Фаза специализированных движений
Фаза специализированных движений Данная фаза двигательного развития представляет собой естественное продолжение фазы базовых движений, которые становятся средством, применимым в занятиях специализированной двигательной активностью для реализации целей повседневной жизни, рекреации и спорта. Это период, когда базовые навыки поддержания устойчивости тела, локомоции и манипуляции постепенно совершенствуются, объединяются в разных сочетаниях и формируются окончательно так, чтобы их можно было использовать в различных ситуациях, предъявляющих все более высокие требования к двигательным способностям ребенка. Например, базовые движения прыжков на одной и на двух ногах теперь могут применяться для прыжков со скакалкой, народных танцев либо выполнения тройного прыжка на состязаниях по легкой атлетике. Начало и степень развития навыков в фазе специализированных движений зависят от разнообразия факторов, связанных с особенностями заданий, индивидуума и внешнего окружения. Сложность заданий, индивидуальные физические, умственные и эмоциональные ограничения, а также внешние факторы, такие, как возможности для практических занятий, наличие поощрения и обучения, — это лишь отдельные примеры таких факторов. В фазе специализированных движений выделяют три этапа. Переходный этап В возрасте 7—8 лет дети обычно вступают в переходный этап формирования их двигательных навыков. Они начинают комбинировать и применять базовые двигательные навыки для выполнения специализированных движений в спорте и во время активного отдыха. Ходьба по канатному подвесному мосту, прыжки со скакалкой и игра с футбольным мячом — вот примеры распространенных навыков переходного периода. Эти навыки включают те же элементы, что и базовые движения, однако требуют большей сформированное™, точности и контроля движений. Базовые двигательные навыки, развитие и совершенствование которых в предыдущей фазе происходило изолированно друг от друга, теперь применяются для игр, занятий двигательной активностью, а также в повседневной жизни. Двигательные навыки переходного периода — это просто практическое применение базовых двигательных паттернов в несколько более сложных и специфических формах.
Прикладной этап В возрасте 10—13 лет в развитии навыков происходят изменения. Во время предыдущего (переходного) этапа ограничения когнитивных и эмоциональных способностей, а также практического опыта в сочетании с естественным стремлением к активному поведению приводили к тому, что нормальная (без вмешательства взрослых) концентрация на движении была широкой и рассеянной на " все" доступные виды двигательной активности. На прикладном этапе усложнение когнитивных процессов и увеличение практического опыта позволяют детям на основании учета разнообразных факторов принимать множество решений, связанных с процессом обучения и с участием в занятиях двигательной активностью. Дети начинают принимать осознанные решения " за" и " против" участия в определенных видах двигательной активности. Эти решения базируются, главным образом, на их субъективном восприятии того, как факторы, связанные с заданием, их индивидуальными особенностями и внешней средой, могут повышать или понижать шансы на получение удовольствия и успех. Этап практического применения Этот этап обычно начинается в возрасте около 13 лет и продолжается в зрелые годы. Он представляет собой итог процесса двигательного развития и характеризуется использованием приобретенного индивидуумом набора движений на протяжении всей жизни. Интересы, способности и предпочтения, сделанные в период предшествующего (прикладного) этапа, передаются на этот этап и накладывают отпечаток на деятельность, связанную с повседневной жизнью, рекреацией и занятиями спортом.
Отклонения в процессе развития Продолжение развития двигательных навыков в подростковом возрасте и в зрелые годы имеет важное значение для лиц с различными нарушениями. Совершенствование двигательных навыков играет значительную роль в поддержании и увеличении степени независимости инвалида. Определенные локомоторные и манипуляционные навыки необходимы для использования возможностей, предоставляемых местным сообществом, независимо от связи с трудовой деятельностью или активным отдыхом. Кроме того, развитие двигательных навыков расширяет возможности для занятий двигательной активностью, позволяет укрепить здоровье и вести более полноценную жизнь, что особенно актуально для лиц старшего возраста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приобретение двигательного контроля и двигательной компетентности — это экстенсивный процесс, который начинается с ранних рефлекторных движений новорожденного и продолжается в течение всей жизни. Этот процесс, благодаря которому индивидуум от фазы рефлекторных движений постепенно переходит через фазы рудиментарных и базовых движений к фазе специализированных движений, находится под влиянием факторов, связанных с особенностями задания, индивидуума и окружающей среды. Проявление рефлексов и рудиментарных движений в значительной мере связано с процессом созревания организма. Они возникают и исчезают в довольно жесткой определенной последовательности. Различия проявляются главным образом в скорости их появления. Они создают важную основу для формирования базовых движений. Базовые движения — это основные двигательные паттерны, которые начинают развиваться примерно в то же время, когда ребенок становится способным самостоятельно ходить, и дают возможность свободно перемещаться в окружающем пространстве. Эти основные способности, связанные с локомоциями, манипуляциями предметами и поддержанием устойчивости тела, проходят определенный наблюдаемый период развития от слаборазвитого состояния до зрелости. Для ряда базовых движений в рамках этой фазы были выделены этапы — начальный, элементарный и сформированных движений. Достижение последнего этапа в значительной степени зависит от наличия возможностей для практических занятий, поощрения и обучения в таких условиях, которые стимулируют усвоение изучаемого материала. Базовые двигательные навыки развиваются и совершенствуются, чтобы сформировать специализированные двигательные способности, столь необходимые для активного проведения досуга, занятий соревновательным спортом и выполнения задач повседневной жизни.
Фаза специализированных двигательных навыков представляет собой следующий шаг в развитии движений. Специализированные навыки более точны по сравнению с базовыми. Они часто включают сочетание базовых двигательных способностей и требуют значительной степени аккуратности при выполнении. Фаза специализированных навыков состоит из трех взаимосвязанных этапов. В переходный этап дети начинают использовать базовые двигательные навыки целенаправленно В ходе изучения процесса роста и двигательного развития обнаруживаются принципы развития, которые являются основой для формулировки теорий. Теория динамических систем и фазы двигательного развития служат удобным средством для осмысления процесса и результата двигательного развития. У лиц с нарушениями могут наблюдаться задержки двигательного развития, в некоторых случаях это происходит с отклонениями от обычного течения событий. Анализ особенностей индивидуума, потребностей двигательных заданий и внешних факторов позволяет разработать стратегии воздействия для расширения возможностей успешного использования существующих двигательных способностей на протяжении жизни любого индивидуума.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|