Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Задача № 1. (с примером разбора)

Двум кроликам, одному из которых предварительно в течение одной недели вводили большие дозы гидрокортизона, а другому - альдостерона, была введена внутрикожно культура вирулентного стрептококка.

Вопросы:

1) У какого кролика воспалительная реакция на месте введения микробного агента будет более выраженной и почему?

2) У какого кролика возможность развития септицемии будет большей и почему?

Ответы:

1). Минералокортикоиды (альдостерон) повышают проницаемость стенки сосудов, увеличивая экссудацию, поэтому у второго кролика воспалительная реакция на месте введения микробного агента будет более выраженной

2). Возможность развития септицемии будет большей у первого кролика, потому что гликокортикоиды (гидрокортизон) являются противовоспалительными гормонами, они индуцируют синтез специфических белков (липомодулин, макрокортин), которые действуют как ингибиторы фосфолипазы А2, т. е. блокируют синтез всей группы производных арахидоновой кислоты (простагландинов и лейкотриенов), являющихся медиаторами воспаления.

 

Задача 2

В медпункт предприятия обратились двое рабочих, получивших ожоги голени при аварии автоклава. Они предъявили сходные жалобы на головную боль, жгучую боль и припухлость в местах ожогов. При осмотре: у пострадавшего А. голени гиперемированы, кожа их отечна; у пострадавшего Б. (помимо гиперемии и отека кожи) обнаружены пузырьки, заполненные прозрачной светло-желтой жидкостью. Оба пострадавших получили больничные листы и рекомендации по лечению, но не выполняли их.

Через 3 дня состояние пострадавшего А. нормализовалось. Состояние пострадавшего Б. значительно ухудшилось: развился распространенный отек и усилилась боль в обожженных местах; в зоне ожога появились многочисленные пузырьки с гнойным содержанием (при его бактериологическом исследовании обнаружен золотистый стафилококк); температура тела 38, 9 С.

Вопросы

1. Какой патологический процесс развился у пациентов? Ответ обоснуйте.

2. Каковы причины течения патологического процесса, вызванного одним и тем же фактором?

3. Каковы механизмы развития симптомов у пострадавшего Б.?

4. Почему неинфекционный патогенный фактор (высокая температура) вызвал у пострадавшего Б. появление пузырьков с гнойным содержанием? Выскажите предположения и дайте им обоснование.

Ответы:

 

 

Тема: Типовые нарушения теплового обмена: лихорадка как часть ответа острой фазы

ЦЕЛЬ: сформировать знания о лихорадке как типовом патологическом процессе и компоненте ответа острой фазы; об основных закономерностях нарушений теплового обмена.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лихорадки;

- обучить принципам моделирования лихорадки в эксперименте, методам разбора клинических ситуаций, связанных с развитием лихорадки;

- изучить роль ответа острой фазы и, в частности, лихорадки в процессах саногенеза при воспалении.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы:  механизмы терморегуляции у теплокровных животных; патогенез воспаления и роль медиаторов воспаления.

После изучения темы: компоненты «ответа острой фазы воспаления», их патогенез, роль цитокинов; этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лихорадки.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Моделировать лихорадку у кролика, объяснять результаты проведенных экспериментов. Проводить патофизиологический анализ клинических ситуаций, связанных с лихорадкой.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Укажите особенности лихорадки в детском возрасте.

2. Укажите особенности лихорадки у пожилых.

3. Составьте схему патогенеза изменений лабораторных показателей при ответе острой фазы.

4. Возможные пути применения пиротерапии в медицине, патогенетическое обоснование.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Проявления, характерные для ответа острой фазы: а) лихорадка; б) увеличение продукции кортизола надпочечниками; в) гипоальбуминемия; г) положительный азотистый баланс. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

2. Концентрация каких белков повышается в крови при ответе острой фазы? а) С-реактивного белка; б) а1-антитрипсина; в) фибриногена; г) сывороточного амилоида А. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

3. Какие причинные факторы могут вызвать развитие лихорадки? а) асептическое воспаление; б) массивный гемолиз эритроцитов; в) солнечный ожог кожи; г) эмоциональное возбуждение. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

4. Отрицательное влияние лихорадки может быть обусловлено: а) гиперфункцией сердца при длительной высокой лихорадке; б) быстрым снижением температуры тела от пиретического до нормального или субнормального уровней; в) гектической динамикой температуры тела; г) метаболическими нарушениями, обусловленными высокой температурой. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

5. Как могут изменяться абсолютные величины теплопродукции и теплоотдачи на первой стадии развития лихорадочной реакции? а) теплопродукция увеличивается, теплоотдача снижается; б) теплопродукция не изменяется, теплоотдача снижается; в) теплопродукция увеличивается, теплоотдача также увеличивается, но в меньшей степени; г) теплопродукция и теплоотдача изменяются эквивалентно. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) все ответы

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

4) Решить ситуационные задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...