При этом емкость рынка будет максимальной и составит
QS = (40 - 5) / 2 = 35 / 2 Соответственно, спрос на номера каждой из гостиниц составит q1=q2=35/4. Тогда значение индекса концентрации равно квадрату долей рынка: HHI = (½)2 + (½)2 = 0,5. Прибыли каждой из фирм равны 0. F) Модель Эджворта. В рамках модели Эджворта предположим, что размер каждой гостиницы ограничен и равен половине максимально возможного выпуска (что означает, что у гостиниц нет дополнительных номеров). Максимально возможный выпуск достигается при минимальной цене, равной средним затратам: 35/2. Тогда ограничения мощности каждой фирмы равны соответственно K1 = K2 = 35 / 4. В этих условиях существует две оптимальные стратегии поведения каждой фирмы в зависимости от поведения конкурента. Пусть фирма 1 устанавливает минимальную цену и максимальный объем производства: P1=5, q1 = K1 = 35/4. Данный объем предложения не может удовлетворить весь спрос на рынке. Тогда оптимальной стратегией фирмы 2 является стратегия максимизации прибыли на остаточном спросе. Остаточный спрос на продукцию фирмы 2 равен: RD = (40 - P2) / 2 - 35 / 4 = 45 / 4 - P2 / 2. Отсюда цена спроса на номера во второй гостинице определяется формулой: P2 = 45/2 - 2q2. Тогда условие максимизации прибыли выглядит следующим образом: MR = 45/2 - 4q2 = 5. Предложение номеров, цена номера и прибыль фирмы следующие: q2 = 35/8; P2 = 55/4; p2 = (35/8)(55/4 - 5) = 35/8 *35/4. Теперь предположим, что фирма 1 устанавливает высокую цену. Тогда оптимальной стратегией фирмы 2 является «подрезание цены» первой фирмы. Если P1 = 45/2, тогда при цене P2 = 44/2 = 22 спрос на продукцию фирмы 2 равен q2 = (40 - 22) / 2 = 9, что больше производственных мощностей фирмы 2. То есть объем производства равен производственным мощностям K2. Найдем минимальную цену, при которой эффективна стратегия «подрезания цены».
Прибыль фирмы 2 при подрезании цены равна: p2 = (P1 - 5 - e)K2» (P1 - 5)K2, где e - бесконечно малая величина. Применение стратегии имеет смысл только в случае, когда прибыль от подрезания цены выше прибыли, полученной при максимизации прибыли на остаточном спросе. Минимальная прибыль при максимизации прибыли на остаточном спросе равна 35/8 *35/4. Тогда минимальная цена, начиная с которой выгодно устанавливать цену ниже, чем у конкурента, определяется из решения неравенства: (P1 - 5)K2 = (P1 - 5)35/4 > 35/4 * 35/8, откуда P1 = 75/8, P2 = P1 -e» 75/8. Диапазон колебания цен [75/8; 110/8]. G) Модель дифференциации продукта. Предположим, что каждая из гостиниц не является идеальным заменителем другой (например, одна расположения возле горнолыжной трассы, а вторая – возле катка, и имеется две группы посетителей – любители горных лыж и конькобежцы). Решим задачу максимизации прибыли для системы из двух гостиниц, ориентирующихся на цены конкурентов: [(P1 - 5)q1]’ = 0 [(P2 - 5)q2]’ = 0 Взяв производную, получаем следующие уравнения зависимости между ценами двух гостиниц (реакцию каждой фирмы на цену конкурентов): (10 - P1/2 + P2/4) - (P1 - 5)/2 = 0; (10 - P2/2 + P1/4) - (P1 - 5)/2 = 0; Отсюда имеем кривые реакции в чистом виде: P1 = (50 + P2) / 4; P2 = (50 + P1) / 4. Цены в каждой гостинице идентичны и равны: P1 = P2 = 50 / 3. Спрос (и предложение) на номера в каждой гостинице совпадает и равно q1 = q2 = 35/6; Общий спрос при этом равен QS = 35 / 3. HHI = (½)2 + (½)2 = 0,5. Прибыль каждой фирмы равна: p1 = p2 = q1 (P – AC) = (35/6)(50/3 – 5) = 352/18. Суммарная прибыль pS = p1 + p2 = 352/9. Пример решения задач к теме 8. Задача 1. Модель Форхаймера Пусть функцию спроса равной P = 40 – Q, функцию затрат фирмы-лидера и фирмы-аутсайдера - С1 =C2=(q1)2 / 2 = (q2) 2/2. Функция отзыва аутсайдера на цену лидера определяется исходя из соотношения MCi = P, а предельные затраты фирм как МС1=q1, MC2=q2, откуда функция реакции второй фирмы = q2. Задача фирмы-лидера в этом случае записывается следующим образом:
, где - остаточный спрос для фирмы-лидера. После дифференцирования данного выражения прибыли по P получаем: P = 15, откуда q2 = 15, qS = 25, q1 = 10, p1 = 100, p2 = 112,5. При этом прибыль фирмы-лидера ниже, чем прибыль последователя, что, однако это компенсируется более высокой рентабельностью. Задача 2. Рассмотрим вариант модели Бэйна для ситуации с ограничением производственных мощностей. Пусть спрос на рынке задан как P = 40 – 2Q, затраты доминирующей фирмы TCD = 4q, при ограничении производственных мощностей KD = 10, а затраты фирм-последователей равны ТСi = 5 при ограничении мощностей Ki = 5. В данной ситуации возможны две стратегии фирмы-лидера. Стратегия 1:фирма-лидер устанавливает объем производства qD=KD. При условии, что в качестве конкурентного окружения в отрасли функционирует только одна фирма, суммарный объем производства составил Q = 15, цена P = 10. С вхождением еще одной фирмы произойдет падение цены ниже средних затрат. Однако такая стратегия создает эффект «ценового зонтика» и позволяет фирме-конкуренту развиваться как путем совершенствования технологии, так и путем увеличения мощностей. Стратегия 2. фирма «допускает» в отрасль двух конкурентов и устанавливает цену на уровне ограничительной: P = 5. При этом спрос на рынке равен 35:2, а остаточный спрос на продукцию доминирующей фирмы - RD = 35:2 – 10 = 15:2 = 7,5. При данной стратегии прибыль уменьшается, однако блокирование вхождения в отрасль новых фирм устраняет угрозу развития фирм конкурентного окружения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|