Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Задача № 1. (с примером разбора) Одну и ту же дозу стрихнина ввели кроликам, у которых предварительно путем ожога вызывали локальное воспаление на одной из задних конечностей. Причем, одному кролику стрихнин ввели в область воспаления, другому – вне очага воспаления. Один из кроликов погиб от отравления стрихнином. Вопрос: укажите, какой кролик погиб и почему. Ответ: 1. Воспаление. 2. В очаге воспаления формируется венозная гиперемия, что ведет к снижению интенсивности микроциркуляции и замедлению поступления веществ из очага воспаления в системный кровоток. Поэтому при введении стрихнина в очаг скорость резорбции вещества из места введения будет снижена, концентрация стрихнина в крови не достигнет летальной. Поэтому погиб кролик, которому ввели стрихнин вне очага воспаления.
Задача 2 Продолжительность жизни мышей после внутрибрюшинного введения 0, 2 мл бактериальной взвеси, содержащей 5•108 клеток пневмококков, в среднем составляет 8 ч. Если то же количество бактериальной взвеси ввести мышам через 2 ч. после введения им 0, 5 мл стерильного раствора крахмала или туши, то смерть наступает примерно через 3 ч. Вопрос: как можно объяснить уменьшение срока выживаемости мышей после введения бактериальной взвеси на фоне предварительного введения крахмала или туши? Ответ:
Тема: Патофизиология воспаления. Ответ острой фазы. Хроническое воспаление ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений по проведению патофизиологического анализа клинических ситуаций и результатов экспериментов, основу которых составляет процесс воспаления.
ЗАДАЧИ: рассмотреть этиологию и общие механизмы развития воспаления, роль медиаторов в развитии общих и местных признаков воспаления; роль РЭС в неспецифической защите организма; значение воспаления для организма, рассмотреть принципы диагностики и лечения воспаления.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: понятие о повреждении, механизмы и проявления повреждения клетки, виды местных расстройств кровообращения и микроциркуляции, понятие о микро- и макрофагах, понятие фагоцитоза и стадии фагоцитоза. После изучения темы: определение и виды воспаления, компоненты воспаления, сосудистую и клеточную реакции при воспалении, принципы диагностики и лечения воспаления, значение воспаления для организма.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций и анализировать экспериментальные данные, основу которых составляет воспалительный процесс.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Этиологические факторы воспаления. Роль отдельных компонентов в воспалительном процессе. 2. Механизм образования и действия медиаторов воспаления, принципы их классификации. 3. Особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении. 4. Кислород-зависимый и кислород-независимый киллинг. 5. Патогенетическая терапия воспаления.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.
1. Острый воспалительный ответ характеризуется: а) образованием воспалительных гранулем; б) увеличением проницаемости микроциркуляторных сосудов; в) накоплением в очаге воспаления гигантских многоядерных клеток; г) накоплением в очаге воспаления нейтрофилов. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г
2. К «клеткам хронического воспаления» относятся: а) эпителиоидные клетки; б) тучные клетки; в) макрофаги; г) нейтрофилы. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г 5) все ответы
3. Активированные компоненты комплемента: а) осуществляют лизис чужеродных клеток; б) выполняют роль хемоаттрактантов для нейтрофилов и моноцитов; в) выполняют роль опсонинов; г) вызывают дегрануляцию тучных клеток. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г 5) все ответы
4. Противовоспалительное действие глюкокортикоидов обусловлено: а) подавлением активности фосфолипазы А2; б) снижением проницаемости стенки сосудов; в) торможением продукции интерлейкинов; г) ингибированием активации комплемента. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, в 2) а, г 3) б, в 4) все ответы
5. Факторы, обусловливающие боль при воспалении: а) динорфины; б) гистамин; в) Н+-гипериония; г) эндорфины; д) брадикинин. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, б, д 2) б, в, д 3) а, б, в 4) все ответы
Ответы на тестовые задания
4) Решить ситуационные задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|