Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача №1 (с примером разбора).

При иммунологическом обследовании ребенка с наследственным иммунодефицитным заболеванием установлено полное отсутствие иммуноглобулинов G, A, M, плазматических клеток при сохранности клеточных реакций замедленного типа.

Вопросы:

1). На каком этапе дифференцировки лимфоидной системы имеется генетический блок?

2). Каковы клинические проявления данного иммунодефицитного заболевания?

Ответы:

1. Имеется генетический блок, сцепленный с Х-хромосомой, связанный с нарушением дифференцировки пре-В-лимфоцитов в плазматические клетки (болезнь Брутона).

2. Типичны проявления гноеродной инфекции. Нарушен противовирусный иммунитет к системная энтеровирусная инфекции вплоть до ЕСНО-вирусного энцефалита, вирусу гепатита В, вакцинному штамму вируса полиомиелита. Иммунитет к грибкам и простеишим, также к большинству внутриклеточных персистентных микробов сохранен. Артриты, типичные для этого синдрома, провоцируют микоплазмы. Нарушен фагоцитоз. Характерны аутоиммунные поражения: дерматомиозит, ревматоидный артрит, волчаночноподобный синдром, лимфомы и лимфолейкозы.

 

Задача 2. В экспериментах недостаточность иммунной системы воспроизводилась удалением вилочковой железы у новорожденных крыс.

Вопросы:

1). Какие иммунные реакции - клеточные или гуморальные - будут отсутствовать у этих животных?

2). Какой вид иммунодефицита можно моделировать данным способом?

Ответы:

Задача 3. Отсутствие выработки антител в ответ на введение вещества антигенной природы может иметь место в целом ряде случаев, а именно:

1) при введении антигена в чрезмерно большой дозе;

2) если перед введением антигена облучить животное;

3) при одновременном введении антигена с иммунодепрессантами;

4) если антиген ввести эмбриону;

5) если перед введением антигена заблокировать систему мононуклеарных фагоцитов организма;

6) при введении антигена вместе с антилимфоцитарной сывороткой.

Вопрос: в каких из перечисленных ситуаций имеет место развитие:

а) иммунологической толерантности;  

б) иммунодефицитного состояния?

Ответы:

 

 

Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: аллергия, состояния и болезни иммунной аутоагрессии

ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения проводить патофизиологический анализ клинических состояний, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть вопросы, связанные с этиологией и патогенезом аллергий I, II, III, IV типов;

- изучить стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний;

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с аллергическими реакциями I-, II-, III-, IV-типа.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: Т и В типы иммунных реакций, их механизмы, эффекторные клетки, важнейшие цитокины, участвующие в иммунных реакциях.

После изучения темы: стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием аллергических и аутоиммунных состояний с указанием возможных методов диагностики и принципов профилактики и патогенетической терапии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте понятие аллергии, ее отличие от иммунитета.

2. Рассмотрите этиологические факторы, патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены, принципы диагностики и патогенетической терапии аллергии I, II, III и IV типа.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Приведите пример реакции, не развивающейся по I (реагиновому) типу иммунного повреждения:

1) крапивница

2) миастения гравис

3) «пылевая» бронхиальная астма

4) анафилактический шок

5) отек Квинке

 

2. Заболеванием, развивающимся преимущественно по II типу иммунного повреждения, является:

крапивница

1) сывороточная болезнь

2) иммунный агранулоцитоз

3) острый гломерулонефрит

4) аллергический альвеолит

 

3. Заболеванием, развивающимся преимущественно по III типу иммунного повреждения, является:

1) миастения гравис

2) сывороточная болезнь

3) иммунный агранулоцитоз

4) аутоиммунная гемолитическая анемия

 

4. Оптимальные сроки для воспроизведения анафилактического шока у морских свинок после проведения пассивной сенсибилизации:

1) 15-20 минут

2) 6-8 часов

3) 24 часа

4) 6-8 суток

5) 14-15 суток

 

5. Для аллергической реакции, развивающейся по I (реагиновому) типу иммунного повреждения, характерно:

1) ведущая роль в патогенезе иммуноглобулина класса Е

2) реакция начинает проявляться через 6-8 ч. и достигает максимума через 24-48 часов после повторного контакта с аллергеном

3) реакция проявляется через 16-28 часов после повторного контакта с аллергеном

4) в механизме развития проявлений заболевания основную роль играют лимфокины

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...