Особенности социальной адаптации клиентов в учреждениях социального обслуживания
Практическим компонентом социальной работы, ориентированной на оказание помощи конкретному человеку, является социальное обслуживание населения. Согласно правовым основам социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социальномедицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Классифицировать учреждения социального обслуживания населения можно на основании критериев, разработанных А. В. Муд- риком: по юридическому статусу, ведомственной принадлежности, по длительности функционирования, по степени открытости — закрытости. Данные учреждения являются государственными и относятся к Министерству труда и социального развития. Они могут быть региональными и муниципальными. Различают нестационарные, имеющие полустационарную форму, — дневное пребывание (комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры помощи семье и детям), стационарные (социальнореабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов и др.). Все эти учреждения представляют собой постоянные открытые организации, не ограничивающие естественный процесс социальной адаптации клиента. В них могут быть организованы различные по типологии объединения: группы дневного пребывания, группы длительного пребывания, клубы, временные летние оздоровительные объединения, способствующие развитию социально-психологической адаптированное™ клиента. Обращение клиента в учреждение социального обслуживания населения носит добровольный характер. Одновременно с этим специалисты по социальной работе сами выявляют граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Одним из нестационарных учреждений является территориальный центр помощи семье и детям. Данное учреждение создается в определенном типе поселения — среднем и крупном городе. Координацией всех направлений по оказанию социальной помощи семье занимаются специалисты центра, а выявление семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, происходит в филиалах, действующих в микрорайонах города. Особенность центра социальной помощи семье и детям состоит в том, что мероприятия по социальной адаптации проводятся по месту жительства клиен
та в привычных для него условиях социальной среды (человек про живает в семье и ежедневно имеет возможность общаться с родственниками, не прерывает трудовую деятельность, не меняет места жительства и свое социальное окружение). Специалисты по социальной работе изучают семью для выявления ресурсов, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации, привлекают родителей к работе центра, определяют необходимость специальных коррекционных занятий для детей, проводят профилактику факторов неблагополучия семьи. Структурными подразделениями центра являются следующие отделения: организационно-методическое, приема граждан, консультативное, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, дневного пребывания, реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, срочного социального обслуживания, помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Подготовка к социальной адаптации осуществляется в социальных группах (объединениях клиентов), созданных при отделениях дневного пребывания, реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Эффективность социальной адаптации зависит от количества участников данных объединений. Оптимальный вариант 5—10 человек. Полустационарные условия процесса социальной адаптации означают, что клиент находится в подобных группах 5 дней в неделю в течение месяца. Общая продолжительность ежедневного пребывания 4 — 5 часов.
Участникам объединения оказывают содействие в выполнении ведущей деятельности: для взрослых — трудовой, для детей и подростков — учебной. Специалист по социальной работе, психолог помогают разрешать внешние и внутренние конфликты клиента, возникающие во время трудовой или учебной деятельности. Полустационарные условия способствуют проведению в объединениях коллективных и групповых форм деятельности, развивающих межличностные отношения. Совместная социальная деятельность формирует благоприятные взаимоотношения участников, развивает коммуникативные навыки, воспитывает умение соотносить свои действия с действиями других, уверенность в выполнении различных социальных ролей. Комплексный центр социального обслуживания населения создается, как правило, в районном центре, малом городе, поселке, крупном селе. Комплекс социальных услуг концентрируется в едином учреждении, деятельность центра распространяется на относительно небольшой территории. Социальные услуги оказывают всем категориям населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Учреждение включает в себя следующие отделения: дневного пребывания граждан пожилою возраста и инвалидов; соци
ального обслуживания на дому; социально-медицинского обслуживания; реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными способностями; дневного пребывания детей и подростков. Особенность социальной адаптации в условиях данного учреждения состоит в том, что клиент имеет возможность устанавливать межличностные отношения с разными возрастными группами населения, как это происходит в любой социальной среде.
Социально-реабилитационный центр как стационарное учреждение проводит профилактику безнадзорности и беспризорности. Здесь могут быть организованы: группа длительного пребывания, социальная гостиная, семейная воспитательная группа, отделение диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи. В учреждение круглосуточно принимают детей от 3 до 18 лет, которые проживают в нем на протяжении времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации. Для ребенка переезд в социально-реабилитационный центр связан с изменениями условий проживания, сменой общеобразовательной школы и классного коллектива. Ему предстоит адаптироваться к жизни в социально-реабилитационном центре, к группе сверстников, к новой школе и классу. Поэтому в стационарном учреждении с первых дней пребывания ребенок нуждается в индивидуальном сопровождении и опеке со стороны специалиста по социальной работе, обеспечивающего благоприятные условия для его социальной адаптации. Адаптируясь в стационарном учреждении, ребенок не должен видеть резких различий между условиями проживания в семье и группе длительного пребывания. Комната, где он проводит длительную часть времени, готовится к учебным занятиям, отдыхает, должна быть рассчитана на 2 — 3 человека. Дизайн комнат, где проживают ребята, должен быть разным. Можно привлечь самих подростков к обустройству и созданию уюта в своих комнатах в соответствии с их личными эстетическими потребностями. Ребенок должен иметь личное пространство, где он мог бы уединиться и побыть наедине с собой. У него должны быть личные вещи, которыми он может пользоваться и распоряжаться по собственному желанию. Следующей особенностью социальной адаптации является психологический климат учреждения, который защищает каждого ребенка. Отношения строятся на доверии друг к другу, когда каждый чувствует себя легко и свободно. В социально-реабилитацион- ном центре развиваются отношения общей заботы друг о друге, строящиеся на взаимном уважении, требовательности, ответственности, социальном признании.
При осуществлении стационарного социального обслуживания проводятся мероприятия, направленные на социальную адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов. В доме-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов
создаются наиболее адекватные их состоянию здоровья и возрастным особенностям условия жизнедеятельности. Структурными подразделениями дома-интерната являются следующие отделения: организационно-методическое, социально-медицинское, отделение милосердия, реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов. Социально-бытовая адаптация клиентов к условиям проживания в стационаре проводится в индивидуальных и коллективных формах. Разрабатываются социально-реабилитационные мероприятия, направленные на развитие способностей к бытовому самообслуживанию и организации посильной трудовой деятельности. Специалисты по социальной работе содействуют восстановлению межличностных отношений граждан пожилого возраста и инвалидов с их родственниками. Особенностью организации процесса социальной адаптации является малая численность клиентов (от 26 до 50 человек) и увеличение количества персонала с целью развития социально-психологической адаптированное™ граждан пожилого возраста. Для данного учреждения характерно предоставление комнат проживания, рассчитанных на одного или двух человек. Заселение клиентов происходит с учетом психологической совместимости проживающих и в соответствии с состоянием здоровья, степенью сохранности к самообслуживанию. Кроме того, в домах-интернатах малой вместимости создаются условия для появления у пожилых людей новой значимой деятельности, новых интересов, перспектив дальнейшей жизни, творческой деятельности. Обучение гражданина пожилого возраста новым знаниям, навыкам в соответствии с его потребностями и интересами предполагает реализацию социальной активности, повышает статус клиента в социальной группе, развивает позитивный эмоциональный настрой, содействует социальной адаптации. Характерной особенностью учреждений социального обслуживания населения является последовательность процесса социальной адаптации, состоящего из нескольких этапов. Первый этап — подготовительный. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу и связан с определением правового статуса человека, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь новому участнику в адаптации к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Третий этап — усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Ч етвертый этап — устойчивая социально-психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды. Обеспечивают социальную адаптацию клиента следующие приемы: а) техника «идущее вниз сравнение» основана на возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; б) техника «позитивного истолкования событий» предполагает поиск положительных моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения (возможность проживания в лучших условиях, соблюдение диеты и обеспечение хорошим питанием, ежедневное наблюдение медицинского персонала, возможность участия в различных видах социальной деятельности с людьми, близкими по возрасту); в) восстановление позитивного отношения к себе, развитие чувства личного благополучия достигается через участие в общественной деятельности учреждения социального обслуживания населения. Таким образом, социальная адаптация — процесс включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске среды, благоприятной для его самореализации. Такая среда создается с помощью ряда условий: ·подготовка к социальной адаптации достигается в процессе обучения определенному поведению и освоения социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами; ·организационная культура учреждения социального обслуживания населения регулирует поведение и развивает самоконтроль клиента, способствует проявлению его индивидуальности в условиях дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; ·процесс социальной адаптации активизируется благодаря признанию окружением клиента его человеческих достоинств. Организация и создание данных условий в учреждениях социального обслуживания населения предполагает естественный переход от теории, объясняющей процесс социальной адаптации, к практике развития адаптивного поведения клиента. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Как вы понимаете определение «социальная адаптация»? 2.Какое значение приобретает сочетание внутриличностных и средо- вых (внешних) условий процесса социальной адаптации? 3.Назовите особенности социальной адаптации клиентов в учреждении социального обслуживания населения.
Рекомендуемая литература Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — № 1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М.С. Мацковского. — М., 1988. Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старения. — М., 2002. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. — 2002. — № 5. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. — Ереван, 1988. Растигеев А. П. Социальная адаптация и ответственность личности. — Томск, 1985. Холостова Е.И. Социальная геронтология: Учеб. пособие. — М., 2005. ГЛАВА 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|