Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук
Стр 1 из 30Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
А.В. Федоров, И.А. Сергеева
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Курс лекций Часть 2. Педагогика
Иркутск 2012
УДК 159.9(075) ББК 88.3я7 Ф 33
Рекомендовано к изданию редакционным советом ИрГУПС
Рецензенты доктор философских наук, профессор А.А. Атанов; доктор экономических наук, профессор Г.И. Новолодская
Психология и педагогика: курс лекций. Ч. 2. Педагогика /
Курс лекций составлен в соответствии с программой подготовки по учебной дисциплине «Психология и педагогика». В нем с учетом современных достижений педагогической науки рассматриваются общие вопросы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности. Курс лекций предназначен для студентов непсихологических специальностей, изучающих дисциплину «Психология и педагогика».
Илл. 2. Табл.3. Библиогр.: 19 назв.
УДК 159.9 (075) ББК 88.3я7
© Федоров А.В., Сергеева И.А., 2012 © Иркутский государственный университет путей сообщения, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................... 5
Глава 1. Педагогика как наука............................................................. 7 1.1. Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогической науки. Связь педагогики с другими науками........................... 7
1.2. История педагогики................................................................ 13 1.3. Методы педагогических исследований.................................. 24 1.4. Основные категории педагогики: обучение, образование, воспитание, развитие............................................................... 28
Глава 2. Образование как общественное явление............................ 33 2.1. Характеристика образования. Образование 2.2. Система образования в Российской Федерации................... 40 2.3. Управление образовательными системами............................ 42
Глава 3. Основы организации педагогического процесса............. 58 3.1. Сущность педагогического процесса как системы, 3.2. Функции и технологии педагогического процесса.
Глава 4. Основы дидактики (теории обучения)............................... 72 4.1. Сущность, функции, категории дидактики............................ 72 4.2. Сущность процесса обучения и его структура...................... 73 4.3. Закономерности, принципы, методы и формы обучения..... 75 4.4. Современные концепции обучения........................................ 93 4.5. Дидактические средства........................................................ 102 4.6. Использование Интернет-ресурса преподавателями и студентами................................................................................. 108
Глава 5. Педагогическая теория воспитания................................. 110 5.1......... Воспитание как организованный педагогический процесс:
5.2................. Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов
Глава 6. Семейное воспитание и семейная педагогика................. 124 6.1. Концептуальные основы семейного воспитания 6.2. Основные типы и причины неправильного воспитания в семье. Классификация и типы семей как субъектов воспитания.
Глава 7. Педагог и педагогическая деятельность........................... 139 7.1. Педагогическая деятельность как теория и практика. 7.2. Педагог как субъект и объект педагогической деятельности. Словарь терминов.............................................................................. 158 Библиографический список............................................................... 166
ВВЕДЕНИЕ
Психология и педагогика – родственные, но самостоятельные науки. Однако психология и педагогика имеют немало взаимосвязанных теоретических положений, областей теоретического приложения, что позволяет изучать их в едином цикле «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в объединенной учебной дисциплине «Психология и педагогика». Подбор тем лекций определяется рядом обстоятельств – их теоретической и практической значимостью, традициями преподавания в университете, а также личными предпочтениями авторов. Авторы сочли возможным изучать психологию и педагогику в самостоятельных разделах. Необходимо отметить, что психология и педагогика – очень сложные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освоению, их содержание трудно запомнить с первого раза.
Представленный курс лекций: – показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психолого-педагогическими знаниями; – дает представление об основных принципах подхода к их анализу и изучению; – содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде; – включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций о педагогике. В профессиональной деятельности специалист объективно сталкивается с психологическими и педагогическими явлениями. Окружающая среда – это не только материальные, но и социальные объекты – конкретные люди (коллеги, деловые партнеры, конкуренты) и коллективы, в которых действия каждого должны быть умело соразмерены с действиями других для достижения общей цели. Педагогическая подготовленность выпускников вуза предполагает: – знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значение для практики жизни и деятельности; – знание основ методологии педагогической науки и ее методов; – знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений; – знание основных педагогических закономерностей, принципов, путей, форм и методов формирования личности в процессе получения образования; – представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития человека; – представление о педагогических основах воспитания и развития детей в семье; – умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций; – умение пользоваться различными методами обучения и воспитания, приемами педагогической техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, подготовка и принятие педагогического решения, педагогический контроль
Глава 1 Педагогика как наука
Вопросы: 1.1. Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогической науки. 1.2. История педагогики. 1.3. Методы педагогических исследований. 1.4. Основные категории педагогики: обучение, образование, воспитание, развитие. Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|