Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как сокращать персонажей?. Глава 5. Экспозиция. Флэшбэки.




Как сокращать персонажей?

 

Простой пример. Если идеально подобранные герои садятся ужинать и что-то происходит, будь то мелкая неприятность в виде пролитого на скатерть вина или важное сообщение (например, о разводе), то каждое действующее лицо должно продемонстрировать особую и отличную от других реакцию.

На свете не существует двух людей, которые будут реагировать на происходящее совершенно одинаково, так как ни у кого не может быть одного и того же отношения к чему-либо. И если среди ваших персонажей есть два человека, обладающих похожей установкой и одинаково реагирующих на происходящее, вы должны или из двух лиц сделать единое целое, или исключить из истории одного из них. В случае одинаковой реакции героев вы сводите возможность конфликта до минимума. А стратегия писателя заключается в том, чтобы такую возможность максимально обострить.

 

Глава 5. Экспозиция.

 

Говоря об экспозиции, мы имеем в виду факты — информацию о сеттинге, биографические сведения и характеризацию, которые необходимы зрителям для того, чтобы следить за развитием действия и понимать происходящее.

Основная задача экспозиции — способствовать скорейшему возникновению конфликта. Предоставление информации – второстепенная цель. Драматургическая необходимость всегда стоит выше описательной функции.

Успешная экспозиция – это первый признак наличия у автора мастерства рассказчика (конечно, не факт, что вся история превосходна, но тем не менее). Успех в данном случае означает, что сценарист способен сделать ее невидимой. Тогда по мере развития истории зрители воспринимают все, что им нужно, даже не осознавая этого.

Принцип давно известен: «показывайте, а не рассказывайте». Его реализация подразумевает, что вся необходимая информация подается косвенно, в действиях и диалогах персонажей. И запомните, «показывать» не означает, что вы можете последовательно показать в кадре все необходимое, например, ряд фотографий из прошлого героев – это будет явной подачей информации, а значит, «рассказом».

Опытные сценаристы распределяют информацию экспозиции по всей истории, часто раскрывая ее прямо в кульминации последнего акта. Они следуют двум принципам, которые вы можете использовать.

· Никогда не включайте в текст сценария ничего такого, о чем сами зрители могут легко догадаться.

· Прибегайте к экспозиции, только если незнание какого-либо факта приведет к путанице. Вы можете поддерживать интерес, не сообщая информацию, а скрывая ее, за исключением тех случаев, когда она необходима для понимания.

Как и все остальные элементы сценария, экспозиция должна развиваться поступательно: сначала сообщаются наименее важные факты, затем более существенные, а в самом конце то, что имеет критическое значение – то, что непосредственно относится к конфликту.

Есть интересный прием раскрытия экспозиции. Вы, как автор, контролируете ход повествования. И если в определенном месте рассказа необходимо раскрыть какой-либо факт из экспозиции, пробудите в зрителях любопытство и желание это узнать. Когда люди жаждут информации, то даже наиболее сложный набор драматургически воплощенных фактов будет легко воспринят и понят.

 

Флэшбэки.

 

Ретроспективная сцена (иначе - флэшбэк) — это всего лишь еще одна форма экспозиции. Здесь применяются те же правила, и накосячить здесь можно ровно также. Поэтому если хотите их использовать, применяйте два приема.

· Инсценируйте возвращения к прошлому. Вместо представления флэшбэка в виде скучных и однообразных сцен, включайте в историю мини-драмы с собственным волшебным пенделем, прогрессиями и поворотным пунктом. Тогда вы сможете не просто избежать нарушения темпа истории, но даже этот темп ускорить.

· Во-вторых, не включайте флэшбэк, пока не сформируете у зрителей желание узнать, что тогда происходило. В этом отношении фильм отличается от книги. Писатели-прозаики могут вторгаться в мысли и чувства своих персонажей. В кино нет такой возможности. Писатель, если захочет, подводит своего героя к витрине магазина, заставляет его взглянуть на нее и вспомнить детские годы. Сценарист такого позволить себе не может (если, конечно, это не арт-хаус с минималистичным сюжетом и закадровым голосом).

Экспозиция в прозе относительно проста, однако камера, словно рентгеновский аппарат, высвечивает любую фальшь. Если мы попробуем ввести экспозицию в фильм с помощью свободных ассоциаций, как это делается в романе, или наполовину подсознательных быстрых смен кадров, которые «освещают» мысли персонажа, то все, что мы увидим, покажется нам надуманным.

 

Сны.

 

Кадры, показывающие то, что снится одному из персонажей, или эпизод со сновидениями — это тоже экспозиция, но отличающаяся утонченностью и элегантностью, словно девушка в бальном платье. Когда речь идет о таких, как правило, слабых попытках скрыть информацию под фрейдистскими штампами, все требования к показу экспозиции, о которых говорилось выше, должны соблюдаться с удвоенным старанием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...