Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы инновационного процесса




Циклический характер инновационного процесса (когда разви­тие идет по постоянно повторяющемуся циклу) выражается в по­следовательности этапов развития нововведения.

1.Зарождение и разработка инновации.

2.Освоение нововведения (эксперимент).

3.Диффузия (проникновение, распространение).

4.Рутинизация.

Некоторые нововведения проходят еще один этап — иррадиа­цию, когда с рутинизацией нововведение не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая еще более мощное влияние на процесс развития коллектива, учреждения.

Безусловно, начаться инновационный процесс может с разных стартовых позиций, и поиск идей развития может осуществляться разными путями. Возможно использование уже существующих идей. Необходимо понимать, что и в этом случае инновационный про­цесс в учреждении нужно грамотно спрогнозировать и логически выстроить. Взяв за основу пути развития заимствованную идею, нельзя переходить сразу к стадии ее апробирования в своем учреж­дении. Необходимо осуществить разработку нововведения приме­нительно к организационным, кадровым, материальным и фи­нансовым условиям его деятельности. Важно произвести целый комплекс диагностических, психологических и социальных иссле­дований, а также разработать и осуществить меры, направленные на принятие нововведения всеми членами коллектива.

Возможен и другой подход к инновационной деятельности — организация коллективной продуктивной деятельности в учрежде­нии с целью разработки авторских идей развития.

Рассмотрим подробнее такой подход к организации инноваци­онного процесса в социальном учреждении. Этот процесс включа­ет несколько этапов.

I этап — зарождение и разработка нововведения — включает:

·анализ деятельности социального учреждения, выделение положительных сторон в развитии, обозначение содержательных и организационных проблем с целью создания у специалистов по социальной работе представления об «исходном» состоянии раз­вития учреждения;

·выделение проблем, требующих первоочередного решения;

·разработку вариантов решения обозначенных проблем с целью определения эффективного пути развития.

На этом этапе целесообразно осуществлять деятельность по сле­дующим содержательным направлениям.

1. Аналитическая деятельность.

Это кропотливая мыслительная работа, которую осуществля­ет администрация учреждения вместе с созданным по ее ини­

 

циативе временным научно-исследовательским коллективом или рабочей группой специалистов по социальной работе. Они рас­сматривают деятельность учреждения комплексно, с «разных сто­рон», возможно, с различных позиций (специалиста по соци­альной работе, методиста, руководителя, психолога, клиента и т.д.).

Способы организации деятельности временного научно-иссле- довательского коллектива или рабочей группы могут быть разные (коллективная, групповая или индивидуальная работа членов груп­пы). Однако важно отметить необходимость общего понимания того, что анализ деятельности нужен не ради каких-либо отчетов, а с целью выработки общего представления коллектива о том, как развивается учреждение, что стимулирует его развитие, каковы общие проблемы, в чем необходимо объединить усилия. Как пра­вило, эта работа проводится в течение 0,5 — 1 года.

Результатом аналитической работы могут быть:

·паспорт учреждения, показывающий состояние его дея­тельности по различным направлениям (социальная, досуговая, методическая, психологическая, издательская деятельность и т.д.), отображающий достижения и проблемы, представленные в виде таблиц, графиков, матриц и т.д.;

·перечень проблем, волнующих коллектив (проблемы содер­жательные, организационные и др.), и их причин.

2. Проективно-продуктивная деятельность.

Предполагает разработку идей, способствующих решению со­циальных проблем. Формами организации коллективной деятель­ности специалистов по социальной работе могут быть организаци- онно-деятельностные игры, «мозговые атаки» и т.д. Результатом деятельности может стать «банк» социальных идей или основа про­граммы развития учреждения. Необходимо отметить, что коллек­тивная продуктивная деятельность способствует сплочению и объ­единению специалистов по социальной работе, созданию коллек­тива единомышленников.

Таким образом, результатом деятельности коллектива на пер­вом этапе инновационного процесса могут стать:

·комплексный анализ деятельности учреждения, позволяющий определить его исходное состояние;

·перечень проблем в деятельности учреждения;

·«банк» социальных идей или программа развития учреж­дения;

·объединение усилий, создание коллектива единомышлен­ников.

I этап — освоение нововведения предусматривает:

·апробирование нововведения на практике;

·анализ результатов апробирования, их осмысление, опреде­ление ближайшего последействия.

 

Апробирование инновации — это первоначальное применение нововведения, осуществление его на отдельно взятом объекте в течение непродолжительного времени (6 — 9 месяцев). Апробиро­вание осуществляется с целью изучения эффективности какой- либо социальной идеи на практике, осмысления ее эффективно­сти в определенных условиях и т.д.

Апробирование нововведения может осуществляться как целе­направленно организованный социальный эксперимент. Экспери­мент — это пробное нововведение, имеющее целью дать основа­ние для последующего решения о целесообразности принятия дан­ного новшества к распространению. Если да, то при каких услови­ях, с какими изменениями или ограничениями.

Социальный эксперимент — один из наиболее сложных методов исследования. Задача социального эксперимента состоит в том, что­бы с использованием качественных и (по необходимости) количест­венных оценок выявить эффективность применяемых или вновь раз­работанных социальных методов, приемов, форм, методик и т.д.

Предметом социального эксперимента могут быть:

·организация практической социальной работы, формы раз­работки социальной работы и т.д.;

·методы, приемы социальной работы с клиентами, формы отслеживания результатов деятельности, соотношение различных видов организации социальной деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная деятельность и т.д.);

·построение социальной системы учреждения, в которой обо­значаются новые подходы к решению социальных проблем.

В зависимости от предмета и ряда условий (творческого потен­циала социального коллектива, организационных проблем и т.п.) эксперименты могут осуществляться от 3 до 10 лет. Построение социальной системы учреждения — наиболее сложная и продол­жительная по времени работа.

В целом социальный эксперимент является своеобразным ком­плексом методов исследования, который позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведе­ний, сравнить значимость различных факторов в структуре соци­ального процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соот­ветствующих условий решение социальной задачи.

Эксперимент предполагает поисковую деятельность, создание нового социального опыта. В процессе работы исследователи опе­рируют понятиями «экспериментальная» и «опытно-эксперимен- тальная деятельность». Важно понимать, что экспериментальная деятельность отличается от опытно-экспериментальной по доми­нирующему признаку:

·чем больше в деятельности принципиально нового, иннова­ционного, тем ближе она к собственно экспериментальной дея­тельности;

 

·чем больше в социальной деятельности воспроизведения (ме­тодики, способов организации деятельности) в иных условиях иными специалистами по социальной работе, тем ближе эта дея­тельность к опытно-экспериментальной.

Хотя оговоримся, что такое разграничение условно и между данными понятиями существует тесная взаимосвязь.

Важно отметить также, что на данном этапе (как и на других) анализируются результаты деятельности за определенный отрезок времени, выделяются положительные и, возможно, отрицатель­ные черты нововведения, определяется дальнейшая «судьба» ин­новации.

Результатом деятельности может быть не только решение о рас­пространении инновации (конкретного социального опыта), но и отказ от нововведения, решение о временной приостановке или частичном принятии инновации.

I этап — диффузия нововведения в случае положительных ре­зультатов его апробирования.

Диффузия означает распространение, проникновение в массу. Сущность данного этапа состоит в освоении нововведения соци­альной общественностью. Нововведение становится достоянием социальной практики и науки, пропагандируется средствами ин­формации. Безусловно, далеко не всякая инновация получает мас­совое распространение, да это и не является основной целью ин­новационного процесса, иначе почти все социальные учреждения у нас были бы похожи друг на друга.

I этап — рутинизация нововведения начинается, если ново­введение состоялось (показало стабильные результаты в течение длительного времени, способствовало совершенствованию соци­альной деятельности в учреждении, возможно, получило широ­кое распространение).

Сущность этого процесса — превращение нововведения в неотъемлемую часть социальной системы учреждения, которая дает стабильные положительные результаты и способствует переходу учреждения на новый качественный уровень развития. Инновация становится традицией коллектива специалистов по социальной работе.

Однако данный этап предполагает и другой возможный пово­рот событий: нововведение перестает быть актуальным, как бы исчерпывает себя, устаревает, постепенно угасает. Безусловно, это не означает прекращения инновационного процесса, он продол­жается.

Этап рутинизации таит в себе некоторые негативные стороны. Первая из них — догматизация нововведения, когда обстоятель­ства, потребности людей меняются, а инициаторы продолжают верить в незыблемую эффективность того, что было когда-то но­вым. Догматизация нередко соседствует со схематизацией, когда

 

от первоначального нововведения (идеи, способа) оставляют его упрощенную схему и пытаются ей следовать, а также с фрагмен­тацией, когда от нововведения как комплекса взаимосвязанных новшеств закрепляется и используется отдельная часть, элемент (причем нередко этот элемент выдают за целое). И наконец, пожа­луй, самый печальный случай, когда от нововведения ничего или почти ничего не остается, но работники учреждения или его руко­водители по-прежнему провозглашают, что они действуют по-новому, следуя духу и букве нововведения. Это не что иное, как ими­тация инновации.

Инновационный процесс нередко переживает этап иррадиации, когда нововведение не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, оказывая еще более мощное влияние на разви­тие коллектива или учреждения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Обозначьте этапы инновационного процесса. Каковы их цели и ос­новное содержание?

2.Раскройте сущность основных характеристик нововведений.

3.В чем заключается инновационный потенциал нововведений?

4.Перечислите основные структурные компоненты инновационного процесса.

Рекомендуемая литература

Бжилянская Л. Инновационная деятельность // Экономист. — 1996. — № 3.

Косалс Л. Я. Социальные механизмы инновационных процессов. — Но­восибирск, 1989.

Пригожим А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия // Социальные проблемы инноватики. — М., 1989.

Осипов Г. В., Локосов В.В. Социальная цена неолиберального реформи­рования. — М., 2001.

Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: Учеб. пособие. — М., 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...