Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача №1 (с примером разбора).

Больной Г., 35 лет, рабочий, занятый на никелировании металлических изделий: погружает и извлекает из электролитической ванны детали. При поступлении в клинику предъявляет жалобы на зудящие высыпа­ния на коже кистей рук, раздражительность, нарушение сна. Из анамнеза выяснено, что два месяца тому назад отметил появление зудящих высыпаний на коже кистей рук. Безуспешно лечился димедролом и глюконатом кальция. При осмотре в клинике патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено. На коже кистей рук имеется распространенная папуло-везикулезная сыпь, расчесы, кровянистые корочки. Аппликационная проба с сульфатом никеля дала положительный результат. Тест на торможение миграции макрофагов с препаратом никеля положительный.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Вопросы:

1. Через какое время следует оценивать результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля (с момента постановки пробы)?

2. Объясните причины безуспешного применения димедрола и глюконата кальция.

Ответы:

1. Гиперчуствительность замедленного типа – IV тип по Джеллу и Кумбсу.

2. Сульфат никеля соединяется с белками кожи с образованием полного аллергена, происходит активация Т-лимфоцитов и привлечение моноцитов, образуется лимфоцитарно-моноцитарный инфильтрат и повреждаются клетки эпителия.

3. Лечение – исключение контакта с аллергеном, подавление иммунной реакции (мази с глюкокортикоидами).

4. Результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля следует оценивать через 24-72 часа.

5. Данные препараты уменьшают эффекты гистамина, который не является медиатором аллергии IV типа.

Задача №2. Если сенсибилизированной морской свинке ввести внутривенно какой-нибудь краситель (например, трипановой синий), а затем - внутрикожно антиген, то через 3~4 мин на месте внутрикожного введения анти­гена появляется окрашенное синее пятно (Феномен Овери).

Вопрос: можно ли подавить развитие феномена Овери а) денервацией участка кожи, в котором протекает реакция; б) введением антигистаминных препаратов?

Ответ:

Задача №3. Больная К., 10 лет, поступила в детскую инфекционную больницу с жалобами на плохое самочувствие, болезненность в горле при глотании. Температура тела 38, 5° С. При осмотре зева обнаружена отечность, слабая гиперемия и грязно-серый фибринозный налет на миндалинах. При снятии налета поверхность миндалин кровоточит. Шейные лимфоузлы справа увеличены, слегка болезненны. На основании обследования поставлен диагноз: дифтерия зева. Ребенку назначено введение 6000 АЕ противодифтерийной сыворотки. С учетом того, что год назад ребенку вводилась противостолбнячная сыворотка, серотерапия проведена по методу Безредка: сначала подкожно введено 0, 25 мл сыворотки, а через 3 часа - внутримышечно остальное количество.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Почему сыворотку вводили дробными дозами?

 

 

Тема: Итоговое занятие №1

ЦЕЛЬ: Провести оценку усвоения знаний по разделам «Общая патофизиология», «Типовые патологические процессы» и умения применить их на практике.

 

ЗАДАЧИ:

- расширить знания по этиологии, патогенезу, е и принципам патогенетической терапии патологических процессов, изучаемых в 1 семестре;

- в форме дискуссии обсудить и уточнить неявные моменты по пройденным темам.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: материал тем «Общая патофизиология», «Типовые патологические процессы».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Применять полученные знания для патофизиологического анализа клинических и модельных ситуаций.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Повторить теоретический материал по пройденным темам с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

Вопросы для самоподготовки:

1. Патофизиология как наука: предмет изучения, задачи, структура. Патофизиологический эксперимент: особенности, требования к проведению, преимущества и недостатки.

2. Общая нозология. Определения болезни. Понятие о норме и патологии. Этиология. Этиологический фактор и условия, их роль в возникновении болезни. Стадии и исход болезни. Принципы профилактики и лечения болезней. Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии.

3. Повреждающее действие физических факторов, механических воздействий, электрического тока, ионизирующих излучений, факторов космического полета, химических факторов. Понятие алкоголизма, токсикомании, наркомании. Их виды, этиология, патогенез, проявления, последствия. Болезнетворное влияние биологических факторов. Психогенные патогенные факторы. Роль социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека.

4. Повреждение - определение понятия, уровни повреждения. Принципы классификации повреждения. Первичное специфическое действие повреждающих факторов на клетки. Механизмы повреждения клетки. Неспецифические реакции клеток на повреждение и их проявления. Методы оценки повреждения клетки. Защитно-компенсаторные механизмы при повреждении клетки. Принципы коррекции нарушений при повреждении клетки.

5. Артериальная гиперемия - виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления последствия. Венозная гиперемия-этиология, патогенез, макро- и микроскопические проявления, последствия. Ишемия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро - и микроскопические проявления. Этиология и патогенез тромбообразования, его исходы и последствия. Эмболия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, последствия. Стаз - виды, этиология, патогенез, последствия.

6. Факторы неспецифической резистентности, методы их оценки. Определение воспаления, макроскопические признаки воспаления и механизмы их развития, роль медиаторов в патогенезе воспаления, стадии сосудистой реакции, клеточные реакции при воспалении, закон эмиграции лейкоцитов Мечникова. Кислород-зависимый и кислород-независимый киллинг. Виды воспаления. Хроническое воспаление. Значение воспаления для организма. Принципы диагностики и патогенетической терапии воспаления.

7. Определение понятий лихорадки, гипертермии и гипотермии. Этиология и патогенез, стадии лихорадки, биологическое значение лихорадки. Виды, стадии, этиология, патогенез гипертермии. Понятие «ответа острой фазы». Принципы патогенетической терапии лихорадки и гипертермии. Гипотермия: стадии, патогенез клинических проявлений. Особенности лихорадки в детском возрасте и у пожилых. Пути применения пиротерапии в медицине, патогенетическое обоснование.

8. Иммунитет. Общая характеристика основных понятий, феноменов и видов нарушений. Приобретенный иммунитет, общая характеристика иммунной системы, иммунная реакция, клоновая организация иммунной системы. Реактивные феномены иммунитета: Т- и В-тип иммунного ответа. Ареактивные феномены иммунитета: виды иммунологической толерантности. Первичная недостаточность приобретенного иммунитета: виды, этиология, патогенез. Этиология и патогенез вторичной недостаточности приобретенного иммунитета. Принципы диагностики иммунодефицитов. Принципы патогенетической терапии иммунодефицитов.

9. Понятия аллергии, аллерген, виды аллергенов. Отличия аллергии от иммунитета. Стадии и классификация аллергических реакций. Виды, патогенез, клинические проявления иммунного повреждения при аллергических болезнях. Экспериментальные феномены анафилаксии. Этиология и патогенез анафилактического шока, феномена Артюса, Овери, Шульца–Дейла, сывороточной болезни, атопий, аутоиммунных болезней. Формы и патогенез аллергии замедленного типа. Принципы диагностики аллергий, принципы патогенетической терапии.

 

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля, представленного в методических указаниях по пройденным темам.

 

4. Решить ситуационные задачи, представленные в методических указаниях по пройденным темам, используя предложенные алгоритмы разбора.

 

 

Тема: Типовые нарушения тканевого роста. Опухоли

ЦЕЛЬ: сформировать знания об опухолевом росте как типовом патологическом процессе.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию (понятие о канцерогенах), патогенез (понятие канцерогенеза, опухолевой прогрессии), значение для организма и принципы терапии опухолей;

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с опухолевым ростом;

- изучить роль канцерогенеза в развитии заболеваний, в том числе челюстно-лицевой области.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение ДНК, понятие «ген», активные и неактивные гены, механизмы перестройки структуры ДНК, механизмы репарации ДНК.

После изучения темы: типовые формы нарушения тканевого роста, этиологию, патогенез, значение для организма, принципы терапии состояний, связанных с опухолевым ростом.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с опухолевым ростом.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Назовите типовые формы нарушения тканевого роста. Что общего и в чем различия понятий гипоплазия/гипотрофия/атрофия, гипертрофия/гиперплазия/метаплазия?

2. Назовите основные виды канцерогенов, приведите примеры.

3. В чем заключается принципиальное отличие между злокачественными и доброкачественными опухолями?

4. Что включает в себя понятие «опухолевая прогрессия»? какое значение она имеет для прогноза заболевания?

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

 

1. Какие свойства обнаруживают онкобелки? а) факторов роста; б) рецепторов факторов роста; в) мембранных G-белков; г) кейлонов-ингибиторов деления клетки. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) а, б, в, г

 

2. Черты, характеризующие опухолевую прогрессию: а) нарастающая анаплазия клеток; б) усиление процессов конечной дифференцировки клеток; в) увеличение вероятности метастазирования; г) усиление антигенной стимуляции организма опухолевыми клетками. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) а, б, в, г

 

3. Высокая вероятность возникновения опухолей каких органов существует у курящих табак? а) легких; б) желудка; в) гортани; г) молочной железы. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) а, б, в, г

 

4. К механизмам антибластомной резистентности следует отнести: а) наличие в геноме человека антионкогенов; б) снижение цитотоксичности лимфоцитов; в) наличие системы репарации ДНК; г) наличие в геноме человека проонкогенов. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) а, б, в, г

 

5. Какие стадии опухолевого роста выделяют при химическом канцерогенезе? а) инициация; б) анаплазия; в) промоция; г) метастазирование. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) б, г

4) г

5) а, б, в, г

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

 

Тема: Типовые формы патологии системы красной крови

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы красной крови.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;

- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;

- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.

После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий, алгоритм разбора анализов крови при анемиях.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии; по мазкам крови человека уметь оценить качественные изменения в периферической крови при анемиях.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Составьте патогенез развития основных симптомов анемии.

2.  Объясните механизм развития и укажите основные симптомы сидеропенического синдрома.

3. Перечислите этиологические факторы В12, фолиеводефицитных анемий.

4. Назовите главное звено патогенеза острой постгеморрагической анемии.

5.  Перечислите основные виды гемолитических анемий.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Какую из перечисленных анемий можно отнести к гипорегенераторным?

1) хроническую постгеморрагическую анемию

2) острую постгеморрагическую анемию

3) гемолитическую анемию

4) наследственную микросфероцитарную анемию Минковского-Шоффара

 

2. При какой анемии наблюдается мегалобластический тип кроветворения?

1) а-талассемии

2) анемии, связанной с дефицитом железа

3) анемии, связанной с резекцией подвздошной кишки

4) апластической анемии

5) серповидноклеточной анемии

 

3. Укажите, какие показатели обмена железа характерны для апластической анемии:

1) уменьшение коэффициента насыщения трансферрина

2) уменьшение латентной железосвязывающей способности сыворотки

3) уменьшение коэффициента насыщения трансферрина

4) увеличение латентной железосвязывающей способности сыворотки

5) увеличение общей железосвязывающей способности сыворотки

 

4. Какая из перечисленных анемий характеризуется наибольшим повышением концентрации эритропоэтинов в крови?

1) острая гемолитическая анемия средней тяжести

2) острая постгеморрагическая анемия средней тяжести

3) хроническая постгеморрагическая анемия

 

5. Укажите наиболее частые причины железодефицитной анемии:

1) недостаточное поступление железа с пищей у детей

2) хроническая кровопотеря

3) беременность и лактация

4) заболевания желудочно-кишечного тракта

5) все перечисленные

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...