Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)




Барьеры входа на рынок - любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами.

Горизонтальная интеграция характерна для предприятий одной отрасли и происходит в форме слияний компаний или координации деятельности на рынке. Как правило, горизонтальные объединения носят цепной характер.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Конкуренция - «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают воз­можность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Концентрация рынка подразумевает такое положение, когда несколько фирм захватывают большую часть рынка.

Коалиция - объединение предприятий по принципу сходства стратегии: одинаковые направления диверсификации продукции, число и типы каналов сбыта, качество продукции, объем и направления инвестиций, уровень постоянных издержек и динамика изменения предельных издержек.

Картель - ассоциация фирм, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности на рынке.

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует только один продавец определенного товара.

Минимально эф­фективный выпуск - это та­кой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек

Нестратегические барьеры -это барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию.

Отрасль -это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя однотипные технологии и ресурсы.

Отраслевой рынок - совокупность предприятий подотрасли, объединенных выпуском за­меняемых продуктов, которые конкурируют друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Олигополия - это рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.

Структура рынка - совокупность элементов, определяющих функционирование рынка; сюда входят число компаний, действующих на рынке и конкурирующих друг с другом, относительный размер этих компаний (концентрация), технологические и стоимостные показатели, условия спроса, условия предложения, а также степень открытости рынка для появления на нем новых компаний или ухода с него прежних участников.

Сознательный параллелизм имеет место, когда каждая фирма сознательно решает, без официальных переговоров и соглашения, что сотрудничество, а не соперничество с конкурентами лучше всего отвечает ее интересам.

Структурная концентрация производства является характеристикой отраслевого рынка, неизбежно возникает как важнейшая переменная при анализе экономических аргументов и условий, выражающихся в стремлении получить экономическую прибыль, снизить издержки и обеспечить лидерство в соперничестве за ресурсы и потребителя.

Трансакционные из­держки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, т.е. затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта.

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

«Экономика отрасли» – область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных моделей микроэкономики.

РАЗДЕЛ 7. МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

Выберите один правильный ответ из предложенных в тестовых заданиях.

Тема 1.

Тест 1. Истинно или ложно утверждение: исходя из подхода критической обратной связи, рыночная структура вынуждает компании действовать определенным способом?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 2. Истинно или ложно утверждение: ценообразование — это одна из характеристик поведения компании?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 3. Если исходить из причинно-следственного подхода, то

а. поведение компаний влияет на их деятельность,

б. рыночная структура отрасли влияет на поведение компаний,

в. верно все сказанное выше,

г. ни одно из приведенных утверждений не верно.

Тест 4. Укажите один фактор, который не влияет на рыночную структуру

а. Количество продавцов и покупателей,

б. Уровень технологии,

в. Барьеры на вход,

г. Горизонтальная интеграция предприятий,

д. Вертикальная интеграция,

ж. Уровень занятости населения.

Тест 5. Объектом анализа в курсе «Экономика отрасли» не является:

а. Пути достижения наилучшего результата функционирования рынка,

б. Способы регулируются рыночных взаимосвязей,

в. Влияние рыночных процессов влияют на поведение фирм,

г. Пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 2

Тест 1. Истинно или ложно утверждение:согласно технологической концепции, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 2. Горизонтальный размер фирмы согласно технологической концепции фирмы определяется

а. положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек,

б. отрицательным эффектом масштаба,

в. трансакционными издержками.

Тест 3. Трансакционные из­держки – это

а. затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов,

б. затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов,

в. затраты на производство и реализацию продукции.

Тест 4. Согласно стратегической концепции фирма является

а. активным участником формирования отраслевой, микроэкономической политики государства,

б. пассивным участником формирования отраслевой, макроэкономической политики государства.

Тест 5. Трансакционные издержки определяют

а. минимальный размер фирмы,

б. максимальный размер фирмы.

Тема 3

Тест 1. «Рикардианские» возрастающие затратыимеют место в отраслях…

а. в которых спрос на ключевой ресурс жестко ограничен;

6. в которых существует жесткое ограничение по ключевому ресурсу.

Тест 2. Трансакционные из­держки – это

а. затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов,

б. затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов,

в. затраты на производство и реализацию продукции.

Тест 3. Чистая внутренняя экономичность крупномасштабного производства имеет место в ситуации, когда…

а. расширение производства в долгосрочном периоде приводит к чистому снижению средних затрат на отдельном предприятии;

б. расширение производства в краткосрочном периоде приводит к чистому снижению средних затрат на отдельном предприятии.

Тест 4. Чистая внутренняя неэкономичность крупномасштабного производства имеет место, если…

а. в долгосрочном периоде имеют место возрастающие средние долгосрочные затраты;

б. в долгосрочном периоде имеют место убывающие средние долгосрочные затраты.

Тест 5. Определите тип рыночной структуры, когда на рынке один продавец и много покупателей

а. монополия,

б. монопсония,

в. олигополия.

Тема 4

Тест 1. Предельные издержки компании 20 долл., цена — 20 долл. В этом случае индекс Лернера равен

а. 0,

6. 1,

в. 20,

г. Ни одному из приведенных значений.

Тест 2. Индекс Херфидела — Хиршмана, равный 10 000, означает, что имеет место

а. монополия,

б. монополистическая конкуренция,

в. совершенная конкуренции,

г. олигополия.

Тест 3. Какие из следующих рыночных структур ассоциируются с рыночной мощью?

а. олигополия,

б. монополия,

в. совершенная конкуренция,

г. а и б.

Тест 4. Какой из следующих показателей используется для измерения параметров рыночной структуры?

а. Показатель концентрации доли четырех,

б. Индекс финансовой устойчивости,

в. Индекс Дансби — Уиллига,

г. а и б.

Тест 5. Показатели концентрации доли четырех и индексы Херфиндела — Хиршмана, рассчитанные по исходным данным, взятым в общенациональном масштабе,

а. превышают истинные значения концентрации, если на рынке анализируемой продукции действуют иностранные компании,

б. занижают истинные значения концентрации, если на рынке анализируемой продукции действуют иностранные компании,

в. превышают истинные значения концентрации, если их применять для местных рынков,

г. ни одно из приведенных утверждений не верно. 9. Если исходить из причинно-следственного подхода.

Тест 6. Факторы, которые не влияют на рост уровня структурной концентрации

а. эффект масштаба,

б. слияния и поглощения,

в. координация деятельности производителей,

г. давление покупателей.

Тест 7. Если исходить из причинно-следственного подхода

а. поведение компаний влияет на их деятельность

б. рыночная структура отрасли влияет на поведение компаний

в. верно все сказанное выше

г. ни одно из приведенных утверждений не верно.

Тест 8. Чем меньше число фирм, тем…

а. выше уровень концентрации.

б. ниже уровень концентрации.

Тест 9. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем…

а. выше уровень концентрации,

б. ниже уровень концентрации.

Тема 5

Тест 1. Стоимостная функция для компании задается выражением Компания действует на рынке с совершенной конкуренцией, где ее продукция продается по цене 40 долл. за штуку. Каков должен быть объем выпускаемой продукции у этой компании, чтобы ее прибыль была максимальной?

а. 10 единиц,

б. 20 единиц,

в. 30 единиц.

Тест 2. Обратная функция спроса и стоимостная функция у компании-монополиста задаются выражениями: Если компания хочет получить максимальные общие поступления, какую цену она должна установить на свою продукцию?

а. 3 рубля,

б. 4,2 рубля,

в. 2,5 рубля.

Тест 3. Основным различием между монополией и монополистической конкуренцией является:

а. доступ на рынок для новых участников и возможность ухода с него действовавших там компаний,

б. число компаний, действующих на рынке,

в. оба указанных условия,

г. ни одно из указанных условий.

Тест 4. Какое из следующих утверждений не соответствует действительности?

а. монополист выбирает объем выпускаемой им продукции из диапазона, соответствующего неэластичному участку спроса,

б. монополист может получать нулевую экономическую прибыль,

в. чем выше эластичность спроса, тем ближе предельные поступления к цене,

г. в краткосрочном плане монополия прекратит производство своей продукции если Р < АVС, т.е. если цена будет ниже средних переменных издержек.

Тест 5. В долгосрочном плане компания, действующая на рынке с совершенной конкуренцией,

а. устанавливает цену на свою продукцию равной предельным издержкам на ее производство,

б. вводит дополнительные производственные мощности,

в. выпускает продукцию с минимальными средними общими издержками,

г. а и б.

Тест 6. Вы менеджер компании-монополиста, кривая спроса на продукцию которой за выражением P = 5 – 5Q. Ваши издержки составляют С = 5. Объем выпуск продукции, при котором ваша компания получает максимальную прибыль, равен:

а. 1/2.

б. 1.

в. 5.

г. Ни одному из приведенных значений.

Тест 7. Вы менеджер компании, которая может продать каждую дополнительную единицу своей продукции за 5 долл. На основании этой информации можно сделать вывод, что ваша компания

а. монополист

б. монополистически конкурентная

в. может быть и монополистом и монополистически конкурентной

г. не относится ни к одному из двух указанных типов.

Тест 8. Основным различием между монополистической конкуренцией и олигополией является

а. высокие барьеры входа на рынок для новых участников,

б. число компаний, действующих на рынке,

в. оба указанных условия

г. ни одно из указанных условий.

Тема 6

Тест1. На олигополистических ранках…

а. некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпуске товара,

б. фирмы являются ценополучателями и не могут влиять на цену,

в. цена устанавливается доминирующей фирмой.

Тест 2. Истинно или ложно утверждение: каждая фирма - олигополист в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм.

а. истинно,

б. ложно.

Тест 3. Истинно или ложно утверждение: из всех рыночных структур самую большую рыночную мощь представляет олигополия, так как в этом случае на рынке действуют всего несколько монополистов?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 4. Если компании конкурируют друг с другом на рынке типа олигополия Бертрана, то:

а. каждая из них рассматривает объем продукции, выпускаемый остальными участниками рынка, как данность,

б. каждая из них рассматривает цены, устанавливаемые остальными участниками рынка, как данность,

в. каждая из них рассматривает прибыли, получаемые остальными участниками рынка, как давность,

г. все из приведенного выше верно.

Тест 5. Одним из важнейших условий состязательного рынка является то, чтобы:

а. у каждого производителя была своя технология,

б. потребители медленно реагировали на ценовые изменения,

в действующие на рынке компании быстро реагировали на появление нового участника в результате понижения цены на свою продукцию,

г. не существовало невозвратных издержек.

Тест 6. Какое из следующих условий необходимо для олигополии Штакелберга?

а. в отрасли действует всего несколько компаний,

б. существуют барьеры, препятствующие выходу на рынок другим участникам,

в. одна компания (“зачинщик”) выбирает значение объема выпускаемой продукции до того, как это сделают остальные участники рынка,

г. компании выпускают либо однородные, либо дифференцированные товары,

д. все приведенные выше утверждения являются необходимыми для олигополии Штакелберга.

Тест 7. С точки зрения потребителя, какой тип рыночной структуры является для него наименее желательным?

а. олигополия Бертрана,

б. олигополия Курно,

в. олигополия Штакелберга,

г. монополия.

Тест 8. Как вы полагаете, в каком случае можно ожидать самой низкой прибыли при прочих равных условиях:

а. при однородном продукте на рынке типа олигополии Бертрана,

б. на рынке типа олигополии Курно,

в. у “зачинщика” на рынке типа олигополии Стакелберга,

г. у “преследователя” на рынке типа олигополии Стакелберга.

Тест 9. Истинно или ложно утверждение: на рынке типа олигополии Бертрана каждая компания полагает, что конкуренты не будут менять объемы выпускаемой ими продукции, если она их изменит?

а. истинно,

б. ложно.

Тест 10. Истинно или ложно утверждение: на рынке типа олигополии Курно компании выпускают однородный товар при постоянных предельных издержках и ведут конкуренцию друг с другом в цене на свою продукцию?

а. истинно,

б. ложно.

Тема 7

Тест 1. Укажите фактор, препятствующий образованию картеля в отрасли:

а. однородная продукция фирм,

б. различные доли рынка, которыми владеют фирмы,

в. сходство технологических процессов.

Тест 2. Сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:

а. чем ниже вероятность повторных продаж на рынке,

б. чем меньше выигрыш, который может получить фирма в краткосрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения,

в. чем меньше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Тест 3. Истинно или ложно утверждение: картель является средством уменьшения риска колебания цен, поскольку выпуск нормируется во время подъема и поддерживается за счет квот при спаде.

а. истинно,

б. ложно.

Тест 4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, равный 10000, означает, что имеет место

А. картель,

б. монополистическая конкуренция,

в. совершенная конкуренция,

г. олигополия.

Тест 5. Истинно или ложно утверждение: сознательный параллелизм имеет место, когда каждая фирма сознательно решает, без официальных переговоров и соглашения, что сотрудничество, а не соперничество с конкурентами лучше всего отвечает ее интересам.

а. истинно,

б. ложно.

Тест 6. При барометрическом ценообразовании це­новой лидер

а. устанавлива­ет примерно те же цены, которые складываются под действием конкуренции,

б. устанавливает более высокие цены, чем у конкурентов,

в. устанавливает цены по договоренности с конкурентами.

Тест 7. Причиной возникновения картелейявляется

а. стремление к максимизации прибыли,

б. отсутствие государственного регулирования,

в. отсутствие барьеров входа-выхода.

Тест 8. К методам предотвращения нарушения картельного соглашения не относятся:

а. контроль ценовых показателей,

б. разделение рынка сбыта между фирмами-участницами картеля,

в. создание и поддержание высоких барьеров для вхождения на рынок,

г. штрафы и снижение квоты выпуска,

д. создание пула,

ж. создание ассоциаций и агентств, берущих на себя сложные функции,

з. координации поведения участников,

и. все методы применимы.

Тема 8

Тест 1. Характеристикой доминирующей фирмы не является

а. наличие одного участника, обладающего монопольной властью,

б. дифференциация продукции,

в. низкий уровень концентрации производства,

г. наличие фирм-аутсайдеров.

Тест 2. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет

а. 35 %,

б. 65 %,

в. 45 %.

Тест 3. Причиной существования доминирующих фирм не является:

а. технологический фактор, обеспечивающий фирме преимущества в издержках производства по сравнению с фирмами-аутсайдерами,

б. преимущества в качестве товара,

в. более высокие издержки производства по сравнению с фирмами-аутсайдерами,

г. в качестве доминирующей фирмы на конкурентном рынке, может выступать группа фирм заключивших картельное соглашение.

Тест 4. И модель Штаккельберга, и модель Форхаймера предполагают…

а. наличие у фирмы-лидера информации о функции отзыва конкурентного окружения, а также непроницаемость барьеров для новых фирм-аутсайдеров,

б. отсутствие у фирмы-лидера информации о функции отзыва конкурентного окружения, а также отсутствие барьеров для новых фирм-аутсайдеров.

Тест 5. В долгосрочном периоде для доминирующей фирмы возникает необходимость выбора стратегии поведения, заключающейся

а. либо в максимизации прибыли без учета последствий входа новых конкурентов,

б. либо в установлении цены, устраняющей стимулы вхождения в отрасль (что аналогично увеличению входных барьеров),

в. а) или б)

Тест 6. С точки зрения общественного благосостояния регулирование рынка с доминирующей фирмой является

а. излишним,

б. необходимым.

Тест 7. Примером доминирующей фирмы в отрасли с открытым входом является

а. модель Эджворта,

б. модель Бертрана,

в. модель Штаккельберга.

Тест 8. Чтобы сохранить доминирующее положение на рынке в долгосрочном периоде, необходимо проведение соответствующей политики,

а. препятствующей доступу в отрасль потенциальных конкурентов и ориентирующейся на максимизацию долгосрочной прибыли,

б. препятствующей доступу в отрасль других доминирующих фирм и ориентирующейся на максимизацию краткосрочной прибыли.

Тест 9. Выталкивающее ценообразование - это когда доминирующая фирма

а. способна понизить цену ниже уровня средних издержек фирм-аутсайдеров,

б. способна повысить цену выше уровня средних издержек фирм-аутсайдеров.

Тест 10. Грабительское ценообразование означает установление доминирующей фирмой цены,

а. меньшей, чем средние издержки потенциальных конкурентов с целью достижения монопольного положения, создавая высокие входные барьеры,

б. меньшей, чем предельные издержки потенциальных конкурентов с целью снижения входных барьеров.

Тема 7

Тест 1. Барьеры входа на рынок - это:

а. пути решения проблем, которые возникают при вступлении фирмы в отрасль.

б. любые факторы и обстоятельства, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами.

в. любые факторы и обстоятельства, свидетельствующие о том, что фирма никогда не сможет вступить в данную отрасль.

Тест 2. Барьеры входа на рынок разделяются на:

а. нестратегические и общественные,

б. стратегические и тактические,

в. стратегические и нестратегические.

Тест 3. Стратегические барьеры создаются:

а. деятельностью самой фирмы,

б. условиями отрасли,

в. потребителями.

Тест 4. Капиталоемкость, как причина возникновения барьеров входа, подразумевает:

а. невозможность вложения сразу всех необходимых средств для начала эффективной деятельности фирмы в отрасли,

б. невозможность вступления в данную отрасль, вследствие ее переполненности капиталом,

в. невозможность преодоления ценового барьера фирмой.

Тест 5. Чем выше барьеры входа в отрасль, тем…

а. выше угроза выхода на рынок новых компаний,

б. ниже угроза выхода на рынок новых компаний,

в. выше конкуренция в отрасли.

Тест 6. Ноу-хау можно назвать

а. снижением конкурентоспособности товара,

б. стратегией фирмы,

в. барьером входа в отрасль.

 

Тест 7. Экономия от масштаба производства заставляет «новичков»…

а. нести убытки, разоряться,

б. совершенствовать свою деятельность,

в. вступать в отрасль.

Тест 8. Стратегические барьеры могут включать:

а. патенты, лицензии, конкуренция со стороны уже существующих в отрасли фирм,

б. патенты, лицензии, наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара,

в. наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара, иностранная конкуренция, спрос потребителей.

Тест 9. Диверсификация деятельности - это…

а. комбинации различных направлений деятельности,

б. совершенствование управления фирмой,

в. реорганизация компании.

Тема 8

Тест 1. Дифференциацию продукции разделяют на

а. действительную и искусственную,

б. действительную и естественную.

Тест 2. Действительная дифференциация предполагает

а. различие товара по физическим и функциональным характеристикам,

б. удобство месторасположения источника продажи товаров и услуг.

Тест 3. Искусственная дифференциация предполагает

а. различия имиджа, торговой марки, что обеспечивается рекламированием,

б. физические характеристики и различия в качестве продукта.

Тест 4. Если производители продукции конкурируют посредством рекламы продукции и увеличения торговых марок в большей степени, чем посредством снижения цен и улучшения качества, то такая конкуренция называется

а. расточительной с общественной точки зрения,

б. экономной с общественной точки зрения.

Тест 5. Реклама может

а. укрепить позиции в конкуренции,

б. сделать конкуренцию менее совершенной,

в. и то и другое.

Тест 6. Реклама способствует

а. формированию сильного имиджа товарной марки,

б. установлению монопольной власти,

в. снижению прибыльности отрасли.

Тест 7. Установите взаимосвязь между структурой рынка и уровнем расходов на рекламу.

а. структура рынка также может воздействовать на уровень рекламных расходов,

б. расходы на рекламу оказывают воздействия на структуру рынка,

в. оба варианта верны.

Тема 11

Тест 1. Концепцию влияния инноваций на развитие экономики разработал

а. Шумпетер

б. Бейн

в. Кондратьев.

Тест 2. Инновационная деятельность предполагает

а. «необратимые» издержки,

б. трансакционные издержки,

в. транспортные издержки.

Тест 3. При технологической инновации общественная выгода состоит в

а. производстве товаров с меньшими затратами,

б. продаже товаров по низким ценам,

в. отсутствии потерь общественного благосостояния.

Тест 4. Введение продуктовой инновации имеет место

а. в случае, когда потенциал прибыли на уже существующих рынках исчерпан,

б. когда ставится цель завоевания фирмой доминирующего положения на рынке и получения экономической прибыли.

Тест 5. Копирование инноваций ограничено такими факторами, как:

а. монополизация отрасли, патентное право, первенство в выходе на рынок, наличие значительных по сравнению с первоначальными затратами на инновацию затратами на копирование, временной лаг между появлением нововведения и копированием технологии или продукта.

б. монополизация отрасли, отсутствие барьеров при входе на рынок, наличие незначительных по сравнению с первоначальными затратами на инновацию затратами на копирование, короткий временной лаг между появлением нововведения и копированием технологии или продукта.

Тест 6. Определите взаимосвязь «инновации - структура отрасли»:

а. структура отрасли определяет уровень инноваций,

б. инновации влияют на структуру, поскольку в результате инновации фирма получает монополию на определенном сегменте рынка,

в. оба варианта верны.

Тест 7. Практика показывает, что инновации вызваны

а. конкуренцией между фирмами,

б. стремлением фирм-монополистов к упрочению своего положения на рынке,

в. наличием барьеров в отрасли.

Тема 12

Тест 1. Характеристикой наступательной пассивной отраслевой политики не является:

а. ограничение и борьба с монопольной властью,

б. содействие конкретным типам экономической активности,

в. государственный контроль над потоками капитала в экономике,

г. создание благоприятного экономического климата.

Тест 2. Закон «О конкуренции…» не запрещает:

а. фиксирование цен,

б. ограничение предложения с целью завышения рыночных цен,

в. горизонтальные слияния, ограничивающие конкуренцию, если совокупная доля рынка объединяющихся предприятий на превышает 35%,

г. ограничения покупки: запрет заказчикам покупок у других производителей,

д. связанные продажи.

Тест 3. Цели антимонопольного регулирования можно сгруппировать следующим образом:

а. эффективное распределение ресурсов,

б. предотвращение создания или ликвидация уже существующих рыночных структур, чье поведение приводит к неэффективному распределению ресурсов,

в. содействие доминирующим фирмам,

г. предотвращение ценовой дискриминации,

д. помощь фирмам-аутсайдерам.

Тест 4. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства…

а. с увеличением выпуска (при любом объеме производства),

б. при снижении объемов производства,

в. при снижении валовых издержек,

Тест 5. Причиной возникновения естественной монополии не является:

а. особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска,

б. экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы,

в. низкие барьеры входа (выхода) в отрасль,

г. недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Тест 6. Для многопродуктовой фирмы могут быть характерны виды экономии:

а. экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на разнообразии,

б. экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря положительной отдаче от масштаба,

в. и то и другое.

Тест 7. Для устойчивой естественной монополии не характерно:

а. высокие необратимые издержки входа,

б. небольшой масштаб производства,

в. продолжительное время, необходимое потенциальному конкуренту для проникновения на рынок.

Тест 8. Ценой, обеспечивающей Парето-эффективное равновесие на рынке, является цена…

а. равная предельным издержкам,

б. равная средним издержкам,

в. равная валовым издержкам.

Тест 9. Цена Рамсея для однопродуктового монополиста называется

а. социально справедливой ценой,

б. социально несправедливой ценой.

Тест 10. Первый антитрестовский закон в США - это

а. закон Шермана,

б. закон Клейтона,

в. закон Селлера.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3

Раздел 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 38

РАЗДЕЛ 4. ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.. 48

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА

Тема 2. Альтернативные теории фирмы.. 60

Тема 3. Строение рынка и его детерминанты.. 71

Тема 4. Характеристика рыночных структур. Уровень концентрации производства.. 96

ТЕМА 5. Горизонтальное взаимодействие: монополия и конкуренция. 138

Тема 6. Стратегическое поведение олигополии. 157

Тема 7. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия. 185

Тема 8. Рынок с доминирующей фирмой.. 214

Тема 9. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.. 238

Тема 10. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. 258

Тема 11. Структура рынка и технологические инновации.. 270

Тема 12. Теория и практика антимонопольной политики.. 286

РАЗДЕЛ 5. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ.. 312

Раздел 6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ) 329

РАЗДЕЛ 7. МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ... 332

 


[1] Князева И.В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Уч. пособие. – Новосибирск: СибАГС, 1999. С.58.

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный энциклопедический словарь - М.: ИНФРА – М, 1997.-С. 162.

[3] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 1992.

[4] Кураков Л.П., Кураков В.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов.-М.: ВУЗ и школа, 2001. С. 720.

[5] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Перевод с англ. – М.: Инфра, 1997. С. 274.

[6] Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998. С. 45.

[7] Хэй Д., Моррис Д. Теория организации отраслевых рынков. – СПб.: Эк. школа, 1999. С. 293.

 

[8] Черной Л.С. Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию.- М.: Наука, 2000.

[9] Там же.

[10] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Перевод с англ. – М.: Инфра, 1997.

[11] Монополизм и антимонопольная политика / Барышева А.В., Сухоти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...