Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Задача № 1. (с примером разбора)

Одну и ту же дозу стрихнина ввели кроликам, у которых предварительно путем ожога вызывали локальное воспаление на одной из задних конечностей. Причем, одному кролику стрихнин ввели в область воспаления, другому – вне очага воспаления. Один из кроликов погиб от отравления стрихнином.

Вопрос: укажите, какой кролик погиб и почему.

Ответ:

1. Воспаление.

2. В очаге воспаления формируется венозная гиперемия, что ведет к снижению интенсивности микроциркуляции и замедлению поступления веществ из очага воспаления в системный кровоток. Поэтому при введении стрихнина в очаг скорость резорбции вещества из места введения будет снижена, концентрация стрихнина в крови не достигнет летальной. Поэтому погиб кролик, которому ввели стрихнин вне очага воспаления.

 

Задача 2

Продолжительность жизни мышей после внутрибрюшинного введения 0, 2 мл бактериальной взвеси, содержащей 5•108 клеток пневмококков, в среднем составляет 8 ч. Если то же количество бактериальной взвеси ввести мышам через 2 ч. после введения им 0, 5 мл стерильного раствора крахмала или туши, то смерть наступает примерно через 3 ч.

Вопрос: как можно объяснить уменьшение срока выживаемости мышей после введения бактериальной взвеси на фоне предварительного введения крахмала или туши?

Ответ:

 

 

Тема: Патофизиология воспаления. Ответ острой фазы. Хроническое воспаление

ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений по проведению патофизиологического анализа клинических ситуаций и результатов экспериментов, основу которых составляет процесс воспаления.

 

ЗАДАЧИ: рассмотреть этиологию и общие механизмы развития воспаления, роль медиаторов в развитии общих и местных признаков воспаления; роль РЭС в неспецифической защите организма; значение воспаления для организма, рассмотреть принципы диагностики и лечения воспаления.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие о повреждении, механизмы и проявления повреждения клетки, виды местных расстройств кровообращения и микроциркуляции, понятие о микро- и макрофагах, понятие фагоцитоза и стадии фагоцитоза.

После изучения темы: определение и виды воспаления, компоненты воспаления, сосудистую и клеточную реакции при воспалении, принципы диагностики и лечения воспаления, значение воспаления для организма.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций и анализировать экспериментальные данные, основу которых составляет воспалительный процесс.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Этиологические факторы воспаления. Роль отдельных компонентов в воспалительном процессе.

2. Механизм образования и действия медиаторов воспаления, принципы их классификации.

3. Особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении.

4. Кислород-зависимый и кислород-независимый киллинг.

5. Патогенетическая терапия воспаления.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Острый воспалительный ответ характеризуется: а) образованием воспалительных гранулем; б) увеличением проницаемости микроциркуляторных сосудов; в) накоплением в очаге воспаления гигантских многоядерных клеток; г) накоплением в очаге воспаления нейтрофилов. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

 

2. К «клеткам хронического воспаления» относятся: а) эпителиоидные клетки; б) тучные клетки; в) макрофаги; г) нейтрофилы. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

3. Активированные компоненты комплемента: а) осуществляют лизис чужеродных клеток; б) выполняют роль хемоаттрактантов для нейтрофилов и моноцитов; в) выполняют роль опсонинов; г) вызывают дегрануляцию тучных клеток. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

4. Противовоспалительное действие глюкокортикоидов обусловлено: а) подавлением активности фосфолипазы А2; б) снижением проницаемости стенки сосудов; в) торможением продукции интерлейкинов; г) ингибированием активации комплемента. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, г

3) б, в

4) все ответы

 

5. Факторы, обусловливающие боль при воспалении: а) динорфины; б) гистамин; в) Н+-гипериония; г) эндорфины; д) брадикинин. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, д

2) б, в, д

3) а, б, в

4) все ответы

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

4) Решить ситуационные задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...