Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность социальной реабилитации




Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачи­вает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов кли­ента или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология — социальная реабилитация. Правовую основу социаль­но-реабилитационных мероприятий составляют ряд законодатель­ных актов, приоритетными из которых являются: закон РФ «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных по­ложений о специализированных учреждениях для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной реабилитации» (2000). В соот­ветствии с данными документами социальная реабилитация на­правлена на восстановление социального статуса клиента, дости­жение его материальной независимости и реализуется с помощью социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации.

Задачи социальной реабилитации.

1.Содействие социально-бытовой адаптации клиента с после­дующим включением его в окружающую жизнь.

2.Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

3.Развитие коммуникативных навыков.

 

Социально-бытовая адаптация предполагает формирование го­товности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегапо­лиса, города, сельского поселения).

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих эле­ментов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой тех­никой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в орга­низации сбалансированного питания, способность выполнять по­вседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно соче­тающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения — это автономность лично­сти при перемещении в пространстве, знание назначения транс­портных средств для достижения своих целей в рамках выполне­ния бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей орга­низации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие го­товности, внутренней мотивации к профессиональной деятель­ности с целью самообеспечения и экономической независимо­сти. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания насе­ления, обеспечивающих приобретение социального опыта, по­ощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности. Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего тру­да, что также обеспечивает достижение самореализации. Чело­век, попавший в трудную жизненную ситуацию (несовершен­нолетний, взрослый, не имеющий ограничений относительно тру­доспособности), должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов кли­ента социально-экономическая помощь любого вида (организа­ция питания, денежные выплаты и т.д.) приводит к ижди­венчеству.

Сформированная таким образом социально-бытовая адаптив­ность клиента предполагает развитие у него способности автоном­но организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-эко­номическую независимость от государственных учреждений, го­товность изменить быт, профессиональную деятельность в соот­ветствии с меняющимися эстетическими, познавательными по­требностями и потребностями в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитии своей личности).

 

Последовательность формирования социально- бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Iэтап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к тру­довой деятельности, самообслуживанию, социально-экономиче­ской независимости (самообеспечению).

IIэтап. Сопровождение клиента для достижения автономно­сти в организации быта. На данном этапе (в соответствии с имею­щимся потенциалом, с учетом возрастных особенностей) проис­ходит развитие или восстановление после утраты (вследствие пе­ренесенного заболевания, травмы; длительной социальной изоля­ции) санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, уме­ния координировать свои движения.

IIIэтап. Сопровождение клиента для достижения автоном­ности при перемещении в пространстве. Специалист по социаль­ной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслужива­ния и личной гигиены. В стационарных условиях клиент активно включается в бытовую деятельность, организуемую в учреждении социального обслуживания населения, которая включает дежур­ство в столовой, ответственность за поддержание порядка и хоро­шего санитарно-гигиенического состояния своей комнаты, поощ­рение помощи более ослабленным или младшим по возрасту вос­питанникам. В полустационарном учреждении необходима техни­чески оснащенная комната социально-бытовой адаптации, где имеется газовая плита, водопровод, соответствующее оснащение предметами и инструментарием для приготовления пищи, электро­утюг, гладильная доска, стиральная машина, средства связи (те­лефон), аудио-, видеоаппаратура: телевизор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон.

Здесь проводятся практические занятия, которые способствуют развитию хозяйственно-бытовых навыков. На данном этапе в соот­ветствии с имеющимися знаниями и навыками клиент знакомит­ся с назначением транспортных средств для достижения своих це­лей в выполнении бытовой, профессиональной деятельности, изу­чает правила уличного движения. Для экономии времени и сведе­ния к минимуму энергетических затрат он должен иметь представ­ление об услугах социальной инфраструктуры (возможно, плат­ных), а именно:

·продовольственных, промтоварных магазинов (в том числе правила поведения и процедуру приобретения необходимого то­вара);

·службы быта (мастерских по ремонту обуви, швейных мастер­ских, химчисток, прачечных);

·сберегательных банков, где производится оплата коммуналь­ных платежей;

 

·железнодорожных и автовокзалов;

·учреждений связи (почты, телеграфа, интернет-клуба);

·поликлиник, государственных и частных амбулаторных уч­реждений здравоохранения, стационаров;

·учреждений культуры и образования (библиотек, театров, выставочных залов, музеев, профессиональных высших, средне­специальных учреждений образования).

Iэтап. Сопровождение клиента для достижения его автоном­ности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотива­цией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреж­дении социального обслуживания либо через сотрудничество с про­мышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию кли­ента, предполагает результат и способствует возникновению ощуще­ния радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда.

Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориен­тация клиента. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности (профессиональной, досуговой, обще­ственной). Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обес­печивающий равновесие между поддержанием межличностных от­ношений и сохранением собственной жизненной позиции.

Социально-средовая ориентация — это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружаю­щей обстановки. Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межлич­ностные отношения, владение способами достижения поставлен­ных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Причем социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы.

По мнению Е. В. Трифонова, показателями социально-средо- вой ориентированности участников объединений учреждений со­циального обслуживания населения (клубов, групп самопомощи, групп дневного пребывания и др.) являются:

1)умение взаимодействовать для достижения результатов дея­тельности;

2)проявление заботы о других, отзывчивость;

3)демократичность в общении;

4)умение планировать совместную деятельность объединения;

5)владение способами реализации, определенными в ходе кол­лективного обсуждения планов.

 

Специалист по социальной работе помогает клиенту найти спо­собы выхода из проблемной ситуации, направляет его действия на достижение поставленных целей.

Одним из примеров обучения ориентировочной деятельности является подготовка подростка, находящегося в социально-реаби­литационном центре для несовершеннолетних, к будущей само­стоятельной жизни. Здесь в процессе индивидуальной беседы спе­циалист по социальной работе осмысливает интересы, увлечения, профессию, которая подростку нравится. Он определяет варианты обучения по данной специальности и информирует о необходи­мом уровне знаний, к которому должен стремиться ребенок, обу­чаясь в общеобразовательной школе. Специалист по социальной работе способствует проявлению самостоятельных действий кли­ента, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее изучение и планирование своего поведения. Выступая в роли на­ставника, он поощряет человека, попавшего в трудную жизнен­ную ситуацию, предлагает варианты решения проблемной ситуа­ции и способствует их реализации.

Социальная реабилитация представляет собой интегративную технологию. Алгоритм социально-средовой ориентации основан на психологической концепции ориентировочной деятельности, из­ложенной А. В. Петровским.

Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен:

·провести анализ проблемной ситуации;

·установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации;

·построить план действий;

·проводить самоконтроль по ходу выполнения действия.

Анализ проблемной ситуации предполагает наличие способно­сти посмотреть на происходящее событие не только со своей точ­ки зрения, но и с позиции других людей, являющихся участника­ми данных действий. При изучении ситуации необходимо развитие умения клиента объяснить свое поведение и действия других, осо­знать причину возникающих затруднений.

Установление позитивных отношений клиента с людьми вклю­чает развитие навыков диалогической речи, умений обращаться к человеку по собственному побуждению, задавать вопросы. Клиент должен уметь выстраивать демократичные отношения, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность по отношению к дру­гим, анализировать в ходе общения получаемую информацию и адекватность поведения своего собеседника. Специалист по соци­альной работе развивает умение клиента толерантно строить бе­седу, даже если предполагаемый собеседник предложит ему лож­ную информацию или пообещает что-либо сделать в обмен на услугу клиента; или не способен контролировать свое поведение,

 

склонен к агрессии в результате алкогольного опьянения или пси­хического заболевания.

Разрешение проблемной ситуации предусматривает реализацию способностей клиента, его интересов. При разработке схемы выхо­да из ситуации специалист по социальной работе включает пред­ложения клиента и обучает его алгоритму планирования деятель­ности. В результате совместно принимается решение относительно обязанностей специалиста по социальной работе, способствующих выходу из проблемы, и обязанностей клиента.

Выполняя мероприятия по преодолению затруднений, специа­лист по социальной работе и человек, попавший в трудную жиз­ненную ситуацию, совместно анализируют достигаемые результа­ты и принимают решение относительно дальнейших действий.

Функции специалиста при организации социально-средовой ориентации:

·подготовка и обучение клиента способам социально-средо­вой ориентации;

·регулирование и контроль поведения клиента в индивиду- ально-изменчивых ситуациях;

·организация условий для развития умения клиента самостоя­тельно регулировать и контролировать свое поведение, быть неза­висимым от специалиста по социальной работе.

В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, пла­не и средствах осуществления предстоящего действия.

Если человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, не­обходимо установить или восстановить позитивные отношения со своим близким окружением, он должен уметь ответить на следую­щие вопросы: Зачем это нужно? Как это делать? При помощи ка­ких средств, приемов общения можно достичь поставленной цели?

На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его пол­ная ориентация, когда он принимает во внимание не только кон­кретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руковод­ствуется общими, уже сформированными принципами социаль­но-средовой ориентации.

Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уро­вень социально-средовой ориентированности.

1. Способность к общению — это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информа­ции, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, прояв­лять заботу, отзывчивость, доброжелательность.

 

2. Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоя­тельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

3. Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алго­ритм планирования для достижения поставленных целей.

4. Способность реализовывать свои планы основана в первую оче­редь на применении ресурсов человека в интересующей его дея­тельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах.

Социальная реабилитация как интегративная технология вклю­чает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адап­тацию, которые проводятся целостно, не исключая каждой со­ставляющей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...