Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здесь об адах тех, которые жили в прелюбодеяниях и необузданных похотях. Также об адах лжецов и чародеев.




 

824. Ниже пятки правой ноги расположен ад, в котором живут находящие удовольствие в жестокости и в то же время в прелюбодеяниях. Интересно, что люди, бывшие жестокими при жизни в теле, также более других были прелюбодеями. Таковы обитающие в этом аду, где они используют неописуемые средства жестокости. Своими фантазиями они делают себе сосуды, подобные ступам, в которых измельчают травы, а также пестики, которыми толкут и дробят содержимое этих ступ, а затем с их помощью пытают и мучают, кого только могут. Также они делают себе огромные топоры, как у палачей, и сверла, которыми жестоко мучают друг друга, не говоря уже о других страшных зверствах. Там находятся некоторые из иудеев, которые в древности столь безжалостно расправлялись с язычниками. В настоящее время этот ад увеличивается, особенно за счёт людей, принадлежащих к так называемому Христианскому миру, которые находят наибольшее удовольствие жизни в прелюбодеяниях. В большинстве своём это очень жестокие люди. Иногда их удовольствие превращается в зловоние человеческих экскрементов, которое смердит безмерно, когда этот ад открыт. Я ощутил его в мире духов и едва не потерял сознания. Это омерзительное фекальное зловоние то заполняет ад, то прекращается, поскольку оно является их удовольствием от совершения прелюбодеяний, превращающихся в такое омерзительное зловоние. Затем, проведя определённый период времени в этом, они оставляются совершенно одни, живя в мучениях и становясь подобными страшным скелетам, но еще живым.

825. На уровне подошв ног, на значительном расстоянии впереди есть ад, называемый Геенной, где живут бесстыдные женщины, которые полагали все удовольствие своей жизни в прелюбодеяниях, расценивая прелюбодеяния не только как нечто допустимое, но даже как нечто достойное, и которые под маской благородства совращали простых и невинных людей. Там является своего рода огненное зарево, подобное тому, которое покрывает небо от большого пожарища. Оно также выделяет сильный жар, который мне было дано почувствовать на моем лице, а также зловоние, исходящее оттуда, как от горящих костей и волос. Иногда этот ад изменяется и превращается в ужасных змей, которые жалят их, после чего они жаждут смерти, но не могут умереть. Одна женщина, выпущенная оттуда, подойдя ко мне, говорила об этом сильном жаре. Она сказала, что когда им позволяют приблизиться к какому-либо обществу добрых духов, то этот жар превращается в лютый холод, и эти резкие изменения сжигающей жары на лютый холод и наоборот, чрезвычайно мучают их. Все же бывают переходные периоды, во время которых они пребывают в тепле их пламенного вожделения. Но, как уже говорилось, их состояние изменяется.

826. Там были некоторые представители обоих полов из так называемого Христианского мира, которые при жизни в теле считали, что прелюбодеяния не только допустимы, но даже святы. Поступая так, они поощряли коллективные супружества, как они их небрежно называли, под видом святости. Я видел, как они были посланы в Геенну, но когда они прибыли туда, произошли некоторые изменения: огненное зарево Геенны, которое было определённо красным, после их прибытия стало абсолютно белым, и я понял, что они не соответствуют этому месту. Поэтому, эта отвратительная группа была удалена оттуда и отправлена в область позади (в другой мир, как было сказано), где они будут погружены в застойные водоемы, а оттуда отправлены в новую Геенну, предназначенную для них. Я слышал в этой Геенне некоторое подобие шипению, которое невозможно описать. Но шипение или шум Геенны был более неясным, чем у осквернявших святость своими прелюбодеяниями.

827. Те, которые вводили в заблуждение лицемерным отношением к супружеской любви и любви к детям – поступая таким образом, чтобы муж не имел ни малейшего повода заподозрить что-либо, кроме того, что его гости являются скромными, бесхитростными и доброжелательными, совершая прелюбодеяния под таким и другими предлогами более безопасно – находятся в аду под ягодицами, в отвратительных экскрементах. Там они переживают опустошение, пока не становятся как кости, поскольку они пребывают среди лжецов. Такие люди даже не знают, что такое совесть. Я разговаривал с ними, и они удивлялись, слыша, что у человека должна быть совесть, и что люди говорят, что прелюбодеяния противоречат совести. Им было сказано, что для таких бессовестных неверных супругов столь же невозможно попасть на небеса, как для рыб жить в воздухе, или для птиц жить в эфире. Ибо, только приближаясь к небесам, они ощущают удушье, и их удовольствие превращается в ужасное зловоние, и тогда они низвергаются в ад, становясь, наконец, подобными костям почти лишенным жизни, потому что после того, как они утрачивают подобие приобретенной жизни, остается только след настоящей человеческой жизни.

828. Мужчины, вожделением которых было лишение девственности, которые находили в этом величайшее удовольствие, без всякого намерения жениться и завести семью, и которые после того, как лишали девственность её цветения, оставляли свои жертвы, ненавидя и развращая их, подвергаются наиболее тяжкому наказанию в другой жизни. Мужчины, ведущие такой образ жизни, подвергаются этому наказанию, поскольку такая жизнь совершенно противоположна природному, духовному и небесному порядку, противоположна не только супружеской любви, которая на небесах почитается как самое святое, но также и невинности, которую они разрушают и убивают, толкая невинных девушек, которые могли бы быть одарены супружеской любовью, на путь разврата; ибо хорошо известно, что именно первое цветение любви вводит девственниц в целомудренную супружескую любовь и соединяет воедино души супругов. И поскольку святость небес основывается на супружеской любви и невинности, а такие люди внутренне являются убийцами, то они подвергаются очень суровому наказанию в следующей жизни. Им кажется, будто они сидят на разъяренном коне, который подбрасывает их в воздух так, что они сбрасываются с коня, как кажется, с угрозой для жизни – таков страх, овладевающий ими. Впоследствии им кажется, что находятся под брюхом разъяренного коня, а затем, что через заднюю часть коня они попадают в его брюхо. В этот момент они вдруг кажутся себе как бы находящимися во чреве грязной блудницы, которая превращается в большого дракона, и там они остаются объятые мучениями. Это наказание повторяется множество раз в течение сотен и тысяч лет до тех пор, пока они не проникнутся отвращением к таким желаниям. Об их потомстве мне было сказано, что их дети хуже других детей, потому что они получают от отца подобную наследственность, поэтому дети редко рождаются от таких отношений, а те, которые рождаются, не остаются надолго в этой жизни.

829. Люди, которые при жизни в теле думали похотливо и придавали похотливый смысл не только любым словам, сказанным другими, но и святым вещам, делая это даже в зрелом и преклонном возрасте, то есть, когда природные похоти уже не возбуждают, в другой жизни не могут думать и говорить иначе. А поскольку их мысли в той жизни сообщаются и порой представляются в непристойных образах перед другими духами, то они наказываются следующим образом. В присутствии духов, которых они оскорбили, они бросаются на землю и быстро перекатываются слева направо подобно валу, затем обратно в другом направлении, и еще в другом – обнаженные перед всеми, или полуобнаженные, в зависимости от природы их необузданной похоти, в то же время им внушается стыд. Затем они вращаются через голову и ноги, подобно веретену. Вызывается сопротивление и в то же время боль, поскольку действуют две силы: одна заставляет вращаться, а другая тормозит, так что наказание сопровождается такой болью, как будто человека разрывают на части. После перенесения этих наказаний несчастному страдальцу предоставляется возможность убраться с глаз других духов, и ему внушается чувство стыда. Однако есть духи, которые испытывают его, чтобы видеть, упорствует ли он все еще в подобных вещах, но пока он пребывает в состояния стыда или боли, он находится под защитой. Ему кажется, что он скрылся, но они знают его местонахождение. Это наказание виделось впереди, на некотором расстоянии.

[2] Также есть подростки, юноши и молодые мужчины, которые от безрассудства и сексуального возбуждения их возраста вбили себе в голову ужасные представления: как, например, что жены, особенно молодые и красивые, созданы не для мужей, а для них и им подобных, а мужья остаются только главами семейств и воспитателями детей. Их можно узнать в другой жизни по мальчишескому тембру голоса. Они находятся позади на некоторой высоте. Те из них, которые утвердились в подобных представлениях и жили в соответствии с ними, сурово наказываются в следующей жизни выворачиванием суставов и вставлением их на место, то есть выкручиванием их различными способами духами, которые могут искусно внушать другим, что они находятся в теле, и в то же время вызывать ощущение телесной боли. Эти чередующиеся движения, вместе с усилиями при сопротивлении, их настолько сильно разрывают, что они ощущают себя расчлененными и разорванными на части, испытывая при этом ужасную боль. Это повторяется много раз до тех пор, пока пораженные ужасом таких принципов жизни они не перестают мыслить таким образом.

830. Ад, в котором находятся вводившие людей в заблуждение посредством искусного обмана, изображавшие приятное лицо и речь, скрывая при этом внутри ядовитое коварство, и таким образом очаровывавшие людей с целью их уничтожения, более ужасен, чем другие ады, он даже ужаснее ада убийц. Живущим там кажется, будто они живут среди ядовитых змей. И чем более пагубным было их коварство, тем более ужасные и ядовитые змеи и в большем количестве окружают и мучают их. Они не знают, что они и являются этими змеями, и испытывают боли и мучения, подобные тем, которые вызывают укусы змей. Возможно, немногие поверят в это, но, тем не менее, это правда. Таковы те, которые осуществляли обманы преднамеренно и находили в этом наибольшее удовольствие своей жизни. Наказания для лжецов различны, каждое в соответствии с природой их обмана. Вообще, такие люди не допускаются в общества, но изгоняются; ибо находящиеся рядом духи сразу же знают и постигают все их помыслы; соответственно они также знают и постигают, есть ли в этих помыслах какой-либо обман, и какова его природа. Поэтому такие духи в конце концов изгоняются из обществ и живут в одиночестве. Их лица тогда кажутся широкими, растянутыми в ширину в четыре или в пять раз по сравнению с лицами других, на их головах широкополые соломенные шляпы. Поскольку они изнывают от мучений, то их вид подобен смерти. Существуют и другие духи, по природе являющиеся обманщиками, которые действуют не так предумышленно и менее скрываются под притворным выражением сочувствия. Они сразу же известны, и их мысли ясно постигаются. Они даже хвалятся этим, как если бы они желали казаться сообразительными. Они не из этого ада. Но по Божественному милосердию Господа более о лжецах будет сказано в дальнейшем.

831. Есть женщины, которые жили, потакая своим природным наклонностям, заботились только о себе и о мире, и полагали всю жизнь и всё удовольствие жизни во внешнем приличии, за которое они высоко ценились в светском обществе. Посредством такого поведения и привычки они обрели способность проникать в желания и удовольствия других под благовидным предлогом, но с целью обретения контроля над ними. Поэтому их жизнь стала сплошным лицемерием и обманом. Подобно другим они часто посещают Церковь, но только лишь с целью выглядеть добродетельными, набожными и благочестивыми; кроме того, они лишены совести, весьма склонны к бесчестным поступкам и прелюбодеяниям, в той мере, насколько они могут быть сокрыты. Такие женщины думают подобным образом и в другой жизни, совершенно не зная, что такое совесть, и высмеивая тех, кто говорит о ней. Они постепенно проникают в чувства других, искусно изображая целомудрие, благочестие, жалость и невинность, являющиеся средствами их обмана; но как только внешние ограничения удаляются, они с головой бросаются в самые гнусные и отвратительные непотребства.

[2] Это женщины, которые в другой жизни становятся чародейками или ведьмами, а некоторые из них так называемыми сиренами. В той жизни они овладевают приемами, неизвестными в мире. Они, подобно губкам, впитывают бесчестные уловки и, будучи способными, быстро применяют их на практике. Уловки, неизвестные в мире, которым они научаются в другой жизни, таковы. Они могут говорить, даже если находятся в другом месте, так что их голос слышится как бы от добрых духов. Они могут являться перед многими в одно и то же время, убеждая других в том, что они присутствуют повсюду. Они могут говорить как несколько человек одновременно и в нескольких местах одновременно. Они могут обходить то, что исходит от добрых духов, даже то, что исходит от ангельских духов, и различными способами извращать это в свою пользу. Они также могут имитировать любого посредством представлений о нем, которые они формируют. Они могут внушать другим любые чувства к себе, постепенно входя в доверие и располагая другого. Они могут внезапно исчезать с поля зрения и ускользать незамеченными. Они могут представать перед глазами многих духов c белым пламенем вокруг головы, что является ангельским знаком. Они могут различными способами имитировать невинность, даже представляя младенцев, которых они целуют. Они также побуждают других, которых они ненавидят, убивать этих младенцев (поскольку знают, что они не могут умереть), а затем разглашают это и обвиняют их в убийстве.

[3] Они чрезвычайно искусно вызывали из моей памяти всё зло, которое я когда-либо помышлял и делал. Пока я спал, они разговаривали с другими духами так, как будто эти слова исходили от меня, чтобы духи убедились в этом, таким образом в вещах ложных и непристойных. Также они умеют и многое другое. Их естественность настолько убедительна, что совершенно не оставляет места для сомнений, поэтому их мысли не сообщаются всем, как это происходит с другими духами. Их глаза подобны глазам змей, они видят во всех направлениях сразу. Эти чародейки или сирены сурово наказываются, некоторые в Геенне, некоторые в своего рода суде среди змей, некоторые наказываются разрыванием на куски или мучительными избиениями, сопровождаемыми страшнейшими болями и мучениями. С течением времени они отделяются от всех и становятся похожими на скелеты с головы до пят. Продолжение об этом следует в конце главы.

БЫТИЕ 8:1-22

1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех животных, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды утихли.

2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3 Воды же постепенно возвращались с земли, наступая и отступая, и по окончании ста пятидесяти дней воды утихли.

4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

5 Воды постоянно убывали до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

7 и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от вод.

8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошли ли воды с лица земли,

9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо воды были еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, сорванный масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

12 Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

13 В шестьсот первом году к первому [дню] первого месяца иссякли воды на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15 И сказал Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех зверей, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и животных, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;

19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

20 И устроил Ной алтарь Сущему; и взял из всех животных чистых и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на алтаре.

21 И обонял Сущий аромат покоя, и сказал Сущий в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

СОДЕРЖАНИЕ

832. Далее говорится о человеке новой Церкви, называемой Ноем, о его состоянии после искушения до его возрождения и далее.

833. Его первое состояние после искушения – это его колебание между истиной и ложью, пока истины не начинают проявляться, стихи 1-5.

834. Его второе состояние таково: сначала еще нет истин веры; затем появляются истины веры вместе с милосердием; и после этого засвечивается добро милосердия, стихи 6-14.

835. Третье состояние – когда он начинает действовать и мыслить из милосердия, что является первым состоянием возрождения человека, стихи 15-19.

836. Четвертое состояние – когда он действует и мыслит из милосердия, что является вторым состоянием возрождения человека, стихи 20, 21.

837. Наконец, описывается новая Церковь, возникшая вместо предыдущей, стихи 21, 22.

Внутренний смысл

838. В двух предыдущих главах речь шла о новой Церкви, называемой "Ноем", или о человеке этой Церкви. Сначала говорилось о его приготовлении к принятию веры, а через веру – милосердия; затем о его искушении; и впоследствии о его сохранении, когда погибла Древнейшая Церковь. В этой главе говорится о его состоянии после искушения, которое описано в том же порядке, в котором это происходило как у него, так и у тех, которые должны были возродиться. Ибо Слово Господа таково, что везде, где говорится об одном человеке, говорится обо всех и о каждом в отдельности, с различием, соответствующим расположению каждого. Это есть универсальный смысл Слова.

839. [Стих 1] И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех животных, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды утихли.

"Вспомнил Бог" означает окончание искушения и начало восстановления. "Ной", как ранее, означает человека Древней Церкви. "Все звери и все животные, бывшие с ним в ковчеге" означают все, принадлежащее ему. "И навел Бог ветер на землю, и воды утихли" означает приведение всего в надлежащий порядок.

840. "Вспомнил Бог" означает окончание искушения и начало восстановления; это ясно из того, что предшествовало и из того, что следует далее. "Вспомнил Бог" в частности означает, что Он является милостивым, ибо Его воспоминание есть милость; и это особенно относится к Нему, когда проходит искушение, потому что тогда светит новый свет. Пока искушение продолжается, человек думает, что Господь отсутствует, потому что он угнетается злыми гениями так сильно, что иногда впадает в отчаяние, и едва ли может верить, что есть какой-то Бог. Однако тогда Господь более близок, чем человек может себе представить. Но когда искушение прекращается, человек успокаивается и тогда скорее верит, что Господь присутствует. Поэтому в отрывке перед нами слова "вспомнил Бог", выраженные по казательности, означают окончание искушения и начало восстановления. Говорится "вспомнил Бог", а не "Сущий", ибо человек еще пребывал в состоянии, предшествующем возрождению; но когда он был возрожден, тогда называется "Сущий", как в конце этой главы, (стихи 20, 21). Причина, по которой здесь употребляется имя "Бог", состоит в том, что вера еще не была соединена с милосердием, ибо о человеке впервые говорится, что он возрожден, когда он действует по милосердию. Сущий пребывает в милосердии, но не в вере, пока она не соединена с милосердием. Милосердие составляет само бытие и жизнь человека в другом мире; и поскольку Сущий есть Бытие и сама Жизнь, то прежде чем человек обретает это бытие и жизнь, говорится, что с ним пребывает "Бог", но не "Сущий".

841. "Ной", как ранее, означает человека Древней Церкви, а "все звери и все животные, бывшие с ним в ковчеге" означают всё, принадлежащее ему. Это ясно из того, что ранее говорилось о Ное и о значении "зверей" и "животных". В Слове "зверь" употребляется в двойном смысле, а именно: означает то, что в человеке является живым, а также то, что является мертвым. Живое он означает потому, что это слово на еврейском языке означает живое существо; но поскольку древнейшие люди в своем смирении признавали себя подобными зверям, то это же слово стало означать и мертвое в человеке. Здесь "звери" означают в совокупности то, что является живым, и то, что является мертвым, как обычно бывает в человеке после искушения, когда живое и мертвое, или принадлежащее Господу и принадлежащее соби человека, кажется настолько смешанным, что он едва ли знает, что есть истина и добро; но тогда Господь все восстанавливает и приводит в порядок, как видно из следующего далее. Что "зверь" означает то, что является живым в человеке, видно в предыдущей главе (Бытие 7:14) и в данной главе (стихи 17, 19); а что он также означает то, что является мертвым в человеке, ясно из того, что было показано выше о зверях и животных (п. 45, 46, 142, 143, 246).

842. "И навел Бог ветер на землю, и воды утихли" означает приведение всего в надлежащий порядок. Это ясно из значения "ветра" в Слове. Все духи, как добрые, так и злые, сравниваются и уподобляются ветру, а также называются "ветрами"; на языке оригинала "духи" и "ветры" также означаются одним словом. В искушениях (обозначенных здесь "водами, которые утихли", как было показано выше) злые духи вызывают наводнение, накатывая волна за волной свои заблуждения, и возбуждая подобные иллюзии в человеке. Когда же эти духи, или их заблуждения, рассеиваются, то в Слове говорится, что это делает "ветер", по сути "восточный ветер".

[2] Во время искушения, и когда волнение вод искушения утихает, с отдельным человеком происходит то же, что и с человечеством в общем, как мне было дано знать из многочисленных опытов. Ибо злые духи в мире духов иногда объединяются в группы, и таким образом создают беспорядки, пока их не разгоняют другие группы духов, приходящие обычно справа, то есть, с восточной стороны, и наводящие на них такой страх и ужас, что те ни о чем другом не думают, как только о бегстве. В этот момент объединившиеся вместе разгоняются во все стороны, таким образом, рассеиваются общества духов, созданные для злых целей. Армии духов, разгоняющие их таким способом, называются Восточным Ветром; существуют и другие многие способы рассеивания, также называемые "восточными ветрами", о которых по Божественному милосердию Господа будет сказано в дальнейшем. Когда злые духи так рассеиваются, то состояние беспокойства сменяется покоем, или тишиной, что также происходит с человеком, который переносит искушение; поскольку во время искушения он находится в толпе таких духов, но когда они отгоняются или рассеиваются, наступает некоторое спокойствие, который является началом приведения всего в порядок.

[3] Прежде, чем что-либо будет приведено в порядок, обычно сначала все должно превратиться в беспорядочную массу, или так сказать в хаос, чтобы предметы, которые не согласуются, могли быть отделены, и когда они отделяются, тогда Господь располагает их в порядке. Этот процесс можно сравнить с тем, что происходит в природе, где всё вместе и по отдельности сначала превращается в беспорядочную массу, прежде чем расположиться в порядке. Так, например, если бы не было бурь в атмосфере, чтобы рассеивать все разнородное, воздух никогда бы не мог быть чистым, но стал бы смертельным из-за вредных скоплений. Подобным образом происходит и в теле человека, если все в кровообращении, как разнородное, так и однородное, не будет непрерывно и последовательно втекать вместе в одно сердце, чтобы там смешиваться, произойдет смертельное склеивание жидкостей, и они не смогут быть четко разделены для выполнения своей надлежащей функции. Также это происходит с человеком в процессе его возрождения.

[4] Что "ветер" и особенно "восточный ветер" означает ничто иное, как рассеяние ложностей и зол, или, что то же самое, злых духов и гениев, а затем приведение в порядок, может быть видно из Слова, как у Исаии:

Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Сущем, будешь хвалиться Святым Израилевым (Ис. 41:16).

Здесь рассеивание сравнивается с "ветром", и разрушение с "вихрем", что говорится о зле; тогда как возрожденные будут радоваться о Сущем. У Давида:

Сошлись цари и прошли все мимо; увидели и изумились, смутились и обратились в бегство; страх объял их там и мука, как у женщин в родах; восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли (Пс. 48:4-7).

Здесь описан ужас и смятение, вызванные восточным ветром, описание взято из происходящего в мире духов, что содержится во внутреннем смысле Слова.

[5] У Иеремии:

Чтобы сделать землю свою ужасом, проходящий по ней, изумится. Как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их (Иер. 18:16, 17).

Здесь также "восточный ветер" означает рассеяние ложностей. Подобное также было прообразовано восточным ветром, который иссушил Красное море, чтобы могли пройти сыны Израилевы, как описано в Исходе:

И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды (Исх. 14:21).

Значение вод Красного моря подобно водам потопа в данном отрывке. Это ясно из того факта, что египтяне, прообразовавшие зло, были в них потоплены, тогда как сыны Израилевы, прообразовавшие возрожденного человека, как здесь "Ной", прошли. "Красное море", подобно "потопу", означает осуждение, а также искушение; "восточный ветер" соответственно означает рассеяние вод, то есть зол осуждения, или искушения, как видно из песни Моисея после того, как они перешли (Исх. 15:1-19); а также у Исаии:

И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской (Ис. 11:15, 16).

Здесь "большая дорога для остатка народа, который останется у Ассура" означает приведение в порядок.

843. [Стих 2] И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

Означает, что искушение закончилось. "Источники бездны" означают зло, принадлежащее воле, "окна небесные" означают ложности, принадлежащее разумению "дождь" означает вообще само искушение.

844. С этого стиха до стиха 6 говорится о первом состоянии человека этой Церкви после искушения; сказанное же в этом стихе означает прекращение искушения. Ранее говорилось о его искушении, как в отношении принадлежащего воле, так и в отношении принадлежащего разумению. Прекращение искушения относительно принадлежащего воле, здесь обозначено словами "закрылись источники бездны"; а его прекращение относительно принадлежащего разумению словами "закрылись окна небесные". Что эти выражения имеют такое значение, было сказано и показано в предыдущей главе (Бытие 7:11); также как и то, что "дождь" означает само искушение (Бытие 7:12), поэтому нет необходимости дольше задерживаться на подтверждении этого.

845. Причина, по которой "источники бездны" означают искушение в отношении принадлежащего воле, а "окна небесные" означают искушение в отношении принадлежащего разумению, заключается в том, что ад воздействует именно на волю человека, но не так сильно на его разумение, если только оно не соединено со злыми желаниями, принадлежащими воле. Зло, находящееся в воле, осуждает человека и толкает его в ад, но не так ложности, если только они не соединены со злом, ибо тогда одно следует за другим. Это может быть видно из того факта, что многие из пребывающих в ложностях все же спасаются, как это происходит со многими из язычников, которые жили в природном милосердии и в милости, и с христианами, которые верили в простоте сердца. Их неведение и простота извиняют их, потому что в них может быть невинность. Но иначе происходит с теми, которые утвердились в ложностях, и в результате вели такую жизнь лжи, что отвергали и попирали всякую истину. Такая жизнь лжи должна быть опустошена прежде, чем сможет быть насаждена какая-либо истина и какое-либо добро. Однако еще хуже ситуация у тех, которые утвердились в ложностях под влиянием своих вожделений, так что ложности и вожделения стали составлять одну жизнь; такие люди погружаются в ад. Вот, почему искушение в отношении принадлежащего воле обозначено "источниками бездны", которые являются адами, а искушение в отношении принадлежащего разумению обозначено "окнами небесными", являющимися облаками, из которых проливается дождь.

846. [Стих 3] Воды же постепенно возвращались с земли, наступая и отступая, и по окончании ста пятидесяти дней воды утихли.

"Воды же постепенно возвращались с земли, наступая и отступая" означает колебания между истиной и ложью. "И по окончании ста пятидесяти дней воды утихли" означает прекращение искушений. "Сто и пятьдесят дней" здесь, как ранее, означают окончание.

847. Что "воды возвращались с земли, наступая и отступая" означает колебания между истиной и ложью, ясно из того, что было сказано, а именно что "воды потопа" или наводнения в отношении Ноя означают искушения. И поскольку здесь говорится о первом состоянии после искушения, то выражение "воды возвращались, наступая и отступая" означает ничто иное, как колебание между истинами и ложностями. Однако природа этого колебания не может быть известна, если не известно, каково искушение, поскольку природа искушения определяет, какие колебания следуют за искушениями. Когда искушение является небесным, тогда колебание происходит между добром и злом; когда же искушение является духовным, тогда колебание происходит между истиной и ложью; когда же искушение является природным, тогда колебание происходит между тем, что принадлежит злым желаниям, и тем, что им противоположно.

[2] Существует множество видов искушений; в общем, они бывают небесными, духовными и природными, и их никоим образом нельзя смешивать друг с другом. Небесные искушения могут быть только у пребывающих в любви к Господу; духовные искушения бывают только у состоящих в милосердии к ближнему; тогда как природные искушения совершенно отличаются от них. В действительности, последние вообще не являются искушениями, но простыми тревогами, происходящими от нападений на природную любовь человека и вызванными несчастьями, болезнями или плохим состоянием крови и жидкостей в теле. Из этих кратких описаний можно в некоторой степени понять, чем является искушение, то есть страданием и беспокойством, вызываемым чем-то противоположным любви человека. Таким образом, у пребывающих в любви к Господу все, что нападает на эту любовь, вызывает самое внутреннее мучение. Это есть небесное искушение. У пребывающих в любви к ближнему, которая является милосердием, – все, что нападает на эту любовь, вызывает мучения совести. Это есть духовное искушение.

[3] Но у природных людей то, что они так часто называют искушениями и упреками совести, в действительности не является искушениями вообще, но это только тревоги, происходящие от нападений на их любовь; например, когда они предвидят и чувствуют потерю уважения, благ этого мира, репутации, удовольствий, физических сил и так далее. Однако такая тревога обычно происходит от некоторого добра. Искушения также испытывают люди, пребывающие в природном милосердии, а также всякого рода еретики, язычники и идолопоклонники. Эти искушения вызывает то, что противоречит пути жизни, которого требует их вера, и которого они держатся. Однако это суть тревоги, которые являются только подражаниями духовным искушениям.

848. Когда искушения заканчиваются, возникает колебание; и если искушение является духовным, то возникает колебание между истиной и ложью, что может быть весьма ясно из того, что искушение есть начало возрождения. А поскольку цель всякого возрождения состоит в том, чтобы человек мог обрести новую жизнь, или вернее, чтобы он мог обрести жизнь и, не будучи человеком, стать таковым, то есть из мертвого стать живым, поэтому, когда его прежняя жизнь, являющаяся только животной, разрушается посредством искушений, он не может не колебаться между истиной и ложью. Истина принадлежит новой жизни, а ложь – старой; и пока прежняя жизнь не разрушится, и не произойдет колебание, не может быть посеяно никакое духовное семя, ибо для него нет почвы.

[2] Однако, когда прежняя жизнь разрушается и возникает такое колебание, человек едва ли знает, что такое истина и добро; в действительности он едва ли знает о существовании истины. Так, например, когда он размышляет о добре милосердия, или о добрых делах, как их называют, и раздумывает над тем, может ли он делать их от себя и иметь в себе заслугу, он находится в таком мраке и в такой тьме, что если ему объяснить, что никто не может делать добро от себя или от своей соби, и еще менее обладать заслугой, но что все добро исходит от Господа, и вся заслуга принадлежит только Ему, он непременно придет в изумление. То же относится и ко всем другим вопросам веры; однако тот мрак и темнота, в которых он пребывает, медленно и постепенно просветляются.

[3] Возрождение в точности подобно рождению человека, как младенца. Его жизнь тогда еще очень неясна; он почти ничего не знает, и поэтому сначала воспринимает только общие представления о предметах, которые постепенно становятся более определенными, поскольку в них вводятся уже конкретные понятия, а в эти – еще более конкретные. Таким образом, общие понятия иллюстрируются частными, так чтобы ребенок мог узнать не только о существовании предметов, но также и об их природе и качестве. То же происходит с каждым человеком, выходящим из духовного искушения; и состояние в другой жизни тех, которые пребывали в ложностях и были опустошены, также является подобным. Это состояние названо колебанием, и здесь описано утихающими "водами, наступающими и отступающими".

849. "И по окончании ста пятидесяти дней воды утихли" означает прекращение искушений. Это ясно из того, что было сказано выше. Что "сто пятьдесят дней" означают окончание, ясно из сказанного об этом числе в предыдущей главе (Бытие 7:24). Таким образом, это число здесь означает прекращение колебания и начало новой жизни.

850. [Стих 4] И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

"И остановился ковчег" означает возрождение; "седьмой месяц" означает то, что свято; "семнадцатый день месяца" означает то, что является новым; "горы Араратские" означают свет.

851. Что слова "остановился ковчег" означают возрождение, ясно из того, что "ковчег" означает человека той Церкви; а все, находящееся в ковчеге, означает все, пребывающее в этом человеке, как было показано прежде. Поэтому, когда о ковчеге говорится, что он "останавливался", это означает, что человек был возрождаем. Кажется, что последовательность в буквальном смысле предполагает, что остановка "ковчега" означает прекращение колебаний, следующих за искушением (о чем говорилось в предыдущем стихе); но колебания, которые являются неясностью и мраком в отношении истины и добра, не прекращаются таким образом, но продолжаются в течение долгого времени, как будет видно из следующего. Из этого <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...