Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвижная игра «Человечки».




Воспитатель называет вещество, а дети изображают че­ловечков, живущих в нем.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ

Человек — существо социальное. Он реализует себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми. Работа старшего воспитателя — это постоянное взаимодействие со всеми членами педагогического коллектива: с педагога­ми, детьми и их родителями. Это разный возрастной состав, поэтому к каждому нужно применять индивидуальный подход. От качества вашего взаимодействия будет зависеть и качество методической работы. Поэтому'взаимодействие со всеми членами педагогического коллектива должно стро­иться на этической основе.

Этика взаимоотношений

/ Никогда не вступайте во взаимодействия в состоянии гнева, злости, раздражения. В гневе человек ничего не видит и не слышит, все его поступки необъективны.

/ Не навязывайте своего состояния другому человеку. Например: «Вы плохо выглядите, случайно не забо­лели?» На такое заявление отвечайте: «Ошибаетесь, я здорова!»

/ Не проявляйте бесполезную жалость: «Бедная ста­рушка!» Лучше помогите ей. Добрые поступки при­носят радость обеим сторонам.

У Не ввязывайтесь в критику или спор. Не всегда в спо­ре рождается истина, если в этом вопросе вы неком­петентны.

/ Не перемывайте «косточки» другим. Вам было бы приятно, если бы их перемывали вам? Никогда


Настольная книга старшего воспитателя


Взаимолействие в коллективе


 


не поступай с другим так, как не хотел бы, чтобы так поступили с тобой.

Об обсуждении других хорошо сказано в «Молитве индейцев племени сиу»: «О Великий Дух, огради меня от высказывания суждений и обвинений по отноше­нию к человеку, пока я не проходил в его мокасинах две недели».

/ Не убегай от проблемы в одиночество, она догонит тебя. Человек не может долго находиться в одиноче­стве, ему нужно общение с подобными.

/ Качество вашей жизни зависит от качества ваших отношений к другим людям.

/ У каждого человека с разными людьми разная дис­танция общения. Но только близкие взаимоотноше­ния делают хорошие времена еще более приятными, а трудные периоды — более легкими.

/ Не приписывайте свои мысли другим.

/ Ошибаться — это человеческое, прощать — божест­венное. Освобождайте сердце от ненависти, обиды, злобы, тогда в нем появится пространство для любви.

Уроки гусей

Текст «Уроки гусей» был записан Анджеес Амиен на конференции сети организаций по денежному развитию в 1991 г. (Журнал «Обруч». 2007. № 3).

Главная идея в том, чтобы осуществлять лидерство, делить трудности между собой, помогать друг другу и дер­жаться вместе. Таков закон природы, и ее урок в том, как добиться успеха. И мы тоже должны жить по этому закону.


Факт 1

Каждый гусь, взмахивая крыльями, создает подъемную силу для птиц, следующих за ним. Летя клином, вся стая создает область полета на 71% больше, чем если бы каждая птица летела в одиночку.

Урок 7

Люди, следующие в одном направлении и способные к взаимной поддержке, могут быстрее и легче достичь своей цели, двигаясь «в зоне тяги» друг друга.

У жителей Средней Азии есть пословица: «Дружно за дело взяться и пустыня зацветет».

Факт 2

Когда гусь отделяется от стаи, он чувствует сопротив­ление среды, поэтому возвращается назад, чтобы восполь­зоваться преимуществом подъемной силы, создаваемой птицей, летящей перед ним.

Урок 2

Если бы у нас было столько же здравого смысла, сколько у гусей, мы бы тоже держались вместе с теми, с кем нам по пути. Мы охотно принимали бы помощь и помогали тем, кому нужна поддержка.

Факт 3

Когда гусь-вожак устает, он смещается назад, в глубь стаи. Его заменяет другой, который становится во главе клина.

Урок 3

Стоит выполнять сложные задания по очереди и делить ответственность с другими. Так же, как гуси, люди зависят друг от друга, от способностей и уникального сочетания возможностей, талантов и ресурсов каждого.


Настольная книга старшего воспитателя


Взаимолеиствие в коллективе


 


Факт 4

Гуси, летящие в стае, одобрительно окликают летящих впереди, чтобы они сохраняли свою скорость и знали, что они не одни.

Урок 4

Нам следует стремиться к тому, чтобы наши коммента­рии были одобряющими, шли от сердца. В тех коллективах, где царит дух взаимной поддержки, работа выполняется гораздо продуктивнее.

Американские психологи изучали методы руководства в самой успешной компании. Оказалось, что руководи­тель каждый день хвалит своих подчиненных. Если ко­го-то не похвалил, для сотрудника это сигнал, что он что-то сделал не так. На следующий день он выполнит свою работу так, что руководитель похвалит его. Пряник всегда действу­ет лучше кнута.

Факт 5

Когда один гусь заболел или ранен, два других отстают от стаи и сопровождают его, чтобы помогать и защищать его. Они остаются с ним до тех пор, пока он не умрет или не сможет снова лететь. Потом они отправятся в путь с другой стаей или догонят свою.

Урок 5

Если бы у нас было столько же здравого смысла, как и у гусей, мы бы поддерживали друг друга как в тяжелые времена, так и в благополучные периоды жизни. Ибо ра­дость, которой делятся, — двойная радость. Проблема, которой делятся, — половина проблемы. Горе, которое разделил с другим, — половинка горя.


Вечные ценности

Никакое человеческое общество не может существовать без морального кодекса. Такие качества, как честность, доброта, понимание, сочувствие, высоко ценятся во всем мире и нравятся большинству из нас. В каждом обществе существует своя мораль. Но есть нравственные ценности, которые пришли к нам из далекого прошлого и являются актуальными для всех, так как окружающий мир полон раз­ных соблазнов. Человек в минуту своей слабости нарушает нравственные ценности, забывая о том, что плохие мысли, поступки, наше слово могут пагубно влиять на нашу жизнь. Принципы поведения человека дает нам Библия — древняя книга. Мы знаем их как 10 заповедей. Золотое правило по­ведения с другими людьми, которое так часто теперь повто­ряется, тоже пришло из этой древней книги: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матфей 7:12). Давайте вспомним эти вечные принципы, или законы, которые корректируют нравственное поведение человека.

Вечные принципы нравственности:

1. Не поступайте с другими так, как не хотели бы, чтобы
так поступили с вами.

2. Любите ближних своих.

«...Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфей 22:39). «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10). «Почитай отца тво­его и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои...» (Римлянам 5:16).

3. Стремитесь к миру.

«...И мир имейте между собою» (Марк 9:50). «Если воз­можно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18). «Итак будем искать того, что служит к миру...» (Римлянам 14:19).

«Лучше верный мир, чем расчет на победу» (Тит Ливии).


 




Настольная книга старшего воспитателя


Взаимолеиствие в коллективе


 


4. Уважайте других и оказывайте им честь.

«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в по­чтительности друг друга предупреждайте» (Римлянам 12:10).

«Уважение других дает повод к уважению самого себя» (Р. Декарт).

5. Прощайте других.

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должни­кам нашим» (Матфей 6:12). «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга...» (Ефесянам 4:32).

«Другим прощай многое, себе ничего» (Публилий Сир).

. 6. Будьте верными и преданными в семье, в деле, с друзья­ми, в работе.

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего коло­дезя... Утешайся женою юности твоей... (Притчи 5:15-20). «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом не­верен и во многом» (Лука 16:10). «От домостроителей же тре­буется, чтобы каждый оказался верным» (1 Коринфянам 4:2). «Будь верен тому, кто тебе верен» (Плавт).

7. Будьте честными.

«Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обман­чивыми гирями в суме» (Михей 6:11).

Честность происходит от слова «честь». Толковый сло­варь русского языка так трактует это слово: «Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его составляющие принципы». Честь составляет суть челове­ка. Недаром офицеры ценили это качество и стрелялись на дуэлях, защищая свою честь и честь своих дам.

«Сила честности настолько велика, что мы ее ценим даже у врага» (Античный афоризм).

«Честность не только первый шаг к величию, она сама по себе величие» (К. Боуви).

8. Будьте правдивыми, справедливыми.

«Говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Захария 8:12). «Посему, отвергнув­ши ложь, говорите истину каждый ближнему своему...» (Ефесянам 4:25). «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Римлянам 5:20).


«Справедливость — вещь настолько ценная, что ее ни на какие деньги не купишь» (А. Лесаж).

9. Будьте трудолюбивыми.

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои» (Рим­лянам 5:13). «И все, что делаете, делайте от души...» (Ко-лоссянам 3:23).

«Кто любит труд, того люди чтут» (Русская пословица).

10. Будьте кроткими, сострадательными, добрыми.
«Итак облекитесь... в милосердие, благость, смиренно­
мудрие, кротость, долготерпение» (Колоссянам 3:12).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афо­ризм).

11. Отвечайте на зло добром.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим­лянам 12:21).

«Добро — это сохранить жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни» (А. Швейцер).

12. Не применяйте насилия по отношению к другому че­
ловеку.

У каждого есть свобода выбора, и каждый вправе посту­пать, как он хочет. «Не убивай» (Римлянам 5:17). «Всякое насилие — это яд для души» (К. Берне).

13. Не бери чужого без разрешения.
«Не кради» (Римлянам 5:19).

«Доброму вору всякая петля впору» (У. Шекспир).

14. Не сотвори себе кумира.

Каждый человек уникален, и у каждого есть чему поучиться. «Не делай себе кумира... Не поклоняйся им и не служи им...» (Римлянам 5:8—9).

«Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв» (П. Буаст).

Живя по этим вечным нравственным ценностям, чело­век сможет избежать конфликтов и будет жить в гармонии с окружающими людьми, миром, самим собой.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


 


Вот и перевернута последняя страница. В этой книге я хотела ответить на вопрос начинающих старших воспита­телей: «С чего начать?» и буду очень рада, если мне удалось вам помочь хотя бы частично. Многие направления работы старшего воспитателя здесь остались незатронутыми. Ведь наша работа такая разнообразная, а по объему — необъ­ятная, и вам трудно в вашей новой деятельности. Поста­райтесь преодолеть себя. Я была свидетелем того, что не­которые уходили с этой должности. И первое, на что они жаловались, трудности работы с документами. Воспитатель работает с детьми, у него тоже есть документация, но ее количество не сравнить с количеством документации стар­шего воспитателя.

Как старший воспитатель вы будете создавать условия для развития творческого потенциала ваших педагогов. А чтобы педагог начал творить, ему необходимо узнать много нового и получить огромный запас педагогических и психологических знаний. Творчество начинается, когда вы наполнены знаниями. Поэтому старший воспитатель обязан много знать и знания его должны быть разносто­ронние.

Вы — старший воспитатель. Это другой уровень в ра­боте. Вы растете, развиваетесь. Пусть на вашем новом жизненном пути будет меньше терний. Но через тернии стремитесь к звездам. Все в ваших руках.


Анджеес Амиен. Уроки гусей // Обруч. 2007. № 3.

Васильева А. И., Бахтурина Л.А., Кабитина И. И. Стар­ший воспитатель. — М.: Просвещение, 1990.

Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. — Изд. 3-е. — М.: Советская энциклопе­дия, 1971-1978. Т. 28.

Деникина Л.М. Новые подходы к управленческой дея­тельности дошкольным образовательным учреждением: метод, рекомендации. — М.: Новая школа, 1997.

Дошкольное образование России в документах и мате­риалах: сборник действующих нормативно-правовых доку­ментов и программно-методических материалов. — М., 2001.

Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном об­разовательном учреждении. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошколь­ном образовательном учреждении. — Ростов н/Д: Феникс 2008.

Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Петровский В. А., Кларина Л.М., СмывинаЛ.А., Стрелко­ва Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном уч­реждении. — М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993.

Санитарно-эпидемиологичесике правила и нормативы: СанПиН 2.4. 1.2660-10. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.


\


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................... 3

Советы старшему воспитателю..................................... 6

Требования к внешнему виду педагога......................... 9

Рабочее место старшего воспитателя....................... '.. 11

Литература методического кабинета.......................... 14

Стенды.......................................................................... 16

1. Модель программы «Радуга»........................................................... 16

2. Модель системы непрерывного образования:

педагогов в ДОУ................................................................................... 19

3. План-график повышения педмастерства педагогов.......... 20

4. План-график аттестации педагогов....................................... 21

5. Кадровый потенциал ДОУ....................................................... 21

6. Контроль в ДОУ............................................................................... 23

7. Информационный стенд для педагогов и родителей........ 25

Работа старшего воспитателя по созданию
предметно-развивающей среды................................... 26

Методические рекомендации по оформлению групп ДОУ
и холлов........................................................................ 35

Как оформить приемную............................................................... 35

Оформление групповой комнаты................................................ 39

Оформление холлов ДОУ.................................................................... 42

Документация старшего воспитателя.......................... 45

Годовой план.................................................................................... 45

План работы летнего оздоровительного периода................. 90

План работы в летний оздоровительный период............ 91

Циклограмма деятельности старшего воспитателя...... 105

Протоколы педчасов.............................................................. 109


Солержание

Педсовет в ДОУ....................................................................... НО

Методический совет в ДОУ.................................................. 124

Публичный доклад....................................................................... 131

Кадровое обеспечение............................................... 134

Образовательный процесс в ДОУ.............................. 136

Оздоровительная работа в дошкольном учреждении........ 136

Реализация годовых задач......................................................... 142

Финансовое обеспечение дошкольного учреждения 149

Работа с кадрами........................................................ 152

Курсы повышения квалификации...................................... 152

Смотры-конкурсы................................................................... 153

«Образовательный салон»................................................... 153

Творческие группы педагогов............................................. 154

Школа молодого педагога................................................... 154

Методические объединения специалистов..................... 154

Обобщение опыта работы.................................................... 155

Экспертный совет................................................................... 156

Психолого-методико-педагогический консилиум

(ПМПк)....................................................................................... 156

Педагогические часы.............;.............................................. 157

Методы активного обучения педагогов........................... 157

Подготовка городских мероприятий......................... 161

Методическое объединение для музыкальных руководителей: «Развитие воображения детей дошкольного возраста всеми видами музыкальной

деятельности»........................................................................... 164

Свободный микрофон............................................................ 165

Документация воспитателей...................................... 171

Табель посещаемости воспитанников..................................... 171

Сведения о родителях.................................................................. 173

Тетрадь здоровья группы............................................................ 175

Протоколы родительских собраний........................................ 188

Перспективные планы.................................................................. 191

Календарные планы..................................................................... 192


 




Настольная книга старшего воспитателя

Оформление конспектов непосредственно

образовательной деятельности................................................ 202

Взаимодействие в коллективе.................................... 211

Этика взаимоотношений............................................................. 211

Уроки гусей........................................................................................ 212

Вечные ценности........................................................................... 215

Заключение................................................................. 218

Литература.................................................................. 219


Серия «Сердце отдаю детям»


Елжова Наталья Владимировна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...