Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре ООП




Дисциплина «Специальная педагогика» относится к профессиональному циклу и входит в состав его базовой части.

Для освоения дисциплины «Специальная педагогика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплины «Педагогика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Дошкольная сурдопедагогика», «Дошкольная тифлопедагогика», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы», «Дошкольная логопедия».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

Профессиональных компетенций (ПК)

общепрофессиональными способностью и готовностью:

-способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП- 1);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

-готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

-способностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области исследовательской деятельности:

-готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

в области культурно-просветительской деятельности:

-способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате изучения студент должен:

знать:

-научно-теоретические и практические подходы к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-общие сведения об истории, современном состоянии и развитии практической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и за рубежом;

-знать нормативно-правовые документы и методические материалы, ре­гулирующие деятельность специальных учреждений и групп для детей с раз­ными отклонениями в развитии, содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, и должностные обязанности соответствующих специалистов.

уметь:

-анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями меди­цинских, психологических и лингвистических знаний;

-уметь соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения/нарушения в развитии в системах об­разования, здравоохранения и социального обеспечения, - с фактами педагогической реальности.

владеть:

-практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;

-практическими умениями и навыками изучения педагогического опыта, накопленного в истории развития специального образования;

-практическими умениями и навыками делового общения со специалистами специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений;

-практическими умениями и навыками консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая трудоёмкость дисциплины

Количество зачетных единиц 3; общая трудоёмкость курса 108 часов; аудиторных часов 60; СРС 48; 2 семестр; зачет.

5. Краткое содержание дисциплины

Теория специальной педагогики: основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики. История становления и развития национальных систем специального образования. Выдающиеся ученые-дефектологи. Основы дидактики специальной педагогики. Содержание специального образования. Специфические приёмы и средства, формы специального обучения и воспитания. Перспективные направления развития специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг: Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности; школьная система специального образования. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Психолого-медико-педагогическая консультация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Профориентационная и профконсультационная работа в период обучения в школе детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Проблемы интеграции системы специального образования с системой общего образования.

Разработчик: Мимикина А.А., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии факультета социальной и коррекционной педагогики ВГПУ

Эксперт: Бородаева Л.Г., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальной и коррекционной педагогики, ВГПУ

 

 

Б3.Б.4 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Цель и задачи дисциплины

Цельдисциплины: ознакомление студентов с общими и специфическими закономерностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи дисциплины:

-ознакомление с общими и специфическими закономерностями формирования и проявления психических процессов, свойств и состояний детей;

-формирование представлений о зависимости познавательной сферы и личности ребенка с нарушениями в развитии от социальных и биологических факторов, от вида и структуры дефекта;

-овладение знаниями о роли дефекта в развитии личности ребенка;

-выработку умений и навыков проведения экспериментального изучения познавательной деятельности и личности ребенка с нарушениями в развитии с учетом особенностей его психики, ограничений и специфики использования общепсихологических методов исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...