Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О других адах, отличных от тех, которые были описаны ранее.




947. Людям, склонным ко лжи, полагавшим, что они могут добиться всего коварством и обманом, и утвердившимся в этом при жизни в теле, ибо они успешно практиковали такие методы, после смерти кажется, что они живут в чем-то вроде бочки или цистерны, покрытой оболочкой, называемой Адской Бочкой, рядом с которой на пирамидальном основании находится маленький шар, который они принимают за всю вселенную, полностью им подвластную и контролируемую ими. Именно так это видится им. Те из них, которые вероломно преследовали невинных, находятся там целую вечность. Мне было сказано, что некоторые пребывали там уже в течение двадцати веков. Когда их оттуда выпускают, они пребывают в таких заблуждениях, что представляют, будто вся вселенная является шаром, по которому они ходят, и который попирают своими ногами, почитая себя богами вселенной. Я видел их время от времени и говорил с ними об их заблуждениях. Но, поскольку они были такими в мире, то не могли от этого отказаться. Я также иногда ощущал, с каким тонким коварством они могли извращать мысли, в один миг обращая их в ином направлении и заменяя другими, так что трудно было узнать, что это сделали именно они. К тому же, они делали это так естественно, что это вообще не вызывало подозрений. Таких духов никогда не допускают к людям, потому что они вводят свой яд тайно и скрытно, чтобы не быть замеченными.

948. Слева находится также другая бочка – как им кажется – в которой обитают некоторые духи, при жизни в теле делавшие зло, полагая, что делают добро, и наоборот. Таким образом, добро у них состояло во зле. Они остаются в этом месте некоторое время, а затем лишаются здравого рассудка, после потери которого они становятся подобными спящим и перестают отвечать за свои действия, но, несмотря на это, сами себе они кажутся бодрствующими. Когда здравый рассудок им возвращается, они приходят в себя и становятся подобными другим духам.

949. Впереди и немного слева находится склеп, в котором вообще нет света, но царит полная тьма, поэтому он называется "темным склепом". Там живут духи, которые с завистью смотрели на чужое добро, постоянно его желая, и всякий раз, когда предоставлялась возможность, самым бессовестным образом отнимали его у других под различными благовидными предлогами. Некоторые из живущих там духов при жизни в мире занимали высокое положение в обществе, но приобрели себе репутацию только благодаря ловкости в использовании коварства. В этом склепе они вместе обсуждают – подобно тому, как делали это при жизни в теле – как бы им обобрать других людей; а тьму, царящую там, они называют восхитительной. Мне было показано, как выглядят находящиеся там, которые действовали обманным путем, и я видел как при ясном дневном свете, во что они превращаются в конце концов. Их лица более отвратительны, чем лица мертвецов, мертвенно-бледные, как у трупов, покрытые ужасными впадинами, происходящими от жизни в мучении и беспокойстве.

950. Группа духов поднималась со стороны Геенны на возвышенность, находящуюся впереди. По сфере, исходящей от них, я ощутил (поскольку качество духов постигается при первом их приближении по одной их сфере), что они ни во что не ставили Господа и совершенно презирали Богослужение. Их речь была волнообразна. Один из них говорил клевету на Господа, и был сразу же низвергнут назад в Геенну. Они были приведены из более удалённых верхних областей и намеревались встретить тех, с кем они могли бы объединить силы и взять других под свой контроль. Но по дороге они были остановлены, и им было сказано воздержаться от того, что они намеревались делать, поскольку это могло обернуться против них и повредить им, так что они остановились в нерешительности; и тогда их можно было рассмотреть. У них были темные лица и белые повязки на головах, которые означали, что они рассматривают богослужение – и следовательно Господнее Слово – как нечто темное, пригодное только для того, чтобы удерживать простой народ узами совести. Эти духи живут возле Геенны, где обитают неядовитые летающие драконы, от чего место это названо "обителью драконов". Но поскольку они не прибегают к коварству, их ад не столь жестокий. Такие духи приписывают все себе и своей предусмотрительности, хвалясь тем, что никого не боятся. Но им было показано, что простое шипение может внушить им ужас и обратить в бегство, поскольку, слыша шипение, они в ужасе думали, что весь ад восстал, чтобы уничтожить их, и из героев они вдруг превратились в трусливых женщин.

951. Люди, при жизни в теле воображавшие себя святыми, находятся на нижней земле перед левой ногой. Время от времени им кажется, что их лицо сияет, это происходит от их убеждённости в своей святости. Но в результате они остаются там, на нижней земле, более всего желая взойти на небо, которое, как они полагают, находится вверху. Это желание возрастает и все более и более превращается в беспокойство, которое весьма увеличивается до тех пор, пока они не признают, что не являются святыми; когда же они уводятся из этого места, им дается ощутить их собственное отвратительное зловоние.

952. Некоторый дух воображал, что вёл в мире святую жизнь, так как люди почитали его за святого, и потому считал, что заслужил небеса. Он сказал, что вел набожную жизнь, проводил много времени в молитве, полагая, что для каждого человека достаточно заботиться о своих интересах. Он также сказал, что был грешником и желает страдать, даже будучи попираем другими, это он называл "христианским терпением"; и что он желал быть наименьшим, чтобы стать наибольшим на небесах. Тогда он был испытан, чтобы видеть, совершал ли он или желал ли совершить что-нибудь доброе, то есть какие-то дела милосердия, ради кого-то другого; он сказал, что не знал что это такое, а только вёл святую жизнь. Но поскольку целью его жизни было его собственное превосходство над другими, которых он считал низшими существами по сравнению с собой, то сначала, так как он полагал, что был свят, он являлся в человеческом образе, весь белый до поясницы, но затем превратился сначала в тёмно-синего, а затем в чёрного. А поскольку он желал управлять другими, которых презирал по сравнению с собой, он стал чернее всех. О людях, желающих быть наибольшими на небесах, смотрите выше п. 450, 452.

953. Я был проведен через некоторые обители первых небес, и оттуда мне было дано видеть вдали огромное море, бурлящее могучими волнами, границы которого терялись из виду. Мне было сказано, что желавшие на земле быть великими и не заботившиеся о том, какими средствами, честными или грязными, они приобретали себе славу, имеют такие фантазии, и видят море, подобное этому, в котором они боятся утонуть.

954. Заблуждения, которые были у человека при жизни в теле, превращаются в следующей жизни в другие, однако, соответствующие прежним. Например, у тех, которые были жестокими и безжалостными на земле, их безжалостность превращается в невероятную жестокость; и они видятся убивающими любого, встретившегося на пути, даже товарища, мучая его различными способами, в чем они находят величайшее удовольствие. Бывшие кровожадными находят удовольствие в мучении других духов, даже до кровопролития, поскольку они считают духов людьми. При виде крови – ибо таковы их фантазии, что они как бы видят кровь – они получают величайшее удовольствие. Скупость вызывает иллюзии того, что всё кишит мышами, и тому подобное, в зависимости от разновидностей скупости. Стремившиеся к земным удовольствиям и считавшие их своей целью и высшим благом, так сказать, своими небесами, находят наибольшее удовольствие, оставаясь в общественных уборных, где они чувствуют себя наиболее приятно. Некоторые находят удовольствие в зловонных водоёмах с мочой, некоторые в болотистых или навозных местах, и так далее.

955. Кроме того, существуют различные виды наказаний, которыми в другой жизни злые сурово наказываются, и которым они подвергаются, когда возвращаются к своим грязным желаниям. Эти наказания вызывают у них стыд, страх и ужас перед подобными вещами, пока они, наконец, от них не воздерживаются. Наказания бывают разные. В общем они заключаются в терзании, разрывании на части, пребывании под покровами, и во многом другом.

956. Те, которые стремятся к мести и считают себя выше других, ни во что их не ставя по сравнению с собой, подвергаются мучительному наказанию, наподобие следующего. Их тело и лицо становятся до такой степени обезображенными, что от них едва ли остаётся что-либо человеческое. Лицо становится подобным широкому круглому пирогу, руки напоминают тряпки, протягивая которые, тот, кому они принадлежат, кружится, поднимаясь все время вверх, по направлению к небу, в то время как его характер обнаруживается для всех, пока стыд не проникнет в самую глубь его существа. Таким образом, умоляющий, он вынужден просить о помиловании, причем на указанных ему условиях. После этого его переносят к грязному стоячему пруду около от нечистого Иерусалима, в который его погружают до тех пор, пока он не становится фигурой из грязи. Это повторяется несколько раз, пока такая жажда мести не удалится. В этом грязном пруду находятся злобные женщины, принадлежащие области пузыря.

957. Люди, которые при жизни в теле развили в себе привычку говорить одно, а мыслить другое, и особенно те, которые под видом дружбы стремились овладеть чужим имуществом, блуждают везде и спрашивают, куда бы ни пришли, можно ли им там остаться, говоря, что они бедны; когда же их принимают, то от врожденной страсти они желают себе всё, что видят. Когда обнаруживается, каковы они на самом деле, то их наказывают и выгоняют оттуда. Иногда их жестоко мучают различными способами, в соответствии с природой лживого притворства, приобретенного ими. Некоторые испытывают мучения во всем теле, некоторые в ногах, некоторые в пояснице, в груди, некоторые в голове, а некоторые только в области рта. Их бьют так и сяк неописуемым образом; неистово ударяя части тела так, что им кажется, будто их разрывает на маленькие кусочки, а вызываемое сопротивление ещё усиливает боль. Таких наказаний, состоящих в разрывании на части, существует множество, и они повторяются вновь и вновь, пока страдальцы не проникаются страхом и ужасом перед тем, чтобы намеренно обманывать. Каждое наказание что-нибудь удаляет. Наказывающие их духи говорят, что испытывают такое большое удовольствие в исполнении наказаний, что не хотели бы прекращать это делать, даже если бы нужно было заниматься этим вечно.

958. Существуют банды духов, блуждающих вокруг, которых другие духи очень боятся. Они сосредотачиваются в нижней части спины и вызывают мучения быстрыми движениями назад и вперед, которым нельзя помешать, и которые слышны; они направляют свои сжимающие и разжимающие действия, поднимаясь вверх в виде конуса с острым концом. Кто бы ни попал в этот конус, особенно ближе к его вершине, испытывает ужасные мучения в каждой части своего тела. В него попадают и так наказываются лживые лицемеры.

959. Однажды я проснулся среди ночи и услышал вокруг себя духов, которые хотели устроить мне засаду, но вскоре я заснул и плохо спал. Проснувшись, я увидел, что внезапно появились наказывающие духи, что очень меня удивило, и сурово наказали тех духов, которые хотели устроить мне засаду, пока я спал. Они облекли их как бы в видимые тела, наделённые телесными чувствами, и сильно мучили их неистовыми и повторяющимися сотрясениями частей, сопровождаемыми сильными болями, вызванными их сопротивлением. Каратели убили бы их, если бы могли, отсюда их крайняя жестокость. Большая часть виновных были сиренами, описанными в п. 831. Наказание продолжалось долгое время и распространилось вокруг меня на многие банды, и на мое удивление все, устраивавшие мне засаду, были найдены, хотя и пытались скрыться. Будучи сиренами, они пытались различными уловками избежать наказания, но не могли. В один момент они хотели тайно отойти во внутреннюю сущность, в другой – внушить, что они являются другими людьми, затем пытались направить наказание на других посредством передачи мыслей, в иной раз притворялись детьми, которые должны быть замучены, или добрыми духами, а в иной раз – ангелами; они также использовали множество других уловок, но все было тщетно. Я был удивлен, что они должны быть так сурово наказаны, но затем понял, что их поведение было крайне преступным, поскольку необходимо, чтобы человек спал в безопасности, без чего человеческий род давно бы погиб. Именно поэтому за нарушение безопасности предусмотрено столь суровое наказание. Я видел, что то же самое происходит и вокруг других людей, которых они пытаются коварно атаковать во сне, хотя сами люди ничего не знают об этом. Ибо если человеку не дано говорить с духами и видеть их внутренним зрением, он не может слышать ничего подобного, и еще менее видеть, хотя это и происходит со всеми. Во время сна Господь окружает человека особой заботой.

960. Есть некоторые коварные духи, при жизни в теле применявшие свои уловки втайне, а некоторые из них ради обмана и при помощи хитроумных способов притворявшиеся ангелами. В другой жизни они научаются уходить в более тонкую или внутреннюю природу и скрываться от глаз остальных, считая себя, таким образом, в безопасности от всякого наказания. Но они, подобно другим, подвергаются наказанию расчленения в соответствии с природой и злобностью их лжи; кроме того, они прикрепляются друг к другу, и когда это происходит, чем больше они желают освободиться – то есть оторваться один от другого – тем крепче они связываются друг с другом. Это наказание сопровождается очень сильным мучением, поскольку оно соответствует их самым тайным уловкам.

961. Некоторые люди по привычке, а некоторых из презрения, употребляют в обычном разговоре фразы из Священного Писания, используя их для шуток и насмешек, полагая, что их остроты от этого становятся умнее. Но тогда такие высказывания из Писания соединяются с их плотскими и нечистыми мыслями, и в другой жизни им наносится большой вред, ибо они вновь проявляются вместе с предметами, которые являются нечистыми. Эти люди также подвергаются наказаниям расчленения, пока они не избавятся от подобных привычек.

962. Существует также наказание разъединения в отношении мыслей, так чтобы внутренние мысли сражались с внешними, что сопровождается внутренним мучением.

963. Среди наказаний часто встречается одно, заключающееся в наложении покрова, которое происходит следующим образом. Посредством иллюзий, внушенных им, страдальцы кажутся себе находящимися как бы под покровом, простирающимся на большое расстояние. Этот покров подобен густому облаку, плотность которого увеличивается пропорционально иллюзии, под которым, побуждаемые желанием сбежать оттуда, они бегают туда-сюда с различной скоростью, пока совсем не утомятся. Это обычно длится около часа, больше или меньше, и сопровождается различными степенями мучения в зависимости от силы желания освободиться. Покров является для духов, которые хотя и видят истину, но все же под влиянием любви к себе не хотят признавать её и чувствуют постоянное негодование из-за того, что истина должна быть такой. Некоторые, находящиеся под покровом, ощущают такую тревогу и страх, что теряют надежду на всякую возможность своего освобождения. Это было сказано мне одним духом, освобожденным из того места.

964. Существует также другой вид покрова, окутывающий страдальцев как бы тканью, так что им кажется, будто они связаны по рукам, ногам и всему телу, и у них возникает страстное желание освободиться. А поскольку страдалец обернут вокруг только единожды, то он полагает, что сможет легко развернуться, но когда он начинает это делать, покров удлиняется, и выпутывание продолжается без конца, пока он не отчается.

965. Это относится к адам и наказаниям. Адские муки не являются, как некоторые полагают, терзаниями совести, поскольку находящиеся в аду не имеют никакой совести и поэтому не могут испытывать мучений совести. Те, у кого есть совесть, находятся среди счастливых.

966. Нужно заметить, что в другой жизни никто не подвергается наказаниям и мучениям за наследственное зло, но только за злые поступки, которое он сам совершил.

967. Когда злые наказываются, ангелы всегда присутствуют рядом, умеряя наказания и облегчая страдания несчастных, но они не могут совсем удалить страдания. Ибо в другой жизни всё находится в таком равновесии, что зло наказывает само себя, и если бы оно не удалялось посредством наказаний, то пребывающие в нем не могли бы содержаться в каком-то определенном аду вечно; так как, не будучи таким образом сдерживаемы и наказываемы, они наваждали бы общества добрых духов и причиняли бы насилие порядку, установленному Господом, от которого зависит безопасность всей вселенной.

968. Некоторые духи вынесли с собой из мира представление, что не должны говорить с дьяволом, но убегать от него. Но им было сказано, что это вообще не может причинить вреда тем, которых защищает Господь, даже если бы их окружил весь ад, как извне, так и изнутри. Об этом я узнал из многих удивительных опытов, так что, в конце концов, я вообще перестал бояться даже наихудших членов адского сонмища и перестал избегать разговоров с ними; это было позволено для того, чтобы я узнал, что они собой представляют. Людям же, удивленным, что я с ними разговариваю, мне было позволено сказать не только то, что это не причинит мне вреда, но также то, что дьяволы в другой жизни прежде были людьми, жившими в мире в ненависти, мести и прелюбодеянии; некоторые из них были весьма уважаемыми людьми, а некоторых я даже знал при жизни. Мне также было позволено сказать, что под "дьяволом" понимается ничто иное, как подобное адское сборище; кроме того, что люди, пока они живут в теле, имеют при себе, по крайней мере, двух духов из ада и двух ангелов с небес, и что эти адские духи, хотя и господствуют у злых, но у добрых вынуждены подчиняться и служить. Таким образом, неверно полагать, что от начала творения существовал некий дьявол, а не те, которые прежде были людьми. Когда они услышали всё это, то были поражены и признались, что придерживались совершенно другого мнения о дьяволе и его сонмище.

969. В столь великом царстве, где собраны все души людей от начала творения (только с этой земли почти миллион приходит каждую неделю), где каждый человек имеет свой индивидуальный характер и свою природу, где мысли каждого сообщаются всем, и где, несмотря на это, всё постоянно приводится в надлежащий порядок, невозможно, чтобы не существовали бесчисленные вещи, которые никогда никому не приходили в голову. И поскольку теперь о небесах, также как и об аде, едва кто-либо имеет какие-нибудь другие представления, чем неопределённые понятия, то эти вещи кажутся людям странными и удивительными, особенно, если они полагают, что духи совершенно лишены чувственного восприятия, хотя истина состоит в том, что они чувствуют более тонко, чем люди; к тому же, при помощи способов, неизвестных в мире, злые духи могут вызывать у них ощущения подобные тем, которые чувствуются в теле, и даже более сильные.

970. Об опустошениях будет сказано в конце этой главы.

БЫТИЕ 9:1-29

1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.

2. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что ползает по земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

3. Все пресмыкающиеся, которые живут, будут вам в пищу; как траву съедобную даю вам все;

4. Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте;

5. Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

6. Кто прольет кровь человеческую в человеке, того кровь прольется: ибо человек создан по образу Божию;

7. Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

8. И сказал Бог Ною и сынам его с ним:

9. Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,

10. И со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и с животными, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;

11. Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда:

13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.

14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;

15. И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будут более воды потопом на истребление всякой плоти.

16. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле.

17. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

19. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

21. И выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.

22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24. Ной пробудился от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

25. И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

27. Да распространит Бог Иафета, и да обитает он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

28. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

29. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

СОДЕРЖАНИЕ

971. Теперь говорится о состоянии возрожденного человека – о господстве внутреннего человека и подчинении внешнего человека.

972. А именно, что все принадлежащее внешнему человеку стало подчиняться и служить внутреннему человеку (стихи 1-3), но что, прежде всего человек должен следить за тем, чтобы не погружать добро и истины веры в злые желания, то есть, чтобы не подтверждать зло и ложь добром и истинами, принадлежащими внутреннему человеку, поскольку такой образ действий неизменно осудит его на смерть и приведет к наказанию (стихи 4, 5); и таким образом уничтожит духовного человека, который является образом Божьим в нем (стих 6). Если этого избегать, все будет хорошо (стих 7).

973. Далее говорится о состоянии человека после потопа, которого Господь создал таким образом, что мог пребывать в нем через милосердие, и тогда человек мог не погибнуть, как это случилось с последними потомками Древнейшей Церкви (стихи 8-11).

974. Затем "радугой в облаке", с которой он имел сходство, описывается состояние человека после потопа – человека, способного принимать милосердие (стихи 12-17). Эта "радуга" относится к человеку Церкви, или к возрожденному человеку (стихи 12, 13); к каждому человеку в общем (стихи 14, 15); и к человеку способному возродиться в частности (стих 16); следовательно, не только к человеку внутри Церкви, но также и к человеку вне Церкви (стих 17).

975. Наконец, говорится вообще о Древней Церкви; под "Симом" понимается внутреннее богослужение; под "Иафетом" – соответствующее внешнее богослужение; под "Хамом" – вера, отдельная от милосердия; а под "Ханааном" – внешнее богослужение, отдельное от внутреннего (стих 19). Желая исследовать истины веры от себя и таким образом действовать посредством рассуждений, эта Церковь впала в заблуждения и извращения (стихи от 19 до 21). В результате таких заблуждений и извращений пребывающие во внешнем богослужении, отдельном от внутреннего, высмеивают само учение веры (стих 22); те же, чье богослужение состоит как во внутреннем, так и во внешнем, происходящем от внутреннего, дают хорошее объяснение таким вещам и извиняют их (стих 23). Пребывающие во внешнем богослужении, отдельном от внутреннего, являются нижайшими из всех (стихи 24, 25); и все же они могут исполнять низшие виды службы в Церкви (стихи 26, 27).

976. В заключение годами возраста Ноя описано время и состояние первой Древней Церкви (стихи 28, 29).

Внутренний смысл

977. Поскольку здесь говорится о возрожденном человеке, то нужно сказать несколько слов о том, чем он отличается от невозрожденного человека, чтобы таким образом можно было узнать о них обоих. У возрожденного человека есть совесть относительно того, что является добром и истиной; по совести он творит добро и мыслит истину; добро, которое он творит, является добром милосердия, а истина, которую он мыслит, является истиной веры. Невозрожденный человек не имеет никакой совести, а если и имеет что-то, то это не является совестью творить добро из милосердия и мыслить истину из веры, но она основывается на некоторой любви, взирающей на себя или на мир, ибо это есть поддельная или ложная совесть. Возрожденный человек испытывает радость, когда поступает по совести, и беспокойство, когда он вынужден поступать или мыслить против нее; но не так происходит с невозрожденным человеком. Многие такие люди не знают, что такое совесть, и еще менее знают, что значит делать что-то по совести или против нее. Они знают только об исполнении того, что благоприятствует их любви, это является для них источником радости, тогда как действия против их любви причиняют им беспокойство.

[2] У возрожденного человека есть новая воля и новое разумение, и эта новая воля и новое разумение являются его совестью, то есть они пребывают в его совести, и через это Господь творит добро милосердия и истины веры. У невозрожденного человека нет воли, но вместо воли есть злое желание, следовательно, склонность ко всякому злу; нет также и разумения, но есть простое рассуждение и, следовательно, склонность ко всякой лжи. У возрожденного человека есть небесная и духовная жизнь; но у человека невозрожденного есть только плотская и мирская жизнь, а его способность мыслить и понимать, что такое добро и истина, исходит от Господней жизни через остаток, о котором говорилось ранее, и который также дает ему возможность размышлять.

[3] У возрожденного главенствует внутренний человек, а внешний человек служит; но у того, кто не возрожден, главенствует внешний человек, а внутренний не проявляется и как бы не существует. Возрожденный человек знает или может знать, если размышляет, что такое внутренний человек, и что такое внешний; но человек невозрожденный пребывает в полном неведении, он не может об этом знать, даже если размышляет, так как не знает добра и истин веры, происходящих от милосердия. Эти различия показывают, какова природа возрожденного человека и невозрожденного, что они отличаются друг от друга как лето и зима, свет и тьма; ибо возрожденный человек является живым, а невозрожденный – мертвым.

978. В наши дни немногие знают, что такое внутренний человек, и что такое человек внешний. Как правило, думают, что это одно и то же, в основном так происходит, поскольку люди верят, что творят добро и мыслят истину от своего собственного, ибо такова природа человеческой соби, что верит этому; хотя внутренний человек так же отличается от внешнего, как небо от земли. Как ученый, так и неученый, размышляя над этим предметом, составляют понятие о внутреннем человеке только как о мысли, поскольку он пребывает внутри; а о внешнем человеке – только как о теле с его жизнью чувств и удовольствий, поскольку это является внешним. Однако мысль, которая приписывается внутреннему человеку, не принадлежит ему; ибо во внутреннем человеке пребывает только добро и истины, принадлежащие Господу, и во внутреннего человека Господь насаждает совесть. Кроме того, злой, даже самый злой человек обладает мыслью, её также имеют те, кто лишены совести; из этого ясно, что человеческая мысль принадлежит не внутреннему, но внешнему человеку. И тот факт, что тело с его жизнью чувств и удовольствий не является внешним человеком, ясно из того, что духи также имеют внешнего человека, хотя они не имеют такого тела, какое имели во время их жизни в мире.

[2] Но что является внутренним человеком, и что внешним, никто не может знать, если не знает, что в каждом человеке есть небесная и духовная степень, соответствующая ангельским небесам, рассудочная степень, соответствующая небесам ангельских духов, и внутренняя чувственная степень, соответствующая небесам духов. Поскольку существует трое небес, то столько же степеней существует в человеке. Эти небеса совершенно отличны и отделены друг от друга; поэтому после смерти человек, имеющий совесть, находится сначала в небе духов, затем возносится Господом в небеса ангельских духов, и, наконец, в ангельские небеса. Это не могло бы происходить, если бы в нем не было столько небес, которым и состоянию которых он мог соответствовать. Из этого мне стало ясно, что образует внутреннего, и что внешнего человека. Самого внутреннего человека образует небесное и духовное; внутреннего или среднего человека – рассудочное; а внешнего человека – чувственное, не принадлежащее плоти, но происходящее от плотских предметов. И это относится не только к человеку, но также и к духу.

[3] Говоря на языке ученых, эти три – самый внутренний, внутренний и внешний человек – подобны цели, причине и действию; и хорошо известно, что не может быть действия без причины, а причины без цели. Действие, причина и цель так же отличаются друг от друга, как внешнее, внутреннее и самое внутреннее. Говоря точнее, чувственный человек, то есть тот, чье мышление основывается на чувственных доказательствах, является человеком внешним, тогда как духовный и небесный человек является внутренним человеком; рассудочный же человек находится посредине между этими двумя, и через этого человека осуществляется связь между внутренним и внешним человеком. Я знаю, что немногие смогут понять эти утверждения, поскольку люди живут во внешнем, и об этом думают. Вот почему некоторые уподобляются животным и верят, что после смерти их тел они совершенно умрут, хотя они тогда впервые начинают жить. В следующей жизни люди, пребывающие в добре, ведут сначала чувственную жизнь в мире или в небе духов, затем более внутреннюю чувственную жизнь в небе ангельских духов, и, наконец, самую внутреннюю чувственную жизнь в ангельском небе. Эта последняя или ангельская жизнь является жизнью самого внутреннего человека, о которой едва ли можно сказать то, что понятно человеку.

[3] Возрожденный может знать о существовании такой внутренней жизни, размышляя над природой добра, истины и духовной борьбы, ибо эта жизнь есть жизнь Господа в человеке, так как Господь через внутреннего человека производит добро милосердия и истины веры во внешнем человеке. То, что из этого воспринимается в его мысли и чувства является чем-то общим, содержащим бесчисленные частности, которые исходят от внутреннего человека, но которые человек не может постигнуть, пока не войдет в ангельское небо. Об этом общем и о его природе смотрите выше (п. 545). Сказанное здесь о внутреннем человеке, поскольку относится к пониманию многих людей, не является необходимым для спасения. Достаточно знать, что есть внутренний и внешний человек, признавать и верить, что все добро и истина исходят от Господа.

979. Эти замечания о состоянии возрожденного человека и о наитии внутреннего человека во внешнего основаны на господстве внутреннего человека над внешним и подчинении внешнего человека, поскольку в этой главе говорится о возрожденном человеке.

980. [Стих 1] И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.

"И благословил Бог" означает присутствие и благоволение Господа; "Ноя и сыновей его" означает Древнюю Церковь; "плодитесь" означает добро милосердия; "и размножайтесь" означает истины веры, которые теперь должны увеличиваться; "и наполняйте землю" означает присущее внешнему человеку.

981. Что "благословил Бог" означает присутствие и благоволение Господа, ясно видно из значения "благословения". В Слове, во внешнем смысле, "благословлять" значит наделять всяким земным и материальным добром. Так объясняют Слово люди, пребывающие во внешнем смысле, как иудеи в прошлом и сегодня, а также христиане, особенно в наши дни. В результате они сосредотачивают Божественное благословение на богатстве, изобилии всего и на личной славе. Однако во внутреннем смысле "благословлять" значит наделять всяким духовным и небесным добром, такое благословение может быть дано только Господом, и поэтому оно означает Его присутствие и благоволение, которое обязательно приносит с собой такое духовное и небесное добро. Говорится "присутствие", ибо Господь пребывает только в милосердии, и здесь говорится о возрожденном духовном человеке, который поступает из милосердия. Господь пребывает с каждым человеком, но в той мере, насколько человек удален от милосердия, в той же мере присутствует Господь, или лучше сказать, отсутствует, то есть Господь более удаляется.

[2] Причина, по которой упоминается благоволение, а не о милость – причина, которая, как я полагаю, до сих пор остается неизвестной – состоит в том, что небесные люди не говорят о благоволении, но о милости, тогда как духовные люди не говорят о милости, но о благоволении. Это различие происходит из-за того, что небесные люди признают, что человеческий род является совершенно нечистым, будучи в действительности фекальным и адским; поэтому они молят Господа о милости, так как милость является соответствующим словом для людей в таком положении.

[3] Однако духовные люди, хотя и знают, что состояние человека таково, но не признают этого, поскольку они еще остаются в своей соби, которую любят, поэтому они с трудом говорят о милости, но с легкостью о благоволении. Это различие в языке происходит из-за различия в смирении. Чем более кто-то любит себя и полагает, что может творить добро от себя и таким образом заслуживать спасение, тем менее он способен молить о Господней милости. Причина, по которой некоторые могут просить о благоволении, состоит в том, что это стало общепринятой формой речи, в которой мало относящегося к Господу и много относящегося к человеческой соби; что может каждый видеть в себе, когда говорит о благоволении Господа.

982. "Ной и его сыновья" означают Древнюю Церковь. Это было сказано и показано выше, и также ясно из того, что следует.

983. "Плодитесь "означает добро милосердия, "размножайтесь" означает истины веры, которые теперь должны увеличиваться. Это ясно из значения обоих выражений в Слове, где "плодиться" или приносить плод всегда относится к милосердию, а "размножаться" – к вере, как было показано выше (п. 43, 55) Для дальнейшего подтверждения позвольте привести следующие отрывки из Слова:

Возвратитесь, дети-отступники, Я дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле (Иер. 3:14-16).

Здесь "размножаться" ясно означает возрастать в познании и разумении, то есть в вере, а "быть многоплодными" означает добро милосердия. Эти слова описывают образование Церкви, в которой вера или "размножение" приходит сначала.

[2] У того же пророка:

И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться (Иер. 23:3).

Говорится о Церкви, которая была установлена, поэтому "плодиться" относится к добру милосердия, а "размножаться" относится к истинам веры. У Моисея:

Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами (Лев. 26:9).

Здесь во внутреннем смысле говорится о небесной Церкви, поэтому "быть плодородными" относится к добру любви и милосердия, а "размножиться" – к добру и к истинам веры. У Захарии:

Я соберу их, потому что Я искупил их; они будут так ж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...