Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Задача 1 (с примером разбора) У поступивших в клинику двух монозиготных близнецов грудного возраста обнаружены увеличение печени (гепатомегалия), сниженный уровень глюкозы плазмы крови (ГПК) натощак (гипогликемия), содержание ГПК в ответ на введение адреналина повышается незначительно, в печеночных клетках резко снижена активность фосфорилазы и повышено содержание гликогена. Вопросы: 1. Какой патологический процесс развился у близнецов? Обоснуйте свой ответ. 2. Каковы возможные причины этого патологического процесса? 3. Каковы механизмы формирования данного патологического состояния гепатоцитов? 4. Каков механизм возникновения гепатомегалии, гипогликемии и слабого гипергликемического эффекта на введение адреналина? Ответы: 1. Повреждение печёночных клеток проявляется в форме их углеводной дистрофии – гликогеноза (патологического накопления в гепатоцитах избытка гликогена). 2. Причиной данного патологического процесса является повреждение генетического аппарата гепатоцитов, которое привело к ферментопатии – недостаточности фосфорилазы. 3. Недостаточность фосфорилазы обусловила снижение мобилизации гликогена клетками печени. Это вызывает накопление гликогена в гепатоцитах и развитие гипогликемии. 4. Гепатомегалия вызвана накоплением значительной массы гликогена в печени. Недостаточность фосфорилазы объясняет также слабый гипергликемический эффект адреналина (в нормальных условиях этот эффект обусловлен повышением активности фосфорилазы под влиянием адреналина).
Задача №2. Больной З., 51 года, в течение нескольких дней жаловался на боль в правом подреберье, одышку и быструю утомляемость при физической нагрузке. Затем появилась сильная боль в области сердца. Боль не исчезала сразу после приема нитроглицерина, а уменьшалась постепенно, но в области сердца осталось чувство тяжести. На ЭКГ очаговых изменений не выявлено. Показатели лейкограммы не изменены. АД 120/80 мм рт. ст., показатели мочи без отклонений от нормы. Активность трансаминаз сыворотки крови – аспартатаминотрансферазы (АСАТ) и аланинаминотрансферазы (АЛАТ) многократно увеличена, в то время как их соотношение снижено в 2 раза по сравнению с нормальными показателями. Активность креатинфосфокиназы (КФК) в пределах нормы. Больному назначены щадящая диета, постельный режим. При повторном исследовании ЭКГ изменений не обнаружено. Через 2 дня активность АСАТ снизилась, АЛАТ продолжала расти. Поставлен диагноз: алиментарный токсический гепатит. Через 2 нед показатели трансаминаз пришли в норму. Дополнительные вопросы: 1. Назовите группы заболеваний, характеризующихся значительным увеличением активности трансаминаз в плазме крови. 2. Каковы механизмы возникновения ферментемии при повреждении клеток органа? 3. Какие показатели наиболее специфичны для заболевания у данного пациента? Ответы:
Тема: Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях местного кровообращения. Изучить в эксперименте на животных нарушения кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии. ЗАДАЧИ: - рассмотреть общие механизмы нарушений кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии; их проявления, последствия и принципы коррекции;
- обучить принципам моделирования и методам оценки нарушений тканевого кровообращения в эксперименте; - изучить роль нарушения кровообращения в развитии заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: строение сосудистого русла, механизмы регуляции просвета сосудов и интенсивности тканевого кровотока. После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, последствия, принципы коррекции местных расстройств кровообращения, патогенез нарушений микроциркуляции.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: разбирать ситуационные задачи по теме занятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Укажите значение для организма физиологической артериальной гиперемии. 2. Объясните механизм развития венозной гиперемии при сердечной недостаточности. 3. Укажите основные причины артериального и венозного тромбоза, отличия в патогенезе, последствия. 4. Укажите возможные причины, патогенез, последствия тромбоэмболии легочной артерии. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля. 1. Последствия длительной венозной гиперемии: а) повышение оксигенации тканей; б) сдавление тканей отеком и атрофия их паренхиматозных элементов; в) склерозирование, цирроз органа; г) снижение функции органа и ткани. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) б, в, г 3) а, в, г 4) г 5) в, г
2. Какие изменения могут возникать в зоне ишемии? а) некроз; б)ацидоз; в) ослабление функции; г) усиление функции; д) накопление Са++ а гиалоплазме клеток; е) повышение содержания К+ в клетках. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в, е 2) в, г, д, е 3) а, г, д, е 4) а, б, в, д
3. Факторы, способствующие «включению» коллатерального кровообращения в зоне ишемии и вокруг нее: а) увеличение концентрации аденозина в ишемизированной ткани; б) тахикардия; в) увеличение давления крови в артериальных сосудах выше и ниже окклюзии артерии; г) ацидоз в зоне ишемии; д) К+ -гипериония в зоне ишемии; е) гипокалиемия в зоне ишемии. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, в, г, д 2) а, б, д, е 3) б, г, д, е 4) б, в, г, д 5) а, г, д, е
4. Факторы, способствующие стазу: а) увеличение фильтрации альбуминов в окружающие ткани; б) непосредственное влияние на ткани высокой или низкой температуры; в) дилятация приносящих сосудов; г) повреждение тканей кислотами и щелочами; д) констрикция приносящих сосудов. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, в, г, д 2) а, б, г, д 3) б, в, г, д 4) а, б, в, д 5) а, б, в, г
5. Изменения микроциркуляции, характерные для артериальной гиперемии: 1) увеличение количества функционирующих капилляров 2) уменьшение внутрикапиллярного давления 3) уменьшение скорости кровотока в капиллярах 4) ослабление лимфотока из ткани
Ответы на тестовые задания
4) Решить ситуационные задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|