Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Сеттинг. Приемы работы над сеттингом.. Каркас истории.




Глава 3. Сеттинг.

 

Часто бывает так, что после просмотра кино возникает чувство «я все это уже видел! ». Причина проста: сценарист не имеет ясного представления о мире своей истории. Когда в выбранном сеттинге не получается придумать хорошую историю, начинается плагиат похожих историй. Копируются диалоги, сцены и даже персонажи - и все это выдается за собственное творчество. Это вместо того, чтобы изначально проработать сеттинг своей истории по всем четырем измерениям:

· Период — это место истории во времени (в какую эпоху происходят события).

· Длительность — это продолжительность истории в количественном выражении (час, день, год, ... ).

· Локация — это место истории в пространстве.

· Уровень конфликта — это положение истории в иерархии социальных битв (внутриличностный, межличностный, надличностный).

Сеттинг истории четко определяет и ограничивает ее возможности.

Это очень важное правило. Несмотря на то, что сеттинг - всего лишь вымысел, в нем не может происходить все, что приходит вам на ум. Иными словами, история должна подчиняться собственным внутренним законам и выбор сценаристом событий ограничивается возможностями, существующими в рамках создаваемого им мира.

Не рассматривайте рамки сеттинга, как препятствие к творчеству. Это стимул - все интересные истории происходят в ограниченном и понятном пространстве. Вымышленный мир может казаться большим, но он должен быть достаточно мал, чтобы в конце работы над историей автор мог мгновенно ответить на любой вопрос — начиная с того, как ведут себя персонажи во время еды, и заканчивая прогнозом погоды на сентябрь.

 «Малый» не значит «простейший». Искусство заключается в том, чтобы выделить из вселенной одну крошечную часть и представить ее наиболее важной и интересной на данный момент. В таком случае «малый» означает «понятный». Ирония в том, что чем меньше мир, тем полнее знание о нем и шире выбор для творчества. Результат: создание действительно оригинальной истории и победа в войне со штампами.

 

Приемы работы над сеттингом.

 

При разработке сеттинга я предлагаю прибегнуть к изучению собственной памяти и воображения, а также к осмыслению фактов.

Память. Отвлекитесь от работы и задайте себе вопрос: «Что из имеющего отношение к жизни персонажей известно мне из собственного опыта? ». Изучите свое прошлое, переживите его заново, затем сделайте записи. Только в письменном виде воспоминания становятся пригодными для работы знаниями.

Воображение. Спросите себя: «На что это будет похоже, если попробовать жить жизнью своих персонажей час за часом, день за днем? ». Если память предлагает целые отрезки жизни, то воображение использует отдельные фрагменты, обрывки мечтаний и осколки впечатлений, вроде бы не связанные между собой. Но при детальном рассмотрении обнаруживаются скрытые связи, и все соединяется в единое целое. Отыскав эти связи и живо представив сцены, запишите их.

Факты. Творческий кризис лечится не визитом к психоаналитику, а посещением библиотеки. Талант необходимо стимулировать фактами и идеями. Занимайтесь исследованиями. Подпитывайте свой талант. Исследования позволяют не только выиграть войну со штампами, но служат залогом победы над страхом и его родственницей — депрессией.

Однако исследования не должны стать целью, иначе вы проведете долгие годы в изысканиях, но так ничего и не напишете. Исследования дают материал для творчества и пищу для воображения. Творчество — это умение сделать выбор между необходимым и излишним на каждом этапе работы.

Помните еще одно. Опытный сценарист никогда не доверяет так называемому озарению. В большинстве случаев это всего лишь первая пришедшая в голову мысль, а она чаще всего представляет собой компиляцию увиденного и услышанного за последнее время, к тому же жутко проштампованного. Поэтому набросайте список из пяти, десяти, пятнадцати различных сцен одного события, и тогда у вас появится возможность избежать штампов.

И вот, в какой-то момент начинается мистика. Персонажи неожиданно оживают, начинают самостоятельно делать выбор и совершать действия, формирующие поворотные моменты, которые сплетаются, развиваются и приводят к новому повороту; все это происходит с такой скоростью, что автор едва успевает фиксировать на бумаге происходящее. Конечно, это самообман, но появившееся вдохновение объясняется просто: знание предмета повествования достигло точки насыщения. Автор становится богом своей маленькой вселенной, и стихийное творчество является наградой за тяжкий труд.

 

Каркас истории.

 

Структура истории состоит из пяти частей. Самая первая - побуждающее происшествие или первое важное событие, - является основной причиной всего, что следует за ним. Оно приводит в движение остальные четыре элемента — прогрессию усложнений, кризис, кульминацию и развязку. И чтобы понять, как оно влияет на развитие истории, следует более подробно изучить вопрос сеттинга, или того физического и социального мира, в котором разворачивается действие.

Да, сеттинг задает каркас истории, но для того, чтобы появилось множество творческих вариантов, вы должны заполнить его разнообразными оригинальными деталями. Ниже представлены общие вопросы, которые неплохо бы задать себе при создании всех без исключения историй.

1. Как мои персонажи зарабатывают на жизнь?

Примерно треть жизни мы проводим на рабочем месте, однако в фильмах редко такое видим, так как большая часть работы представляет собой рутинные операции. Поэтому в жанрах, связанных с профессиональной деятельностью — в судебных, криминальных, врачебных драмах, — мы фокусируем внимание только на тех моментах, где чья-либо деятельность создает больше проблем, чем позволяет решить.

2. Какая в моем мире политика?

Речь идет не о правых и левых взглядах, а о политике в истинном смысле слова — о власти. Как персонаж получает власть или теряет ее? Несмотря на все достижения демократии, человеческое общество неуклонно придерживается пирамидального принципа распределения власти. Даже когда вы пишете о домашней жизни, задавайте себя тот же вопрос, ведь семья, как и любая другая социальная структура, связана с политикой. Любовные отношения — такая же политика.

3. Каковы традиции и ритуалы моего мира?

Во всех концах света жизнь тесно связана с ритуалами. И это традиция, не так ли? Я написал книгу, и вы ее читаете. В другое время и в другом месте мы могли бы сидеть под деревом или прогуливаться, как это делали Сократ и его ученики. Мы создаем ритуал для каждого действия, и не только в сфере официальных церемоний, но и в том, что касается личных привычек. Как ваши персонажи едят? В мире существуют самые разные ритуалы приема пищи.

4. Каковы ценности в моем мире?

Что такое добро и зло в понимании моих персонажей? Что для них правильное и что неправильное? Каковы законы моего общества? Ради чего, по мнению моих героев, стоит жить? К чему стремиться глупо? За что они могли бы отдать свою жизнь?

5. Какова биография моих персонажей?

Как жизнь повлияла на формирование их характеров — с момента рождения до начала первой сцены?

6. В чем заключается предыстория героев?

Этот термин часто понимают неправильно. Он не означает историю жизни или биографию. Предыстория — это набор важных уже прошедших событий, к которым писатель обращается для развития истории. Наши герои не появляются из вакуума.

7. Каков состав действующих лиц?

В произведении искусства ничто не появляется случайно. Идеи могут возникать спонтанно, но мы должны осознанно и творчески связать их в единое целое. Нельзя допустить, чтобы любой внезапно пришедший на ум персонаж попадал в нашу историю и играл в ней какую-то роль. Ведь каждая роль должна отвечать замыслу, а первым принципом определения состава действующих лиц является поляризация. На основе самых разных ролей мы создаем сеть контрастных или противоречивых установок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...