Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Задача 1 (с примером разбора) У интактного кролика и кролика с резко выраженной гранулоцитопенией, вызванной инъекцией азотистого иприта (вызывает гранулоцитопению), воспроизводят лихорадку путем п/к введения скипидара. Вопросы: 1. Будет ли у этих животных одинаковой интенсивности лихорадки, возникшей под влиянием введенного скипидара? 2. Будет ли наблюдаться различие в характере температурной реакции у этих кроликов после в/в инъекции пирогенала? 3. Будет ли наблюдаться различие во времени развития температурной реакции у этих кроликов на введение скипидара по сравнению с реакцией на введение пирогенала?
Ответы 1. У здорового кролика интенсивность лихорадки будет более выражена в связи с большей клеточной инфильтрацией очага воспаления и как следствие – большим образованием вторичного (лейкоцитарного) пирогена. 2. Различие в характере температурной реакции у кроликов после в/в введения пирогенала будет зависеть от степени выраженности гранулоцитопении. 3. Температурная реакция на введение пирогенала предположительно разовьется раньше, так как происходит прямая стимуляция выработки лейкоцитами пирогена. Задача 2. Кролику, который находится при температуре среды +2°С, ввели пирогенал в дозе, которая через 20 мин привела к повышению температуры тела до 39, 5°С. После этого кролика перевели в помещение с температурой окружающей среды +20°С. Вызовет ли такая смена температуры окружающей среды добавочное повышение температуры тела кролика?
Ответ:
Задача 3. Для выяснения значения функционального состояния ЦНС в развитии лихорадки на трех белых беспородных крысах провели следующий эксперимент: 1-й ввели внутрибрюшинно 0, 05% раствор фенамина в дозе 0, 6 мл на 200 г массы, 2-й – 4% раствор гексенала в том же объеме, 3-й – эквивалентный объем изотонического раствора NaCl. После того как у 2-й крысы наступило наркотическое состояние, у всех животных измерили ректальную температуру и всем трем крысам внутримышечно ввели одну и ту же дозу пирогенала. Затем через каждые 15 мин. Измеряли ректальную температуру в течение 1, 5 ч у каждого животного. Результаты представлены в таблице.
Вопросы: 1. Какие факторы могут влиять на положение «установочной точки» терморегуляторного центра? 2. Какие отделы нервной системы участвуют в развитии лихорадочной реакции? 3. Проанализировав результаты эксперимента, попытайтесь объяснить различия в развитии лихорадки у подопытных животных. Какой вид нарушения терморегуляции развился у крысы 3? Ответы:
Тема: Типовые нарушения теплового обмена: гипер- и гипотермии ЦЕЛЬ: уметь проводить патофизиологический анализ клинических состояний, связанных с развитием гипертермии и гипотермии, способствовать формированию навыков моделирования экзогенной гипертермии на мышах. ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию гипер- и гипотермии; - обучить принципам моделирования экзогенной гипертермии в эксперименте, методам разбора клинических ситуаций, связанных с развитием гипер- и гипотермии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: общая характеристика механизмов теплопродукции и теплоотдачи в организме. После изучения темы: экзогенная гипертермия, стадии, патогенез, экспериментальное моделирование. Эндогенная гипертермия, виды, патогенез. Гипотермические состояния: виды, этиология, патогенез. Принципы патогенетической терапии гипер- и гипотермии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Моделировать экзогенную гипертермию на мышах, объяснять результаты проведенных экспериментов. Проводить патофизиологический анализ клинических ситуаций, связанных с гипер- и гипотермией. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте лихорадку и гипертермию, их сходства и отличия. 2. Укажите особенности патогенеза различных видов гипертермий. 3. Проанализируйте особенности патогенеза стадий гипотермии, укажите клинические особенности каждой стадии. 4. Обоснуйте характер патогенетической терапии.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля. 1. К компенсаторным реакциям, возникающим у человека при повышении температуры окружающей среды, относятся: а) сужение периферических сосудов; б) расширение периферических сосудов; в) снижение потоотделения; г) усиление потоотделения; д) учащение дыхания. Укажите правильную комбинацию ответов: 6) а, в, д 7) б, г, д 8) а, в 9) б, г 10) б, в, д
2. Изменения в организме на стадии компенсации гипертермии: а) тахикардия; б) брадикардия; в) учащение дыхания; г) урежение дыхания; д) расширение периферических сосудов. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) а, в 2) б, г 3) а, в, д 4) б, г, д 5) б, в, д
3. Гипертермия у человека развивается в результате: а) активации процессов теплопродукции при повышенной теплоотдаче; б) повышения эффективности теплоотдачи при пониженной теплопродукции; в) активации процессов теплопродукции при неизменившейся теплоотдаче; г) активации процессов теплопродукции при сниженной теплоотдаче; д) снижении теплоотдачи при нормальной активности процессов теплопродукции. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) в, г, д 2) б, г 3) а, б, д 4) б, в, д 5) в, д
4. Компенсаторные реакции у человека при общем охлаждении: а) сужение периферических сосудов; б) расширение периферических сосудов; в) мышечная дрожь; г) снижение газообмена; д) увеличение газообмена. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) в, д 2) б, г 3) а, б, д 4) б, в, д 5) а, в, д
5. Гипотермия организма развивается в результате: а) повышения теплоотдачи в сочетании с неизменившейся теплопродукцией; б) снижение теплоотдачи при неизменившейся теплопродукции; в) снижение эффективности процессов теплопродукции при активации теплоотдачи. Укажите правильную комбинацию ответов: 1) б, в 2) а, в 3) а, б 4) а, б, в
Ответы на тестовые задания
4) Решить ситуационные задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|