Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре ООП ВПО




Дисциплина «Специальная психология» относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части.

Для освоения дисциплины «Специальная психология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплины «Психология».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Дошкольная сурдопсихология», «Дошкольная тифлопсихология», «Психология детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Психология детей дошкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы», «Психология детей дошкольного возраста с задержкой психического развития», «Дошкольная логопсихология», «Психолого-педагогические технологии диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОПП:

Профессиональных компетенций (ПК)

общепрофессиональными способностью и готовностью:

-способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП- 1);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-основные этапы развития теоретических знаний о развитии психики при дизонтогенезе;

-современные теоретико-методологические подходы и принципы к изучению психического развития личности ребенка с нарушениями в развитии;

-общие и специфические закономерности развития психики в условиях дизонтогенеза;

Уметь:

-определять структуру дефекта при дизонтогенезе, характер вторичных отклонений в психическом и личностном развитии детей с нарушениями в развитии;

-определять соотношение биологических и социальных факторов в процессе онтогенетического развития ребенка с нарушениями в развитии, компенсации вторичных отклонений в области психического и личностного развития.

Владеть навыками:

-самостоятельного подбора психологических методик изучения отдельных процессов психической деятельности;

-самостоятельного подбора и адаптации психодиагностических методик для проведения эмпирического исследования с учетом специфических особенностей развития познавательной и личностной сферы лиц с нарушениями в развитии;

-проведения эмпирического исследования психического и личностного развития детей с нарушениями в развитии и грамотного оформления результатов исследования;

-разработки теоретически обоснованных рекомендаций дефектологам по профилактике, психокоррекции вторичных отклонений в психическом личностном развитии, обусловленных дизонтогенезом;

-определять потенциальные возможности развития ребенка с учетом степени тяжести дефекта, времени его возникновения, наличия и характера сопутствующих нарушений.

Общая трудоёмкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц 3; общая трудоёмкость курса 108 часов; аудиторных часов 60; СРС 48; 2 семестр; зачет.

5. Краткое содержание дисциплины

Специальная психология как наука. Предмет и объект ее исследования. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку. Основные задачи специальной психологии. Ее связь с другими научными дисциплинами. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека. Понятие психического онтогенеза и дизонтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых. Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект по Л.С. Выготскому. Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии. Понятие «псевдокомпенсация», «сверхкомпенсация», «декомпенсация». Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественнонаучная основа компенсация. Особенности высшей нервной деятельности в условиях аномального развития. Принцип возникновения и протекания компенсаторных функций. Факторы компенсаторного приспособления. Теории компенсации. Понятие личности ребенка с отклонениями в развитии. Роль биологических, социальных и аномальных факторов в ее развитии и проявлениях. Общие закономерности развития и специфики личности при различных нарушениях. Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация. Особенности структуры личности у аномального ребенка; формирование субъективной картины дефекта; отношение к дефекту; оценка, самооценка; уровень притязаний. Основные положения проведения психологического обследования. Психологический анамнез и его основные разделы. Тактика проведения психологического обследования. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы. Анализ результатов психологической диагностики. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы.

Разработчик: Шипилова Е.В., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии факультета социальной и коррекционной педагогики ВГПУ

Эксперт: Бородаева Л. Г., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета ВГПУ

Б3.Б.5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), вооружение студентов совокупностью знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, формирование характера мышления и ценностных ориентации, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи дисциплины:

-введение в проблематику безопасности жизнедеятельности;

-сообщение знаний об основах безопасности жизнедеятельности

-формирование базового понятийного аппарата, необходимого для восприятия и осмысления теоретико-практического материала по данной дисциплине.

-формирование понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с

деятельностью человека;

-вооружение студентовприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропологического воздействия на природную сферу и обеспечение

безопасности личности и общества;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...