Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О небе и небесной радости (продолжение) 9 глава




752. [Стих 10] Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. Эти слова, как выше, означают начало искушения.

753. Что "через семь дней" означает начало искушения, было показано выше в стихе 4. Это также относится к сказанному выше, а именно, что это искушение, относящееся к предметам разумения, было началом искушения, или первым искушением; и таким образом выражается заключительное утверждение. Поскольку это первое искушение относилось к предметам разумения, оно описано "водами потопа" (в стихе 7) и "водным потопом" (в стихе 6), который, собственно, и означает такое искушение, как было показано в тех местах.

754. [Стих 11] В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились.

"Шестисотый год, второй месяц, семнадцатый день" означает второе состояние искушения. "Разверзлись все источники великой бездны" означает высшую степень искушения, которая относится к предметам воли. "Окна небесные отворились" означает высшую степень искушения, относящуюся к предметам разумения.

755. Что "шестисотый год, второй месяц и семнадцатый день" означает второе состояние искушения, следует из сказанного выше; так как в стихах 6 – 11 говорилось о первом состоянии искушения, которое было искушением, относящимся к разумению. Однако теперь говорится о втором состоянии, а именно об искушении, относящемся к воле; поэтому срок называется еще раз. Ранее говорилось, что "Ной был шестисот лет", здесь же говорится, что потоп произошел в "шестисотый год его жизни, во втором месяце, в семнадцатый день". Никто не мог бы предположить, что под возрастом Ноя, выраженным точно определенными годами, месяцами и днями, понимается состояние искушения относительно предметов воли. Но, как уже говорилось, так выражались и писали древнейшие люди. Особое удовольствие они находили в способности точно определять периоды времени и имена, и таким образом создавать рассказ, подобный реальной истории; в этом заключалась их мудрость.

[2] В стихе 6 было показано, что "шестьсот лет" означают ничто иное, как первое состояние искушения. Здесь также упоминается "шестисотый год". Но чтобы это могло означать второе состояние искушения, добавлены месяцы и дни, фактически два месяца, или вернее "во втором месяце", что означает саму борьбу, как ясно из значения числа "два" во втором стихе этой главы, где показано, что оно означает то же, что и "шесть", то есть работу и борьбу, а также рассеяние. Однако число "семнадцать" означает не только начало искушения, но также и конец искушения, потому что состоит из чисел "семь" и "десять". Когда это число означает начало искушения, тогда оно включает в себя "семь дней", или неделю, что означает начало искушения, как было показано в стихе 4 этой главы. Но когда оно означает конец искушения, (как в главе 8 стих 4), тогда "семь" является святым числом, к которому добавляется число "десять", означающее остаток; ибо без остатка никто не может быть возрожден.

[3] Что число "семнадцать" означает начало искушения, видно у Иеремии, когда ему было сказано купить поле Анамеила, сына его дяди, который был в Анафофе; и он отвесил ему семнадцать сиклей серебра (Иеремия 32:9). Что это число также означает Вавилонское пленение, представляющее искушение для людей, имеющих веру, и опустошение для тех, кто её не имеет, таким образом, начало искушения и в то же время конец искушения, или освобождение, ясно из того, что следует в той же главе: пленение в стихе 36 и освобождение в стихе 37 и в следующих стихах. Такое число, подобно всем другим словам, не появилось бы в пророчестве, если бы оно не заключало в себе скрытый смысл.

[4] Что "семнадцать" означает начало искушения, также ясно из возраста Иосифа, который был "семнадцати лет", когда он был послан к своим братьям и продан в Египет (Быт. 37:2). То, что он был продан в Египет, означает подобное, что будет показано по Божественному милосердию Господа в объяснении этой главы. Там исторические события являлись прообразовательными и в действительности происходили так, как это было описано; однако здесь это вымышленные исторические события, содержащие духовный смысл, которые в действительности не происходили как это описано в буквальном смысле. Однако реальные события заключают в себе небесные тайны, вплоть до каждого слова, также как и вымышленные истории. Что это так, не может не показаться странным, поскольку когда происходит какое-либо историческое событие, реальное или вымышленное, разум привязывается к букве, от которой не может освободиться; отсюда происходит убежденность, что ничто иное не понимается и не означается.

[5] Однако, всякому разумному человеку должно быть ясно, что существует внутренний смысл, в котором пребывает жизнь Слова, а не в букве, которая без внутреннего смысла является мертвой. Без внутреннего смысла, чем бы отличалось какое-либо историческое описание в Слове от истории, рассказанной любым мирским автором? И тогда, какая польза была бы в том, чтобы знать возраст Ноя, а также месяц и день, когда случился потоп, если бы это не заключало небесные тайны? И кто не видит, что выражение "разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились" является пророческим? Не говоря о других подобных высказываниях.

756. "Разверзлись все источники великой бездны" означает высшую степень искушения, которая относится к предметам воли. Это ясно из того, что было сказано уже об искушениях, что они бывают двух видов, одни относятся к предметам разумения, а другие – к предметам воли, и что последние относительно первых более суровые; также это ясно из того, что до сих пор говорилось об искушениях, относящихся к предметам разумения. Подобным образом это видно из значения "бездны", как вожделений и ложностей, происходящих оттуда (как было показано в п. 18), а также из следующих мест в Слове. У Иезекииля:

Ибо так говорит Господь Бог: когда Я сделаю тебя городом опустелым, подобным городам необитаемым, когда подниму на тебя пучину, и покроют тебя большие воды (Иез. 26:19),

где "пучина" и "большие воды" означают высшую степень искушения. У Ионы:

Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня (Иона 2:5),

где "воды" и "бездна" также означают высшую степень искушения. У Давида:

Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною (Пс. 42:7),

где "бездна" также означает высшую степень искушения. У того же автора:

Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше; и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага. Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось (Пс. 106:9-11),

где "бездна" означает искушения в пустыне.

[2] В древние времена "бездной" означался ад; заблуждения и ложные убеждения уподоблялись водам и рекам, а также дыму, выходящему из бездны. И некоторые ады выглядят так же, то есть подобно безднам и морям; о чем по Божественному милосердию Господа будет сказано позже. Из тех адов приходят злые духи, которые опустошают и искушают человека. Заблуждения, которые они внушают, и желания, которые они возбуждают в человеке, подобны наводнениям и испарениям, исходящим оттуда. Ибо, как говорилось прежде, через злых духов человек соединен с адом, а через ангелов – с небом. Поэтому, когда говорится, что "разверзлись все источники великой бездны", то понимаются такого рода предметы. Что ад назван "бездной", и что грязные испарения, исходящие оттуда, названы "реками", ясно видно у Иезекииля:

Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие (Иез. 31:15).

Ад также назван "бездной" у Иоанна (Откр. 9:1, 2, 11; 11:7; 17:8; 20:1, 3).

757. "Окна небесные отворились" означает высшую степень искушения, которая относится к предметам разумения. Это также ясно из сказанного выше. Искушения, относящиеся к предметам воли, которыми являются злые желания, не могут быть отделены от искушений, относящихся к предметам разумения; поскольку, если бы существовало такое разделение, то это не было бы искушением, но наводнением, какое случается у живущих в огне страстей, в котором они ощущают, подобно адским духам, удовольствие своей жизни. "Окна небесные" названы так из-за наплыва ложностей или рассуждений; о который также сказано у Исаии:

Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо откроются потоки с [небесной] высоты, и основания земли потрясутся (Ис. 24:18).

758. [Стих 12] И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

Это означает, что искушение продолжалось; "дождь" означает искушение, "сорок дней и ночей" означает его продолжительность.

759. Что "дождь" здесь означает искушение, ясно из того, что было сказано и показано выше о "потопе" и "наводнении", а также из того, что выражения "разверзлись все источники великой бездны" и "потоки небесные открылись" означают искушения.

760. Что "сорок дней и ночей" означают продолжительность, было показано выше в стихе 4. Как уже говорилось, "сорок" означает всякую продолжительность искушения, длительного или короткого, но действительно сурового искушения, которое относится к предметам воли. Ибо в постоянных удовольствиях, в любви к себе и к миру, и следовательно в вожделениях, которые являются непрерывными проявлениями этих видов любви, человек живет такого рода жизнью, что вся его жизнь состоит только в этом. Эта жизнь не может соответствовать небесной жизни; ибо никто не может любить мирское и небесное одновременно, поскольку любовь к мирскому смотрит вниз, любовь к небесному взирает вверх. Еще менее человек может любить себя и в то же время ближнего, а тем более Господа. Любящий себя ненавидит всех тех, которые ему не подчиняются, и поэтому любящий себя совершенно удален от небесной любви или от милосердия, которое состоит в том, чтобы любить ближнего больше, чем себя, и Господа превыше всего. Из этого ясно, насколько удалена жизнь человека от небесной жизни. Поэтому Господь возрождает человека через искушения и приводит его в состояние соответствия с небесной жизнью. Вот почему такое искушение является суровым, ибо оно касается самой жизни человека, разрушая, опустошая и изменяет её, поэтому оно описано словами "источники великой бездны разверзлись" и "окна небесные отворились".

761. Ранее говорилось, что духовное искушение в человеке есть битва злых духов с ангелами, пребывающими с ним, и что эта битва обычно чувствует в его совести. Об этой битве также необходимо знать, что ангелы постоянно защищают человека и отвращают зло, которое злые духи пытаются ему причинить. Они даже защищают ложности и зло в человеке, поскольку очень хорошо знают, откуда исходят его ложности и зло, а именно, от злых духов и гениев. От самого человека не исходит ничего ложного и злого, но это производят злые духи, пребывающие с ним, которые заставляют человека поверить, что это исходит от него самого. Такова их пагубность. Более того, в тот момент, когда они убеждают его и заставляют в это поверить, они обвиняют и осуждают его. Это я могу подтвердить из многих опытов. Человек, не имеющий веру в Господа, не может быть просвещен в этом вопросе, он неизбежно верит, что делает зло сам от себя, и поэтому он присваивает себе зло и становится подобным злым духам, пребывающим с ним. Так происходит с человеком. И поскольку ангелы знают это, то в искушениях возрождения они защищают также ложности и зло человека, поскольку иначе он уступил бы. Ибо в человеке нет ничего, кроме зла и происходящей от него лжи, так что он является всего лишь скоплением и смесью зла и происходящих оттуда ложностей.

762. Однако о духовных искушениях мало известно в наши дни. И они не допускаются в такой степени, как прежде, потому что человек не пребывает в истине веры, и поэтому может погибнуть. Вместо этих искушений он испытывает другие переживания, такие как неудачи, огорчения и тревоги, вызванные природными и телесными проблемами, а также телесными недугами и болезнями, которые в некоторой степени ослабляют жизнь его удовольствий и желаний, сосредотачивают и направляют его мысли к внутренним и возвышенным предметам. Но это не духовные искушения, которые испытываются только теми, кто обрели от Господа совесть истины и добра. Сама совесть является тем уровнем, на котором происходят искушения.

763. До сих пор говорилось об искушениях; далее же будет сказано о цели искушения, которая состояла в том, чтобы могла возникнуть новая Церковь.

764. [Стих 13] В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

"Они вошли в ковчег" означает здесь, как ранее, что они были спасены. "Ной" означает то, что принадлежало Церкви. "Сим, Хам и Иафет" означают то, что принадлежало Церквям, произошедшим от нее. "Сыновья Ноя" означают положения учения, "жена Ноя" означает саму Церковь. "Три жены его сынов с ними" означают сами Церкви, которые оттуда произошли.

765. До сих пор говорилось об искушении человека Церкви, называемого "Ноем": сначала о его искушении относительно предметов разумения, которыми являются истины веры (стихи 6 – 10); а затем о его искушении относительно предметов воли, которые относятся к добрым делам милосердия (стихи 11, 12). Цель искушений состояла в том, чтобы через них мог возродиться человек Церкви или новая Церковь, ибо Древнейшая Церковь погибла. Церковь, называемая "Ноем", как уже говорилось прежде, совершенно отличалась по характеру от Древнейшей Церкви; то есть, это была духовная Церковь, характерной особенностью которой было то, что человек возрождался через положения учения веры, после насаждения которых ему прививалась совесть, не позволяющая действовать против истины и добра веры; таким образом, ему даровалось милосердие, управляющее совестью, из которого он начинал действовать. Из этого ясно, каков духовный человек; это не тот, кто полагает, что вера без милосердия спасает, но тот, у кого милосердие является главной сущностью веры, и кто поступает из этого. Появление такого человека или такой Церкви было основной целью, и поэтому далее речь пойдет о самой этой Церкви. Что далее говорится о Церкви, ясно также из повторения как бы того же вопроса; поскольку здесь сказано: "в сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними". Подобное было сказано выше в стихе 7 в таких словах: "И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег". Но теперь, поскольку говорится о Церкви, сыновья названы по именам "Сим, Хам и Иафет", таким образом, они означают человека Церкви; когда же они называются просто сыновьями, без имен, тогда они означают истины веры. Кроме того, сказанное в стихах 8 и 9 о животных и птицах, вошедших в ковчег, снова повторяется в стихах 14 – 16, но с некоторыми отличиями, которые здесь соответствуют и применимы к Церкви.

767*. "Вошли в ковчег" означает, что они были спасены, то есть человек Церкви, которым был "Ной", и других Церквей, происходящих от него, о которых здесь идет речь. Это ясно из того, что было сказано прежде о "вхождении в ковчег".

768. "Ной" означает принадлежащее Церкви, а "Сим, Хам и Иафет" – принадлежащее Церквям, произошедшим от нее. Это ясно из того, что здесь они не просто названы его "сыновьями", как выше в стих 7, но перечислены по именам. Когда они, таким образом, называются по именам, то означают человека Церкви. Человек Церкви является не только самой Церковью, но также всем, что принадлежит Церкви. Это общее название, заключающее все, что принадлежит Церкви, как говорилось прежде о Древнейшей Церкви, которая была названа "Человеком", а также о других Церквях, названных по именам. Поэтому "Ной", " Сим, Хам, и Иафет" означают в полноте все, принадлежащее Церкви и Церквям, произошедшим от неё.

[2] Таков стиль и способ выражения в Слове. Например, когда у пророков называется имя "Иуда", оно в большинстве случаев означает небесную Церковь или то, что принадлежит этой Церкви; когда называется имя "Израиль", то главным образом оно означает духовную Церковь или принадлежащее этой Церкви; когда же называется имя "Иаков", оно означает внешнюю Церковь. Ибо в каждом человеке Церкви есть внутренняя и внешняя сторона Церкви, во внутренней пребывает истинная Церковь, а во внешней – то, что исходит от неё, и эта последняя является "Иаковом".

[3] Иначе, когда они не называются по именам, поскольку в таком случае они относятся прообразовательно к царству Господа. Один Господь является Человеком и всем в Его царстве; а поскольку Церковь является Его царством на земле, то один Господь есть все в Церкви. Всем в Церкви является любовь или милосердие; и поэтому "человек" (или что то же самое, тот, кто назван по имени) означает любовь или милосердие, то есть все в Церкви. Тогда его "жена" означает просто Церковь, оттуда происходящую, как в данном случае. Но каковы были Церкви, обозначенные "Симом, Хамом и Иафетом", по Божественному милосердию Господа будет сказано далее.

769. Что "сыновья Ноя" означают положения учения, ясно видно из значения "сыновей", как было показано выше; поскольку никакая Церковь не может существовать без учения. И поэтому они не только названы по именам, но также добавлено, что они являются его "сыновьями".

770. "Жена Ноя" означает саму Церковь, а "три жены его сыновей с ними" означают сами Церкви, которые произошли от этой Церкви. Это ясно видно из того, что было сказано прежде, а именно, когда человек Церкви называется по имени, то понимается всё в Церкви, или, так сказать, голова Церкви; тогда его "жена" является самой Церковью, как было показано ранее (п. 252, 253). Иначе происходит, когда в Слове упоминаются "муж и жена" или "мужской и женский пол", поскольку тогда "муж" и "мужской пол" означает предметы разумения, или истины веры; а "жена" и "женский пол" означает предметы воли, или добро веры.

771. Поскольку каждое выражение в Слове исходит от Господа, и поэтому имеет Божественное внутри, то ясно, что нет ни одного слова, ни даже йоты, которая не означала бы и не содержала в себе что-то. Так же и здесь, когда говорится "три жены", жены "его сыновей", а также "с ними". Однако слишком долго объяснять, что заключает в себе каждая из этих фраз. Достаточно дать лишь общее понятие относительно их самого основного значения.

772. [Стих 14, 15] Они, и все звери по роду их, и все животные по роду их, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые. И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни.

"Они" означают человека Церкви в общем. "Все звери по роду их" означают всякое духовное добро. "Все животные по роду их" означают природное добро. "Все гады, пресмыкающиеся по земле по роду их" означают всякое чувственное и плотское добро. "Все птицы по роду их" означают всякую духовную истину. "Все летающие" означают природную истину. "Все крылатые" означают чувственную истину. Что они "вошли к Ною в ковчег" означает, как выше, что они были спасены. "По паре" означает, как выше, пары. "От всякой плоти, в которой есть дух жизни" означает новое творение, или что они обрели новую жизнь от Господа.

773. "Они" означают в общем человека Церкви, или все принадлежащее Церкви. Это ясно из того, что слово "они" относится к тем, которые только что были названы по именам: Ной, Сим, Хам и Иафет. Хотя их четверо, все же вместе они составляют одно целое. Ибо Ной, под которым понимается вообще Древняя Церковь, заключает в себе, как источник или семя, Церкви, которые произошли от этой Церкви; поэтому "они" означают Древнюю Церковь. Все Церкви, названные "Симом, Хамом и Иафетом", вместе составляют Церковь, называемую Древней Церковью.

774. Что "звери по роду их" означают всякое духовное добро, "животные по роду их" означают природное добро, "гады, пресмыкающиеся по земле по роду их" означают всякое чувственное и плотское добро, было сказано и показано выше (п. 45, 46, 142, 143, 246). На первый взгляд может показаться, что "звери" не могут означать духовное добро; но что это действительно так, становится ясно из последовательности выражений: сначала упоминаются "они", то есть, человек Церкви; затем "звери", затем "животные" и, наконец, "пресмыкающиеся". Следовательно "зверь" заключает в себе нечто высшее и превосходящее "животное"; причина этого состоит в том, что на еврейском языке слово "зверь" означает также животное, в котором есть душа живая. Таким образом, здесь не понимается всякий зверь, но всякое животное, в котором есть душа живая, так как это одно и то же слово. Что "звери", "животные" и "пресмыкающиеся по земле" означают предметы, относящиеся к воле, было уже сказано и показано, и в дальнейшем будет показано там, где будет сказано о птицах.

775. Сказано "по роду их", поскольку существуют роды и виды как духовного, так и природного добра, а также происходящего от них чувственного и плотского добра. Существует такое множество родов духовного добра, а также такое множество родов духовных истин, что их невозможно исчислить, и еще менее можно исчислить разновидности этих родов. На небе всякое небесное и духовное добро и истины настолько различаются по своим родам, а те, в свою очередь, по видам, что нет ни малейшей части из них, которая не была бы четко определена; и они настолько неисчислимы, что их особые отличия можно назвать бесконечными. Из этого может быть видно, насколько бедный и убогой является человеческая мудрость, которая едва ли знает о существовании духовного добра и духовной истины, и еще менее о том, что это такое. От небесного и духовного добра и от их истин, происходит и спускается природное добро и истины. Ибо не может быть никакого природного добра и истины, которые не происходили бы от духовного добра, а это – от небесного добра, и которые не существовали бы от того же источника. Если бы духовное удалить от природного, то природное превратилось бы в ничто. Происхождение всего таково: все, как в общем, так и в частном, исходит от Господа; от Него происходит небесное; от Него через небесное происходит духовное; через духовное – природное; через природное – плотское и чувственное. И поскольку все они, таким образом, происходят от Господа, то также и существуют от Него, ибо, как известно, существование – это постоянное соединение с жизнью. Имеющие другое понятие о происхождении и существовании вещей, подобно тем, которые поклоняются природе и выводят из нее происхождение всего, пребывают в убеждениях настолько ужасных, что представления лесных зверей можно было бы назвать более здравыми. Таковы многие, которые кажутся себе превосходящими других в мудрости.

776. Что "птицы по роду их" означают всякую духовную истину, "летающие" означают природную истину, а "крылатые" означают чувственную истину, ясно из того, что было сказано и показано ранее о "птицах" (п. 40). Древнейшие люди сравнивали человеческие мысли с птицами, потому что относительно предметов воли, мысли подобны птицам. Поскольку здесь упоминаются "птицы", "летающие" и "крылатые" в такой же последовательности, как разумное, рациональное и чувственное в человеке, то чтобы никто не сомневался в том, что они означают эти предметы, для подтверждения могут быть приведены некоторые отрывки из Слова, из которых также будет ясно, что "звери" означают то, о чем было сказано.

[2] У Давида:

Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских (Пс. 8:6-8).

Это относится к Господу, чье господство над человеком и над тем, что принадлежит человеку, описано таким образом. Если бы не так, то чем было бы господство над "зверями" и над "птицами"? У того же автора:

Дерева плодоносные и все кедры, звери и всякие животные, пресмыкающиеся и птицы крылатые, да хвалят имя Сущего (Пс. 148:9, 10, 13).

"Плодоносное дерево" означает небесного человека, "кедр" – духовного человека. "Звери", "животные" и "пресмыкающиеся" – их добро, как в данном контексте; "птицы крылатые" – их истины, из которых они могут "хвалить имя Сущего". Звери, животные, пресмыкающиеся и птицы никак не могут этого делать. В мирских писаниях такие выражения могут быть названы преувеличениями, но в Слове Господа не может быть никаких преувеличений, но есть имеющие определенное значение, прообразовательные предметы.

[3] У Иезекииля:

И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли (Иез. 38:20).

Что "звери" и "птицы" здесь имеют такое значение, довольно ясно; ибо как был бы прославлен Сущий, если рыбы, птицы и звери вострепетали? Мог ли бы кто-нибудь предположить, что такие высказывания святы, если бы они не заключали в себе святые предметы? У Иеремии:

Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись (Иер. 4:25).

Это означает всякое добро и истины; "человек" также означает здесь добро любви. У того же пророка:

Они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - [все] рассеялись, ушли (Иер. 9:10),

также означает, что вся истина и добро отступили.

[4] У того же пророка:

Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? Животные и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: `Он не увидит, что с нами будет (Иер. 12:4).

Здесь "животные" означают добро, а "птицы" – истины, которые погибли. У Софонии:

Истреблю людей и животных, истреблю птиц небесных и рыб морских, и камни преткновения вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь (Соф. 1:3).

Здесь "человек и животное" означают предметы, принадлежащие любви и добру, от неё происходящему; "птицы небесные и рыбы морские" – предметы, принадлежащие разумению и, таким образом, истине. Они названы "камнями преткновения", потому что добро и истины являются камнями преткновения для нечестивых, но не животные и птицы; и они также явно говорят о "человеке". У Давида:

Насыщаются древа Сущего, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту (Пс. 104:16, 17).

"Дерева Сущего" и "кедры Ливанские" означают духовного человека; "птицы" – его рациональные или природные истины, которые подобны "гнездам".

[5] Более того, "птицы, гнездящиеся на ветвях" было обычным выражением, под которым люди понимали истины, как у Иезекииля:

На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его (Иез. 17:23).

Это означает Церковь среди язычников, которая была духовной и являлась "величественным кедром". "Всякие птицы" означают истины всякого вида. У того же пророка:

На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы (Иез. 31:6).

Это относится к Асуру, который является духовной Церковью и назван "кедром". "Птицы небесные" означают его истины, а "звери"– его добро. У Даниила:

Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть (Дан. 4:12, 21).

Здесь "звери" означают добро, "птицы небесные" – истины. Это должно быть ясно каждому; иначе к чему говорится, что птицы и звери обитали там? То же относится и к сказанному Господом:

Царствие Божие подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк. 13:19; Мф. 13:31, 32; Мк. 4:31, 32).

777. Теперь ясно, что "птицы" означают духовные истины, "летающие" – природные истины, а "крылатые" – чувственные истины; и что истины различаются таким образом. Чувственные истины, которые приходят через зрение и слух, названы "крылатыми", потому что они являются самыми внешними; такое же значение имеет "крыло" в отношению и к другим предметам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...