Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии. 4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче. Задача №1 (с примером разбора). При иммунологическом обследовании ребенка с наследственным иммунодефицитным заболеванием установлено полное отсутствие иммуноглобулинов G, A, M, плазматических клеток при сохранности клеточных реакций замедленного типа. Вопросы: 1). На каком этапе дифференцировки лимфоидной системы имеется генетический блок? 2). Каковы клинические проявления данного иммунодефицитного заболевания? Ответы: 1. Имеется генетический блок, сцепленный с Х-хромосомой, связанный с нарушением дифференцировки пре-В-лимфоцитов в плазматические клетки (болезнь Брутона). 2. Типичны проявления гноеродной инфекции. Нарушен противовирусный иммунитет к системная энтеровирусная инфекции вплоть до ЕСНО-вирусного энцефалита, вирусу гепатита В, вакцинному штамму вируса полиомиелита. Иммунитет к грибкам и простеишим, также к большинству внутриклеточных персистентных микробов сохранен. Артриты, типичные для этого синдрома, провоцируют микоплазмы. Нарушен фагоцитоз. Характерны аутоиммунные поражения: дерматомиозит, ревматоидный артрит, волчаночноподобный синдром, лимфомы и лимфолейкозы.
Задача 2. В экспериментах недостаточность иммунной системы воспроизводилась удалением вилочковой железы у новорожденных крыс. Вопросы: 1). Какие иммунные реакции - клеточные или гуморальные - будут отсутствовать у этих животных?
2). Какой вид иммунодефицита можно моделировать данным способом? Ответы: Задача 3. Отсутствие выработки антител в ответ на введение вещества антигенной природы может иметь место в целом ряде случаев, а именно: 1) при введении антигена в чрезмерно большой дозе; 2) если перед введением антигена облучить животное; 3) при одновременном введении антигена с иммунодепрессантами; 4) если антиген ввести эмбриону; 5) если перед введением антигена заблокировать систему мононуклеарных фагоцитов организма; 6) при введении антигена вместе с антилимфоцитарной сывороткой. Вопрос: в каких из перечисленных ситуаций имеет место развитие: а) иммунологической толерантности; б) иммунодефицитного состояния? Ответы:
Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: аллергия, состояния и болезни иммунной аутоагрессии ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения проводить патофизиологический анализ клинических состояний, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа. ЗАДАЧИ: - рассмотреть вопросы, связанные с этиологией и патогенезом аллергий I, II, III, IV типов; - изучить стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний; - обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: Т и В типы иммунных реакций, их механизмы, эффекторные клетки, важнейшие цитокины, участвующие в иммунных реакциях. После изучения темы: стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием аллергических и аутоиммунных состояний с указанием возможных методов диагностики и принципов профилактики и патогенетической терапии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Сформулируйте понятие аллергии, ее отличие от иммунитета. 2. Рассмотрите этиологические факторы, патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены, принципы диагностики и патогенетической терапии аллергии I, II, III и IV типа.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля. 1. Приведите пример реакции, не развивающейся по I (реагиновому) типу иммунного повреждения: 1) крапивница 2) миастения гравис 3) «пылевая» бронхиальная астма 4) анафилактический шок 5) отек Квинке
2. Заболеванием, развивающимся преимущественно по II типу иммунного повреждения, является: крапивница 1) сывороточная болезнь 2) иммунный агранулоцитоз 3) острый гломерулонефрит 4) аллергический альвеолит
3. Заболеванием, развивающимся преимущественно по III типу иммунного повреждения, является: 1) миастения гравис 2) сывороточная болезнь 3) иммунный агранулоцитоз 4) аутоиммунная гемолитическая анемия
4. Оптимальные сроки для воспроизведения анафилактического шока у морских свинок после проведения пассивной сенсибилизации: 1) 15-20 минут 2) 6-8 часов 3) 24 часа 4) 6-8 суток 5) 14-15 суток
5. Для аллергической реакции, развивающейся по I (реагиновому) типу иммунного повреждения, характерно: 1) ведущая роль в патогенезе иммуноглобулина класса Е 2) реакция начинает проявляться через 6-8 ч. и достигает максимума через 24-48 часов после повторного контакта с аллергеном 3) реакция проявляется через 16-28 часов после повторного контакта с аллергеном 4) в механизме развития проявлений заболевания основную роль играют лимфокины
Ответы на тестовые задания
4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|