированных движений

7—10 лет

Переходный  

 

11 —13 лет

Прикладной  

 

14 лет и старше

Практического применения  
           

Этап кодирования информации

Этап кодирования (сбора) информации фазы рефлекторных движений характеризуется замет­ными непроизвольными движениями на протяже нии внутриутробного развития плода и новорож­денного до 4 месяцев. В это время низшие центры головного мозга развиты лучше по сравнению с двигательной зоной коры и осуществляют руко­водство движениями плода и новорожденного. Эти мозговые центры способны вызывать непро­извольные движения в ответ на разнообразные стимулы различной интенсивности и продол­жительности. На этом этапе рефлексы являются основным средством, которое позволяет ребенку осуществлять сбор информации, поиск пищи и защищать себя с помощью движений.

 

ТАБЛИЦА 19. 2 — Последовательность появления некоторых примитивных рефлексов новорожденного

Рефлекс Появление

Угасание

          Стимул

Поведение

Моро При рождении

3 месяца

Положение лежа на спине

Резкий громкий звук вызывает быстрые или внезапные движения головы ребенка

Стимуляция вызывает разгибание конечностей новорожденного с последующим возвращением их в согнутое положение, прижатыми к телу

Тонический шейный (асимметрич ный) При рождении*

6 месяцев

Положение лежа на спине

Голова повернута влево или вправо

Конечности той стороны тела, куда повернута голова, разогнуты, а с противоположной - согнуты

Тонический шейный (симметричный) При рождении*

6 месяцев

Положение сидя с опорой

Сгибание или разгибание шеи ребенка

Сгибание или разгибание шеи сопровождается разгибанием рук и сгибанием ног

Хватательный При рождении

От 4 до 6 месяцев

Положение лежа на спине

Стимуляция ладони или подошвы

Стимуляция сопровождается хватательной реакцией кисти или сгибанием пальцев ноги

Бабинского При рождении

6 месяцев

Положение лежа на спине

Стимуляция путем поглаживания подошвы

 

Стимуляция сопровождается разгибанием пальцев ноги

Сосаиельный

При рождении

3месяца

Положение лежа на спине или сидя с опорой

Стимуляция путем прикосновения над или под губами

Прикосновение к области рта вызывает сосательные движения рта
               
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...