Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)




Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)

(упражнение выполняется индивидуально)

Для выполнения упражнения понадобятся листы ­для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (че­ловеке), которая вызывает максимальное чувство гне­ва, агрессии с их стороны.

2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (ча­сти) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсуди­те это с ребенком.

3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощу­щениях, спросите его: «На что похож твой гнев? », «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина? ». Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, прояв­ляя при этом искренний интерес, и отметить:

что изображено на рисунке;

что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок;

5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство де­тей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:

что он чувствует, когда рисует новый вариант;

попросить поговорить от лица нового рисунка;

каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика.

Отечественный психолог И. Фурманов рекомендует не мешать им, поскольку, чем полнее они выс­кажутся, тем более это будет способствовать измене­нию образа в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.

Ролевая игра

 «Агрессор и жертва»

Ход игры:

1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (об­стоятельств), в которых ребенок, как правило, вы­бирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т. п. );

2) выберите ту из них, которая является наиболее ти­пичной для данного ребенка, и проиграйте ее вмес­те с ребенком. Причем в первом варианте игры ре­бенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психо­лог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить мане­ру. невербального повёдения «агрессивного» ребен­ка (его позу, интонацию, взгляд), а также использо­вал в игре типичные для данного ребенка выраже­ния (слова) и манеру физического агрессивного по­ведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:

- как он себя чувствовал в роли жертвы;

- что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;

- изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;

- если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктив­ным, менее агрессивным;

- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;

- закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.

 

Игры

«Мне в тебе нравится... »

Упражнение выполняется в небольшой группе (5-­6 человек).

Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или не­большая мягкая игрушка.

Ход игры:

1) дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравит­ся.. ». Закончить фразу нужно комплиментом. По­ложительно отметить можно цвет глаз, волос, де­таль одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т. п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует зам­кнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;

2) через несколько секунд (8-10 сек. ) ведущий воз­вращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится... », заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;

3) не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:

- получали клубок и слышали в свой адрес комп­лимент;

- сами передавали его и говорили комплимент со­седу;

- что было для них труднее, а что проще;

- что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказать­ся, будет держать в руках клубок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...