Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Задача № 1. (с примером разбора) Больной М., 63 лет, жалуется на боли в ногах, усиливающиеся при ходьбе, отечность стоп и наличие длительно незаживающей язвы на правой голени. При осмотре: нижние конечности цианотичные, холодные на ощупь, кожа сухая, тонкая, видны варикозно расширенные вены, стопы и голени отечны. На правой голени имеется язва размером 2x3 см. Проведите разбор задачи по алгоритму. Ответы: 1) Венозная гиперемия вследствие нарушения эластичности венозной стенки. 2) Нарушение венозного оттока приводит к повышению давления внутри сосудов, замедлению движения крови, уменьшению объемной скорости кровотока и гипоксии ткани. Вследствие повышения внутрисосудистого гидростатического давления увеличивается выход жидкости в ткани, возникают отеки. Вследствие гипоксии возникает цианоз, нарушаются трофические процессы, что ведет к истончению кожи, появлению трофических язв. 3) Избегать длительного положения стоя или сидя; эластическая компрессия нижних конечностей, венотонизирующие средства, профилактика тромбозов. 4) В эксперименте можно моделировать путем перевязки венозных сосудов, создания венозного тромбоза.
Задача № 2. Больной А., страдающий в течение 10 лет тромбофлебитом нижних конечностей, при выполнении физической работы почувствовал резкую боль в грудной клетке, слабость, одышку. Объективно: состояние средней тяжести, возбужден. Выражен цианоз лица, дыхание - 32 в 1 мин., пульс 120 уд/мин, АД - 90/60 мм. рт. ст. Нижние конечности отечные, холодные, видны варикозно расширенные вены.
Какая патология развилась у больного? Дайте характеристику данного вида патологии и объясните патогенез.
Тема: Факторы неспецифической резистентности. Патофизиология воспаления ЦЕЛЬ: сформировать умение проводить патофизиологический анализ модельных ситуаций, связанных с сосудистой реакцией при воспалении, реакцией русла микроциркуляции при воспалении на нервный и гуморальный раздражитель. Освоить практические навыки моделирования опыта Мечникова.
ЗАДАЧИ: способствовать формированию практических навыков моделирования сосудистой реакции при воспалении, реакции русла микроциркуляции на нервный и гуморальный раздражитель при воспалении, клеточной реакции при воспалении в опыте Мечникова.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: компоненты микроциркуляторной системы, механизмы регуляции тонуса микроциркуляторных сосудов, состав крови, форменные элементы крови, характеристику лейкоцитов, их морфологические особенности, функции. После изучения темы: определение понятия «воспаление», этиологические факторы, особенности первичной и вторичной альтерации, основные компоненты воспалительного процесса, особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении, особенность регуляции тонуса микрососудов при воспалении, принципы экспериментального моделирования воспалительного процесса.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать сосудистую реакцию при воспалении, выявлять особенность регуляции тонуса микрососудов при воспалении, моделировать опыт Мечникова.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Этиологические факторы воспаления. Роль отдельных компонентов в воспалительном процессе. 2. Особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении. 3. Механизм эмиграции лейкоцитов с помощью молекул адгезии. 4. Закон эмиграции Мечникова. 5. Кислород-зависимый и кислород-независимый киллинг.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля. 1. Медиаторами воспаления, образующимися из фосфолипидов клеточных мембран, являются: а) простагландины; б) лейкотриены; в) фактор активации тромбоцитов; г) брадикинин. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г 5) все ответы
2. Вещества, обладающие свойствами хемоаттрактантов для нейтрофилов: а) липополисахариды бактерий; б) лейкотриен В4; в) интерлейкин-8; г) фрагмент комплемента С5А; д) ФАТ. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в, д 3) б, г
3. Какие из указанных клеток служат источником медиаторов воспаления: а) базофилы; б) тромбоциты; в) эозинофилы; г) эндотелиальные клетки. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г 5) все ответы
4. Какие из перечисленных веществ обладают свойствами опсонинов: а) иммуноглобулины класса G; б) иммуноглобулины класса Е; в) фрагменты С3b комплемента; г) простагландин Е2. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г
5. Какие из указанных факторов способствуют образованию экссудата при остром воспалении? а) затруднение венозного оттока крови; б) повышение гидростатического давления в микроциркуляторных сосудах; в) сокращение (ретракция) клеток эндотелия посткапиллярных венул; г) разрушение базальной мембраны сосудов ферментами лейкоцитов. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) а, б, в. г
Ответы на тестовые задания
4) Решить ситуационные задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|