Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фаза специализированных движений




Фаза специализированных движений

Данная фаза двигательного развития представ­ляет собой естественное продолжение фазы ба­зовых движений, которые становятся средством, применимым в занятиях специализированной двигательной активностью для реализации це­лей повседневной жизни, рекреации и спорта. Это период, когда базовые навыки поддержания устойчивости тела, локомоции и манипуляции постепенно совершенствуются, объединяются в разных сочетаниях и формируются окончательно так, чтобы их можно было использовать в раз­личных ситуациях, предъявляющих все более вы­сокие требования к двигательным способностям ребенка.

Например, базовые движения прыжков на одной и на двух ногах теперь могут применяться для прыжков со скакалкой, народных танцев либо выполнения тройного прыжка на состязаниях по легкой атлетике.

Начало и степень развития навыков в фазе специализированных движений зависят от раз­нообразия факторов, связанных с особенностями заданий, индивидуума и внешнего окружения. Сложность заданий, индивидуальные физиче­ские, умственные и эмоциональные ограничения,

а также внешние факторы, такие, как возможно­сти для практических занятий, наличие поощре­ния и обучения, — это лишь отдельные примеры таких факторов. В фазе специализированных дви­жений выделяют три этапа.

Переходный этап

В возрасте 7—8 лет дети обычно вступают в переходный этап формирования их двигательных навыков. Они начинают комбинировать и при­менять базовые двигательные навыки для выпол­нения специализированных движений в спорте и во время активного отдыха. Ходьба по канат­ному подвесному мосту, прыжки со скакалкой и игра с футбольным мячом — вот примеры рас­пространенных навыков переходного перио­да. Эти навыки включают те же элементы, что и базовые движения, однако требуют большей сформированное™, точности и контроля движе­ний. Базовые двигательные навыки, развитие и совершенствование которых в предыдущей фазе происходило изолированно друг от друга, теперь применяются для игр, занятий двигательной ак­тивностью, а также в повседневной жизни. Дви­гательные навыки переходного периода — это просто практическое применение базовых дви­гательных паттернов в несколько более сложных и специфических формах.

Прикладной этап

В возрасте 10—13 лет в развитии навыков про­исходят изменения. Во время предыдущего (пере­ходного) этапа ограничения когнитивных и эмо­циональных способностей, а также практического опыта в сочетании с естественным стремлением к активному поведению приводили к тому, что нор­мальная (без вмешательства взрослых) концентра­ция на движении была широкой и рассеянной на " все" доступные виды двигательной активности. На прикладном этапе усложнение когнитивных процессов и увеличение практического опыта по­зволяют детям на основании учета разнообразных факторов принимать множество решений, связан­ных с процессом обучения и с участием в занятиях двигательной активностью. Дети начинают прини­мать осознанные решения " за" и " против" участия в определенных видах двигательной активности. Эти решения базируются, главным образом, на их субъ­ективном восприятии того, как факторы, связанные с заданием, их индивидуальными особенностями и внешней средой, могут повышать или понижать шансы на получение удовольствия и успех.

Этап практического применения

Этот этап обычно начинается в возрасте около 13 лет и продолжается в зрелые годы. Он пред­ставляет собой итог процесса двигательного раз­вития и характеризуется использованием приоб­ретенного индивидуумом набора движений на протяжении всей жизни. Интересы, способности и предпочтения, сделанные в период предшеству­ющего (прикладного) этапа, передаются на этот этап и накладывают отпечаток на деятельность, связанную с повседневной жизнью, рекреацией и занятиями спортом.

Отклонения в процессе развития

Продолжение развития двигательных навыков в подростковом возрасте и в зрелые годы имеет важное значение для лиц с различными наруше­ниями. Совершенствование двигательных навыков играет значительную роль в поддержании и увели­чении степени независимости инвалида. Опреде­ленные локомоторные и манипуляционные навы­ки необходимы для использования возможностей, предоставляемых местным сообществом, незави­симо от связи с трудовой деятельностью или ак­тивным отдыхом. Кроме того, развитие двигатель­ных навыков расширяет возможности для занятий двигательной активностью, позволяет укрепить здоровье и вести более полноценную жизнь, что особенно актуально для лиц старшего возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приобретение двигательного контроля и дви­гательной компетентности — это экстенсивный процесс, который начинается с ранних рефлек­торных движений новорожденного и продолжает­ся в течение всей жизни. Этот процесс, благодаря которому индивидуум от фазы рефлекторных дви­жений постепенно переходит через фазы руди­ментарных и базовых движений к фазе специали­зированных движений, находится под влиянием факторов, связанных с особенностями задания, индивидуума и окружающей среды.

Проявление рефлексов и рудиментарных дви­жений в значительной мере связано с процессом созревания организма. Они возникают и исчезают в довольно жесткой определенной последователь­ности. Различия проявляются главным образом в скорости их появления. Они создают важную основу для формирования базовых движений.

Базовые движения — это основные двигатель­ные паттерны, которые начинают развиваться примерно в то же время, когда ребенок становит­ся способным самостоятельно ходить, и дают воз­можность свободно перемещаться в окружающем пространстве. Эти основные способности, связан­ные с локомоциями, манипуляциями предмета­ми и поддержанием устойчивости тела, проходят определенный наблюдаемый период развития от слаборазвитого состояния до зрелости. Для ряда базовых движений в рамках этой фазы были выде­лены этапы — начальный, элементарный и сфор­мированных движений. Достижение последнего этапа в значительной степени зависит от наличия возможностей для практических занятий, поощре­ния и обучения в таких условиях, которые стиму­лируют усвоение изучаемого материала. Базовые двигательные навыки развиваются и совершен­ствуются, чтобы сформировать специализирован­ные двигательные способности, столь необходи­мые для активного проведения досуга, занятий соревновательным спортом и выполнения задач повседневной жизни.

Фаза специализированных двигательных навы­ков представляет собой следующий шаг в развитии движений. Специализированные навыки более точны по сравнению с базовыми. Они часто вклю­чают сочетание базовых двигательных способно­стей и требуют значительной степени аккуратно­сти при выполнении. Фаза специализированных навыков состоит из трех взаимосвязанных этапов. В переходный этап дети начинают использовать базовые двигательные навыки целенаправленно В ходе изучения процесса роста и двигательно­го развития обнаруживаются принципы развития, которые являются основой для формулировки теорий. Теория динамических систем и фазы дви­гательного развития служат удобным средством для осмысления процесса и результата двигатель­ного развития.

У лиц с нарушениями могут наблюдаться за­держки двигательного развития, в некоторых слу­чаях это происходит с отклонениями от обычного течения событий. Анализ особенностей индивидуу­ма, потребностей двигательных заданий и внешних факторов позволяет разработать стратегии воздей­ствия для расширения возможностей успешного ис­пользования существующих двигательных способ­ностей на протяжении жизни любого индивидуума.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...