Глава 0. Квест. Терминология. Глава 1. Принцип антагонизма.. Уровни негатива.
Стр 1 из 25Следующая ⇒ История на миллион. Конспект-осмысление. Книга за авторством Роберта Макки является очень объемным трудом. Местами его весьма непросто читать, т. к. автор оперирует категориями профессионального кино, зачастую сильно переусложненными с точки зрения любителя. Кроме того, в ней присутствует огромное количество примеров из классики западного кинематографа, с большей частью которых я не знаком. Именно по этим причинам у меня возникла мысль сделать конспект-осмысление «Истории на миллион». В приведенном ниже тексте я представляю свое понимание приемов и правил, описанных в книге, причем, в максимально сжатом и четком виде.
Глава 0. Квест.
Издревле люди рассказывают друг другу истории. Все они имеют форму квеста или поиска, потому что в каждом есть событие, которое: · нарушает равновесие в жизни персонажа; · вызывает в нем желание отыскать то, что (по его мнению) восстановит баланс; · отправляет его на поиски объекта его желания. Герой либо добьется своего, либо потерпит неудачу. Это и есть история в сжатом виде.
Терминология.
Ценности истории — это универсальные свойства человеческих переживаний и опыта, которые могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Событие — это часть истории, где происходит существенное изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью. Структура — это набор событий из истории жизни персонажей, выстраиваемых в тщательно спланированной последовательности для того, чтобы вызвать у зрителей определенные эмоции и выразить особое мироощущение. Структура истории в понимании последовательности необходимых элементов состоит из пяти частей. Это побуждающее происшествие, прогрессия усложнений, кризис, кульминация и развязка.
Глава 1. Принцип антагонизма.
Этот принцип является важнейшим с точки зрения построения структуры истории. Формулируется он так: Степень интеллектуальной привлекательности и эмоциональной убедительности главного героя и его истории определяется действиями сил антагонизма. Что это значит? Человек по своей природе ленив. Ленив в том плане, что он не склонен тратить сил больше, чем надо. Следовательно, каждую задачу он решает максимально простым и эффективным способом. Понятно, что из такого человека не получится интересный персонаж. Как же быть сценаристу? Ответ на этот вопрос лежит в негативной составляющей истории. Чем значительнее и сложнее противостоящие персонажу силы, тем более цельными должны получиться и его характер, и вся история. Понятие «силы антагонизма» не обязательно относится к определенному антигерою или злодею. Да, бывают ярко выраженные архизлодеи, например Терминатор, но чаще мы имеем в виду общую совокупность сил, препятствующих персонажу. Обратите внимание! Если мы: · внимательно понаблюдаем за главным героем в момент побуждающего происшествия (по-простому – «волшебного пенделя», отправляющего его в квест); · оценим его силу воли в совокупности с интеллектуальными, эмоциональными, социальными и физическими возможностями; · сравним все это с его внутренними противоречиями и силами антагонизма в рамках его межличностных конфликтов; · проанализируем его отношения с антагонистическими институтами и окружением; то станет ясно, что победа НЕ на его стороне. У него есть шанс достичь цели — но это всего лишь шанс. Даже если в начале квеста он способен разрешить конфликт на одном из уровней, то сила всей совокупности конфликтов кажется непреодолимой.
Негативная составляющая истории должна присутствовать до самого конца. Благодаря ей можно не только наиболее полно показать главного героя и других персонажей, но и довести историю до конца, до яркой и приносящей удовлетворение кульминации.
Уровни негатива.
Как понять, что антагонизм прописан достаточно сильно? В общем случае достаточно задать себе вопрос: есть ли в моей истории настолько мощные негативные силы, чтобы потребовалось наделить ее персонажей исключительными положительными качествами? Но если вы хотите создать хорошую историю, то вам придется оперировать уровнями негатива. Для начала определите главную ценность истории. Например, справедливость (в выражении законов государства). Как правило, позитивный заряд ценности представляет главный герой, а негативный — силы антагонизма. Прямой негатив здесь - это несправедливость, то есть, нарушение законов. Но эта пара не является полноценной. Во-первых, между ними существует то, что можно назвать пограничной ценностью - необъективность. Она характеризуется как негативная, но не обязательно незаконная: семейственность, расизм, бюрократические проволочки, предубеждения, разного рода пристрастные отношения. А во-вторых, противоположность не является предельным выражением негатива. Крайность – это антагонистическая сила, которая имеет двойной негативный заряд. Это отрицание отрицания, сложная негативная ситуация, в которой жизненные обстоятельства героев ухудшаются не только в количественном, но и в качественном плане. Здесь проявляются самые темные стороны человеческой натуры. В нашем случае таким состоянием является деспотизм или право сильного. Если не получается создать убедительную историю через привлекательного главного героя и его мира, поработайте над негативной стороной. Проведите историю через все этапы модели «пограничное» - «противоположное» - «отрицание отрицания». Вот вам в помощь варианты цепочек для разных ценностей: · Справедливость - необъективность - несправедливость - деспотизм (право сильного). · Любовь - безразличие - ненависть - ненависть к себе (альтернатива: ненависть, выдаваемая за любовь).
· Правда - полуправда (святая ложь) - ложь - самообман. · Самосознание - бессознательность - смерть - проклятие. · Богатство - средний достаток - бедность и муки бедности - богатство, но с муками бедности. · Общение - отчужденность - изоляция - безумие. · Успех - компромисс - неудача - ликвидация. · Мудрость - невежество - глупость - глупость, выдаваемая за ум. · Свобода - принуждение - рабство - рабство, выдаваемое за свободу. · Смелость - страх - трусость - трусость, выдаваемая за смелость. · Верность - верность двоим (и мужу, и любовнику) - измена - измена себе. · Зрелость - приступы ребячества - постоянное впадение в детство - впадение в детство, выдаваемое за зрелость. · Классический секс - неодобряемый - запрещенный - извращенный. Еще одним критерием качества сил антагонизма (да и всей истории) является риск. Задайте себе вопрос: что главный герой неизбежно потеряет, если не получит то, чего хочет? Или, если точнее, насколько опасными для него окажутся самые негативные последствия возможной неудачи? Если вы не можете дать очевидные и убедительные ответы на эти вопросы, то ваша история изначально ориентирована неправильно. Но даже четкий ответ вроде: «в случае неудачи жизнь главного героя вернется в свое нормальное русло» будет означать, что цель и устремления героя не стоят ровным счетом ничего, а силы антагонизма способны вызвать лишь скуку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|