Виды государственной политики
Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. С точки зрения микроэкономической теории, базовой причиной необходимости государственной отраслевой и промышленной политики служат так называемые провалы рынка. К провалам рынка относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. В целом провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции. Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек. Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, служат: • экономическая эффективность. Конкуренция на товарных рынках не является сама по себе целью, она лишь служит способом достижения экономической эффективности. Конкуренция является средством создания среды, благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. Необходимым уровнем конкуренции служит тот, при котором обеспечивается достижение указанных частных целей; • оптимизация поведения экономических агентов. Развитие конкуренции - это процесс, а не результат. Подмена самостоятельных решений экономических агентов государственным регулированием неэффективна из-за: - эволюции рынков благодаря использованию частной информации, которой располагают только фирмы;
- внешних шоков, воздействия которых на экономическую систему невозможно предугадать; - невозможности в государственной политике учесть весь комплекс интересов экономических агентов. Усилия государства по созданию конкурентной отраслевой структуры должны способствовать тому, чтобы субъекты экономики имели наиболее широкие возможности принимать самостоятельные решения. Применительно к товарным рынкам это означает создание условий, благоприятных для конкуренции, - прежде всего, снижение барьеров входа в отрасль путем развития рыночной инфраструктуры. Отраслевая политика государства осуществляется различными методами с различной степенью вовлечения государства в процесс регулирования. Возможная классификация государственной промышленной политики представлена в табл. 12.1[29]. Пассивная защитная политика ставит целью борьбу с неэффективным распределением ресурсов, вызванным монополистическим ценообразованием, и ограничение монополистического поведения, в том числе контроль над рекламой. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Такая политика классифицируется как защитная, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, условно можно отнести ее к пассивной политике: с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой стороны, этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности. Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, содействие определенным типам деловой активности, таким как малое предпринимательство, инновационная деятельность, антиинфляционная политика. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.
Активная защитная политика, в отличие от пассивной, предполагает некоторые положительные результаты. Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского Сообщества приняли подобную модель политики в 70-80 гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке. В целом в рамках защитной политики предусматривается контроль над естественными монополиями, и соблюдением правил игры, определенных как правила добросовестной конкуренции, ведется реестр доминирующих фирм («реестр монополистов»). Для активной наступательной политики характерны как общие и позитивные цели, так и направленное воздействие государства на экономику. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние - как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.
Таблица 12.1 Виды государственной отраслевой политики
В основе антимонопольной политики лежит понятие о чистых потерях благосостояния, связанных с монопольным ценообразованием и неэффективным использованием ресурсов. К таким потерям приводят следующие действия, считающиеся запрещенными: · фиксирование цен, что приводит к исключению рыночного механизма перераспределения ресурсов; · ограничение предложения с целью завышения рыночных цен; · ограничения покупки: запрет заказчикам покупок у других производителей; · ограничения продажи: запрет продажи другим клиентам; · связанные продажи; · недобросовестная реклама; · вертикальные и горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию. Цели антимонопольного регулирования можно сгруппировать следующим образом: · эффективное распределение ресурсов; · предотвращение создания или ликвидация уже существующих рыночных структур, чье поведение приводит к неэффективному распределению ресурсов; · предотвращение ценовой дискриминации; · помощь фирмам-аутсайдерам. Традиционное регулирование требует длительного влияния на объект регулирования. Антимонопольное регулирование носит эпизодический характер. Чтобы оценить последствия государственного регулирования, используется ряд методов:
· сравнение последствий функционирования регулируемых и нерегулируемых рынков и фирм; · вариации степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке; · контролируемые эксперименты; · моделирование поведения фирм в различных условиях функционирования. Естественная монополия Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: TC(∑Qi) < ∑TC(Qi), издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими. Причинами возникновения естественной монополии могут быть: • особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба); • экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности; • недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском. Многопродуктовые фирмы - естественные монополии существуют в таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги. Помимо собственно производства различных продуктов и предоставления разных услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми (и в особенности это касается телефонных компаний) благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги могут рассматриваться в качестве продуктов-несовершенных заменителей. Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек: • средние издержки производства товарного набора где k - число товаров в наборе; Qi - объем выпуска 1-го товара; • средние издержки производства товара где q - объем производства всех остальных товаров. Для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии: · экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на разнообразии (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции), что ведет к снижению средних издержек производства товарного набора. Экономия на разнообразии порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров;
· экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря положительной отдаче от масштаба. Однако даже если единственная фирма способна производить выпуск, удовлетворяющий весь рыночный спрос, более эффективно (с более низким уровнем средних издержек), это не означает, что она всегда в состоянии одновременно предотвратить вход потенциальных конкурентов, удовлетворить всех платежеспособных покупателей и покрыть свои затраты. Барьер входа, возникающий благодаря относительному преимуществу в издержках, обеспечивает устойчивость естественной монополии только в том случае, если необратимые издержки входа достаточно высоки, а время, необходимое потенциальному конкуренту для проникновения на рынок, продолжительно. Такая естественная монополия называется устойчивой. На устойчивость и неустойчивость естественной монополии оказывает существенное воздействие государственное регулирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|