Особенности антимонопольной политики стран Западной Европы
К особенностям антимонопольного регулирования отраслевых структур стран Западной Европы следует отнести следующие характеристики: · относительное либеральное отношение к монополиям. В Европе относительно мало распространен как сам запрет монополий, так и практика ограничения слияний; · в основном имеет место регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия также рассматривается как механизм прогрессивного развития посредством дифференциации продукта, совершенствование методов производства и НИОКР; · при проведении отраслевой политики используется концепция «эффективной конкуренции», которая способствует структурной перестройке экономики. Основой регулирующих мероприятий ЕС в целом является Римский договор, запрещающий картели и другие ограничивающие соглашения, государственную помощь фирмам, которые нарушает межгосударственную торговлю, осуждающий злоупотребление доминирующим положением и предусматривающий регулирование слияний и поглощений. Ограничения могут быть сняты в случае, если последствия функционирования доминирующих фирм и картелей способствуют экономическому и научно-техническому прогрессу. При этом сохраняется порядок антимонопольного регулирования в каждой отдельной стране. Тем не менее, с вступлением в действие общеевропейских законов, ограничения становятся более жесткими, что обусловлено стремлением корпораций проникнуть на рынки соседних стран. В ФРГ органами антимонопольного регулирования являются Министерство экономики (общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбор конкретных дел), Антимонопольный комитет (экспертный совет). Контролю здесь подвергаются:
- приобретения 25; 50 и 100 процентов акций фирмы; - сделки, результатом которых является установление прямого либо косвенного контроля над фирмой; - сделки по приобретению менее 25 % акций, если это открывает возможность оказывать влияние на поведение фирмы; - создание холдинговых структур; - фирмы, занимающие доминирующее положение на рынке. При контроле слияний (поглощений) используются следующие критерии: · доля рынка; · финансовые показатели (прибыль, затраты, выручка); · доступ к каналам распределения; · связи с другими предприятиями; · барьеры входа и выхода; · наличие товаров-субститутов; · возможность обращения клиентов к другим поставщикам. При этом фирмы рассматриваются как находящиеся в состоянии коллективного доминирования. В Великобритании органами, ответственными за антимонопольную политику являются Министерство торговли и промышленности, Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган), Комитет по свободной торговле (конкурентная политика и предварительные расследования).Критерием доминирующей фирмы является доля фирмы на рынке, превышающая 25 %. При рассмотрении дел особо выделяются два фактора: влияние на платежный баланс страны и на политику в сфере занятости. Органом проведения отраслевой политики в Италии является Комиссия по конкуренции на рынке. В компетенцию комиссии входит контроль за приобретением, слиянием и созданием общих предприятий. При этом в компетенцию комиссии не входят СМИ и банковская сфера. Основным механизмом является штраф за нарушение положений антимонопольного законодательства. Органами регулирования во Франции являются Министерство экономики и Комиссия по конкуренции. Особенностью французской отраслевой политики является ее «промонопольность». Созданная в послевоенные годы структура экономики предусматривает 1-2 крупных предприятия в каждой отрасли и буфер из мелких фирм-поставщиков. Государственная политика также направлена на предотвращение банкротств предприятий-лидеров, стимулирование слияний, поощрение НИОКР, развитие экспорта.
Незаконными с точки зрения отраслевой политики считаются: - коллективные ограничения торговли; - злоупотребление доминирующим положением; - контроль уровня розничных цен; - дискриминация покупателей. Органами антимонопольного регулирования в Японии являются Комиссия по свободной торговле и Министерство промышленности и торговли. Органы регулирования не принимают конкретных решений, а проводят переговоры в трудных случаях. Антимонопольное регулирование довольно либеральное, разрешено перекрестное владение акциями компаний, благодаря чему ключевое место в экономике занимают «дзайбацу» - многоотраслевые концерны (финансово-промышленные группы). Доминирующие слияния в японской экономике разрешаются: - в случае кризиса, угрожающего тому или иному сектору (отрасли) экономики; - при необходимости выполнения зарубежных обязательств; - с целью поддержания курса йены; - для поддержания занятости; - для спасения предприятия от банкротства. Следует отметить, что подобная же практика имеет место в Южной Корее. Контрольные вопросы темы: Какие виды государственной антимонопольной политики Вы знаете? Охарактеризуйте признаки естественной монополии. Как осуществляется государственное регулирование естественных монополий в области ценообразования? Возможно ли внедрение конкуренции на рынке естественной монополии? Опишите задачи антимонопольного регулирования в США. Охарактеризуйте антимонопольное законодательство Российской Федерации. Охарактеризуйте особенности антимонопольной политики стран Западной Европы. Литература: 1.Шерер, Ф. М. Структура отраслевых рынков: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Шерер Ф.М., Росс Д.; Экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова.-М.: ИНФРА–М, 1997.-698 с.: ил.- (Университетский учебник). – ISBN 5862255850: 69.00 ч/з № 2, учеб.аб. 2.Тироль, Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности/Тироль Жан; под ред. В. М. Гальперина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Экон.шк., 1996.-745 с.-ISB N 5900428281: 100000 ч/з №2
3.Авдашева, Светлана Борисовна. Теория организации отраслевых рынков: Учебник/ Ин-т «Открытое о-во».- М.: Магистр, 1998.- 320 с.: ил.-23.00 4.Хэй, Дональд. Теория организации промышленности: В 2-х т. Т. 2./ Пер. с англ. под ред. А.Г. Слуцкого.- СПб.: Экономическая школа, 1999- 590с.- (Библиотека «Экономической школы». Вып.24).- ISBN 5900428397: 154.00 5.К. Хитер. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с. 6.Экономика отрасли: (учеб.пособие / А.С. Пелих, В.М. Джуха, А.В. Курицин и др.); Под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д:Феникс, 2003. – 446 с.-«Учебники и учебное пособие».- ISBN 5222028569:72.00. 7.Князева И.В. Антимонопольная и конкурентная политика России: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 1998. – 157 с. 8.Князева И.В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Уч. пособие. – Новосибирск: СибАГС, 1999. - с.58. 9.Князева И.В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 292 с.
РАЗДЕЛ 5. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ
Пример решения задач к теме 5. Задача 1. Стоимостная функция для компании задается выражение . Если эта компания действует на рынке с совершенной конкуренцией, где другие его участники продают свою продукцию по 20 руб. за штуку, какую цену должен установить не свою продукцию менеджер указанной кампании? Сколько продукции следует выпускать компании, чтобы получить максимальную прибыль? Каков будет размер этой прибыли? (подсказка: вспомните, что для кубической стоимостной функции функция предельных издержек имеет вид Так как для этой задачи , то функция предельных издержек трансформируется в Ответ Так как компания действует на рынке с совершенной конкуренцией. Ее цена на собственную продукцию должна быть такой же, как и у остальных участников этого рынка, т.е. в данном случае 20 руб. за штуку. Чтобы определить объем выпускаемой продукции, при котором компания получает максимальную прибыль, приравняем цену и предельные издержки, которые задаются формулой , т.е. 20= ,
Откуда легко определить, что оптимальным объемом в отношении прибыли является выпуск 10 единиц продукции. Величина этой прибыли в стоимостной выражении определяется как Задача 2 Предположим, стоимостная функция компании задается выражением Если компания действует на рынке с совершенной конкуренцией, где другие участник продают свою продукцию по 10 руб. за штуку, какой объем выпускаемой продукции должен быть у нее, чтобы ее прибыли были максимальными или убытки минимальными? Каковы будут прибыли или убытки в денежном исчислении, если компания примет оптимальное решение? Ответ Прежде всего обратите внимает, что постоянные издержки составляют 100 руб., и поэтому можно говорить только о краткосрочных вариантах действий. Если компания занимается производством продукции, она должна производить ее в объеме, при котором цена равна предельным издержкам, которые определяются зависимостью . Приравнивая это выражение рыночной цене, получим, что , или =5 штук. Средние переменные издержки производства 5 единиц продукции равны долл. Так как , то в краткосрочном плане компания должна выпускать 5 единиц продукции, неся при этом убытки в размере руб., что меньше величины постоянных издержек, равных 100 руб., которые компания понесет, если вообще прекратит производство в краткосрочном плане.
Задача 3 Покажите, что при эластичном спросе (скажем, ) предельные поступления положительны, но меньше по абсолютной величине, чем цена. Покажите, что при единичной эластичности спроса () предельные поступления нулевые. И, наконец, покажите, что при неэластичном спросе (скажем ) предельные поступления отрицательны. Ответ Подставив значение эластичности в формулу предельных поступлений, получим, что , и поэтому . Таким образом, если спрос эластичный, предельные поступления будут положительны, но меньше по абсолютной величине, чем цена. Подстановка значения эластичности в формулу предельных поступлений дает , т.е. . Таким образом, если спрос имеет единичную эластичность, то предельные поступления нулевые. И, наконец, те же операции со значением приводят к другими словами, . Следовательно, если спрос неэластичен, то предельные поступления отрицательны и, конечно, меньше величины цены, которая всегда положительна. Задача 4 Предположим, что обратная функция линейного спроса на продукцию монополиста задаётся выражением . Какую максимальную цену может установить монополист, чтобы он смог продать 3 единицы продукции? Каковы будут предельные поступления при производстве 3 единиц продукции.
Ответ Прежде всего подставим в обратную функцию спроса (здесь , ) и получим . Таким образом, максимальная цена единицы продукции монополиста, при которой он сможет продать свой товар, равна 4 руб. Чтобы определить предельные поступления при производстве 3 единиц продукции, подставим в формулу предельных поступлений для обратной функции линейного спроса и получим . Следовательно, третья проданная монополистом единица его продукции сократит его общие поступления на 2 руб. Задача 5 Предположим, что функция обратного спроса на продукцию монополиста задаётся выражением , а стоимостная функция – Определите, при какой цене монополист получит максимальную прибыль и каков размер этой прибыли. Ответ Используя формулу предельных поступлений для обратной функции линейного спроса и формулу предельных издержек, получим и . Затем, приравняв , определим объём выпускаемой продукции, при которой прибыль максимальна: , или . Разрешая полученное выражение относительно , получим, что объём выпускаемой продукции, при котором прибыль максимальна, ед. Чтобы определить цену, при которой прибыль максимальна, подставим найденный объём выпускаемой продукции в обратную функцию спроса и получим Таким образом, цена, при которой прибыль максимальна, равна 51 руб. за единицу продукцию. И наконец, прибыль – это разница между поступлениями и издержками: руб.
Задача 6 Предположим, что обратный спрос на продукцию монополиста задается выражением . Монополист может выпускать продукцию на двух своих предприятиях. Предельные издержки изготовления ее на первом предприятии равны , на втором предприятии - . Сколько продукции должно быть выпущено на каждом предприятии, чтобы его общая прибыль была максимальной? Какую цену монополист должен назначить на свою продукцию? Ответ Чтобы получить максимальную прибыль, компания должна выпускать продукцию на своих предприятиях в таком количестве, чтобы , . В данном случае предельные поступления задаются как , где . Подставляя эти значения в формулу для определения объёма выпускаемой продукции для компании-монополиста с несколькими предприятиями, получим , . Таким образом, мы имеем два уравнения и два неизвестных, которое необходимо определить. Из первого уравнения следует, что . Подставляя это выражение во второе уравнение, получим . Решая полученное выражение относительно , получаем . Затем поставляем это значение в первое уравнение . Решая его, получаем, что . Таким образом, компания должна выпускать 10 единиц продукции на первом предприятии и 30 – на втором. Общий объём выпускаемой продукции компании-монополиста равен 40 единицам продукции. Чтобы определить цену, при которой монополист получит максимальную прибыль, необходимо установить, при какой максимальной цене за единицу продукции потребители купят все 40 единиц. Для этого подставим значение в обратную функцию спроса: . Таким образом, цена, при которой монополист получит максимальную прибыль, равна 50 руб.
Задача 7 Предположим, что обратная функция спроса на продукцию компании на рынке с монополистической конкуренцией задаётся выражением , а стоимостная функция – . Определите цену и объём выпускаемой продукции, при которых прибыль компании будет максимальной. Ответ Используя формулу для предельных поступлений для обратной функции линейного спроса и предельных издержек, получим , . Затем, приравняв и , определим объём выпускаемой продукции, обеспечивающий максимальную прибыль или . Решая полученное выражение относительно , получим, что объём выпускаемой продукции, обеспечивающий максимальную прибыль, равен единиц. Цена, при которой прибыль компании будет максимальной, вычисляется при помощи подстановки полученного значения оптимального объёма продукции в обратную функцию линейного спроса Таким образом, цена, при которой прибыль компании будет максимальной, составляет 51 руб. за единицу продукции. И наконец, прибыль компании – это разница между её поступлениями и издержками, т.е. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|