Административно-правовой статус федеральных агентств
Административно-правовой статус федеральных агентств
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства, которое может иметь статус коллегиального органа. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. В пределах своей компетенции агентства имеют право издавать индивидуальные правовые акты. Они не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Агентство возглавляет руководитель (директор), которого назначает и освобождает от должности Президент РФ или Правительство РФ (по подведомственности).
Особенности административно-правового статуса федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Правительства РФ
Федеральные службы и агентства, находящиеся в ведении Правительства РФ, помимо полномочий, которыми они наделены согласно указам Президента и постановлениям Правительства, обладают дополнительными полномочиями. Службы могут иметь полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Агентства, помимо полномочий, которыми они наделены, могут иметь и другие полномочия, характерные для министерств и служб. Эти особенности объясняются тем, что такие органы власти подчиняются напрямую Правительству РФ и их подведомственность министерствам отсутствует.
Децентрализованная публичная администрация
Децентрализованная публичная администрация - административно и финансово автономные органы управления специальной компетенции, являющиеся субъектами публичного права, не включенными в иерархическую административную структуру централизованной публичной администрации, находящиеся в ведении либо главы государства, либо главы правительства, либо центральной или местной публичной администрации, не подчиняющиеся им, но контролирующиеся ими только по стратегическим вопросам управления, несущие ответственность перед контролирующими органами за законность своих действий. Создание децентрализованных учреждений связывалось с малой эффективностью традиционных органов управления, низким качеством оказываемых ими услуг или завышенными ценами на них. Децентрализованные учреждения получили широкие управленческие полномочия и стали субъектами публичного права. Организационная обособленность выражается в административной автономии, т. е. самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции, и финансовой автономии - наличии собственного имущества и бюджета.
Принцип децентрализации, но территориальной, кладется в основу местного самоуправления. Выделяют три вида независимых административных учреждений: функционирующие в хозяйственно-экономической (Банк России, государственные корпорации, саморегулируемые организации), социально-культурной и административно-политической областях (ГК " Росатом" ). Они могут быть постоянными и временными (ГК " Олимпстрой" ). С учетом выполняемых ими функций можно выделить следующие виды децентрализованных органов: координирующие - обеспечивают согласованность действий предприятий, учреждений и организаций различных секторов (например, саморегулируемые организации); распределяющие - осуществляющие финансовую и иную поддержку частных лиц и компаний (например, ГК " Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" ); регулирующие - полномочные принимать акты нормативно-правового характера и осуществлять контроль за соблюдением законности частными лицами и компаниями (такие, как ГК " Росатом", ГК " Роскосмос" и др. ); примирительные - рассматривающие конфликтные ситуации и предлагающие общие пути их решения (организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации). Особое место в системе децентрализованной публичной администрации занимают торгово-промышленные палаты (ТПП). Статья 1 Закона о ТПП РФ устанавливает, что палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. В статусе ТПП России в большем объеме присутствуют полномочия, носящие публичный характер: - выдает разрешения на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций;
- свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ, а также торговые и портовые обычаи, принятые в России; - определяет порядок ведения негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Выдача разрешений на открытие представительств фактически связано с легализацией деятельности иностранных юридических лиц на территории РФ. Данное полномочие принадлежит только ТПП России. Разрешение выдается бессрочно и основано на принципе целесообразности, так как выдается только тем иностранным юридическим лицам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП. При ТПП России действуют специальные органы по урегулированию экономических споров: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС); Третейский суд для разрешения экономических споров; Морская арбитражная комиссия (МАК); Спортивный арбитраж; Ассоциация диспашеров; Коллегия посредников по проведению примирительных процедур. Отдельные органы создаются по инициативе самой ТПП России. Однако МКАС и МАК являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями (третейскими судами), их создание предписано законом, их регламенты утверждены приказами ТПП России. В систему децентрализованной публичной администрации входят государственные органы, не входящие в систему исполнительной власти, органы местного самоуправления, публично-правовые компании и государственные корпорации, саморегулируемые организации, их должностные лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|