Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы прогнозирования в социальной работе




Для российского общества, переживающего социально-эконо­мический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффек­тивности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало од­ной из актуальных задач в области, как теоретических исследова­ний, так и научного обоснования социальной практики.

 

В развитии прогнозирования можно выделить основные вре­менные этапы.

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960—1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирова­ния» — разработаны теоретические вопросы, новые методы, созда­ны сложные прогнозные модели. С конца 1970 —начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприя­тий и организаций разного профиля.

Прогнозирование — это социальная теория познания. Она нахо­дится в специфическом взаимодействии с целым рядом теорети­ческих доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществля­ют на разных уровнях — теоретическом, психолого-интуитивном, практическом — исследование его проблем. Прогнозирование пло­дотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпри­нимаемых практических мер.

Основными понятиями данной области знаний являются: «про­гностика», «прогноз», «прогнозирование», «принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике».

Прогностика — отрасль знаний, изучающая систему мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методо­логия прогностических исследований опирается на наиболее цен­ные теоретические достижения многих наук: истории, математи­ки, философии, социологии.

Прогнозирование — это метод научного исследования, цель ко­торого — предусмотреть возможные варианты процессов и явле­ний, выбранных в качестве предмета анализа. Практическое назна­чение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок, позволяющих отве­тить на вопросы о том, в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальной защиты, культуры, здравоохранения, образования, молодежных проблем, духовно­нравственных процессов и др.), как действительно может проте­кать развитие, каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: 1) опре­делении и мотивировании цели развития; 2) определении средств, способов, путей достижения целей. Полный цикл прогнозного ис­следования включает в себя: изучение проблемной ситуации в тео­рии и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностиче­ским потенциалом; проведение опытно-экспериментальной про­

 

верки гипотез и верификации результатов исследования; форму­лирование выводов и предложений.

Прогноз — это многовариантная гипотеза о возможных резуль­татах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Цель прогноза — дать ответы на круг вопро­сов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование — это прогнозирование всего обще­ственного, связанного с обществом, с общественными отношени­ями, в центре чего находится человек.

Процесс социального прогнозирования предполагает: проведе­ние краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный ана­лиз наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опы­те); выявление проблем (уже решенных, но внедрение и реализа­ция которых только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

Ввиду многофакторности и исключительной сложности объек­та исследования прогностические рекомендации носят вариант­ный характер. Так, стратегия социальной поддержки населения учитывает различные сценарии развития общества в целом. Поэто­му при прогнозном исследовании объектов социальной работы в основу берется принцип вариативности, многокритериальности оценки стратегических решений, используются различные техно­логии организационных форм на конкурсной основе, допускаю­щей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления.

Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

·социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система социальной поддержки населе­ния в будущем;

·изменяющуюся роль и место человеческой личности в обще­ственном прогрессе;

·динамику развития социальных запросов населения, престиж­ность соответствующих профессий и специальностей;

·содержательные и организационно-структурные изменения в социальной работе, их динамику и т.д.

Прогнозирование как исследование с широким охватом объек­тов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные признаки, позволя­ющие «упорядочивать» эти методы, структурировать: по степени фор­мализации; принципу действия; способу получения информации.

Наиболее распространены методы экстраполяции и эксперти­зы. В них в качестве основы главным образом выступают времен­ные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта

 

прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют члены груп­пы разработки. Часто используются и другие методы: многоуров­невая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, раз­работке специальных алгоритмов и программ, требующих значи­тельных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработ­чиков прогнозов.

Экстраполяция — это распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде.

В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на дру­гой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция ши­роко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех со­циальных процессов. Например, вывод об уровне развития ка­кой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными ее представителями, а о перспективах культуры —■ по тенденциям в прошлом.

Статистическая экстраполяция, т. е. проекция роста населе­ния по данным прошлого, — это один из важнейших методов со­временного научно-технического и социального прогнозирования. Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта про­гнозирования (социальной инфраструктуры, демографических процессов, состояния образования в историческом плане), на рет­роспективном анализе количественных временных рядов или тен­денций. Данный метод отличается многообразием: насчитывает не менее пяти различных вариантов.

Экспертную оценку проводят специальные центры эксперти­зы, научные информационно-аналитические центры, лаборато­рии экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В на­стоящее время их деятельность актуализируется, поскольку не­стабильность в обществе, в социальной сфере порождает необхо­димость научного анализа для определения выхода из кризисной ситуации.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов: в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки опре­деляется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них); выявляются проблемы; намечаются план и время действий; раз­рабатываются критерии для экспертных оценок; обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экс­пертизы (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспер­тов, публикации).

 

§ 2. Сущность социального проектирования

Понятие «социальное проектирование» возникло совсем недавно. Еще в 1970-е гг. предпочитали писать о социальном планирова­нии, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, в градострои­тельстве среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование.

В специальной литературе можно встретить различные подходы в понимании социального проектирования. Социальное проекти­рование определяется: \ ка к наука об общих принципах, методах, приемах и правилах построения концептуальных объектов типа руководств, методик, планов, проектов, программ, предназначен­ных для решения сложных социальных задач^как специфическая плановая деятельность. Социальное проектирование можно опре­делить какфбоснованное конструирование отвечающей заданным требованиям и намечаемой к построению в близком или отдален­ном будущем организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях совместной жизнедеятельности.

Социальное проектирование направлено на определение основ­ных параметров новых и коренным образом реорганизуемых объек­тов. Социальное проектирование занимается проектированием не социального развития, а исходного, начального состояния новых объектов, с которого потом начнется их социальное развитие. Со­циальное проектирование является систематическим описанием социального эксперимента, одной из форм опережения социаль­ной действительности, оно содержит предложения относительно данной разработки на практике. Результат социального проектиро­вания — научно обоснованные определения вариантов плановою развития новых социальных процессов и явлении. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин.

Таким образом^ социальное проектирование можно понимать как особую разновидность профессиональной и социальной деятельности, связанную с изменением жизненной среды. Эта деятельность направ­лена на реконструкцию уже имеющихся и создание новых объек­тов, выполняющих социальные функции. Такой подход к социаль­ному проектированию можно назвать объектно-ориентированным.

Социальное проектирование — эффективное средство освое­ния всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и куль­турных проблем.

 

Социальное проектирование может применяться на различных уровнях. Поэтому важно провести его кдассиф и к а ци ю. Классификация социального проектирования/, корешаемым пробле- мам_ с учетом той области общественной жизни, г. которой оно применяется, является основополагающей. В то же время оно мо­жет быть классифицировано и по другим основаниямТХЗдним из них являете Я период времени, рассматриваемый социальным проектом. Целесообразно различать оперативное социальное проектирование, ориентированное на разработку проектов, намечаемых к реализа­ции в настоящее время, сразу после их утверждения, иуйроекти- рование с учетом реализации проектов через несколько лет или в отдаленном будущем.

Социальное проектирование можно классифицировать в зави­симости от^глубины разработки проектов. Глубина разработки со­циальных проектов — это степень детальности очерченных в них проектируемых социальных объектов.

Возможна также классификация в зависимости от характера, содержания, методов и строгости обоснования проектов. Характер обоснования связан с применением оценок проектирования — количественных или качественных; содержание обоснования состав­ляют те факторы общественной жизни, на основе которых оно осу­ществляется; методы обоснования — это способы разработки про­ектов; строгость обоснования социального проекта — это оценка возможности его реализации, степени или интервала отклонений возможной или реализованной реальности от проекта. Ни один со­циальный проект не может быть воплощен полностью до деталей, что обусловлено природой самой социальной реальности. Чем даль­ше время упреждения будущего, тем больше снижается строгость обоснования социального проекта. Эту зависимость можно рассмат­ривать так же, как закономерность социального проектирования.

Обоснованность социального проекта сопоставима с достовер­ностью как параметром прогноза. Если осуществимость прогноза оценивается с точки зрения его достоверности, которая представ­ляет собой «оценку вероятности осуществления прогноза для за­данного доверительного интервала», то реализуемость проекта — с точки зрения обоснованности. От осуществимости проекта нуж­но отличать осуществимость разработки проекта. Осуществимость разработки социального проекта — это наличие возможности со­ставить проект. Осуществимость, или реализуемость, социального проекта — это характеристика, указывающая на возможность по­строения социальных объектов в соответствии с ним. Она достига­ется посредством строгого научного обоснования определяемых в проекте социальных характеристик. Поэтому обоснованность яв­ляется показателем реализуемости социального проекта.

Основанием для классификации социального проектирования может служить степень точности разрабатываемых социальных проек­

 

тов. Точность социального проекта — это оценка интервала, в рам­ках которого определяется реализация характеристик проектируемо­го объекта. Поскольку в проект закладываются вероятностные свя­зи, то социальные характеристики объекта могут определяться не однозначно, а через допущение определенного диапазона их варьиро­вания при реализации проекта. Точность социального проекта тесно связана с таким его параметром, как обоснованность. Она зависит не только от наличия вероятностных связей, но и от глубины нашего познания будущего. Чем дальше находится от нас проектируемое социальное будущее, тем ниже точность социального проектирова­ния, тем больше характеристики проектируемого будущего приобре­тают вариативный характер. Данную зависимость можно охаракте­ризовать так же, как закономерность социального проектирования.

Социальное проектирование может быть классифицировано так­же в зависимости от масштаба решаемых социальных проблем. В этом плане целесообразно различать локальное, ориентированное на частные проблемы, и стратегическое проектирование, направлен­ное на решение базисных социальных проблем. Стратегическое проектирование задает будущему параметры, последствия вопло­щения которых носят долгосрочный характер и сказываются на жизни общества в целом.

Основными элементами социального проектиро­вания, его важнейшими теоретическими категориями являются субъект, объект, социальная технология, методы социального про­ектирования, условия проектирования, проектный фон, проект.

Субъектом социального проектирования являются различные но­сители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и трудовые коллективы, социальные институты, цель которых — организовать целенаправленное преобразование социальной дей­ствительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта про­ектирования — его социальная активность, непосредственное уча­стие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

Под объектами социального проектирования понимаются систе­мы, проекты, организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающуюся воздей­ствиям субъектов проектирования. В поле социального проектиро­вания попадают самые различные объекты:

·поддающиеся организованному воздействию элементы, под­системы и системы материального и духовного производств (сред­ства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная дея­тельность и т.п.);

 

·человек как субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, уста­новками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

·элементы и подсистемы социальной структуры общества (тру­довые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.);

·различные общественные отношения (политические, идео­логические, управленческие, эстетические, нравственные, семей­но-бытовые, межличностные);

·элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жиз­недеятельности, качество и стиль жизни и т.п.).

Число объектов социального проектирования в последние годы заметно увеличилось. Основными объектами являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является соци­альное действие, т.е. воздействие человека как субъекта социаль­ной активности на управляемую подсистему (социальную структу­ру), среду, регион, коллектив, группу, личность с целью реализа­ции разработанного проекта, осуществления поставленной цели. При проектировании социальной системы деятельность осущест­вляется в функционально-временной последовательности соци­альных действий (социальная технология процесса проектирова­ния), а проект — в особой форме отображения потребностей, ин­тересов, установок, стремлений, выраженных в определенной зна­ковой форме. Социальное действие — это упорядоченная во вре­мени и пространстве последовательность актов социальной дея­тельности, совокупность навыков, методов, приемов, направлен­ных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.

Среди характеристик социального проектирования особое мес­то занимают условия проектирования — система социальных явле­ний и процессов, оказывающих определенное влияние на проект­ную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среду, дей­ствия, вещи, деятельность, средства и т.п.

Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Социальное проектирование в области социальной работы при­меняется для разработки социальных программ, социальных пред­ложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм соответствующей деятельности.

Планирование социального проекта состоит в определении кон­кретных разработчиков с установлением заданий и сроков пред­

 

стоящей разработки проекта. Разработка социального проекта вклю­чает в себя определение перечня мер (мероприятий) и ответствен­ных исполнителей, производство необходимых расчетов по ресур­сам; заключение договоров на выполнение работ; поставку мате­риалов, оборудования и т.д.

Утверждение социального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе. Выполнение социального проекта обеспечивается какой-либо существующей структурой. Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрепляющем данный проект.

Процесс проектирования проходит ряд этапов.

1.Проектирование нередко начинается в условиях неопределен­ности, когда нет четкого представления об основных, принципи­альных отправных моментах развития процесса или явления. Обычно процесс проектирования начинается с выяснения (уточнения) сущности общественной потребности. На этом этапе объективные потребности общественного развития связаны с реализацией опре­деленной идеи (или ряда идей). Она может быть и очевидной, и скрытой, поэтому нередко предполагают поиск, связанный с уточ­нением этой общественной потребности. В процессе отбора и вы­членения общественной потребности предстоит определить, со­ответствует ли реализация этой потребности объективным крите­риям, предъявляемым обществом к тем или иным видам решения. При определении общественной потребности очень важно хотя бы в самом общем виде представлять, за какой промежуток време­ни она может быть реализована. На этом этапе проектирования представление о резерве времени, примерных сроках реализации имеют большое значение, так как это вопрос не только о возмож­ных затратах (финансовых, материальных, трудовых), но и о сро­ках отдачи, которую общество, регион, коллектив могут получить в результате реализации того или иного проекта. На основе уточ­нения общественной потребности определяется цель разработки социального проекта.

2.Следующим этапом социального проектирования является сбор необходимой информации, включающий научные исследования, анализ источников, определение главного из них. Информация при подготовке проекта должна характеризовать современные средства его реализации, которые применялись и применяются при анало­гичных решениях поставленных проблем.

Реализовать функции конкретной информационной помощи при разработке и обосновании преобразований с учетом важнейших и актуальных социальных проблем может социальный мониторинг.

Социальный мониторинг — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной инфор­мации и представления полученных данных для принятия страте­

 

гических и тактических решений на государственном, региональ­ном и местном уровнях управления. Социальный мониторинг вы­ступает как важнейшая составная часть и информационная база социального менеджмента.

На основе полученной информации, как правило, формулиру­ется задание на проектирование и требования, которым должен удовлетворять процесс проектирования. Обычно производится от­бор средств по реализации поставленной цели, которые в конкрет­ных условиях могут обеспечить ее достижение. Желателен поиск новых идей, которые можно формулировать исходя из различных методов научного подхода; можно испытать уже имеющиеся апро­бированные жизнью решения, увязав их с требованиями конкрет­ного проекта.

Формулирование задания выступает как часть концепции, ко­торую предстоит реализовать для достижения намеченного резуль­тата. Концепция опирается на результаты научных исследований, предварительного анализа, связанных с необходимостью постоян­но уточнять формулировку задания. Все возможные решения могут быть представлены в виде матрицы, что предполагает возможный перебор предлагаемых решений, исходя из изменения тех или иных переменных (сроков, финансовых, материальных и трудовых ре­сурсов, первоочередности и важности реализации отдельных эле­ментов проекта). Концепция проекта может проверяться двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи экс­перимента.

3. Заключительной стадией проектирования является решение, принятое на основе разработанной концепции. Это конкретная программа действий, которая в заданных параметрах использует тот или иной набор средств достижения поставленной цели при учете определенных ограничений. Это решение предполагает кон­кретную реализацию намеченной программы (или варианты реа­лизации) с определением сроков ответственных этапов работы и последовательности операций.

Результатом проектирования является проект. Понятие «про­ект» многозначно, иногда оно рассматривается как синоним по­нятий «план», «программа». До недавнего времени термин «про­ект» преимущественно использовался в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной докумен­тации, проектирование было выделено в ранг прикладной науки. В настоящее время практически любая научно-исследовательская деятельность связана с разработкой и реализацией проектов. Про­екты разрабатываются практически во всех сферах деятельности — общественной, политической, международной, технической, те­атральной, литературной и др.

Проект (от лат. брошенный вперед) это совокупность документов (расчетов, чертежей), подготовленных для создания какого-либо

 

сооружения или изделия; предварительный текст какого-либо до­кумента; замысел, план. В социальной работе под проектом понима­ется ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Основными чертами проекта являются: отнесенность к будуще­му; ориентация на желаемое состояние будущего; представление проекта как системы средств достижения будущего; определен­ность начала и окончания проектной работы; четко и ясно сфор­мулированные критерии эффективности. Таким образом, проект социальной работы понимается как система сформулированных проектных целей, созданных для этих целей социальных учрежде­ний, физических объектов, систем социальной защиты, разрабо­танных и утвержденных соответствующих документов-программ, планов, расчетов, смет, расчет необходимых ресурсов (материаль­ных, финансовых, трудовых, временных), комплекс управленче­ских решений, мероприятий по достижению поставленных целей.

Социальные проекты квалифицируют по следующим признакам.

Тип проекта (классификация осуществляется по основным сфе­рам деятельности, предусмотренных проектом): технический, орга­низационный, экономический, социальный, смешанный.

Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предмет­ной области): монопроект, мультипроект, мегапроект. Монопро­ект - это отдельный проект различного типа, вида, масштаба. Мультипроект — это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления. Мега­проект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включает в себя ряд моно- и мультипроектов.

Вид проекта (по характеру предметной области проекта): инвес­тиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно­образовательный.

Масштаб проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосудар­ственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ве­домственные, проекты отдельной организации.

Длительность проекта (по продолжительности периода осуще­ствления проекта): краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

Выполнение социального проекта требует определенной сово­купности работ, которые подразделяются на основные и обеспе­чивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной цели; планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, сметы, решения; принятие и утверждение социально­

 

го проекта; его выполнение и внесение по ходу необходимых кор­ректив; подведение итогов выполнения проекта.

Предпроектный анализ включает изучение (исследование, ана­лиз, диагностику) соответствующей социальной проблемы, реше­ние которой предполагается осуществить в проектном варианте.

Таким образом, социальное проектирование является одним из инструментов реализации научного управления или специфиче­ским видом социального планирования, касающегося предпола­гаемого развития социального объекта, который еще не создан.

§ 3. Сущность, виды и функции моделей и моделирования

Моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально суще­ствующих предметов, явлений, социальных процессов, органи­ческих и неорганических систем.

Сферы применения моделирования, по существу, неограни­ченны. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя оно и присуще всякому познавательному процессу.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сход­ство с оригиналом, но не повторять его, иначе само моделирова­ние теряет смысл.

Недопустимо и произвольное моделирование: в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции.

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффектив­ным, он должен опираться на точные, объективные данные — необходима информационная база, социальная информация. Со­вокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, мо­жет быть формализована и обработана на ЭВМ с помощью мате­матического моделирования.

Но далеко не все процессы общества поддаются количествен­ному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые раз­ные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднознач­но, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны.

Следует учитывать также, что все социальные процессы осуще­ствляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут

 

иметь числового отображения. Поэтому объективно необходимы­ми становятся различные методы анализа качественного содержа­ния процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются: углубление по­знания действующих систем, объектов; определение основных па­раметров, путей дальнейшего их совершенствования; форматиро­вание, проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик.

Моделирование выполняет также важные эвристические функ­ции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Модели­рование выступает, таким образом, в единстве с прогнозировани­ем, являясь его составной частью.

Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей:

1)познавательные — эвристические;

2)модели будущего — прогностические;

3)модели желаемого, заданного состояния. Однако моделиро­вание сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностичес­кие, прагматические. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование призвано, с одной стороны, отобра­зить состояние проблемы на данный момент, с другой — опреде­лить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие, активизировать деятель­ность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Целесообразно выделить две группы требований, предъявляемых к моделям. В о-п ервых, модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершен­ствованию самого объекта. В о-в т о р ы х — способствовать опреде­лению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов его построения; управлению или познанию объекта.

Следовательно, правомерно при разработке модели говорить о ее подобии объекту-оригиналу, когда, с одной стороны, соблю­дается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожи­даемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная «свобода» модели, для того чтобы она была способной к преоб­разованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

В целом модель должна соответствовать следую­щим требованиям:

1)обладать такими качествами, как полнота, адекватность и эволюционностъ', она должна обеспечивать возможность включения широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы наиболее точно воспроизвести социальный объект, явление, процесс;

 

2) быть в меру абстрактной, чтобы иметь возможность опери­ровать большим числом переменных, но не допускать сомнений в надежности и практической полезности полученных результа­тов;

3) укладываться во временные рамки решения задачи',

4) ориентироваться на реализацию с помощью существующих воз­можностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества;

5) обеспечивать получение новой полезной инфомации о социаль­ном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования;

6) строиться с использованием установившейся терминологии',

7) предусматривать возможность проверки ее истинности, пол­ноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явле­ний, которые вполне могут быть применимы в социальном модели­ровании: компромисс между ожидаемой точностью результатов мо­делирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др. Моделирова­ние применяется тогда, когда сам объект (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.

Параметры оценки моделей могут быть различными.

В качестве главных критериев выступают:

·новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

·распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, со­циальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована ма­териализованная система — кибернетическая).

Уровень творческого решения с помощью модели означает сте­пень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяс­нительной) и эвристической (прогностической, творческой) функ­ций.

Последовательность нарастания этих возмож­ностей, т.е. творческого решения, следующая:

·определение (различение, распознавание), классифицирова­ние известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модель­ных представлений;

·реализация гносеологических и эвристических потенций раз­работанной модели, осуществление научного прогноза качествен­но новых фактов, событий и их практического использования.

 

Уровень использования модели характеризуется та­кими показателями:

·определена цель применения модели;

·углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;

·используется в системе научного знания, в системе подготов­ки кадров, в учебных заведениях.

Не менее важной является оценка структуры моделей:

·совокупность направлений развития объекта познания;

·побудительные силы развития;

·факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованно­го воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объект

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...