Двигательный контроль Двигательная компетентность
Двигательный контроль Двигательная компетентность Факторы задания (например, рудиментарные, базовые, специализированные двигательные навыки) Рисунок 19. 1 — Модель взаимодействий, иллюстрирующая причинно-следственные связи в процессе двигательного развития и приобретения двигательных навыков
ФАЗЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Если движение является " окном" для наблюдения за двигательным развитием, тогда для изучения развития можно воспользоваться анализом типичной последовательности приобретения двигательных способностей. Фазы двигательного развития и этапы развития в каждой фазе (табл. 19. 1) могут быть использованы в качестве полезной описательной модели для этого исследования (Gallahue, Ozmun, 2002).
Фаза рефлекторных движений Наши самые первые движения являются рефлекторными. Рефлексы — непроизвольные движения, находящиеся под субкортикальным контролем. Благодаря рефлекторной активности младенец собирает информацию о непосредственно окружающем его мире. Его реакции на прикосновения, свет, звук и изменения давления инициируют произвольные движения, которые в сочетании с усложнением организации коры головного мозга в первые месяцы жизни играют важную роль, помогая ребенку узнать больше о своем теле и окружающем мире. Непроизвольные движения обычно рассматривают как примитивные или постуральные рефлексы. Примитивные рефлексы, или рефлексы положения — это реакции, направленные на сбор информации, поиск пищи и защиту. Постуральные рефлексы напоминают развивающиеся позднее произвольные движения для поддержания тела или его части (конечности) в определенном положении. В таблицах 19. 2 и 19. 3 приведены общие сведения о некоторых примитивных и постуральных рефлексах. Фазу рефлекторных движений можно разделить на два перекрывающиеся этапа — кодирования и раскодирования информации.
ТАБЛИЦА 19. 1 — Фазы и этапы двигательного развития
Этап кодирования информации Этап кодирования (сбора) информации фазы рефлекторных движений характеризуется заметными непроизвольными движениями на протяже нии внутриутробного развития плода и новорожденного до 4 месяцев. В это время низшие центры головного мозга развиты лучше по сравнению с двигательной зоной коры и осуществляют руководство движениями плода и новорожденного. Эти мозговые центры способны вызывать непроизвольные движения в ответ на разнообразные стимулы различной интенсивности и продолжительности. На этом этапе рефлексы являются основным средством, которое позволяет ребенку осуществлять сбор информации, поиск пищи и защищать себя с помощью движений.
ТАБЛИЦА 19. 2 — Последовательность появления некоторых примитивных рефлексов новорожденного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|