Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения




Социально-средовая ориентация как одна из составляющих со­циальной работы проводится в большинстве случаев индивиду­ально. Во время беседы специалист по социальной работе обучает клиента навыкам, знаниям ориентировочной деятельности. Совме­стное обсуждение предполагает: разработку плана-схемы первич­ных действий для достижения цели, способствующей выходу из трудной жизненной ситуации, анализ результатов реализации дан­ного плана.

Необходимо отметить особое значение в обучении клиента на­выкам социально-средовой ориентации различных объединений учреждения социального обслуживания населения (клубов, групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, групп само­помощи). Внутренний мотив, способствующий включению чело­века в работу объединения, основан на интересе к тому, что про­исходит на встречах, участники которых развивают самостоятель­ность в выражении своих мыслей, взглядов и достигают самореа­лизации в совместной деятельности.

Жизнедеятельность объединения организована как последова­тельная реализация четырех этапов: подготовительного, ре­гулирования общения, социального творчества, заключительного.

Для каждого этапа выделяется приоритетная сфера. На подгото­вительном этапе — планируется совместная деятельность. На этапе регулирования общения основными сферами жизнедеятельности яв­ляются: духовно-практическая деятельность, где активность участ­ников проявляется в выявлении общепринятых норм и ценностей, на основании которых в ходе коллективного обсуждения разраба­

 

тываются «Правила общения», записанные в «Свод законов» — осно­ву жизнедеятельности объединения; второй важной сферой выступает общение, где активность клиента проявляется в межличностном взаимодействии с помощью специально организованных ситуаций. Обучение социально-средовой ориентации в группе специалист про­водит с помощью занятий-практикумов. Здесь возможно использо­вание игр, развивающих умения и навыки ориентировочной дея­тельности. В частности, Г. И. Репринцева рекомендует следующие игры: «Контакт», «Неудобная ситуация», «Ассоциация», «Разго­воры». В качестве примера рассмотрим игру «Контакт».

Кра ткое описание. Участников группы разделяют по па­рам. В каждой паре партнеры по очереди должны завершить фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...». На этот диалог отводится

15— 20 минут. Затем проводится обсуждение содержания диалогов.

Основная задача: понять положительные качества парт­нера и установить с ним контакт. Игра развивает коммуникатив­ные свойства, обеспечивает поддержку участника в группе, помо­гает преодолеть барьеры общения, обучает приемам межличност­ного взаимодействия. Рекомендации: возраст участников — старше 14 лет. Количество участников — от 2 до 10 пар.

Перед проведением игры полезно проанализировать качества, важные для эффективного межличностного общения. Перед игрой каждый партнер должен попытаться представить, как его видит другой. Затем участники попеременно называют положительные качества друг друга. Далее следуют обсуждение диалогов в группе и ответы на вопросы: О чем чаще всего участники говорили друг другу? Как начинали беседу? Что помогло начать диалог? Далее участники делятся своими впечатлениями. Группа позволяет моде­лировать затруднительные ситуации, возникающие в ходе обще­ния, и помогает через сопровождение специалиста по социальной работе найти способы разрешения проблемы. Это достигается че­рез участие в ролевой игре-импровизации «Неудобная ситуация».

Краткое описание. Двое (трое) играющих попадают в «не­удобную ситуацию». Тему ситуации разрабатывает специалист по социальной работе, учитывая возрастные особенности участников и специфику личностной проблемы каждого из них. Игра выявля­ет готовность к принятию правильного решения в кризисной си­туации, коммуникативность, воспитанность. Игра способствует луч­шей социальной адаптации участников, обучает основным прави­лам межлерсонального общения, а также помогает развитию уме­ния находить выход из трудной ситуации, не теряя чувства соб­ственного достоинства.

Количество участников — 8 человек, зрителей нет. Возраст не ограничен, но рекомендуется проводить игру с клиентами старше 10 лет. Набор ролей: в соответствии с игровой ситуацией опреде­ляются персонажи, ведущий.

 

Участникам предлагают тему ситуации, определяются прави­ла игры, вводятся роли. Ситуация разыгрывается по ролям, уча­стники стараются найти правильный выход из нее соответствен­но своим ролям. По окончании в ходе обсуждения совместно со специалистом выявляется наиболее реальный способ выхода из ситуации.

На этапе социального творчества участники объединения уч­реждения социального обслуживания населения достигают само­реализации с помощью коллективно-творческой деятельности. Здесь приоритетными сферами являются: познание, когда активность клиента направлена на изучение социальной среды с целью ее улучшения; открытие для себя новых приемов, умений, навыков социально-средовой ориентации во время разработки коллектив- но-творческого дела, а также его реализации. Во время проведения коллективно-творческого дела реализуются способности клиента, он получает организованный в условиях учреждения социального обслуживания населения опыт ориентировочной деятельности.

На заключительном этапе происходит закрепление полученного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности объеди­нения. Становясь участником объединения, клиент не только раз­вивает навыки социально-средовой ориентации, но и ежедневно организует свой быт и быт своего окружения.

Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивиду­альных особенностей клиента. По мнению А. Р. Маллера, в учреж­дении социального обслуживания населения должна быть разра­ботана программа социально-бытовой адаптации, состоящая из следующих разделов.

1.Самообслуживание («Жилище и особенности организации быта», «Одежда», «Обувь», «Питание», «Режим дня»).

2.Транспорт и правила уличного движения.

3.Магазины и предприятия службы быта.

4.Учреждения культуры и образования.

5.Учреждения связи («Почта», «Телеграф»).

Приоритетными формами проведения социально-

бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организу­емые в условиях учреждения социального обслуживания населения (комната социально-бытовой адаптации), а также экскурсии. Их не­обходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами со­вершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей. Например, на заняти­ях-практикумах, которые проводятся в комнате социально-быто­вой адаптации, человек должен сам уметь готовить определенное блюдо, а не только ознакомиться с технологией его приготовления.

В ходе экскурсии в тот или иной магазин у клиента развиваются не только навыки ориентации в торговом зале, приобретаются

 

знания о назначении различных отделов, но и умение выбрать товар, подходящий по стоимости, умение оплатить покупку, по­просить необходимое у продавца и т. п. А. Р. Маллер отмечает, что пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни мало­эффективны. Экскурсия позволяет включить человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в социальную среду, максималь­но приблизить его к естественным условиям организации жизне­деятельности.

Экскурсии могут быть комплексные и тематические. Комплекс­ные экскурсии предназначены для изучения объекта, имеющего от­ношение к различным разделам программы социально-бытовой адаптации. Например, экскурсия по поселку, микрорайону, райо­ну города с целью изучения социальной инфраструктуры. В этом случае задача экскурсии заключается в том, чтобы познакомить клиентов с месторасположением близлежащих учреждений тор­говли, культуры, общеобразовательной школы, почты. Тем лю­дям, которые впервые прибыли в данный населенный пункт, необ­ходимо объяснить особенности расположения учреждения соци­ального обслуживания населения, где проводятся занятия. Тема­тические экскурсии предназначены для более глубокого изучения объекта, относящегося к социальной инфраструктуре. Особый познавательный интерес вызывают экскурсии, где участникам пре­доставляется возможность самостоятельно выполнить определен­ные действия. Во время ознакомления с художественными произ­ведениями на выставке, в музее детям и подросткам группы днев­ного пребывания значительную пользу принесет участие в мастер- классе, организованном прямо на выставке художником, чьи кар­тины выставлены для экспозиции. Данная форма проведения со­циально-бытовой адаптации, сочетающая интересную информа­цию и практическое участие, будет способствовать развитию твор­ческого начала в ребенке.

Организация экскурсии предполагает три этапа: подготовку, проведение, подведение итогов.

В процессе подготовки, как отмечает А. Р. Маллер, специалист по социальной работе составляет план экскурсии, продумывает, какой образовательный материал даст клиентам экскурсия, фор­мулирует ее цель. Он предварительно сам посещает учреждение, где будет проходить экскурсия, договаривается с сотрудниками магазина, почты, музея о содействии в проведении данной фор­мы социально-бытовой адаптации, определяет задания для кли­ентов и обязательно знакомит с ними сотрудников учреждения, которые будут задействованы в их выполнении. Перед выходом на экскурсию специалист знакомит участников со спецификой посещаемого учреждения, объясняет, как, куда и зачем они пой­дут, что будут изучать на конкретных практических примерах.

 

Во время проведения экскурсии нужно акцентировать внима­ние участников на то, как люди, приходящие в данное учреж­дение, совершают действия, поступают в определенных ситу­ациях.

Специалист по социальной работе предлагает задавать вопро­сы, если какие-либо действия или поступки, происходящие на экскурсии, клиентам непонятны. При этом затруднения разъясня­ют организатор, а также сотрудники данного учреждения. Далее выполняются практические задания, а затем выражается благо­дарность принимающей стороне от лица участников и специалис­та по социальной работе. После экскурсии в форме беседы подво­дят итоги с целью систематизации, обобщения, закрепления по­лученных сведений и обсуждения проблемных вопросов и зада­ний, которые вызвали затруднения.

Особенности проведения социальной реабилитации заключа­ются в том, что процесс обучения социально-средовой ориента­ции происходит при помощи индивидуальных форм работы с кли­ентом. Объединение клиентов учреждения социального обслужи­вания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности. Социально-бытовая адап­тация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиен­та. При построении занятий-практикумов специалист основывает­ся на имеющемся уровне развития способности клиента автоном­но организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какое конкретное содержание включают в себя социально-средовая ориентация и социально-бытовая адаптация?

2.Назовите этапы проведения социально-бытовой адаптации.

3.Определите алгоритм социально-средовой ориентации клиента.

4.В чем заключаются особенности проведения социальной реабили­тации?

Рекомендуемая литература

Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов. — Н. Нов­город, 1999.

Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М., 2000.

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М., 2000.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г.Ярошев- ского. — М., 1990.

Репринцева Г. И. Методика игровой психотерапии // Диагностика и кор­рекция социальной дезадаптации подростков. — М., 1999.

 

Трифонов Е. В. Психофизиология человека: Толковый русско-англий­ский словарь. — СПб., 2001.

Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учеб. посо­бие. — М., 2006.

Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие / Под ред. Т.В.Зо­зули. — М., 2005.

ГЛАВА 18

СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО § 1. Сущность опеки и попечительства

Опека и попечительство представляют собой комплексный ин­ститут семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих пра­воотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме вос­питания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются ст. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несо­вершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В пе­риод правления Екатерины II отношения по опеке подверглись се­рьезным изменениям — ее главной чертой стала сословность.

В конце XIX — начале XX в. в России по-прежнему основу дея­тельности опекуна составляли правила, аналогичные разработан­ным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того време­ни связано с отсутствием четкости в отношениях между опекун­ским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословно­го приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиро­тевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, се­мье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял

 

опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неис­полнения ими родительских функций, а также над лицами, при­знанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство — это форма защиты прав и интересов несовер­шеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граж­дан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупо­требления спиртными напитками или наркотическими вещества­ми. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспо­собности ребенка, во-вторых — своеобразный институт предста­вительства, без которого практически невозможно защищать пра­ва и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека пред­ставляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, остав­шегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского ко­декса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опе­кой над несовершеннолетними, регулируется гражданским зако­нодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по рас­поряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекра­щения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касаю­щихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ре­бенка в семью возникают специфические проблемы, которые мож­но (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, осо­бенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подроб­ный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе зани­мают правила опеки над детьми, находящимися в воспитатель­ных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существу­ют три формы социальной работы с совершеннолетними гражда­

 

нами, частично или полностью утратившими дееспособность: опе­ка, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели — продле­ние пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализа­ции потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способст­вует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социально­го статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека — социально-правовая форма защиты граждан, признан­ных судом недееспособными вследствие психического заболева­ния. Исторически в России существовали противоречия, связан­ные с определением правового статуса граждан, имеющих психи­ческие заболевания. Отечественные психиатры О. А. Чесотин, Н. Н. Баженов, С. С. Корсаков, В. П. Сербский выступали за созда­ние законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защи­ту прав душевнобольных, с другой — защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психиче­ские заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опеку­нами являются родители, а если человек состоит в браке, то суп­руг (супруга) должны защищать права и* интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственни­ков от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреж­дении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отли­чие от российского законодательства английское право не связы­вает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет лич­ные права и может свободно совершать гражданские акты, не те­ряющие своей юридической силы. Недействительной сделка при­знается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления.

На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, ко­торые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться свои­ми гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает граждани­на ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в ка­кой-то период опекать имущество больного и заботиться о его ле­

 

чении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напит­ками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, «ко­торый по состоянию здоровья не может самостоятельно осущест­влять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа»1. По­печитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражда­нина может быть назначен только с согласия данного гражданина.

Опека — социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными. По содер­жанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несо­вершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компен­сирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении гражданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содей­ствует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство — социально-правовая форма, обеспечиваю­щая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также граж­дан, которые ограничены судом в дееспособности вследствие зло­употребления спиртными напитками или наркотическими веще­ствами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного граждани­на, который по состоянию здоровья не может самостоятельно за­щищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается по­печительство в форме патронажа, прекращаемое по требованию данного гражданина. Попечительство предполагает защиту подо­печных от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При установ­лении попечительства существует автономность во взаимоотноше­ниях попечителя и подопечного. Допускается раздельное прожива­ние попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 1997. — Ч. 1, 2. — С. 39.

 

органов опеки и попечительства и при условии, если это не отра­зится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства над совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причинен­ный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных дохо­дов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечи­тельство допускает периодический контакт попечителя и подопеч­ного с разрешения органов опеки и попечительства.

§ 2. Технология установления опеки и попечительства над несовершеннолетними

В соответствии с Семейным кодексом опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего, а попечительство — 18-летне­го возраста. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопеч­ного, связанные с психическим, духовным, нравственным разви­тием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степе­ни зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагоги­ческой целесообразностью.

О своем намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечитель­ства по месту оформления опеки (попечительства).

Документы, необходимые для установления опеки (попечитель­ства), принимаются специалистом по охране прав детства, кото­рый готовит проект постановления органа опеки и попечительства

о назначении опекуна (попечителя). Постановление выносится гла­вой местной администрации единолично, принимается для ис­полнения всеми юридическими, физическими лицами, действи­тельно на всей территории Российской Федерации.

Установление опеки (попечительства) осуществляется в тече­ние 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. После совер­шения данного акта опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обсле­дования условий жизни подопечного.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица, при этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), спо­собность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отноше­ние к ребенку членов семьи опекуна (попечителя).

 

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хро­ническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, огра­ниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усы­новление отменено по их вине, а также лица, которые по состоя­нию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (критерии здоровья те же, что и при усыновлении).

Опекун или попечитель могут усыновить своего подопечного. Не исключается также усыновление другими лицами, если это делается в интересах ребенка. В любом случае в результате усынов­ления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опе­ка (попечительство) прекращается.

В отличие от усыновления при передаче на опеку (попечитель­ство) желание или нежелание несовершеннолетнего иметь своим опекуном (попечителем) заявителя правового значения не имеет независимо от его возраста. Однако важно иметь представление о подлинных корнях существующей неприязни к возможному опе­куну (попечителю) и постараться их преодолеть, поскольку под­росток обычно стремится к независимости и плохо себе представ­ляет, как сложится его жизнь, если рядом нет человека, защища­ющего его права и интересы.

Воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому по общему правилу они должны жить вместе.

Исключение делается только для подростков, достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства, при условии, если раздельное проживание не отразится неблагоприят­но на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допус­кается. Условия содержания подопечного облегчают различного рода льготы, в числе которых бесплатный проезд в общественном го­родском и пригородном транспорте (кроме такси) на основании единого билета.

Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный над­зор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью конт­рольных проверок, проводимых этим органом не менее 2 раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспита­нии подопечного, улучшении его быта, материального обеспече­ния и т.д.

 

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечите­лем без всякого дополнительного на этот счет решения. Попечи­тельство над несовершеннолетним прекращается без особого ре­шения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступ­ления его в брак либо эмансипации (экономической самостоя­тельности). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

Поскольку утрата попечения со стороны родителей не всегда носит постоянный характер, может возникнуть проблема освобож­дения опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств. Так бывает, например, когда родители (один из них) возвраща­ются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. В подобного рода случа­ях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствуют интересам ребенка. Поэтому такой возврат не может быть осуществлен авто­матически. Не исключается возникновение при этом спора между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечи­телем). При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попе­чительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по объективным или субъективным причинам. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное или лечебное учреждение, учреждение социальной защиты насе­ления. Если подопечный по решению органа опеки и попечитель­ства передается сюда на полное государственное попечение, су­ществовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Вы­полнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях воз­лагается на администрацию детского учреждения.

Опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от за­боты о ребенке. Но если уважительные причины (серьезная бо­лезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т.п.) не дают возможности должным образом исполнять опекунские обя­занности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворе­нию, а опека (попечительство) прекращается на основании спе­циального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван помочь ему преодолеть пре­пятствия в осуществлении действующей опеки (попечительства).

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от испол­

 

нения им своих обязанностей. Отстранению подлежит тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опе­куна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолет­нем в любых ее проявлениях, а также совершение поступков, про­тиворечащих интересам подопечного, обязывают органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и выне­сти соответствующее постановление. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного пове­дения опекуна (попечителя).

То же самое надлежит сделать, если опекун (попечитель) ос­тавляет подопечного без надзора и необходимой помощи. В таких случаях орган опеки и попечительства не только отстраняет опеку­на (попечителя), но и вправе все имеющиеся материалы напра­вить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это вы­ражается в жестоком обращении с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

Таким образом, технология установления опеки (попечитель­ства) включает в себя несколько этапов: установление опеки (попе­чительства), сопровождение семьи с опекаемым ребенком, иногда усыновление подопечного, прекращение опеки (попечительства).

§ 3. Технология усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации

Анализ истории становления института усыновления свидетель­ствует, что данную форму устройства детей на воспитание в семью использовали все народы, хотя его виды изменялись в зависимо­сти от этапа развития общественных отношений, особенностей определенной социокультурной среды, ментальности населения.

Усыновление — это переход прав и обязанностей от биологиче­ских родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю). При этом ребенок в правовом отношении полностью приравнива­ется к биологическим детям усыновителя, все права и обязанно­сти родных (биологических) родителей ребенка утрачиваются. Усы­новители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанно­стей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами. Следует, одна­ко, отметить, что усыновление — сложный и противоречивый про­цесс, который проходит ряд этапов.

Процесс усыновления начинается с первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подле­жат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующи­ми, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания

 

своих детей и т. п. Сведения о таких детях ставятся на централизо­ванный учет, в случае если эти дети еще не устроены на воспита­ние в семьи или находятся в учреждениях всех типов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная фор­ма учета осуществляется в нашей стране органами опеки и попе­чительства.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрирует­ся «на муниципальном уровне» в журнале первичного учета таких детей, и в течение 1 месяца орган опеки и попечительства пред­принимает попытки устройства такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

Вторичной формой учета детей, оставшихся без попечения ро­дителей, является региональный учет. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональ­ный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. В течение 1 месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью.

Следующая форма — это федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ре­бенка в Министерство образования РФ для постановки на феде­ральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на данной территории.

В течение не менее 3 месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства об­разования РФ осуществляют попытки устройства детей, сведения

о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опе­ки и попечительства (отдел образования или иную службу, на ко­торую возложены функции по охране прав детей) по м

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...