Этап угасания рефлексов. Этап, предшествующий развитию контроля. Таблица 19.4 – Последовательность развития способностей к выполнению некоторых рудиментарных движений
Этап угасания рефлексов С момента рождения ребенка начинается этап угасания рефлексов фазы рудиментарных движений. Хотя рефлексы доминируют в репертуаре движений новорожденного, движения грудного ребенка находятся под значительным влиянием развивающейся коры большого мозга. Развитие коры большого мозга и уменьшение определенных внешних ограничений приводят к постепенному исчезновению некоторых рефлексов. Примитивные и постуральные рефлексы замешаются произвольными двигательными реакциями. На уровне угасания рефлексов произвольные движения плохо дифференцированы и интегрированы. Это означает, что нейромоторный аппарат грудного ребенка находится еще на рудиментарной стадии развития. Движения, несмотря на целенаправленность, кажутся неконтролируемыми и грубыми. Например, если ребенок хочет прикоснуться к объекту, это сопровождается общим движением кисти, запястья, предплечья, плеча и даже туловища. Другими словами, процесс движения руки, направленный на контакт с объектом, хотя и является произвольным, все же лишен контроля.
Этап, предшествующий развитию контроля В возрасте около одного года у большинства детей наблюдается увеличение точности и контроля движений. Происходит процесс дифференциации сенсорной и моторной систем, а также интеграции перцептивной и моторной информации в более осмысленный и соответствующий действительности результат. Развитие высших когнитивных процессов, а также двигательных процессов способствует быстрому приобретению рудиментарных двигательных способностей на этом этапе. Дети учатся приобретать и поддерживать равновесие, манипулировать объектами и перемещаться в окружающем их пространстве. Процесс созревания может частично объяснить быстроту и степень развития двигательного контроля на этом этапе, однако повышение уровня двигательных навыков уже не является столь поразительным.
Таблица 19. 4 – Последовательность развития способностей к выполнению некоторых рудиментарных движений
Отклонения в процессе развития Существует ряд заболеваний, которые подвергают детей грудного и младшего возраста риску задержки развития различных рудиментарных движений. Нарушения центральной нервной системы, функции опорно-двигательного аппарата и отклонения умственного развития могут препятствовать двигательному развитию в период этой начальной фазы произвольных движений. Сенсорные нарушения также могут замедлять процесс развития. В частности, задержка двигательного развития часто наблюдается у маленьких детей с нарушениями зрения (Elisa et al., 2002; Prechtl et al., 2001). Вместе с тем различные терапевтические мероприятия позволяют свести к минимуму подобную задержку. Благодаря использованию звуковых сигналов в качестве замены зрительных, можно стимулировать детей с нарушениями зрения к взаимодействию с окружающим миром и сгладить ограниченность возможностей их двигательного развития.
Фаза базовых движений Базовые двигательные способности в раннем детстве представляют собой естественное развитие фазы рудиментарных движений грудного возраста. Такие движения обычно рассматриваются как основные двигательные навыки (ходьба, бег, бросание и ловля), которые являются структурными блоками для более высокоразвитых и точных двигательных навыков. Эта фаза двигательного развития представляет собой период, когда маленький ребенок активно участвует в исследовании и экспериментировании с двигательными возможностями своего тела, связанными с выполнением многих базовых движений, необходимых для поддержания устойчивости тела, локомоции и манипуляций предметами сначала по отдельности, а потом в различных сочетаниях. Дети в фазе развития базовых паттернов движений учатся реагировать на разнообразные стимулы с использованием двигательного контроля и двигательной компетентности. В таблицах 19. 5—19. 7 представлено описание типичной последовательности развития отдельных движений, необходимых для поддержания устойчивости тела, локомоции и манипуляций предметами.
Некоторые исследователи и специалисты по разработке средств оценки двигательного развития попытались выделить в фазе базовых движений несколько последовательных стадий (McClenaghan, Gallahue, 1978; Haubenstricker, Seefeldt, 1986; Roberton, Halverson, 1984; Gallahue, Ozmun, 2002). Для удобства изложения материала мы будем рассматривать фазу базовых движений в виде совокупности трех независимых, но перекрывающихся этапов: начального, элементарного и сформированных движений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|