Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)
Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины) (упражнение выполняется индивидуально) Для выполнения упражнения понадобятся листы для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина). 1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны. 2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком. 3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев? », «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина? ». Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства. 4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить: что изображено на рисунке; что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев; может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний); изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок; 5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком. Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:
что он чувствует, когда рисует новый вариант; попросить поговорить от лица нового рисунка; каким стало его состояние теперь. 6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Отечественный психолог И. Фурманов рекомендует не мешать им, поскольку, чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом. Ролевая игра «Агрессор и жертва» Ход игры: 1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т. п. ); 2) выберите ту из них, которая является наиболее типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психолог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру. невербального повёдения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком: - как он себя чувствовал в роли жертвы; - что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем; - изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности; - если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;
- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты; - закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.
Игры «Мне в тебе нравится... » Упражнение выполняется в небольшой группе (5-6 человек). Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка. Ход игры: 1) дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится.. ». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т. п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила; 2) через несколько секунд (8-10 сек. ) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится... », заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему; 3) не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда: - получали клубок и слышали в свой адрес комплимент; - сами передавали его и говорили комплимент соседу; - что было для них труднее, а что проще; - что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|