Основы прогнозирования в социальной работе
Для российского общества, переживающего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.
В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы. Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960—1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» — разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 —начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля. Прогнозирование — это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях — теоретическом, психолого-интуитивном, практическом — исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер. Основными понятиями данной области знаний являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике».
Прогностика — отрасль знаний, изучающая систему мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: истории, математики, философии, социологии. Прогнозирование — это метод научного исследования, цель которого — предусмотреть возможные варианты процессов и явлений, выбранных в качестве предмета анализа. Практическое назначение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок, позволяющих ответить на вопросы о том, в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальной защиты, культуры, здравоохранения, образования, молодежных проблем, духовнонравственных процессов и др.), как действительно может протекать развитие, каков механизм преодоления негативных тенденций. В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: 1) определении и мотивировании цели развития; 2) определении средств, способов, путей достижения целей. Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной про
верки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений. Прогноз — это многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Цель прогноза — дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы. Социальное прогнозирование — это прогнозирование всего общественного, связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Процесс социального прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но внедрение и реализация которых только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области). Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Так, стратегия социальной поддержки населения учитывает различные сценарии развития общества в целом. Поэтому при прогнозном исследовании объектов социальной работы в основу берется принцип вариативности, многокритериальности оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть: ·социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система социальной поддержки населения в будущем; ·изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе; ·динамику развития социальных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей; ·содержательные и организационно-структурные изменения в социальной работе, их динамику и т.д. Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные признаки, позволяющие «упорядочивать» эти методы, структурировать: по степени формализации; принципу действия; способу получения информации. Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы главным образом выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта
прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.
Экстраполяция — это распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на другой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция широко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех социальных процессов. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными ее представителями, а о перспективах культуры —■ по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция, т. е. проекция роста населения по данным прошлого, — это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования. Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальной инфраструктуры, демографических процессов, состояния образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций. Данный метод отличается многообразием: насчитывает не менее пяти различных вариантов. Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, в социальной сфере порождает необходимость научного анализа для определения выхода из кризисной ситуации. Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов: в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них); выявляются проблемы; намечаются план и время действий; разрабатываются критерии для экспертных оценок; обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).
§ 2. Сущность социального проектирования Понятие «социальное проектирование» возникло совсем недавно. Еще в 1970-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, в градостроительстве среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование. В специальной литературе можно встретить различные подходы в понимании социального проектирования. Социальное проектирование определяется: \ ка к наука об общих принципах, методах, приемах и правилах построения концептуальных объектов типа руководств, методик, планов, проектов, программ, предназначенных для решения сложных социальных задач^как специфическая плановая деятельность. Социальное проектирование можно определить какфбоснованное конструирование отвечающей заданным требованиям и намечаемой к построению в близком или отдаленном будущем организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях совместной жизнедеятельности. Социальное проектирование направлено на определение основных параметров новых и коренным образом реорганизуемых объектов. Социальное проектирование занимается проектированием не социального развития, а исходного, начального состояния новых объектов, с которого потом начнется их социальное развитие. Социальное проектирование является систематическим описанием социального эксперимента, одной из форм опережения социальной действительности, оно содержит предложения относительно данной разработки на практике. Результат социального проектирования — научно обоснованные определения вариантов плановою развития новых социальных процессов и явлении. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин. Таким образом^ социальное проектирование можно понимать как особую разновидность профессиональной и социальной деятельности, связанную с изменением жизненной среды. Эта деятельность направлена на реконструкцию уже имеющихся и создание новых объектов, выполняющих социальные функции. Такой подход к социальному проектированию можно назвать объектно-ориентированным.
Социальное проектирование — эффективное средство освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.
Социальное проектирование может применяться на различных уровнях. Поэтому важно провести его кдассиф и к а ци ю. Классификация социального проектирования/, корешаемым пробле- мам_ с учетом той области общественной жизни, г. которой оно применяется, является основополагающей. В то же время оно может быть классифицировано и по другим основаниямТХЗдним из них являете Я период времени, рассматриваемый социальным проектом. Целесообразно различать оперативное социальное проектирование, ориентированное на разработку проектов, намечаемых к реализации в настоящее время, сразу после их утверждения, иуйроекти- рование с учетом реализации проектов через несколько лет или в отдаленном будущем. Социальное проектирование можно классифицировать в зависимости от^глубины разработки проектов. Глубина разработки социальных проектов — это степень детальности очерченных в них проектируемых социальных объектов. Возможна также классификация в зависимости от характера, содержания, методов и строгости обоснования проектов. Характер обоснования связан с применением оценок проектирования — количественных или качественных; содержание обоснования составляют те факторы общественной жизни, на основе которых оно осуществляется; методы обоснования — это способы разработки проектов; строгость обоснования социального проекта — это оценка возможности его реализации, степени или интервала отклонений возможной или реализованной реальности от проекта. Ни один социальный проект не может быть воплощен полностью до деталей, что обусловлено природой самой социальной реальности. Чем дальше время упреждения будущего, тем больше снижается строгость обоснования социального проекта. Эту зависимость можно рассматривать так же, как закономерность социального проектирования. Обоснованность социального проекта сопоставима с достоверностью как параметром прогноза. Если осуществимость прогноза оценивается с точки зрения его достоверности, которая представляет собой «оценку вероятности осуществления прогноза для заданного доверительного интервала», то реализуемость проекта — с точки зрения обоснованности. От осуществимости проекта нужно отличать осуществимость разработки проекта. Осуществимость разработки социального проекта — это наличие возможности составить проект. Осуществимость, или реализуемость, социального проекта — это характеристика, указывающая на возможность построения социальных объектов в соответствии с ним. Она достигается посредством строгого научного обоснования определяемых в проекте социальных характеристик. Поэтому обоснованность является показателем реализуемости социального проекта. Основанием для классификации социального проектирования может служить степень точности разрабатываемых социальных проек
тов. Точность социального проекта — это оценка интервала, в рамках которого определяется реализация характеристик проектируемого объекта. Поскольку в проект закладываются вероятностные связи, то социальные характеристики объекта могут определяться не однозначно, а через допущение определенного диапазона их варьирования при реализации проекта. Точность социального проекта тесно связана с таким его параметром, как обоснованность. Она зависит не только от наличия вероятностных связей, но и от глубины нашего познания будущего. Чем дальше находится от нас проектируемое социальное будущее, тем ниже точность социального проектирования, тем больше характеристики проектируемого будущего приобретают вариативный характер. Данную зависимость можно охарактеризовать так же, как закономерность социального проектирования. Социальное проектирование может быть классифицировано также в зависимости от масштаба решаемых социальных проблем. В этом плане целесообразно различать локальное, ориентированное на частные проблемы, и стратегическое проектирование, направленное на решение базисных социальных проблем. Стратегическое проектирование задает будущему параметры, последствия воплощения которых носят долгосрочный характер и сказываются на жизни общества в целом. Основными элементами социального проектирования, его важнейшими теоретическими категориями являются субъект, объект, социальная технология, методы социального проектирования, условия проектирования, проектный фон, проект. Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и трудовые коллективы, социальные институты, цель которых — организовать целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов. Под объектами социального проектирования понимаются системы, проекты, организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающуюся воздействиям субъектов проектирования. В поле социального проектирования попадают самые различные объекты: ·поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
·человек как субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; ·элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.); ·различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные); ·элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.). Число объектов социального проектирования в последние годы заметно увеличилось. Основными объектами являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т.е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность с целью реализации разработанного проекта, осуществления поставленной цели. При проектировании социальной системы деятельность осуществляется в функционально-временной последовательности социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — в особой форме отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме. Социальное действие — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия проектирования — система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среду, действия, вещи, деятельность, средства и т.п. Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. Социальное проектирование в области социальной работы применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм соответствующей деятельности. Планирование социального проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков пред
стоящей разработки проекта. Разработка социального проекта включает в себя определение перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производство необходимых расчетов по ресурсам; заключение договоров на выполнение работ; поставку материалов, оборудования и т.д. Утверждение социального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе. Выполнение социального проекта обеспечивается какой-либо существующей структурой. Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрепляющем данный проект. Процесс проектирования проходит ряд этапов. 1.Проектирование нередко начинается в условиях неопределенности, когда нет четкого представления об основных, принципиальных отправных моментах развития процесса или явления. Обычно процесс проектирования начинается с выяснения (уточнения) сущности общественной потребности. На этом этапе объективные потребности общественного развития связаны с реализацией определенной идеи (или ряда идей). Она может быть и очевидной, и скрытой, поэтому нередко предполагают поиск, связанный с уточнением этой общественной потребности. В процессе отбора и вычленения общественной потребности предстоит определить, соответствует ли реализация этой потребности объективным критериям, предъявляемым обществом к тем или иным видам решения. При определении общественной потребности очень важно хотя бы в самом общем виде представлять, за какой промежуток времени она может быть реализована. На этом этапе проектирования представление о резерве времени, примерных сроках реализации имеют большое значение, так как это вопрос не только о возможных затратах (финансовых, материальных, трудовых), но и о сроках отдачи, которую общество, регион, коллектив могут получить в результате реализации того или иного проекта. На основе уточнения общественной потребности определяется цель разработки социального проекта. 2.Следующим этапом социального проектирования является сбор необходимой информации, включающий научные исследования, анализ источников, определение главного из них. Информация при подготовке проекта должна характеризовать современные средства его реализации, которые применялись и применяются при аналогичных решениях поставленных проблем. Реализовать функции конкретной информационной помощи при разработке и обосновании преобразований с учетом важнейших и актуальных социальных проблем может социальный мониторинг. Социальный мониторинг — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия страте
гических и тактических решений на государственном, региональном и местном уровнях управления. Социальный мониторинг выступает как важнейшая составная часть и информационная база социального менеджмента. На основе полученной информации, как правило, формулируется задание на проектирование и требования, которым должен удовлетворять процесс проектирования. Обычно производится отбор средств по реализации поставленной цели, которые в конкретных условиях могут обеспечить ее достижение. Желателен поиск новых идей, которые можно формулировать исходя из различных методов научного подхода; можно испытать уже имеющиеся апробированные жизнью решения, увязав их с требованиями конкретного проекта. Формулирование задания выступает как часть концепции, которую предстоит реализовать для достижения намеченного результата. Концепция опирается на результаты научных исследований, предварительного анализа, связанных с необходимостью постоянно уточнять формулировку задания. Все возможные решения могут быть представлены в виде матрицы, что предполагает возможный перебор предлагаемых решений, исходя из изменения тех или иных переменных (сроков, финансовых, материальных и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта может проверяться двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента. 3. Заключительной стадией проектирования является решение, принятое на основе разработанной концепции. Это конкретная программа действий, которая в заданных параметрах использует тот или иной набор средств достижения поставленной цели при учете определенных ограничений. Это решение предполагает конкретную реализацию намеченной программы (или варианты реализации) с определением сроков ответственных этапов работы и последовательности операций. Результатом проектирования является проект. Понятие «проект» многозначно, иногда оно рассматривается как синоним понятий «план», «программа». До недавнего времени термин «проект» преимущественно использовался в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации, проектирование было выделено в ранг прикладной науки. В настоящее время практически любая научно-исследовательская деятельность связана с разработкой и реализацией проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности — общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и др. Проект (от лат. брошенный вперед) это совокупность документов (расчетов, чертежей), подготовленных для создания какого-либо
сооружения или изделия; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план. В социальной работе под проектом понимается ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Основными чертами проекта являются: отнесенность к будущему; ориентация на желаемое состояние будущего; представление проекта как системы средств достижения будущего; определенность начала и окончания проектной работы; четко и ясно сформулированные критерии эффективности. Таким образом, проект социальной работы понимается как система сформулированных проектных целей, созданных для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты, разработанных и утвержденных соответствующих документов-программ, планов, расчетов, смет, расчет необходимых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, временных), комплекс управленческих решений, мероприятий по достижению поставленных целей. Социальные проекты квалифицируют по следующим признакам. Тип проекта (классификация осуществляется по основным сферам деятельности, предусмотренных проектом): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект. Монопроект - это отдельный проект различного типа, вида, масштаба. Мультипроект — это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления. Мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включает в себя ряд моно- и мультипроектов. Вид проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебнообразовательный. Масштаб проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты отдельной организации. Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет). Выполнение социального проекта требует определенной совокупности работ, которые подразделяются на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной цели; планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, сметы, решения; принятие и утверждение социально
го проекта; его выполнение и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта. Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в проектном варианте. Таким образом, социальное проектирование является одним из инструментов реализации научного управления или специфическим видом социального планирования, касающегося предполагаемого развития социального объекта, который еще не создан. § 3. Сущность, виды и функции моделей и моделирования Моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Сферы применения моделирования, по существу, неограниченны. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя оно и присуще всякому познавательному процессу. Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, иначе само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование: в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции. Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные — необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые разные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны. Следует учитывать также, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут
иметь числового отображения. Поэтому объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются: углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; форматирование, проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик. Моделирование выполняет также важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью. Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: 1)познавательные — эвристические; 2)модели будущего — прогностические; 3)модели желаемого, заданного состояния. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование призвано, с одной стороны, отобразить состояние проблемы на данный момент, с другой — определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие, активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Целесообразно выделить две группы требований, предъявляемых к моделям. В о-п ервых, модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. В о-в т о р ы х — способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов его построения; управлению или познанию объекта. Следовательно, правомерно при разработке модели говорить о ее подобии объекту-оригиналу, когда, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная «свобода» модели, для того чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов. В целом модель должна соответствовать следующим требованиям: 1)обладать такими качествами, как полнота, адекватность и эволюционностъ', она должна обеспечивать возможность включения широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы наиболее точно воспроизвести социальный объект, явление, процесс;
2) быть в меру абстрактной, чтобы иметь возможность оперировать большим числом переменных, но не допускать сомнений в надежности и практической полезности полученных результатов; 3) укладываться во временные рамки решения задачи', 4) ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества; 5) обеспечивать получение новой полезной инфомации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования; 6) строиться с использованием установившейся терминологии', 7) предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу. В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др. Моделирование применяется тогда, когда сам объект (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно. Параметры оценки моделей могут быть различными. В качестве главных критериев выступают: ·новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение); ·распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована материализованная система — кибернетическая). Уровень творческого решения с помощью модели означает степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций. Последовательность нарастания этих возможностей, т.е. творческого решения, следующая: ·определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений; ·реализация гносеологических и эвристических потенций разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.
Уровень использования модели характеризуется такими показателями: ·определена цель применения модели; ·углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере; ·используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях. Не менее важной является оценка структуры моделей: ·совокупность направлений развития объекта познания; ·побудительные силы развития; ·факторы внешних воздействий. При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объект
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|