Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вхождения новых фирм в отрасль




Рассмотренная выше статическая модель ценообразования основана на предположении о быстром вхождении в отрасль потенциального конкурента и неизменной его скорости. Однако данное предположение невыполнимо, и прежде всего из-за технологических факторов, таких, как создание определенного производства. Создание производства связано с определенными затратами, окупаемость которых зависит от прибыли, которую могут обеспечить преимущества технологии и товара, с которыми потенциальный конкурент собирается выйти на рынок. При этом доминирующая фирма может либо понижать цену, если угроза вхождения в отрасль новых фирм возрастает, либо повышать – в противном случае.

Рассмотрим модель Гаскина, которая предполагает, что фирмы постоянно входят в отрасль, скорость вхождения известна доминирующей фирме и зависит от невосполнимых затрат С0, ожидаемой прибыли, а та в свою очередь зависит от цены, которую в настоящий момент назначает доминирующая фирма.

Скорость расширения рынка (или темп прироста производства в отрасли можно рассчитать

.

Доминирующая фирма, контролируя P(t), может контролировать скорость вхождения в отрасль новых фирм. При этом она осознает угрозу вторжения из-за высокой нормы прибыли в отрасли, но пытается при этом максимизировать собственную прибыль. Рассмотрим несколько возможных ситуаций.

Предположим, что доминирующая фирма имеет преимущество перед потенциальными конкурентами в издержках, что средние и предельные издержки потенциальных конкурентов идентичны и равны AC, объем производства каждой из фирм постоянен, т.е. фирмы-аутсайдеры работают в условиях технологического равновесия (отрасль с постоянными средними затратами второго типа). Потенциальный конкурент войдет в отрасль только, если цена P ³ AC, при P < AC фирма покидает отрасль. Объем производства и цена в отрасли являются функциями от числа потенциальных конкурентов: P = P(n).

Рассмотрим вариант для слабеющей доминирующей фирмы. При малом числе фирм в отрасли доминирующая фирма получает максимум прибыли. Поскольку цена значительно выше средних издержек каждой из фирм-аутсайдеров, то существует стимул для вхождения в отрасль новых фирм. Но с увеличением числа фирм цена и прибыль каждого из участников рынка уменьшается. При цене на уровне AC стимулы для вхождения в отрасль новых фирм исчезают, однако фирмы, уже работающие в отрасли, останутся, так как они уже понесли затраты С0 и получили некоторую экономическую прибыль, их компенсирующую. Доминирующая фирма при этом получает экономическую прибыль благодаря преимуществам в издержках. Цена, равная предельным издержкам P = AC есть ограничительная цена, и соответствует ограничительной цене модели Бэйна. Однако рассматриваемый вариант постепенного уменьшения цены имеет то преимущество, что фирма-лидер в течение определенного периода, когда число фирм в отрасли остается меньше n*, получает большую прибыль. Динамика цены на рынке для данного случая представлена на рис 7.3.

Данная модель развития возможна в ситуации, когда доминирующая фирма имеет ограниченный объем производства и не способна самостоятельно удовлетворить весь спрос на рынке (вариант постоянных затрат второго вида, с большим масштабом производства для доминирующей фирмы).

 

Другой возможный случай – выталкивающее ценообразование, когда доминирующая фирма способна понизить цену ниже уровня средних издержек фирм-аутсайдеров: ACL < P < AC. В этом случае фирмы, вновь вошедшие в отрасль, терпят убытки и вынуждены покинуть ее. После этого доминирующая фирма устанавливает ограничительную цену P = AC, которая при наличии невосполнимых затрат C0 препятствует вхождению в отрасль новых фирм. Динамика цены для данного случая представлена на рис. 8.4.

Как видим, цена устанавливается на уровне ограничительной, однако в отрасли остается только фирма-лидер, которая может установить либо монопольную цену, после чего цикл повторяется, либо ограничительную цену. Выбор зависит от объема ожидаемой прибыли в каждом из случаев. Выбор данного варианта поведения фирмы оправдан в случае, когда фирма-лидер способна увеличить объем производства до уровня, позволяющего поддерживать цену на рынке на уровне ограничительной. Речь идет об отрасли, где средние долгосрочные затраты отличны от постоянных издержек второго вида, которые характерны для первого из рассмотренных вариантов динамического поведения.

 

Наконец возможно асимптотическое лимитирующее ценообразование – вариант, когда аутсайдеры входят в отрасль группой. Момент вхождения зависит от потенциальной прибыли: чем выше цена в отрасли, тем раньше фирмы войдут в отрасль. При этом на первом этапе вся прибыль достается одной фирме, а затем цена устанавливается на уровне ограничительной. Политика лидирующей фирмы может преследовать установление цены в интервале между монопольной и ограничительной, что позволяет регулировать длительность первого этапа с целью максимизации прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...