Таблица 19. 5 – Последовательность развития способностей к выполнению некоторых движений, связанных с поддержанием устойчивости тела
Двигательный паттерн
Некоторые способности
Примерный возраст появления
Динамическое равновесие включает поддержание тела в устойчивом положении при смещении центра тяжести
Ходит по прямой линии шириной 2. 5 см
Ходит по окружности, описанной линией шириной 2, 5 см
Стоит на низком бревне
Проходит небольшое расстояние по бревну шириной 10 см
Ходит по бревну шириной 10 см, переставляя ноги
Ходит по бревну шириной 5 или 7, 5 см
Выполняет базовый кувырок вперед
Выполняет сформированный кувырок вперед*
2-4 года
3-5 лет
2-3 года
2-4 года
3-5 лет
2-5 лет
3-7 лет
6-7 лет
Статическое равновесие включает поддержание тела в устойчивом положении при неподвижном центре тяжести
Встает с помощью опоры на ноги
Встает без помощи опоры
Встает самостоятельно
Удерживает равновесие на одной ноге в течение 3-5 секунд
Удерживает тело в основных развернутых в трех точках положения
7-10 месяцев
9-11 месяцев
10-12 месяцев
3-5 лет
3-5 лет
Осевые движения
Аксиальные движения – статические позы, которые включает наклоны, вытягивания, скручивания, повороты и др.
Способности к выполнению аксиальных движений обнаруживаются еще в грудном возрасте и постепенно становятся боле точными до момента включения в развивающиеся манипуляционные двигательные паттерны при бросании, ловле, ударах по предметам ногой или отбивании объектов рукой и др.
2 месяца -6лет
*Развитие ребенка дает ему «возможности» для достижения такого результата. Реальное состояние определяется факторами, связанными с особенностями организма, внешней среды и двигательного задания.
ТАБЛИЦА 19. 6 — Последовательность развития способностей к некоторым манипуляцио
Двигательный паттерн
Некоторые способности
Примерный возраст появления
Доставание, хватание, отпускание заключается в осуществлении успешного взаимодействия с объектом, удерживании его одной рукой и освобождении по желанию
Примитивные движение, связанные с доставлением объектов
Собирание объектов
Хват кистью
Хват пальцами
Контролируемый хват
Контролируемое отпускание
2-4 месяца
2-4 месяца
3-5 месяцев
8-10 месяцев
12-14 месяцев
14-18 месяцев
Бросаниепредполагает приложение силы к объекту в общем направлении броска
Ребенок стоит лицом к мишени, ноги не двигаются, бросок мяча выполняются только за счет разгибания предплечья
То же самое, но с добавлением поворота туловища
Шаг вперед ногой с той же стороны, где расположена выполняющая бросок рука
У мальчиков наблюдается более сформулированный паттерн, чем у девочек
Сформированный паттерн броска*
2-3 года
3, 5-5 лет
4-5 лет
5 лет и старше
4-6 лет
Ловля включает компенсацию руками силы, оказываемой движущимися объектом, с постепенным переходом от больших мячей к маленьким
Преследует мяч, не реагирует на мяч, летящий в воздухе
Реагирует на летящий в воздухе мяч запоздалым движением рук
Требуется указания в отношении правильного положения рук
Защитная реакция (поворачивает голову в сторону)
Ловит мяч, используя для этого туловище
Ловит мяч, используя руки, но только в случае маленького мяча
Сформированный двигательный паттерн при ловле мяча*
18-24 месяца
2-3 года
2-5 лет
3-5 лет
3-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Удары по объектам ногами предполагают приложение силы к объекту с помощью
Толкает мяч ногой, а не бьет его по настоящему
Выполняет удар по мячу прямой ногой без участия тела (удар по мячу)
Сгибает ногу при отведении назад
Большой мах ногой назад и вперед с выраженным противоположным движением рук
Сформированный паттерн (удар «сквозь» мяч)*
14-18 месяцев
18-36 месяцев
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
Удары по объектам рукой предполагают внезапный контакт руки с объектом, с движением руки из-за головы, сбоку и снизу
Стоя лицом к объекту, выполняет замах рукой в вертикальной плоскости
Выполняет замах в горизонтальной плоскости, стоя у объекту боком
Поворачивает туловище и бедра и переносит центр тяжести вперед
Сформированный паттерн горизонтального удара с неподвижным мячом*
2-3 года
4-5 лет
4-6 лет
5-7 лет
*Развитие ребенка дает ему «возможности» для достижения такого результата. Реальное состояние определяется факторами, связанными с особенностями организма, внешней среды и двигательного задания.
Начальный этап
Начальный этап фазы базовых движений представляет первые целенаправленные попытки ребенка выполнения базовых движений. При этом выполняемые движения характеризуются отсутствием или неправильной последовательностью элементов, заметно ограниченным или избыточным использованием тела, а также недостаточной равномерностью и координацией. Другими словами, уровень пространственной и временной интеграции движений на этом этапе еще довольно низкий.
Элементарный этап
Этот этап отличается более высоким уровнем контроля и ритмической координации основных движений. Временные и пространствен
ные элементы движений лучше скоординированы, однако в целом паттерн движений пока еще ограничен или чрезмерно расширен. Дети с нормальным умственным и физическим развитием обычно переходят на элементарный этап в процессе созревания. Многие люди (как дети, так и взрослые) не способны выйти за пределы элементарного этапа в случае многих основных двигательных паттернов.