Особенности проведения социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения
Социально-средовая ориентация как одна из составляющих социальной работы проводится в большинстве случаев индивидуально. Во время беседы специалист по социальной работе обучает клиента навыкам, знаниям ориентировочной деятельности. Совместное обсуждение предполагает: разработку плана-схемы первичных действий для достижения цели, способствующей выходу из трудной жизненной ситуации, анализ результатов реализации данного плана. Необходимо отметить особое значение в обучении клиента навыкам социально-средовой ориентации различных объединений учреждения социального обслуживания населения (клубов, групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, групп самопомощи). Внутренний мотив, способствующий включению человека в работу объединения, основан на интересе к тому, что происходит на встречах, участники которых развивают самостоятельность в выражении своих мыслей, взглядов и достигают самореализации в совместной деятельности. Жизнедеятельность объединения организована как последовательная реализация четырех этапов: подготовительного, регулирования общения, социального творчества, заключительного. Для каждого этапа выделяется приоритетная сфера. На подготовительном этапе — планируется совместная деятельность. На этапе регулирования общения основными сферами жизнедеятельности являются: духовно-практическая деятельность, где активность участников проявляется в выявлении общепринятых норм и ценностей, на основании которых в ходе коллективного обсуждения разраба
тываются «Правила общения», записанные в «Свод законов» — основу жизнедеятельности объединения; второй важной сферой выступает общение, где активность клиента проявляется в межличностном взаимодействии с помощью специально организованных ситуаций. Обучение социально-средовой ориентации в группе специалист проводит с помощью занятий-практикумов. Здесь возможно использование игр, развивающих умения и навыки ориентировочной деятельности. В частности, Г. И. Репринцева рекомендует следующие игры: «Контакт», «Неудобная ситуация», «Ассоциация», «Разговоры». В качестве примера рассмотрим игру «Контакт».
Кра ткое описание. Участников группы разделяют по парам. В каждой паре партнеры по очереди должны завершить фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...». На этот диалог отводится 15— 20 минут. Затем проводится обсуждение содержания диалогов. Основная задача: понять положительные качества партнера и установить с ним контакт. Игра развивает коммуникативные свойства, обеспечивает поддержку участника в группе, помогает преодолеть барьеры общения, обучает приемам межличностного взаимодействия. Рекомендации: возраст участников — старше 14 лет. Количество участников — от 2 до 10 пар. Перед проведением игры полезно проанализировать качества, важные для эффективного межличностного общения. Перед игрой каждый партнер должен попытаться представить, как его видит другой. Затем участники попеременно называют положительные качества друг друга. Далее следуют обсуждение диалогов в группе и ответы на вопросы: О чем чаще всего участники говорили друг другу? Как начинали беседу? Что помогло начать диалог? Далее участники делятся своими впечатлениями. Группа позволяет моделировать затруднительные ситуации, возникающие в ходе общения, и помогает через сопровождение специалиста по социальной работе найти способы разрешения проблемы. Это достигается через участие в ролевой игре-импровизации «Неудобная ситуация».
Краткое описание. Двое (трое) играющих попадают в «неудобную ситуацию». Тему ситуации разрабатывает специалист по социальной работе, учитывая возрастные особенности участников и специфику личностной проблемы каждого из них. Игра выявляет готовность к принятию правильного решения в кризисной ситуации, коммуникативность, воспитанность. Игра способствует лучшей социальной адаптации участников, обучает основным правилам межлерсонального общения, а также помогает развитию умения находить выход из трудной ситуации, не теряя чувства собственного достоинства. Количество участников — 8 человек, зрителей нет. Возраст не ограничен, но рекомендуется проводить игру с клиентами старше 10 лет. Набор ролей: в соответствии с игровой ситуацией определяются персонажи, ведущий.
Участникам предлагают тему ситуации, определяются правила игры, вводятся роли. Ситуация разыгрывается по ролям, участники стараются найти правильный выход из нее соответственно своим ролям. По окончании в ходе обсуждения совместно со специалистом выявляется наиболее реальный способ выхода из ситуации. На этапе социального творчества участники объединения учреждения социального обслуживания населения достигают самореализации с помощью коллективно-творческой деятельности. Здесь приоритетными сферами являются: познание, когда активность клиента направлена на изучение социальной среды с целью ее улучшения; открытие для себя новых приемов, умений, навыков социально-средовой ориентации во время разработки коллектив- но-творческого дела, а также его реализации. Во время проведения коллективно-творческого дела реализуются способности клиента, он получает организованный в условиях учреждения социального обслуживания населения опыт ориентировочной деятельности. На заключительном этапе происходит закрепление полученного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности объединения. Становясь участником объединения, клиент не только развивает навыки социально-средовой ориентации, но и ежедневно организует свой быт и быт своего окружения. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. По мнению А. Р. Маллера, в учреждении социального обслуживания населения должна быть разработана программа социально-бытовой адаптации, состоящая из следующих разделов.
1.Самообслуживание («Жилище и особенности организации быта», «Одежда», «Обувь», «Питание», «Режим дня»). 2.Транспорт и правила уличного движения. 3.Магазины и предприятия службы быта. 4.Учреждения культуры и образования. 5.Учреждения связи («Почта», «Телеграф»). Приоритетными формами проведения социально- бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения (комната социально-бытовой адаптации), а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей. Например, на занятиях-практикумах, которые проводятся в комнате социально-бытовой адаптации, человек должен сам уметь готовить определенное блюдо, а не только ознакомиться с технологией его приготовления. В ходе экскурсии в тот или иной магазин у клиента развиваются не только навыки ориентации в торговом зале, приобретаются
знания о назначении различных отделов, но и умение выбрать товар, подходящий по стоимости, умение оплатить покупку, попросить необходимое у продавца и т. п. А. Р. Маллер отмечает, что пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны. Экскурсия позволяет включить человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в социальную среду, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности. Экскурсии могут быть комплексные и тематические. Комплексные экскурсии предназначены для изучения объекта, имеющего отношение к различным разделам программы социально-бытовой адаптации. Например, экскурсия по поселку, микрорайону, району города с целью изучения социальной инфраструктуры. В этом случае задача экскурсии заключается в том, чтобы познакомить клиентов с месторасположением близлежащих учреждений торговли, культуры, общеобразовательной школы, почты. Тем людям, которые впервые прибыли в данный населенный пункт, необходимо объяснить особенности расположения учреждения социального обслуживания населения, где проводятся занятия. Тематические экскурсии предназначены для более глубокого изучения объекта, относящегося к социальной инфраструктуре. Особый познавательный интерес вызывают экскурсии, где участникам предоставляется возможность самостоятельно выполнить определенные действия. Во время ознакомления с художественными произведениями на выставке, в музее детям и подросткам группы дневного пребывания значительную пользу принесет участие в мастер- классе, организованном прямо на выставке художником, чьи картины выставлены для экспозиции. Данная форма проведения социально-бытовой адаптации, сочетающая интересную информацию и практическое участие, будет способствовать развитию творческого начала в ребенке.
Организация экскурсии предполагает три этапа: подготовку, проведение, подведение итогов. В процессе подготовки, как отмечает А. Р. Маллер, специалист по социальной работе составляет план экскурсии, продумывает, какой образовательный материал даст клиентам экскурсия, формулирует ее цель. Он предварительно сам посещает учреждение, где будет проходить экскурсия, договаривается с сотрудниками магазина, почты, музея о содействии в проведении данной формы социально-бытовой адаптации, определяет задания для клиентов и обязательно знакомит с ними сотрудников учреждения, которые будут задействованы в их выполнении. Перед выходом на экскурсию специалист знакомит участников со спецификой посещаемого учреждения, объясняет, как, куда и зачем они пойдут, что будут изучать на конкретных практических примерах.
Во время проведения экскурсии нужно акцентировать внимание участников на то, как люди, приходящие в данное учреждение, совершают действия, поступают в определенных ситуациях. Специалист по социальной работе предлагает задавать вопросы, если какие-либо действия или поступки, происходящие на экскурсии, клиентам непонятны. При этом затруднения разъясняют организатор, а также сотрудники данного учреждения. Далее выполняются практические задания, а затем выражается благодарность принимающей стороне от лица участников и специалиста по социальной работе. После экскурсии в форме беседы подводят итоги с целью систематизации, обобщения, закрепления полученных сведений и обсуждения проблемных вопросов и заданий, которые вызвали затруднения.
Особенности проведения социальной реабилитации заключаются в том, что процесс обучения социально-средовой ориентации происходит при помощи индивидуальных форм работы с клиентом. Объединение клиентов учреждения социального обслуживания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Какое конкретное содержание включают в себя социально-средовая ориентация и социально-бытовая адаптация? 2.Назовите этапы проведения социально-бытовой адаптации. 3.Определите алгоритм социально-средовой ориентации клиента. 4.В чем заключаются особенности проведения социальной реабилитации? Рекомендуемая литература Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов. — Н. Новгород, 1999. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М., 2000. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М., 2000. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г.Ярошев- ского. — М., 1990. Репринцева Г. И. Методика игровой психотерапии // Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — М., 1999.
Трифонов Е. В. Психофизиология человека: Толковый русско-английский словарь. — СПб., 2001. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. — М., 2006. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие / Под ред. Т.В.Зозули. — М., 2005. ГЛАВА 18 СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО § 1. Сущность опеки и попечительства Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются ст. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо. Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям — ее главной чертой стала сословность. В конце XIX — начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна. После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял
опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества. В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни. Попечительство — это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей. Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых — своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников. В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражда
нами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж. Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели — продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность. Опека — социально-правовая форма защиты граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания. Исторически в России существовали противоречия, связанные с определением правового статуса граждан, имеющих психические заболевания. Отечественные психиатры О. А. Чесотин, Н. Н. Баженов, С. С. Корсаков, В. П. Сербский выступали за создание законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав душевнобольных, с другой — защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психические заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опекунами являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга) должны защищать права и* интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отличие от российского законодательства английское право не связывает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет личные права и может свободно совершать гражданские акты, не теряющие своей юридической силы. Недействительной сделка признается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления. На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, которые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться своими гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает гражданина ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в какой-то период опекать имущество больного и заботиться о его ле
чении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину. В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, «который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа»1. Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия данного гражданина. Опека — социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении гражданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного. Попечительство — социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также граждан, которые ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа, прекращаемое по требованию данного гражданина. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения 1 Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 1997. — Ч. 1, 2. — С. 39.
органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства над совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства. § 2. Технология установления опеки и попечительства над несовершеннолетними В соответствии с Семейным кодексом опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего, а попечительство — 18-летнего возраста. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. О своем намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечительства по месту оформления опеки (попечительства). Документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются специалистом по охране прав детства, который готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Постановление выносится главой местной администрации единолично, принимается для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, действительно на всей территории Российской Федерации. Установление опеки (попечительства) осуществляется в течение 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. После совершения данного акта опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица, при этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя).
Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (критерии здоровья те же, что и при усыновлении). Опекун или попечитель могут усыновить своего подопечного. Не исключается также усыновление другими лицами, если это делается в интересах ребенка. В любом случае в результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. В отличие от усыновления при передаче на опеку (попечительство) желание или нежелание несовершеннолетнего иметь своим опекуном (попечителем) заявителя правового значения не имеет независимо от его возраста. Однако важно иметь представление о подлинных корнях существующей неприязни к возможному опекуну (попечителю) и постараться их преодолеть, поскольку подросток обычно стремится к независимости и плохо себе представляет, как сложится его жизнь, если рядом нет человека, защищающего его права и интересы. Воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому по общему правилу они должны жить вместе. Исключение делается только для подростков, достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства, при условии, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допускается. Условия содержания подопечного облегчают различного рода льготы, в числе которых бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте (кроме такси) на основании единого билета. Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее 2 раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т.д.
Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак либо эмансипации (экономической самостоятельности). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей. Поскольку утрата попечения со стороны родителей не всегда носит постоянный характер, может возникнуть проблема освобождения опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств. Так бывает, например, когда родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. В подобного рода случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствуют интересам ребенка. Поэтому такой возврат не может быть осуществлен автоматически. Не исключается возникновение при этом спора между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем). При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу. Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по объективным или субъективным причинам. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное или лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения. Опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от заботы о ребенке. Но если уважительные причины (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т.п.) не дают возможности должным образом исполнять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван помочь ему преодолеть препятствия в осуществлении действующей опеки (попечительства). От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от испол
нения им своих обязанностей. Отстранению подлежит тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, а также совершение поступков, противоречащих интересам подопечного, обязывают органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести соответствующее постановление. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя). То же самое надлежит сделать, если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. В таких случаях орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это выражается в жестоком обращении с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 156 УК). Таким образом, технология установления опеки (попечительства) включает в себя несколько этапов: установление опеки (попечительства), сопровождение семьи с опекаемым ребенком, иногда усыновление подопечного, прекращение опеки (попечительства). § 3. Технология усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации Анализ истории становления института усыновления свидетельствует, что данную форму устройства детей на воспитание в семью использовали все народы, хотя его виды изменялись в зависимости от этапа развития общественных отношений, особенностей определенной социокультурной среды, ментальности населения. Усыновление — это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю). При этом ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя, все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка утрачиваются. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами. Следует, однако, отметить, что усыновление — сложный и противоречивый процесс, который проходит ряд этапов. Процесс усыновления начинается с первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания
своих детей и т. п. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет, в случае если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся в учреждениях всех типов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная форма учета осуществляется в нашей стране органами опеки и попечительства. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется «на муниципальном уровне» в журнале первичного учета таких детей, и в течение 1 месяца орган опеки и попечительства предпринимает попытки устройства такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью). Вторичной формой учета детей, оставшихся без попечения родителей, является региональный учет. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. В течение 1 месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью. Следующая форма — это федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на данной территории. В течение не менее 3 месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства образования РФ осуществляют попытки устройства детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи. Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по м
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|