— Ступай и постриги его. И ты постриг меня в монахи. После этого я тотчас проснулся и начал сомневаться во всем увиденном, рассуждая так: „Что ни говори, а этот сон всего лишь плод моего воображения. Он не от Бога, ведь мне и в голову не приходило станови
— Ступай и постриги его. И ты постриг меня в монахи. После этого я тотчас проснулся и начал сомневаться во всем увиденном, рассуждая так: „Что ни говори, а этот сон всего лишь плод моего воображения. Он не от Бога, ведь мне и в голову не приходило становиться монахом". Однако я решил для себя: если в течение этого дня в мой дом придет какой-нибудь брат из окрестных монастырей, значит, подлинно есть воля Божия стать мне монахом. А если никто не придет, значит, этот сон не от Бога и не нужно обращать на него никакого внимания. В глубоком раздумье я вышел во двор и увидел стоящего там брата Стефана. Узнав, для чего он пришел в город, я поспешно уладил все свои дела и вот, пришел к тебе, честный отче. Теперь поступи со мной, как угодно Богу и твоей святыне».
Посмотрите: хотя Георгий никогда не помышлял о монашестве и, кроме того, был уже немолод, имел семью и принадлежал к аристократическому кругу, он, тем не менее, поспешил узнать, чего же хочет от него Бог. Георгий не стал принимать решения самостоятельно. Ведь в этом случае оно отвечало бы наклонности его сердца, которое было привязано к жене и дому. Не забывайте, что Георгий был к тому же городским начальником. Итак, мы видим, что Георгий полностью доверился Богу и отказался от всякого права самому решать свою судьбу. Испытав волю Божию, он тут же оставил все и пришел к святому Нилу, целиком предавая себя ему и Богу.
Выслушав рассказ Георгия, богоносный отец наш Нил ответил ему так: «Мы, честнейший брат, пребываем в этой пустыне не потому, что мы добродетельны и любим Бога. Просто нам не под силу понести бремя общежительной жизни, и потому мы удалились от людей, словно какие-то прокаженные и нечистые. Конечно, ты хорошо сделал, что внял внушенному тебе Богом и решил позаботиться о спасении своей души. Ступай же в киновию, там ты найдешь покой душе и телу». Но как алмаз не сокрушается под ударом молота, так и Георгий нисколько не соблазнился от этих слов блаженного отца, который хотел его испытать.
Видя, что Георгий нисколько не смутился от услышанного, преподобный Нил позволил ему остаться рядом с собой в пещере на одну неделю, ожидая, что старчик за это время устанет от подвижнических трудов и измучается от голода. Какую же цель преследовал святой отец, это мы узнаем из дальнейшего повествования.
С наступлением воскресного дня, когда монахи в общежительных монастырях позволяют себе на трапезе некоторое утешение, святой Нил вместе с Георгием отправился в монастырь, называемый Кастеллановым. Там они вдоволь насытились обильной трапезой, выпили и вина, впрочем, не больше меры. Когда же они встали из-за стола, преподобный Нил обратился к своему пожилому спутнику: — Господин Георгий, побудь немного здесь. Я схожу навестить некоторых братьев и вернусь. Сказал же он так с намерением оставить старчика в этом монастыре. Но Георгий понял замысел преподобного и немедленно возразил: — Незачем, честный отче, мне здесь оставаться, ведь куда идет хозяин, туда бежит и пес. Восхищённый словами Георгия, блаженный Нил взял его с собой, и они возвратились в пещеру, став с этого момента единой душой в двух телах. На обратном пути Георгий обратился к святому: «Честный отче, неужели ты полагаешь, что мой дом не был полон всех благ, всяческой роскоши и довольства, и потому думаешь прельстить меня, как ребенка, обильной трапезой? Будь уверен, ты не напугаешь меня ни воздержанием, ни другим каким злостраданием. Ведь я в своей жизни много плавал по морю и объездил много стран, так что всего мне довелось отведать: и страданий натерпеться, и счастья повидать. Кроме того, Бог по твоим святым молитвам может дать мне силы все претерпеть ради Его любви, как прежде я все терпел ради мирской славы. Не пытайся же меня прогнать от себя, отче. Бог послал меня к тебе, и потому разлучиться нам невозможно». Когда великий отец услышал эти слова, он расположился еще большей любовью к Георгию и впредь почитал его как отца.
Поразительное смирение Георгия, который решился всего себя предать Богу, напоминает нам о евангельской хананеянке[185]. Как Богу не благословить такого человека! И как духовному отцу не трепетать и не утешаться, видя такое смирение ученика! Поэтому преподобный взял с собой Георгия, и они вместе вернулись в свой аскитирий, став с этого дня единой. душой в двух телах. Так блаженный Нил принял на свои плечи заботу еще об одном ученике.
А Георгий, в свою очередь, полностью доверившись наставнику и уверовав в то, что с его помощью обретет Царство Небесное, возлюбил его как Самого Бога. Когда блаженный Нил наставлял его или толковал Писания, Георгий принимал слова наставника с такой радостью и с таким сердечным расположением, что мог вместе с псалмопевцем воскликнуть: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда у стом моим»[186]. Поэтому-то он и смог мужественно понести неизреченные тяготы подвига наравне с блаженным Нилом, хотя только что обратился от мирского обычая, тогда как многие, приходя к преподобному с намерением все терпеть, вскоре отступали и возвращались в мир.
Мы видели, как Георгий был призван к монашеству. Давайте же поразмышляем над тем, почему люди вообще становятся монахами, что побуждает их к этому. Случай с Георгием, обратившимся к монашеской жизни в старости, является скорее исключением, потому что очень редко можно встретить человека с такой пламенной любовью к Богу, какая была у него. Гораздо чаще встречаются люди, которые всю жизнь думают о монашестве, но монахами так и не становятся. Если же и становятся, то ведут столь расслабленную жизнь, что хочется сказать: «Лучше бы ты остался мирянином». Какими же путями Господь призывает людей к монашеству? Некоторые люди чувствуют внутреннее стремление к монашеской жизни. Другие по самому душевному складу любят тишину, имеют склонность к молчанию, к повиновению. Они видят, что монастырь идеально подходит к настроению их души. Они могли бы и в миру подчиняться начальнику на работе, молчать и не отвлекаться на излишние попечения, но они избирают совершенное — богоугодное жительство в монастыре.
Другие люди идут в монастырь по своему убеждению. Прежде чем решиться на этот шаг, они всё точно логически оценивают, взвешивают все за и против и, наконец, приходят к выводу, что ради того, чтобы не наделать ошибок и избрать правильный жизненный путь, нужно пойти в монастырь. «Бог привел меня в эту жизнь для того, чтобы я Его любил, — рассуждает такой человек, — и Он хочет моего спасения. Где же легче спастись: в миру или в монастыре? Конечно, в монастыре, ведь монашеская жизнь — самый верный путь на небо. Решено, иду в монастырь». Некоторые люди рассуждают несколько иначе: «Конечно, брак благословен Богом, но что Ему угоднее: брак или девство? И что говорит Церковь? Вне сомнения, Богу, как и всем святым, угоднее монашеское жительство. Да и Церковь почитает и возвеличивает монашество, потому что оно настолько выше брака, насколько небо выше земли. Нечего сомневаться, становлюсь монахом». В конечном итоге, и те, кто рассуждает логически, и те, кто желает исполнить волю Бога и Церкви, становятся монахами. И эти люди, безусловно, могут преуспеть в монашеской жизни. Однако для этого им нужно приложить немало усилий, потому что их привело в монастырь не влечение сердца, а убеждение. Ведь обычно нам легко дается лишь то, чего мы хотим, к чему лежит у нас сердце, а выбор этих людей был продиктован не их желанием, а объективной необходимостью поступить правильно. Они принудили свое сердце подчиниться разуму и полюбить то, что он признаёт за благо. Кроме того, некоторых людей приводит в монастырь жажда покаяния. Подвергшись падению, они чувствуют горячее желание посвятить остаток дней покаянию и думают так: «Раз я согрешил, то нет для меня ничего лучше, чем стать монахом, потому что монашество — совершеннейший способ богоугождения». Подобные случаи известны с древних времен: когда кто-то впадал
в блуд или прелюбодеяние, он ради покаяния поступал в монастырь, потому что монашеское жительство — высший путь покаяния, монахи ведут девственную жизнь, что выше простого целомудрия в миру. Например, один старец дал такой ответ мирянину, покаявшемуся ему в грехе прелюбодеяния. «Если хочешь спастись, — посоветовал он ему, — ты должен строго поститься столько-то лет, делать столько-то земных поклонов и впредь хранить супружескую верность. Если же ты желаешь поистине угодить Богу и загладить свою вину, становись монахом». И действительно, этот человек стал монахом. И наконец, мы имеем перед собой пример призвания к монашеству Георгия. Женатый мирянин знатного происхождения внезапно оказывается на перепутье: перед ним открывается новый путь, о существовании которого он даже не подозревал. Он никогда и не думал о том, что может стать монахом, но пламенная любовь к Богу внушила ему эту спасительную мысль. Если же человек любит Бога, нет сомнений — он победит и преодолеет все препятствия на пути к Нему. Преодолеет их и тот, кто смотрит не столько на свои грехи, сколько на Бога, и кается в том, что огорчает Его. Мы видим, что Господь призывает людей к монашеству разными путями. Конечно, если человека приводит в монастырь желание принести покаяние, восстановить подлинную связь с Богом, то это самый совершенный путь, настоящее монашество. Безупречен и такой призыв, когда человек идет в монастырь из желания сохранить свое девство, непорочность. Человек желает уберечь свою душу от развращения, последовать за Христом всем своим существом, устранившись от влияния мира и греха, предать себя в руки Творца таким, каким Он привел его в этот мир, и тем самым восстановить в себе первозданную праведность. Что может быть прекраснее этого? Два последних призвания: когда Бог призывает человека ради покаяния в грехе или ради сохранения девства и чистоты, — имеют огромную силу и производят переворот в душе человека. Можно добавить, что некоторых людей Бог призывает через чтение Священного Писания или через различные жизненные обстоятельства, которые посылаются человеку по особому смотрению Божию. И вообще несомненно, что Бог всем людям дает возможность стать монахами: нет такого человека, который был бы совершенно неспособен к монашеской жизни. Однако не каждый может почувствовать этот божественный призыв и ответить на него. Только люди особенно чуткие и восприимчивые усматривают призыв Божий в тех или иных обстоятельствах своей жизни. Остальные же не понимают путей Промысла и любви Божией. Так, человек может в первый раз оказаться в монастыре, поразиться величием монашеской жизни и вдруг решить: «Зде вселюся! [187] Не напрасно же Бог привел меня сюда». Тогда как другие в монастыре днюют и ночуют, но им и в голову не приходит, что это Бог направил их стопы сюда, призывая к монашеству.
Но что такое монашеское призвание по сути, в повседневном выражении? Это жизнь с определенным человеком, старцем-игуменом, который становится для монаха зримым Богом. Откликнуться на призыв Божий, стать монахом означает не что иное, как вступить в брак с Самим Богом через определенного человека. Между старцем-игуменом и послушником образуется нерасторжимая связь. Как же это происходит? Союз между послушником и игуменом заключается очень просто, в житии преподобного Нила об этом говорится так: «’’Может Бог по твоим святым молитвам дать мне силы все претерпеть”. Когда великий отец
услышал эти слова, он с любовью принял его». В этот самый момент и был заключен союз между Георгием и преподобным Нилом. Сколь проста, приятна, сладостна и богоугодна монашеская жизнь! Стоит человеку увидеть ее красоту, почувствовать ее сладость, как он уже не сможет думать ни о чем ином, желать или искать чего-то другого. Она полностью завладеет его душой и сердцем, только ею он будет увлечен, только ей посвятит все свое время. Именно это случилось с Георгием: увидев во сне чудесное видение, он пришел к преподобному Нилу и стал монахом, хотя раньше ему и в голову это не приходило. Нечто подобное произошло и со всеми нами. Многие из нас никогда и не думали о том, чтобы стать монахами, и, тем не менее, один увидел какой- то поразительный сон, другой услышал или прочитал запавшие в его душу слова Священного Писания, третий с детских лет общался с монахами — так все мы познали Бога и приняли постриг от игумена. Любой призыв к монашеской жизни можно сравнить с тем сном, который Бог навел на Адама, чтобы отнять у него ребро и сотворить Еву[188]. Вот как мы можем истолковать это место из книги Бытия: Бог наводит на нас сон и в это время отнимает наше сердце, испорченную волю, мечты, желания — всё, и дает нам Церковь, словно вторую Еву, говоря нам, что отныне нашим телом и нашим будущим распоряжается Церковь. Именно такого усыпления и сна, такого призыва к постригу желали и все мы — и Бог, действительно, сподобил нас получить постриг, открыл нам монашеский путь. Пусть же из наших сердец ежедневно изливается славословие Богу, чтобы когда-нибудь мы смогли проникнуть в смысл этого Божественного таинства и уразуметь, как Бог открыл нам глаза и вывел из мира, избавив от сетей мирской суеты. Понимаете ли вы, что монашеский постриг — это проявление высочайшей любви Божией, это откровение истины, посылаемое нам Самим Богом? Понимаете ли вы, что во время пострига Господь наш Иисус Христос изливает на нас потоки Своей благодати, уделяя от великого богатства, сокровенного в Его Божественных недрах? Постриг — это настолько великое событие, что, я думаю, невозможно до конца понять его смысл и значение. Мы живем в любви Божией, окруженные несметными духовными сокровищами, и даже не осознаем этого. Мы шутим, смеемся и не понимаем, какое великое таинство совершил Бог в нашей душе. Будем же молиться и просить Бога о том, чтобы Он просветил наш ум к постижению «содеянного» в нас, как поется в одном из припевов девятой песни канона на праздник Сретения Господня[189]. Ведь человек, еще мыслящий по-мирски, неспособен понять это таинство, имеющее столь великое значение. И потому я желаю всем нам хотя бы в старости уразуметь дела Божии, совершенные в нас.
* * *
Мы уже говорили о том, что для достижения спасения человеку мало одного желания, нужно еще и деятельное, свободное участие его воли в деле спасения. Но какая же разница между желанием, внутренним расположением и волей, как они связаны между собой? Воля человека, его произволение, от которого зависит, будет ли он духовно свободным или поработит себя греху, это некое внутреннее стремление, находящееся в глубине нашей души, подобно уходящему вглубь земли корню. Такое стремление обычно называют расположением. Оно представляет собой устремленность к чему-то, намерение, которое человеку предстоит сознательно принять и усвоить себе, после чего оно как бы облекается в плоть, обретает бытие. Когда у человека нет расположения к чему-то, то, как ни старайся, ты не сможешь пробудить в нем интерес к этому. Например, если ты начнешь говорить человеку, нерасположенному к духовной жизни, о любви Божией, о том, что Христос пролил Свою кровь и был распят за него, его это нисколько не тронет. Другой родился в христианской семье, но с юного возраста стал предаваться греху, жить в беззаконии. Говори ему сколько хочешь о красоте девства, он ничего не поймет. Твои слова не найдут никакого отклика в его душе, никаких точек соприкосновения. Поэтому расположение можно назвать отправным пунктом, началом и корнем, из которого в дальнейшем должно произойти желание и решение исполнить это желание. Осознав, что мы имеем расположение к монашеству, мы должны постараться усвоить себе это расположение, сделать его по-настоящему своим. Ведь бывает, что иной человек и хочет стать монахом, но не решается, например, потому что боится отдать себя в послушание старцу-игумену. Ему кажется, что игумен недостаточно свят, он опасается за свое будущее, не зная, чем обернется для него такое послушничество и подчинение. Другой человек боится, что в монастыре ему придется уставать или будет очень скучно. Такие люди имеют расположение к монашеству, но не становятся монахами, потому что не усваивают себе это расположение. Существует много способов усвоить себе расположение, но сейчас у нас нет возможности подробно разбирать эту тему. Я хотел бы сказать только об одном: чтобы не потерять такое расположение, самое главное и наиважнейшее — отнестись вдумчиво к этому призванию, не пренебречь им. Именно так поступил Георгий, после того как увидел во сне видение. Он мог бы просто сказать: «Все это игра воображения, я ведь женат, и к тому же немолод». Однако он не отмахнулся от увиденного, но серьезно задумался, не от Бога ли это. Итак, для того чтобы наше расположение укрепилось, нам нужно отнестись к нему серьезно и хорошенько вникнуть в то, что с нами происходит. После того, как мы сознательно обратим внимание на свое расположение, нам нужно пойти дальше и принять окончательное решение. На этом этапе мы сначала будем испытывать колебания между «да» и «нет», внутреннее раздвоение, которое, в конечном итоге, должно привести к принятию решения. Только тогда мы обретем внутренний мир. Конечно, человек свободен ответить и «нет». Ведь если у меня есть расположение или желание стать монахом, это еще не значит, что я обязательно им стану. И надо признаться, что, как правило, люди принимают решение не в пользу монашества, потому что все мы ищем более легкой жизни, хотим, чтобы всё было по-нашему, шло привычным путем. Как вода течет по желобку вниз, так и мы устремлены не горе, а долу. Есть, конечно, люди, которые решаются отречься от себя и устремиться горе. Они кладут конец всем сомнениям и нерешительности и принимают героическое решение. Однако и этого еще недостаточно — можно решиться стать монахом, но так никогда и не стать. Здесь мы подходим к третьему этапу развития нашей воли — возделыванию. Повторю вкратце: сначала в нас возникает простое расположение, потом мы устремляем к нему свое внимание, изучаем его, затем испытываем колебания и кладем им конец, принимая окончательное решение. После всего этого наступает новый этап — возделывание. Для того чтобы наше решение не оказалось пустым, но принесло плод, нам нужно «возделать» его, иначе наше произволение окажется необработанной землей, неспособной плодоносить. Что же мы должны сделать? Найти людей, которые смогут укрепить нас на монашеском пути, и подходящее место для подвига: мы должны сделать всё, чтобы огонек, возгоревшийся в нашей душе, превратился в мощное пламя. И прежде всего, нужно оградить и защитить себя от мира и его пагубного влияния, потому что божественное желание, зародившееся в нас, чуждо миру, человеческим обычаям, плотскому устроению и тщете этой жизни. И мы должны быть очень бдительны, чтобы мирской дух не увлек нас и не лишил самого расположения к монашеской жизни; но, главное, вверимся Богу, Который Один может покрыть нас от всякого зла Своей благодатью. Когда Бог откроет нам, сколь прекрасна и вожделенна монашеская жизнь, и мы полюбим ее всем сердцем, тогда нам нужно начать изучать и познавать ее на своем опыте, ведь у нас еще нет подлинного знания о ней. Мы должны стать любомудрыми в святоотеческом смысле этого слова, потому что, как говорит Василий Великий, монашеская жизнь — это жизнь любомудрая[190]. Наконец, человек приходит к выводу, что теперь он должен решительно встать на монашеский путь, отречься от себя и посвятить свою жизнь Богу. Теперь от него требуется постоянство в трудах и подвигах, обращение всего существа, всей силы воли к избранному пути. Конечно, некоторые люди обладают волевым характером, но и им, чтобы решиться на монашество, необходимо пройти все описанные нами этапы внутренней борьбы. Воля, как печать, налагается на все предыдущие этапы и является своего рода предохранительным клапаном[191], который защищает наше внутреннее расположение, делает его крепким и постоянным. Таким образом, воля человека состоит из двух составляющих: внутреннего желания и осуществления его на деле, что в нашем случае означает отречение от себя ради трудов подвижничества. В этом смысл слов Христа: Если кто хочет идти за Мною [192]. Так можно понять и притчу о сеятеле, в которой перечисляются разные состояния людей: многие добровольно приняли семя, но на этом и остановились, не усвоили его себе. Повторю еще раз, что Господь призывает каждого человека: каждый верующий призван к совершенству, а значит, и к монашеству, потому что совершенство достигается в монашеской жизни. Любой верующий христианин может стать прекрасным монахом. Но что для этого нужно? Во-первых, захотеть, обратить к этому свое расположение, и, во-вторых, избрать, предпочесть этот образ жизни, решиться отречься от себя. В этом наша абсолютная свобода, и смотрите, что она нам дает! Когда мы решаемся последовать за Агнцем Божиим, куда бы Он ни пошел, и поработить себя Ему, тогда мы освобождаемся от страстей, греховных желаний и всего мирского. Где наш Господин и Владыка, там и мы. Ибо девственники, — говорит Апокалипсис, — следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел [193].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|