Этапы инновационного процесса
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Циклический характер инновационного процесса (когда развитие идет по постоянно повторяющемуся циклу) выражается в последовательности этапов развития нововведения. 1.Зарождение и разработка инновации. 2.Освоение нововведения (эксперимент). 3.Диффузия (проникновение, распространение). 4.Рутинизация. Некоторые нововведения проходят еще один этап — иррадиацию, когда с рутинизацией нововведение не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая еще более мощное влияние на процесс развития коллектива, учреждения. Безусловно, начаться инновационный процесс может с разных стартовых позиций, и поиск идей развития может осуществляться разными путями. Возможно использование уже существующих идей. Необходимо понимать, что и в этом случае инновационный процесс в учреждении нужно грамотно спрогнозировать и логически выстроить. Взяв за основу пути развития заимствованную идею, нельзя переходить сразу к стадии ее апробирования в своем учреждении. Необходимо осуществить разработку нововведения применительно к организационным, кадровым, материальным и финансовым условиям его деятельности. Важно произвести целый комплекс диагностических, психологических и социальных исследований, а также разработать и осуществить меры, направленные на принятие нововведения всеми членами коллектива. Возможен и другой подход к инновационной деятельности — организация коллективной продуктивной деятельности в учреждении с целью разработки авторских идей развития. Рассмотрим подробнее такой подход к организации инновационного процесса в социальном учреждении. Этот процесс включает несколько этапов.
I этап — зарождение и разработка нововведения — включает: ·анализ деятельности социального учреждения, выделение положительных сторон в развитии, обозначение содержательных и организационных проблем с целью создания у специалистов по социальной работе представления об «исходном» состоянии развития учреждения; ·выделение проблем, требующих первоочередного решения; ·разработку вариантов решения обозначенных проблем с целью определения эффективного пути развития. На этом этапе целесообразно осуществлять деятельность по следующим содержательным направлениям. 1. Аналитическая деятельность. Это кропотливая мыслительная работа, которую осуществляет администрация учреждения вместе с созданным по ее ини
циативе временным научно-исследовательским коллективом или рабочей группой специалистов по социальной работе. Они рассматривают деятельность учреждения комплексно, с «разных сторон», возможно, с различных позиций (специалиста по социальной работе, методиста, руководителя, психолога, клиента и т.д.). Способы организации деятельности временного научно-иссле- довательского коллектива или рабочей группы могут быть разные (коллективная, групповая или индивидуальная работа членов группы). Однако важно отметить необходимость общего понимания того, что анализ деятельности нужен не ради каких-либо отчетов, а с целью выработки общего представления коллектива о том, как развивается учреждение, что стимулирует его развитие, каковы общие проблемы, в чем необходимо объединить усилия. Как правило, эта работа проводится в течение 0,5 — 1 года. Результатом аналитической работы могут быть: ·паспорт учреждения, показывающий состояние его деятельности по различным направлениям (социальная, досуговая, методическая, психологическая, издательская деятельность и т.д.), отображающий достижения и проблемы, представленные в виде таблиц, графиков, матриц и т.д.;
·перечень проблем, волнующих коллектив (проблемы содержательные, организационные и др.), и их причин. 2. Проективно-продуктивная деятельность. Предполагает разработку идей, способствующих решению социальных проблем. Формами организации коллективной деятельности специалистов по социальной работе могут быть организаци- онно-деятельностные игры, «мозговые атаки» и т.д. Результатом деятельности может стать «банк» социальных идей или основа программы развития учреждения. Необходимо отметить, что коллективная продуктивная деятельность способствует сплочению и объединению специалистов по социальной работе, созданию коллектива единомышленников. Таким образом, результатом деятельности коллектива на первом этапе инновационного процесса могут стать: ·комплексный анализ деятельности учреждения, позволяющий определить его исходное состояние; ·перечень проблем в деятельности учреждения; ·«банк» социальных идей или программа развития учреждения; ·объединение усилий, создание коллектива единомышленников. I этап — освоение нововведения предусматривает: ·апробирование нововведения на практике; ·анализ результатов апробирования, их осмысление, определение ближайшего последействия.
Апробирование инновации — это первоначальное применение нововведения, осуществление его на отдельно взятом объекте в течение непродолжительного времени (6 — 9 месяцев). Апробирование осуществляется с целью изучения эффективности какой- либо социальной идеи на практике, осмысления ее эффективности в определенных условиях и т.д. Апробирование нововведения может осуществляться как целенаправленно организованный социальный эксперимент. Эксперимент — это пробное нововведение, имеющее целью дать основание для последующего решения о целесообразности принятия данного новшества к распространению. Если да, то при каких условиях, с какими изменениями или ограничениями. Социальный эксперимент — один из наиболее сложных методов исследования. Задача социального эксперимента состоит в том, чтобы с использованием качественных и (по необходимости) количественных оценок выявить эффективность применяемых или вновь разработанных социальных методов, приемов, форм, методик и т.д.
Предметом социального эксперимента могут быть: ·организация практической социальной работы, формы разработки социальной работы и т.д.; ·методы, приемы социальной работы с клиентами, формы отслеживания результатов деятельности, соотношение различных видов организации социальной деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная деятельность и т.д.); ·построение социальной системы учреждения, в которой обозначаются новые подходы к решению социальных проблем. В зависимости от предмета и ряда условий (творческого потенциала социального коллектива, организационных проблем и т.п.) эксперименты могут осуществляться от 3 до 10 лет. Построение социальной системы учреждения — наиболее сложная и продолжительная по времени работа. В целом социальный эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений, сравнить значимость различных факторов в структуре социального процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих условий решение социальной задачи. Эксперимент предполагает поисковую деятельность, создание нового социального опыта. В процессе работы исследователи оперируют понятиями «экспериментальная» и «опытно-эксперимен- тальная деятельность». Важно понимать, что экспериментальная деятельность отличается от опытно-экспериментальной по доминирующему признаку: ·чем больше в деятельности принципиально нового, инновационного, тем ближе она к собственно экспериментальной деятельности;
·чем больше в социальной деятельности воспроизведения (методики, способов организации деятельности) в иных условиях иными специалистами по социальной работе, тем ближе эта деятельность к опытно-экспериментальной. Хотя оговоримся, что такое разграничение условно и между данными понятиями существует тесная взаимосвязь.
Важно отметить также, что на данном этапе (как и на других) анализируются результаты деятельности за определенный отрезок времени, выделяются положительные и, возможно, отрицательные черты нововведения, определяется дальнейшая «судьба» инновации. Результатом деятельности может быть не только решение о распространении инновации (конкретного социального опыта), но и отказ от нововведения, решение о временной приостановке или частичном принятии инновации. I этап — диффузия нововведения в случае положительных результатов его апробирования. Диффузия означает распространение, проникновение в массу. Сущность данного этапа состоит в освоении нововведения социальной общественностью. Нововведение становится достоянием социальной практики и науки, пропагандируется средствами информации. Безусловно, далеко не всякая инновация получает массовое распространение, да это и не является основной целью инновационного процесса, иначе почти все социальные учреждения у нас были бы похожи друг на друга. I этап — рутинизация нововведения начинается, если нововведение состоялось (показало стабильные результаты в течение длительного времени, способствовало совершенствованию социальной деятельности в учреждении, возможно, получило широкое распространение). Сущность этого процесса — превращение нововведения в неотъемлемую часть социальной системы учреждения, которая дает стабильные положительные результаты и способствует переходу учреждения на новый качественный уровень развития. Инновация становится традицией коллектива специалистов по социальной работе. Однако данный этап предполагает и другой возможный поворот событий: нововведение перестает быть актуальным, как бы исчерпывает себя, устаревает, постепенно угасает. Безусловно, это не означает прекращения инновационного процесса, он продолжается. Этап рутинизации таит в себе некоторые негативные стороны. Первая из них — догматизация нововведения, когда обстоятельства, потребности людей меняются, а инициаторы продолжают верить в незыблемую эффективность того, что было когда-то новым. Догматизация нередко соседствует со схематизацией, когда
от первоначального нововведения (идеи, способа) оставляют его упрощенную схему и пытаются ей следовать, а также с фрагментацией, когда от нововведения как комплекса взаимосвязанных новшеств закрепляется и используется отдельная часть, элемент (причем нередко этот элемент выдают за целое). И наконец, пожалуй, самый печальный случай, когда от нововведения ничего или почти ничего не остается, но работники учреждения или его руководители по-прежнему провозглашают, что они действуют по-новому, следуя духу и букве нововведения. Это не что иное, как имитация инновации.
Инновационный процесс нередко переживает этап иррадиации, когда нововведение не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, оказывая еще более мощное влияние на развитие коллектива или учреждения. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Обозначьте этапы инновационного процесса. Каковы их цели и основное содержание? 2.Раскройте сущность основных характеристик нововведений. 3.В чем заключается инновационный потенциал нововведений? 4.Перечислите основные структурные компоненты инновационного процесса. Рекомендуемая литература Бжилянская Л. Инновационная деятельность // Экономист. — 1996. — № 3. Косалс Л. Я. Социальные механизмы инновационных процессов. — Новосибирск, 1989. Пригожим А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия // Социальные проблемы инноватики. — М., 1989. Осипов Г. В., Локосов В.В. Социальная цена неолиберального реформирования. — М., 2001. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: Учеб. пособие. — М., 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|