Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Однажды святой Нил послал ученика в Россано купить пергамент. Стефан вернулся не один, а со старцем по имени Георгий, из числа знатных и благородных жителей города.




не в силах что-либо есть. Он лишь немного утолял жажду водою, но и это доставляло ему сильные боли. И вот помысел говорит ему: «Если бы ты съел немного рыбы, то исцелился бы от недуга».

 

Преподобный Нил мужественно переносил болезнь, из-за которой не только ничего не ел, но даже воду глотал с трудом и сильной болью. И тут его стал беспокоить лукавый помысел: «Съесть бы мне сейчас кусочек свежей рыбы! Тогда у меня перестало бы болеть горло, и я снова смог бы есть, как прежде».

 

Более восьми дней он боролся с собой, не желая, чтобы этот помысел стал известен другим. Брань его была тем сильнее, что он каждый день видел, как мимо него идет один брат удить рыбу и потом возвращается с уловом. И вот однажды приходит к нему некий человек с корзиной, полной свежей рыбы, и просит его принять дар, говоря так: «Услышав о твоих подвигах и трудах, отче святый, вчера вечером я отправился ловить рыбу. Призывая на помощь твое святое имя, поймал я великое множество рыбы. Потому эта часть по праву принадлежит тебе».

 

Святой Нил никому не открывал своего помысла, опасаясь, как бы ему не пришлось уступить уговорам братий и поесть рыбы.

Если мы высказываем вслух свой помысел, это означает, что мы соглашаемся с ним. Мы словно подписываемся под ним красными чернилами и прилагаем личную печать. Но преподобный Нил никому не открывал своего помысла, хотя каждый день видел, как один из братьев возвращался с рыбалки с большим уловом рыбы.

Святой Нил боролся с помыслом восемь дней. Между тем пришел к нему один мирянин и поставил перед ним корзину рыбы. «Я услышал, — поведал он преподобному, — о твоих великих подвигах, и когда пошел ловить рыбу, призвал на помощь твое имя. И вот по твоим молитвам мне достался богатый улов. Рыба по справедливости принадлежит тебе. Прими ее от меня». Об искушении преподобного он, конечно, ничего не знал. Этого добросердечного человека Сам Бог послал к преподобному, ведь он был болен, а к тому же был нужен и Церкви, и людям.

Но как отнесся к этому предложению преподобный Нил?

 

Тогда блаженный и премудрый Нил, благословив его и горячо поблагодарив за труд, отпустил с миром. Помыслу же своему он ответил так: «Все это уготовал мне не Бог и не ангел Его, ибо я не из числа „боящихся Его“, чтобы Он творил волю мою[167]. Явно, что от диавола это дело. Понял враг, что стал я рабом своего вожделения, тогда как Писание говорит: „не пожелай" [168]. „Жив Господь" [169] — ничто из принесенного не войдет в уста мои! » Был тогда у него в гостях некий монах из дальних мест, которого преподобный очень любил за его прекрасный голос и сладкопение. Позвав его, преподобный дал ему всю корзину с рыбой и сказал: «Прими этот дар, который Сам Христос послал тебе». И тот, взяв корзину, удалился.

 

Преподобный Нил отнесся к человеку, принесшему ему рыбу, с большим почтением и любовью. Он поблагодарил его, благословил и только тогда отпустил. Однако своему помыслу он не уступил и сказал себе, что эту рыбу не мог послать ему Бог или ангел, ведь Бог исполняет лишь волю боящихся Его, «а я, — винил себя преподобный, — не боюсь Бога, потому Он, конечно, не станет исполнять мою волю. Значит, это не благословение от Бога, но ловушка сатаны, который увидел, что я стал рабом своего вожделения (да разве это назовешь вожделением? Простой помысел! - Авт. ), и послал мне рыбу. Но я не буду есть ее, потому что Господь заповедует нам не иметь желаний».

 

Бог, призрев на величайшее терпение и воздержание преподобного, явил Свою милость и исцелил его от боли и от недуга, наведенного лукавым. Нарыв прорвался и дал выход скопившемуся гною. Лишь только преподобный получил малое облегчение, он вернулся в пещеру и принялся за свои обычные подвиги, прилежа столь вожделенному для него безмолвию. Но, как и прежде, ему не было покоя от козней диавола, который скрежетал на него зубами и, если бы то было попущено Богом, лишил бы праведника жизни.

Однажды ночью преподобный Нил вошел в малую высеченную им пещеру, намереваясь исполнить свое обычное правило. Когда он пел псалмы и полагал поклоны — а время было летнее, и уже начинало светать, — вдруг видит перед собой диавола в образе эфиопа с дубиной в руке. Ударив преподобного по голове, диавол поверг его на землю и оставил полумертвым. Спустя час святой пришел в себя и понял, как безмерно враждует против него завистливый демон. Голова его сильно болела, левая сторона лица и левый глаз опухли и посинели, руки онемели и не двигались. Не мог святой даже подняться и закончить свое молитвенное правило.

Лежа на земле, он призвал Господа словами псалмопевца: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою»[170] и далее все стихи псалма. Еще долгое время не утихали лютые боли. Но святой не хотел обратиться к помощи лекаря, как многие ему советовали, потому что знал: раны, нанесенные диаволом, не могут быть уврачеваны руками человеческими.

 

Преподобный Нил так жестоко страдал, что не мог встать на ноги и закончить свое правило, но, лежа на земле, призывал Господа. В этом отрывке нас поражает рассудительность и самоотвержение святого: он делал то, что мог. Так он провел долгое время, стойко претерпевая лютую боль и тяжкие страдания от ран. Когда многие побуждали его призвать на помощь врача, он не соглашался. Святитель Василий Великий рассуждает в своих правилах о том, когда следует обращаться за помощью к врачам и когда этого делать не нужно[171]. Среди причин, не дозволяющих прибегать к врачебной помощи, есть и та, которая заставила страдать преподобного Нила: когда болезнь вызвана демонами. Действительно, какую пользу тут принесут человеческие средства?

В это трудное время святой Нил снова встретился с избранником Божиим, преподобным Фантином.

 

Время текло своим чередом, пока не наступил праздник святых апостолов. В этот день святые Фантин и Нил, подражатели апостолов и подлинные их последователи и чада, пришли в киновию, чтобы вместе отпраздновать память святых и насладиться взаимным общением. Во время всенощного бдения, когда все братья усердно внимали чтению из Писаний и отеческих наставлений, великий Фантин попросил преподобного Нила встать и прочесть похвальное слово апостолам, сочинение иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина, искусно написанное ямбическими стихами. Блаженный Нил, никогда не знавший, что такое преслушание, встал со всей готовностью и радостью, хотя и был наполовину расслаблен телом, и сотворил начало. Тут наведенная лукавым болезнь мало-помалу отступила от него.

 

Время шло, подоспел праздник святых апостолов, подражателями которых были преподобные Фантин и Нил. Они пришли на праздник в киновию. Выше, как мы помним, агиограф говорил, что преподобные походили на великих апостолов Петра и Павла, потому что любили друг друга и следовали по апостольским стопам.

Во время всенощного бдения святой Фантин попросил святого Нила встать и прочесть похвальное слово первоверховным апостолам. Преподобный никогда и помыслить не мог о преслушании, и потому он даже не подумал, что наполовину парализован и не может свободно двигаться. Лишь только услышав повеление преподобного отца, он немедленно встал и с готовностью начал читать.

 

Блаженный Нил неожиданно ощутил себя здоровым, но во время богослужения не стал никому говорить об этом. Лишь после отпуста утрени он поклонился праведному Фантину и поблагодарил его за то, что тот избавил его от искушения. Но преподобный Фантин приписал это чудо послушанию святого Нила и покровительству апостолов и воздал славу Богу, творящему чудеса.

 

Преподобный Нил, получив неожиданное облегчение, никому ничего не сказал до конца утрени. Затем он подошел к преподобному Фантину и, положив перед ним поклон, поблагодарил его как своего заступника и целителя. Но преподобный Фантин, хотя, несомненно, втайне молился о здравии святого Нила, утверждал, что причиной этого чуда были не его молитвы, а послушание святого Нила и предстательство святых апостолов.

Мы могли бы рассмотреть лишь самое основное в житии преподобного Нила — но как же притягательна вся его святая жизнь! Всякая подробность в его житии имеет смысл, и все совершенно. Поразмыслим теперь над тем, что мы узнали, и проверим себя, правильно ли мы созидаем наше монашеское жительство. Есть ли у нас те важнейшие начала, которые должны быть в жизни всякого монастыря, как некий фундамент? Если прочен фундамент, тогда и духовное здание блистательно, мощно, великолепно. А если фундамент плох, то все здание разрушится.

Первая основа духовной жизни — это радость. Церковь призывает нас всегда пребывать в радости, не ходить с мрачным видом, не предаваться ложной печали якобы ради Бога. Печаль по Богу, правильная и истинная, подаваемая Духом Святым, — это совсем не та печаль, которая подчас находит на нас из-за того, что мы удаляемся от Бога. Когда мы стоим на верном пути и приближаемся к Богу, тогда нам сопутствует радость и душевный мир.

Именно в атмосфере радости душа способна преуспевать, видеть Бога и наслаждаться Его присутствием. Эта духовная радость естественна для человека, а Святой Дух усовершает ее, так что она становится неоскудевающим, неотъемлемым даром Божиим. Совершенной радости предшествует дар слез. Слезы выражают глубокую боль души, стремящейся вернуться в рай и страдающей от того, что она пала, была изгнана из рая и оказалась здесь, на земле. Иными словами, это печаль, которую испытывает душа от сознания своего бессилия. Но она не лишает нас радости, напротив, приносит духовное веселие и дает вкусить сладости райской. Как невозможно дышать отравленным воздухом, так невозможно жить без радости. Печаль ради Бога и горячие радостотворные слезы усиливают радость, делают ее подлинной и постоянной.

Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути, и он не может быть настоящим монахом. Когда у тебя поднимается температура, то нет сомнения, что ты болен. Так же точно и в духовной жизни: если человек не чувствует радости, значит, с ним что-то не в порядке, и пусть не думает, что в печали выражается его любовь к Богу или что в его унылом настроении виноват ближний, трудности, погода, плохое здоровье... Виноват сам человек, он сам отдалился от Бога. Итак, радость — это краеугольный камень, без которого невозможно создать благополучный в духовном отношении монастырь.

Размышляя над житием преподобного Нила, мы видим еще одну отличительную особенность монашеской жизни. Это чувство мира Христова, которое тесно связано с радостью.

Мир Христов — глубинное чувство цельности человеческого существа. Оно возникает, прежде всего, благодаря полному единению и согласию трех сил души: мыслительной, желательной и раздражительной. Святой мир колеблется, когда колеблются силы души, когда теряется равновесие между ними. И это показывает, что человек уклонился с правильного пути в своей духовной жизни, что он уже не пламенеет любовью к Богу и не ощущает Его присутствия. Иными словами, в нем нет внутренней гармонии и единения с Богом.

Человек, потерявший душевный мир, потерял и Бога, потому что Божественная благодать уже не может коснуться его сердца и сам он не способен стать жилищем Божества. И происходит это потому, что владычественное начало, дух человека, призванный соединиться с Богом и привести к обожению всего человека, находится в разладе с прочими силами души.

Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком. Его душа увлекается земными наслаждениями, дух погрязает в них и впадает в плотское состояние. Такой человек, хотя создан парить в высоте, подобно орлу, ниспал на землю и пресмыкается, словно червь. Представьте, что орел не может взлететь и ходит по земле, в грязи. Может ли он не тосковать по небесным просторам? Может ли жить, как ни в чем ни бывало?

И только тогда человек ощутит былую свободу, когда придет Дух Святой, просветит его духовную тьму и восстановит единство его духовных сил — человек познает глубинные причины своей болезни, взыщет исцеления и обретет утерянную связь с Богом.

Потерять душевный мир мы можем и из-за того, что обособляемся от ближних и относимся к ним пренебрежительно. В этом случае мы рассекаем Тело Христово и в нашу духовную жизнь, которая сама по себе должна быть естественной и простой, проникает нечто противоестественное — отчуждение от ближних. Не ощущая единства и общности Тела Христова, мы не можем чувствовать присутствия Божия и Его благодатного мира внутри себя. Иными словами, самое малое разобщение с Богом или с любым человеком, равно как и самое малое неудовольствие на окружающий нас мир, природу, лишает нас мира Христова. Ведь вся тварь едина с Богом, признает своего Создателя и не терпит какого бы то ни было разлада и беспорядка в себе. Она стенает и мучится [172] вместе с человеком, отпавшим от Бога, стремится к воссоединению с Богом, к своему возрождению и желает видеть себя новым небом и новой землей [173]. И потому как только ты начнешь роптать и раздражаться на погоду: «Почему такой сильный ветер? Ох, эти бесконечные дожди! Какая ужасная сырость! » — или даже просто скажешь: «Зачем нужны на свете черви, ящерицы и змеи? », ты сразу потеряешь мир. Когда ты вступаешь в столкновение с тварью, которая ищет Бога и стенает, соединяя свои слезы со слезами всех святых, доколе не примирится с Богом в последний день[174], твоя жизнь звучит диссонансом со всей вселенной, ты отделяешься от природы и Бога.

Точно так же и в отношениях с людьми: если ты не поставишь себя наравне с последним грешником, не признаешь его частью своего собственного существа, ты никогда не сможешь почувствовать подлинного мира. Ты должен ощущать единство не только со всеми людьми, но и с самой малой букашкой, признавая, что Сам Бог соединяет и тебя и ее с небесами. Святой мир — это нечто более глубокое, чем радость, более прочное. Мир свидетельствует не только о том, каков я сейчас, но и о том, куда я иду, верен ли мой путь, какая у меня цель. Итак, критерий в духовной жизни — это радость, которая показывает, каково сейчас мое духовное состояние, и мир, который свидетельствует, что я иду верным путем. Если я не имею мира, значит, я сбился с пути. Дерзнем сказать, что даже грех не столь опасен, как потеря мира. Конечно, сам по себе грех — это величайшее оскорбление Бога и человека. Люди ищут успокоения в грехе, но никогда еще грех никому не приносил покоя. И если человек согрешил, то самое главное для него — немедленно отвратиться от греха и всей душой устремиться к раю. Тогда он обретет мир, а это важнее всего. Когда человек в мирном устроении, когда его душа спокойна и утешена, только тогда может загореться в его сердце тот огонек, который его просветит и откроет ему Бога.

Третья важная составляющая монашеской жизни, о которой необходимо сказать, — это свобода, свободное произволение. Бог создал нас не для рабства, Он создал нас для свободы[175], для той свободы, которую даровал нам Христос [176]. Однако свобода — это обоюдоострый меч, она ведет нас или в рай, или в ад. Свобода — это чувствительнейшие весы, показывающие, любим мы Бога или нет. Ведь человек может перемениться за одно мгновение: только что он был ангелом и вдруг превращается в демона.

Свобода позволяет нам добровольно избрать добро и затем, посвятив себя Богу, стяжать Божественную благодать. Человек Божий не может жить без свободы, но для него эта свобода заключается в том, что он добровольно предает всего себя Богу, порабощает Ему все свое существо.

Жизнеописатель упомянул о том, что преподобный Нил с полной свободой и радостью поработил себя игумену и братьям. Когда человек добровольно порабощает себя ради Бога, он проявляет высшую степень свободы. Если даже люди дадут мне полную свободу делать все что угодно, я все равно буду делать только то, чего хочет Бог. Пусть даже это будет трудно и болезненно, пусть это будет равнозначно смерти или мученичеству, нет для меня иного пути, кроме такой смерти, если я поистине свободен. Доказательство истинной и совершенной свободы — это, по апостольскому слову, сражаться до крови, подвизаясь против греха [177]. Вы еще не противостали греху до крови, до смерти, вы еще не умерли, укоряет апостол евреев.

Итак, третья основа нашей жизни, совершенная свобода, — это пролитие крови, смерть ради Христа. Свобода совершенна тогда, когда человек проливает кровь, полностью предавая себя в руки Божии. Примером такого самоотречения может служить отец Тихон, духовник преподобного Паисия Святогорца, человек святой жизни. Он имел такой дар слез, что собирал их пригоршнями и орошал крест, стоявший у него в келье. Так он выражал свою скорбь, свое чаяние будущего воскресения и освобождения от плоти. Он страдал от того, что жизнь его продолжалась, ему хотелось стать свободным даже от этой земной жизни[178].

И если мы хотим стать поистине свободными, мы должны в своем произволении подражать мученикам, которые в собственных руках приносили Христу свои отсеченные головы. Свободен не тот, кто делает все, что хочет, но тот, кто, имея возможность делать все, что хочет, добровольно проливает свой пот и кровь у ног распятого Господа в надежде достигнуть воскресения.

Что же еще необходимо нам для того, чтобы быть подлинными монахами и действительно жить между небом и землей, поселившись в пещере, взойдя на столп или просто затворившись в своей келье? Нам нужно отрешиться от всего земного по примеру преподобного Нила, который не помышлял ни о чем скоропреходящем с того самого момента, как решил стать монахом, до последних мгновений жизни. Бодрствовал ли он, дремал или спал — он жил в другом мире. Даже в час самой мучительной брани он пребывал с живым Богом, чувствовал, что над ним простерта благословляющая десница Божия.

Именно такой да будет и наша монашеская жизнь: отрешимся от всего земного, будем всегда пребывать с живым Богом, преодолеем законы природы, покоримся велениям Святого Духа и закону благодати. Монах руководствуется не человеческой волей, не человеческими законами, а внушениями, веяниями Святого Духа, Божиими установлениями. Монах живет не для этого мира и не в этом мире. Он освободился от всех земных пожеланий и переживаний, он готов совершенно умертвить свою плоть, всякое человеческое чувство, всякую земную радость, чтобы стать выше всего мирского.

Если монах свободен от всякой привязанности к земному, он может достичь полного соединения со Христом во едино тело и един дух, то есть обожения. Мы достигаем обожения как через непрестанное причащение, вкушение Тела и Крови Христовых, так и через причастие Божеству в непрестанной умной молитве — самом совершенном духовном делании.

Смеюсь ли я или плачу, работаю или отдыхаю, поднимаюсь на гору или иду в храм, помогаю кому-то или беспрекословно оказываю послушание, всегда соглашаясь с мнением ближнего, даже если он мне скажет, что осел летает, — все это я делаю для того, чтобы моя внутренняя молитва достигла своей полноты, чтобы мой ум был восхищен к Богу и вся моя жизнь совершенно изменилась. А произойдет это тогда, когда Бог войдет в мою бренную и ничтожную плоть, иными словами, когда Он наделит меня Своими божественными свойствами. Как только я войду в духовный мир, а Бог войдет в меня, моя тленная жизнь превратится в нетленную, небесную; еще здесь на земле я буду носить в себе Царство Небесное.

Духовная жизнь — это, в сущности, преодоление времени и выход за границы бренного мира, это смерть для всего тленного и предвкушение жизни будущего века. Поэтому полный покой я могу найти только в жизни будущего века, только там исполнятся все мои желания. А до тех пор, пока я живу в мире сем, если, конечно, я подлинный монах, ничто не может меня привлечь или удовлетворить, так чтобы я сказал — все, хватит, нечего больше и желать. Нет, всю свою жизнь я буду видеть себя ничтожным лжецом, даже если я настолько преуспел, что мне наяву являются ангелы и архангелы. Видя свою ничтожность, я не смогу произнести ничего иного, кроме тех слов, что нередко говорили о себе подвижники: «Лжец я и лжива моя жизнь». И действительно, только Бог верен, а всякий человек лжив [179]. Истинным я стану только тогда, когда переселюсь в мир иной, когда все видимое будет упразднено и исчезнет, когда я буду видеть Бога лицом к лицу и царствовать с Ним, а Бог будет царствовать со мной[180].

Пока я не достигну истинного отечества, разве для меня будет существовать в этой земной жизни что-либо радостное или скорбное? Смерть отца, гибель близких, нищета, бесчестье или же достаток, похвалы от окружающих — какое все это имеет значение? Если и могу я о чем-то скорбеть, то лишь о своей греховности. Но даже и моя греховность не должна всецело занимать мое внимание. Все мое существо должно быть обращено к Богу. Ни земля, ни небо, ни высота, ни глубина, ни мой успех или неудача — ничто меня не интересует. Совершенно ничто.

Единственное, что меня интересует, — когда же я достигну горнего мира, когда же настанет совершенное [181], когда все: и жизнь, и смерть, и я сам — будет положено к ногам Иисуса Христа. Отец, Который сказал Своему Сыну: Седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих [182], когда-то возложит все на небесный жертвенник и отдаст Сыну, а Сын воссядет на Свое законное место одесную Отца, как нам возвещают пророческие слова Псалтири. Только после всего этого я смогу успокоиться и сказать: Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и [183]. Ради этого я подвизался, ради этого уставал. Ныне отпущаеши раба Твоего [184], Боже мой, теперь я спокоен. И это ныне отпущаеши станет вечностью, потому что исчезнет время, история, вселенная, упразднятся предания, учения, подвиги. А что же останется? То, что не имеет конца, — Бог и все, что освещается светом Его трисолнечного Божества. Звезды небесные исчезнут, поглощенные Божественным сиянием, потому что все станет единым в Боге. Это райское состояние, будущее духовное совершенство и есть единственное упование истинного монаха.

На этом прочном основании монах должен созидать свою внутреннюю жизнь, к этому должен устремлять взоры своего сердца. Но прежде чем мы достигнем горнего мира, давайте сделаем так, чтобы жизнь наша стала непрестанным поклонением распятому Господу, поклонением в мирном духе, стяжание которого есть величайший подвиг. Человек, приобретший мирное состояние духа, громогласно вопиет к Богу: «Благослови меня, Боже мой! » Ежедневно предстоя пред Богом, будем видеть перед собой распятого Христа, Который, как говорится в житии преподобного Нила, «отнимает от креста Свою десницу» и благословляет ею наше бренное существо, чтобы уже ничто не привязывало нас к этой жизни и не препятствовало восходить в Царство Небесное.

 

* * *

 

Мы уже читали о первом послушнике преподобного Нила. После этого брата к святому пришел второй послушник, деревенский юноша лет двадцати, сын бедных родителей. Звали его Стефаном. В отличие от первого ученика, Стефан остался со святым отцом, а со временем и сам достиг святости.

 

Однажды святой Нил послал ученика в Россано купить пергамент. Стефан вернулся не один, а со старцем по имени Георгий, из числа знатных и благородных жителей города.

 

Отправившись в город, Стефан встретил там человека пожилых лет по имени Георгий, который принадлежал к числу благородных, знатных и влиятельных жителей Россано, был женат и имел семью. Георгий попросил Стефана отвести его к блаженному Нилу, и вместе они пришли в пещеру преподобного.

 

Святой Нил спросил гостя, для чего он пришел, и Георгий начал свой рассказ: «Недавно, когда я был у себя дома и размышлял о суете жизни и своих грехах, мной овладели страх смерти и тревога о том, какой ответ я дам в день суда. Размышляя об этом, я погрузился в легкий сон. И вот вижу я себя входящим в город через великие ворота, рядом с которыми возвышается храм святых апостолов Петра и Павла. Услышав доносящееся из храма дивное божественное песнопение, подобного которому ранее мне слышать не доводилось, я тотчас поспешил войти внутрь, желая увидеть поющих. Что же предстало моим очам? Алтарь храма был полон облеченных в белые ризы прекрасных ангеловидных юношей, среди которых находился и ты, отче. А на архиерейском троне восседал молодой, подобно солнцу сияющий небесной славой Архиерей, красоты столь необыкновенной, что и описать невозможно. В то время как я взирал на эти прекраснейшие лица и внимал сладкозвучному пению, я заметил, что сидящий на троне сделал знак, после чего ко мне подошли два мужа в белых ризах и сказали:

Иди, Владыка зовет тебя.

С великим страхом я направился к Епископу, встал перед Ним и услышал, как Он обратился к тебе с такими словами:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...