Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Специальная педагогика» относится к профессиональному циклу и входит в состав его базовой части. Для освоения дисциплины «Специальная педагогика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплины «Педагогика». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Дошкольная сурдопедагогика», «Дошкольная тифлопедагогика», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы», «Дошкольная логопедия». Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП): Профессиональных компетенций (ПК) общепрофессиональными способностью и готовностью: -способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП- 1); в области коррекционно-педагогической деятельности: -готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); -способностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
в области исследовательской деятельности: -готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); в области культурно-просветительской деятельности: -способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). В результате изучения студент должен: знать: -научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; -базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с ограниченными возможностями здоровья; -общие сведения об истории, современном состоянии и развитии практической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и за рубежом; -знать нормативно-правовые документы и методические материалы, регулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с разными отклонениями в развитии, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, и должностные обязанности соответствующих специалистов. уметь: -анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний; -уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения/нарушения в развитии в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, - с фактами педагогической реальности.
владеть: -практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; -практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития специального образования; -практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений; -практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ограниченными возможностями здоровья. Общая трудоёмкость дисциплины Количество зачетных единиц 3; общая трудоёмкость курса 108 часов; аудиторных часов 60; СРС 48; 2 семестр; зачет. 5. Краткое содержание дисциплины Теория специальной педагогики: основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики. История становления и развития национальных систем специального образования. Выдающиеся ученые-дефектологи. Основы дидактики специальной педагогики. Содержание специального образования. Специфические приёмы и средства, формы специального обучения и воспитания. Перспективные направления развития специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг: Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности; школьная система специального образования. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Психолого-медико-педагогическая консультация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Профориентационная и профконсультационная работа в период обучения в школе детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Проблемы интеграции системы специального образования с системой общего образования. Разработчик: Мимикина А.А., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии факультета социальной и коррекционной педагогики ВГПУ Эксперт: Бородаева Л.Г., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальной и коррекционной педагогики, ВГПУ
Б3.Б.4 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Цель и задачи дисциплины Цельдисциплины: ознакомление студентов с общими и специфическими закономерностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи дисциплины: -ознакомление с общими и специфическими закономерностями формирования и проявления психических процессов, свойств и состояний детей; -формирование представлений о зависимости познавательной сферы и личности ребенка с нарушениями в развитии от социальных и биологических факторов, от вида и структуры дефекта; -овладение знаниями о роли дефекта в развитии личности ребенка; -выработку умений и навыков проведения экспериментального изучения познавательной деятельности и личности ребенка с нарушениями в развитии с учетом особенностей его психики, ограничений и специфики использования общепсихологических методов исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|