Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поскольку преподобный все делал с согласия своих святых наставников, то он поверил им это желание, а они своим рассуждением и молитвами утвердили его намерение.




Поскольку преподобный все делал с согласия своих святых наставников, то он поверил им это желание, а они своим рассуждением и молитвами утвердили его намерение.

 

Что значит «утвердили»? Придали решению силу, сделали его законным, действительным. Чтобы удостовериться в том, что желание безмолвствовать не ложно, что оно от Бога, преподобный Нил отдал свое намерение на суд отцов и «они своим рассуждением и молитвами утвердили его». Сами они, конечно, не стали бы отправлять его в пустыню, но они согласились с его мыслью, его намерением, тем более что перед ними был великий святой, который даже в мелочах не нарушал общежительного устава. Отцы посоветовались между собой и решили, что намерение преподобного Нила согласно с волей Божией. Затем они преподали ему благословение, сказав: «Доброго дела желаешь, брате, потому что своим уходом на безмолвие ты прославляешь Бога и делаешь честь нашему монастырю».

Но куда же отправился преподобный?

 

Недалеко от монастырей Меркуриона, на вершине отвесной скалы была пещера с небольшим храмом во имя архистратига Михаила. Эта пещера прекрасно подходила для способных и готовых к безмолвию.

 

На вершине скалы находился исихастирий, который «прекрасно подходил для способных к безмолвию». Что это значит?

Во-первых, этот исихастирий был местом подвига и борьбы, а не покоя. Когда ты упокоеваешь свое тело, когда у тебя есть все необходимое: кровать, вкусная еда, — все, чего ни пожелаешь, тогда это уже не исихастирий, а диавольское логовище. Если ты желаешь стать безмолвником и при этом ожидаешь, что в своей пещере будешь питаться и одеваться, как в общежительном монастыре, то зачем тебе вообще уходить на безмолвие? Монах, решаясь подвизаться в уединении, должен в корне изменить условия своей жизни. Ему необходимо проникнуться духом подвижничества, ни в чем не послаблять себе и найти подходящее место для уединенной жизни.

Во-вторых, в этом исихастирии царила полная тишина. Если ты поселишься возле моря и каждый день будешь слышать гудки пароходов или крики рыбаков, твое пристанище нельзя будет назвать исихастири- ем. Не лучше ли в таком случае оставаться в киновии и слушать голоса поющих братьев или приходить к ним на помощь по их первому зову? Не лучше ли оставаться в общежительном монастыре, где способен жить всякий человек?

Безмолвие подходит только для способных к нему, то есть для тех, кто доказал, что он действительно может преуспеть в нем. Такие монахи не раздражаются, не гневаются, они достигли определенной меры святости и теперь стремятся к более высокой и совершенной жизни. Безмолвие не для страстных. От страстей нужно избавляться в общежитии. Путь безмолвия не выбирают, на него восходят, оно есть последняя ступень духовной лествицы, на которую может подняться человек. Если монах несвоевременно уходит на безмолвие, то он служит самому себе, угождает своему мирскому мудрованию, делает бессмысленным свое существование, роет себе могилу, но не для того, чтобы умереть во Христе Иисусе, а для того, чтобы похоронить в ней свою вечную жизнь.

Для безмолвия требуется рассуждение и бесстрашие, потому что в пустыне рядом с тобой будут уже не люди, а диавол. Здесь не выжить без совершенной внутренней свободы. Если ты связан страстями, горе тебе! Пустыня испепелит тебя.

Еще одно условие для безмолвия — не иметь своей воли и помыслов. Что ты будешь делать с ними в пустыне? Побежишь исповедать их старцам? Допустим, ты сделаешь это один, два или десять раз. Но если так будет продолжаться, то ты будешь похож на младенца, который не растет, на ребенка, который не может научиться есть сам. Хотя, конечно, и у безмолвника по особому попущению Божию, бывает брань с помыслами.

И что ты будешь делать, если на тебя нападет уныние? Если ты увидишь, что не преуспеваешь в добродетели? Если не сможешь упражняться в умной молитве? Молитва, заключение Бога в уме и сердце — это средоточие жизни безмолвника. Если ты потерпишь неудачу в этом, то что тебе останется? На безмолвие уходят не для того, чтобы копать огород, наводить порядок вокруг своей келлии, что-то строить, разговаривать с посетителями, отдыхать или обдумывать, как бы провести день. Безмолвие — это высший путь, наслаждение Единым Богом. Для этого надо пройти искус и быть подготовленным.

Преподобный Нил был как раз таким человеком, и жизнеописатель повествует теперь о том, как он пришел и поселился в пещере.

 

Восприняв Илиину ревность, Елисееву твердость и терпение всех святых, доблестный муж взошел на гору и поселился в этой пещере, имея великую радость и усердие к подвигам.

В этом небольшом абзаце автору удалось охватить все главные добродетели, необходимые для ухода на безмолвие. Итак, что же нужно? «Илиина ревность». О пророке Илии упомянуто, потому что он вел преимущественно пустынническое житие. Огненная ревность влекла его в пустыни и пещеры. Нужна отшельнику и «Елисеева твердость», чтобы непрестанно совершать бдения, коленопреклонения, терпеть голод и жажду, противостоять диаволу. Но не обойтись ему и без радости: безмолвник каждый день должен ликовать душой. В уединении нет места ни угрюмости, ни унынию. Безмолвник живет вместе с ангелами, но почувствовать это он сможет лишь после того, как, вооружившись радостью, выдержит натиск бесов. Демоны будут уязвлять подвижника таким градом стрел, что ему понадобится «терпение всех святых». Все угодники Божии

были терпеливы. Но преподобный Нил внес с собой в пещеру не просто терпение, а мужественное долготерпение, которое он черпал у всех святых.

Вы спросите: найдутся ли в наше время люди, которые бы могли вести столь суровую подвижническую жизнь? Думаю, что подвизающихся много, но, возможно, не все они стяжали истинное духовное ведение, которое лежит в основе духовной жизни. Некоторые хотя и изнуряют себя, но не получают плода, стремятся не к единению с Богом, а к чему-то повседневному, обыденному, земному.

Кроме того, не все люди подвизаются одинаково: у тебя один подвиг, у меня другой. Характер и жизненные обстоятельства человека определяют образ его подвижничества. Понятно, что условия жизни у всех разные, но общая существенная черта подвижничества, которой обладает каждый святой, — это самоотречение, евангельское отвергнись себя [93]. Без самоотречения ничего не сделать, и нужно отвергать свое «я» всякий раз, как оно в нас восстает.

А если говорить о разнице подвигов, то, как мы увидим дальше, подвижнические труды преподобного Нила были исключительными. Другие подвижники редко встречались с такими искушениями, которые испытывал он, — они преуспели в других аскетических деланиях. Преподобному Нилу были открыты свои перспективы в духовной жизни — у каждого человека свой опыт общения с Богом.

Несомненно, и в наше время есть угодники Божии, неизвестные нам. Может быть, те, кого мы превозносим как святых, ничего собой и не представляют, тогда как те, на кого мы не обращаем внимания или даже пренебрегаем ими, велики в очах Божиих. Ведь святым человека делает не пустыня и даже не суровые подвиги.

Не будем забывать, что наши немощи, страсти, лень, жизнь в нерадении, как правило, зависят от нашего произволения, мы охотно предаемся им. А вот разнообразные внешние искушения, в том числе плотские, и приходящие помыслы, приражающиеся к нашему уму, чужды человеческой природе.

Есть одна сказка про лисицу, которой оторвали хвост, и она так привыкла к своему странному виду, что потом не могла представить себе лису с хвостом. То же самое, к несчастью, происходит и с нами. Мы так привыкли к помыслам и плотским искушениям, что не можем представить себе жизнь без них. Наше неестественное состояние кажется нам естественным, хотя ненормальнее его трудно и вообразить. Помыслы борют нас или из-за нашего безрассудства, или по особому попущению от Бога. Но как бы то ни было, будем просить у Господа защиты и избавления от искушений и помыслов, терзающих нас, потому что только в свободе от них наша душа может прийти в здравое состояние и затем достигнуть бесстрастия и освящения.

Прочтем следующий отрывок из жития преподобного Нила, открывающий нам его подвиги в безмолвии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...