Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Специальная психология» относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части. Для освоения дисциплины «Специальная психология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплины «Психология». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Дошкольная сурдопсихология», «Дошкольная тифлопсихология», «Психология детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Психология детей дошкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы», «Психология детей дошкольного возраста с задержкой психического развития», «Дошкольная логопсихология», «Психолого-педагогические технологии диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья». Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОПП: Профессиональных компетенций (ПК) общепрофессиональными способностью и готовностью: -способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП- 1); в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); в области исследовательской деятельности: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); в области культурно-просветительской деятельности: способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: -основные этапы развития теоретических знаний о развитии психики при дизонтогенезе; -современные теоретико-методологические подходы и принципы к изучению психического развития личности ребенка с нарушениями в развитии; -общие и специфические закономерности развития психики в условиях дизонтогенеза; Уметь: -определять структуру дефекта при дизонтогенезе, характер вторичных отклонений в психическом и личностном развитии детей с нарушениями в развитии; -определять соотношение биологических и социальных факторов в процессе онтогенетического развития ребенка с нарушениями в развитии, компенсации вторичных отклонений в области психического и личностного развития. Владеть навыками: -самостоятельного подбора психологических методик изучения отдельных процессов психической деятельности; -самостоятельного подбора и адаптации психодиагностических методик для проведения эмпирического исследования с учетом специфических особенностей развития познавательной и личностной сферы лиц с нарушениями в развитии; -проведения эмпирического исследования психического и личностного развития детей с нарушениями в развитии и грамотного оформления результатов исследования; -разработки теоретически обоснованных рекомендаций дефектологам по профилактике, психокоррекции вторичных отклонений в психическом личностном развитии, обусловленных дизонтогенезом; -определять потенциальные возможности развития ребенка с учетом степени тяжести дефекта, времени его возникновения, наличия и характера сопутствующих нарушений.
Общая трудоёмкость дисциплины и её распределение Количество зачетных единиц 3; общая трудоёмкость курса 108 часов; аудиторных часов 60; СРС 48; 2 семестр; зачет. 5. Краткое содержание дисциплины Специальная психология как наука. Предмет и объект ее исследования. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку. Основные задачи специальной психологии. Ее связь с другими научными дисциплинами. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека. Понятие психического онтогенеза и дизонтогенеза в работах отечественных и зарубежных ученых. Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект по Л.С. Выготскому. Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии. Понятие «псевдокомпенсация», «сверхкомпенсация», «декомпенсация». Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественнонаучная основа компенсация. Особенности высшей нервной деятельности в условиях аномального развития. Принцип возникновения и протекания компенсаторных функций. Факторы компенсаторного приспособления. Теории компенсации. Понятие личности ребенка с отклонениями в развитии. Роль биологических, социальных и аномальных факторов в ее развитии и проявлениях. Общие закономерности развития и специфики личности при различных нарушениях. Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация. Особенности структуры личности у аномального ребенка; формирование субъективной картины дефекта; отношение к дефекту; оценка, самооценка; уровень притязаний. Основные положения проведения психологического обследования. Психологический анамнез и его основные разделы. Тактика проведения психологического обследования. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы. Анализ результатов психологической диагностики. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы.
Разработчик: Шипилова Е.В., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии факультета социальной и коррекционной педагогики ВГПУ Эксперт: Бородаева Л. Г., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета ВГПУ Б3.Б.5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), вооружение студентов совокупностью знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, формирование характера мышления и ценностных ориентации, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Задачи дисциплины: -введение в проблематику безопасности жизнедеятельности; -сообщение знаний об основах безопасности жизнедеятельности -формирование базового понятийного аппарата, необходимого для восприятия и осмысления теоретико-практического материала по данной дисциплине. -формирование понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; -вооружение студентовприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропологического воздействия на природную сферу и обеспечение безопасности личности и общества;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|