Глава 4. Прогрессия усложнений.
Глава 4. Прогрессия усложнений.
Второй элемент пятичастной структуры — прогрессия усложнений, образующая основную часть истории, которая длится от побуждающего происшествия до кризиса/кульминации последнего акта... Блин, язык сломаешь, пока прочитаешь это. Короче, с волшебным пенделем в жизни героя наступает хрень. И на протяжении всей истории хрень будет расти и расширяться. Развитие хрени вызывает нарастание конфликта, когда герои сталкиваются со все более и более могущественными силами антагонизма, и формирует последовательность событий, которая переходит точку невозврата. Что такое «точка невозврата»? По сути это момент, когда герой (и вместе с ним зрители) понимает, что предпринятые усилия не дали нужного результата. Это брешь между ожиданиями и реальностью, благодаря которой история продолжает свое развитие. Только теперь герою придется отбросить испробованные методы и затратить больше сил на достижение цели. Это и есть «точка невозврата». Таких точек в истории может быть несколько, т. к. каждое действие героя приводит к тому, что ему противостоят все более мощные силы. Это и есть прогрессия усложнений – непрерывное нарастание ставок в большой игре: сильнее антагонизм, больше усилий героя, больше риска, более сильное проявление характера, более высокий уровень конфликта. История не должна возвращаться к действиям малого масштаба или качества. Необходимо постепенно двигаться вперед, к финальному действию, после которого зрителям не придется что-либо домысливать.
Закон конфликта
Волшебный пендель выталкивает героя в мир, где правит закон конфликта. Этот закон очень прост: в истории движение происходит только через конфликт. Это не просто эстетический принцип, это душа истории. Конфликт в истории исполняет ту же роль, что и звук в музыке. История служит метафорой жизни, и чтобы она была живой, в ней должен присутствовать конфликт.
Говорят, что суть реальности составляет недостаточность, всеобщая и вечная нехватка чего-либо. Во всем мире нет ничего, что было бы в достатке. Недостаточно еды, любви, справедливости; всегда не хватает времени. Еще говорят, что время - основная категория бытия. Мы живем в его постоянно сжимающейся тени, и если хотим успеть достичь того, что позволит умереть с мыслью, что жили не зря, придется вступить в решительный конфликт с силами недостаточности, которые мешают осуществлению наших желаний. С точки зрения конфликта есть две причины неудачных сценариев: · конфликт показан избыточно, но при этом он лишен смысла и выглядит абсурдно-насильственным; · конфликт показан содержательно и правдиво, но выглядит закостенелым. В первом случае сценарии напоминают упражнения по использованию спецэффектов. Да, такие авторы читали учебники по созданию конфликта, но из-за отсутствия интереса или непонимания жизненных реалий придумывает лишь неуклюжие, перегруженные деталями оправдания для показа бесчисленных увечий и жестокости. Сценарии второго типа - это скучные описания, направленные против самого конфликта. Поэтому вместо конфликтов мы видим сдержанные описания, которые подводят к мысли, что если мы научимся общаться, станем чуть более милосердными и будем уважать окружающую среду, то человечество ждет жизнь в раю. Увы, далеко не все понимают, что если качество конфликта и меняется при переходе с уровня на уровень, то количество конфликтов в жизни остается неизменным. Всегда чего-то не хватает. При нажатии на воздушный шар его общий объем не меняется: просто на другой стороне появляется вздутие. Когда мы удаляем конфликт на одном уровне жизни, он возникает на другом или намного усиливает существующий.
Помните, вся наша жизнь связана с решением глобальных вопросов поиска и обретения любви и самоуважения, внесения покоя в охваченный хаосом внутренний мир, огромной социальной несправедливости, ускользающего времени. Суть жизни — в конфликте. И писателю решать, где и как контролировать эту борьбу.
Сложность и усложнение.
Термины, конечно, не очень, но существует тонкая грань между понятиями «усложнение» и «сложность». И для их понимания надо обратиться к понятию уровня конфликта. Их всего три: · внутренний (внутриличностный) конфликт − сюжет типа «поток сознания»; · личностный (межличностный) конфликт − мыльная опера; · внеличностный (надличностный) конфликт − боевик/приключение, фарс. Так вот, простое усложнение истории предполагает, что конфликты не выходят за пределы одного из них. Но для того чтобы добиться достаточной сложности, писатель помещает своих персонажей в условия, когда конфликт существует на всех трех уровнях жизни, и, зачастую, одновременно. Я советую большинству сценаристов создавать сложные истории, которые будут достаточно простыми. «Достаточно простые» не означает упрощенные. Речь идет о превосходно рассказанных историях, сдерживаемых двумя принципами: · максимально сокращаем число персонажей; · реже меняем место действия. Вместо того чтобы метаться во времени, пространстве и между героями, приучите себя использовать небольшой состав действующих лиц и мир в рамках определенных границ, а все свое внимание сконцентрируйте на достижении высокой степени сложности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|