Стимулы к инновациям и способы защиты нововведений
Инновационная деятельность предполагает «необратимые» издержки. Соответственно, фирмы, осуществляющие инновационную деятельность, должны обладать стимулом к этому. Рассмотрим стимулы технологических и продуктовых инноваций. Введение технологической инновации приводит к уменьшению средних затрат фирмы, что может стать основой завоевания фирмой доминирующего положения на рынке и получения экономической прибыли. Инвестиции осуществляются в случае, когда прибыль в результате внедрения инновации превышает затраты на разработку и внедрение инновации. При технологической инновации общественная выгода состоит в производстве товаров с меньшими затратами. Введение продуктовой инновации можно рассматривать как вхождение на рынок с некоторым потенциалом получения прибыли. Это имеет особое значение в случае, когда потенциал прибыли на уже существующих рынках исчерпан, что связано в том числе и с понятием жизненного цикла товара. Временный излишек продаж по сравнению с затратами будем называть квазирентой. Инновация имеет смысл, если квазирента превышает затраты на его разработку. Величина квазиренты зависит от ряда факторов, таких как эластичность спроса на новый товар и скорость вхождения на рынок данного товара новых фирм. Зависимость величины квазиренты от времени V(t), в предположении, что T* - дата выхода фирмы на рынок с определенным продуктом, представлена на рис. 11.1. Как видим, если потенциал квазиренты нового рынка определенного товара равен b(t), то размер получаемой фирмой квазиренты увеличивается со временем, что связано с развитием рынка, однако при вхождении на рынок новых фирм (в моменты времени T1 и T2) потенциальная квазирента уменьшается (до уровня V1(t) и V2(t)).
Соответственно, стимулы к инновационной деятельности, как в области создания новых продуктов, так и в сфере совершенствования технологий, зависят от защищенности инноваций от копирования. Рассмотрим следующую модель для продуктовой инновации (рис.11.2). Пусть D1 – спрос на рынке нового товара, на который входит фирма после инновации, а MC – кривая предельных затрат. Тогда монопольная прибыль (или квазирента) фирмы за определенный период определяется как π1 = (P1 - MC)Q1, что обозначено на графике прямоугольником P1ABC. В данном случае квазирента выше, чем затраты на исследование (обозначены прямоугольником IJKL). Однако при выходе на рынок новой фирмы кривая остаточного спроса смещается в положение D2, что приводит к установлению нового равновесия фирмы, при котором квазирента равна затратам на реализацию проекта. При входе на рынок третьей фирмы эффект от инновации становится отрицательным. В данной модели предполагается, что отсутствуют факторы, сдерживающие копирование и что фирмы-последователи не несут существенных затрат при копировании продукта. Однако копирование ограничено такими факторами, как: · монополизация отрасли. В этом случае работают все факторы, связанные с созданием и поддержанием монополистического положения фирмы на определенном рынке; · патентное право. Патент является одним из основных методов защиты изобретений от копирования. Преимущество данного метода заключается в государственной поддержке, в результате чего монополия, возникающая вследствие барьеров, связанных с авторским правом и патентами, не подвергается государственному воздействию; · первенство в выходе на рынок, что создает эффект более высокого качества и фактор накопления опыта, которые являются также условиями существования доминирующей фирмы. При этом эффект более высокого качества или приверженность традиционной торговой марке ограничивают ценовую конкуренцию и создают особый сегмент рынка, на котором функционирует фирма, первой вышедшая на рынок с определенным товаром, в то время как фактор накопления опыта связан с преимуществом в затратах по сравнению с фирмами-последователями;
· наличие значительных по сравнению с первоначальными затратами на инновацию затратами на копирование. Копирование влечет за собой расходы, связанные с созданием технологии производства определенного продукта. Несмотря на то, что определенные решения можно получить на основе исследования конечного продукта, создание технологии является одним из самых дорогостоящих процессов, и затраты на создание технологии сопоставимы с затратами на создание продукта целиком; · временной лаг между появлением нововведения и копированием технологии или продукта, в результате чего фирма может завоевать определенную (большую по сравнению с конкурентами) долю рынка, а также окупить свою инновацию на основе стратегии максимизации краткосрочной прибыли. Таким образом, существует несколько механизмов, препятствующих копированию инноваций, и экономическая система без патентов не являлась бы экономикой без инноваций. Однако копирование имеет место и вызвано таким фактором, как потенциальная прибыль (доля квазиренты) определенного рынка. При этом возможны следующие варианты копирования продукта другой фирмы: · обход патента за счет дополнительных деталей; · покупка патента; · усовершенствование изобретения. Усовершенствование позволяет обойти патент или (в соответствии с законами некоторых стран) использовать базовый патент, а также обменять базовый патент на патент усовершенствованный, что отвечает интересам как владельца патента, так и разработчика усовершенствования. Издержки и риск НИОКР Издержки инновационных проектов в больших размерах варьируют, однако большинство промышленных (коммерческих) проектов имеют относительно умеренную стоимость. Так, в США в период 1984 – 1986 гг. авторы 100 наиболее значимых технических изобретений года затрачивали в среднем 2,47 млн. долл. на проект. Большинство же дорогостоящих проектов либо финансируются непосредственно правительством, либо осуществляются при его значительной поддержке. Число дорогостоящих проектов в общем количестве разработок при этом незначительно.
Следует отметить два момента, связанных с затратами на НИОКР. Во-первых, затраты на проект растут с уменьшением времени, отведенного на его реализацию. Это связано как с необходимостью более интенсивного использования факторов производства, постановкой нескольких параллельных экспериментов, увеличением вероятности «ложных стартов» при еще незавершенной разработке, а также с тем фактором, что более поздний срок реализации проекта позволяет использовать новые достижения, которые во многих случаях способны уменьшить стоимость проекта. В целом можно говорить о том, что функция затрат на реализацию проекта C(t) имеет отрицательный наклон. Представим зависимость времени, затрачиваемого на разработку инновации, в зависимости от потенциальной квазиренты, получаемой фирмой (рис. 11.3). На графике Vm – дисконтированная квазирента, получаемая фирмой при монополизации рынка, V1, V2 и V3 – квазирента при вхождении на рынок 1, 2 и 3-й фирм соответственно, а C(t) – затраты фирмы реализацию проекта [Шере, Росс, 1997]. Срок реализации проекта зависит от угрозы со стороны конкурентов потенциала квазиренты. Стоимость проектов зависит также от риска, связанного с их успехом. Можно выделить три фактора, определяющих риск реализации проекта, выдвинутых Эдвином Мэнсфилдом, с учетом их вероятности: - технический успех – 0,57; - коммерциализация при условии технического успеха – 0,65; - финансовый успех при возможности коммерциализации – 0,74. Таким образом, кумулятивная вероятность составляет 27%. С такой вероятностью начатый проект приводит к финансовому успеху. Это говорит о том, что фирма, претендующая на лидерство в сфере инноваций и разработке новых продуктов, должна вести в среднем 3-4 проекта. Кроме того, с учетом ограничений на жизненный цикл товара каждая фирма в течение 10-15 лет должна реализовывать такое число инновационных проектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|