Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Задача 1 (с примером разбора)

У инфекционного больного в стадию стояния температуры лихорадка осложнилась нарушением обмена с увеличением теплопродукции на 100%. Какие изменения следует ожидать в отношении температуры и физиологических функций?

Ответы:

1. Температура не изменится, так как стадия компенсации эндогенной гипертермии.

2. Возникает усиление механизмов теплоотдачи – потоотделение, расширение кожных сосудов, учащение пульса и дыхания.

 

Задача 2. Больной И., 25 лет, обратился к врачу с жалобами на слабость, потливость по ночам, увеличение шейных лимфатических узлов, повышение температуры до 37, 5-38, 1 оС. лихорадка носила периодический характер: она продолжалась 3-10 дней, затем следовал афебрильный период. Указанные симптомы беспокоят больного в течение 2 мес.

При осмотре больного терапевтом, отоларингологом, кроме увеличения шейных лимфатических узлов других нарушений не обнаружено.

Анализ крови: эритроциты – 3, 7х1012/л; гемоглобин – 110 г/л; лейкоциты – 12х109/л; базофилы – 1%; эозинофилы – 9%; нейтрофилы: миелоциты – 0%, метамиелоциты – 1%, палочкоядерные – 8%, сегментоядерные – 56%; лимфоциты – 15%; моноциты – 10%; СОЭ – 36 мм/ч.

При биопсии в пунктате лимфатического узла: ретикулярные, эндотелиальные клетки, гистиоциты, эозинофилы, лимфоциты, плазматические клетки, гигантские клетки Березовского-Штернберга (диаметр 40-80 мкм) с признаками деления ядра без деления цитоплазмы, клетки Ходжкина – гигантские одноядерные клетки без признаков деления ядра.

Вопросы:

1. Какое патологическое состояние возникло у больного (необходимо обосновать ответ)?

2. Характерно ли наличие перемежающейся лихорадки для этого заболевания?

3. Назовите изменения клеточного состава пунктата лимфатического узла, характерные для данной патологии.

4. Может ли помочь температурная кривая в диагностике заболевания?

Ответы:

 

 

Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: иммунодефицитные состояния

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях иммунной реактивности и их роли в развитии заболеваний.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть классификацию, этиологию, патогенез, значение для организма и принципы терапии иммунопатологических состояний (иммунодефициты, аутоиммунная агрессия);

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с иммунопатологическими состояниями;

- изучить роль иммунной недостаточности и иммунного повреждения в развитии заболеваний.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы:  строение и функции иммунной системы человека, понятия «антиген», «антитело», виды иммунного ответа.

После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии основных видов иммунодефицитов и основных типов иммунного повреждения.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На примере ситуационных задач и иммунограмм делать заключение о виде иммунодефицита или иммунного повреждения и принципах его патогенетической терапии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте первичные иммунодефициты, рассмотрите наиболее частые варианты.

2. Охарактеризуйте вторичные иммунодефициты, рассмотрите причины и патогенез данных нарушений.

3. Укажите особенности этиологии, патогенеза, клинических проявлений ВИЧ-инфекции.

4. Рассмотрите принципы диагностики иммунных нарушений.

5. Охарактеризуйте принципы иммунокоррегирующей терапии.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Какие из приведенных утверждений являются верными?

1) рецепторами для вируса ВИЧ-инфекции является молекула СD4

2) при ВИЧ-инфекции истощается популяция Т-лимфоцитов-хелперов

3) при ВИЧ-инфекции нарушается противоинфекционный иммуниттет

4) все утверждения верны

 

2. К первичным иммунодефицитам не относится:

1) ВИЧ-инфекция

2) синдром Ди-Джорджи

3) агаммаглобулинемия Брутона

4) агаммаглобулинемия швейцарского типа

 

3. К вторичным иммунодефицитам относят:

1) ВИЧ-инфекцию

2) синдром Ди-Джорджи

3) агаммаглобулинемию Брутона

4) агаммаглобулинемию швейцарского типа

 

4. При гипогаммаглобулинемии Брутона нарушается:

1) адгезия нейтрофилов

2) В-тип иммунного ответа

3) Т-тип иммунного ответа

4) хемотаксис лимфоцитов

 

5. Для синдрома Ди-Джорджи характерно:

1) отсутствие иммуноглобулинов

2) повышение уровня иммуноглобулинов

3) лимфопения

4) лимфоцитоз

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...