Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части. Для освоения дисциплины «Дошкольная сурдопедагогика» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Специальная педагогика», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего освоения дисциплин: «Методика формирования устной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха», «Логопедическая работа с дошкольниками с нарушениями слуха», «Обучение языку дошкольников с нарушениями слуха», «Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения», для прохождения педагогической практики в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего вида, для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации и написания выпускной квалификационной работы. Требования к результатам освоение дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общепрофессиональные компетенции: -способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1). Профессиональные компетенции: -способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); -способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
Специальные компетенции: -способностью обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с ОВЗ (СК-2); -способностью к всестороннему гармоническому воспитанию (сенсомоторному, умственному, речевому, эмоционально-личностному, социокультурному) детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития в естественных условиях (СК-4); -способностью осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей с нарушениями психофизического развития (СК-7). В результате изучения студент должен: знать: -методологические и социально-педагогические основы дошкольной сурдопедагогики; -предмет, задачи, методы исследования в дошкольной сурдопедагогике; -концептуальны основы системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста; -современную систему специальных дошкольных учреждений и возможности использования альтернативных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха; -методы отбора детей в специальные дошкольные учреждения; -особенности процесса воспитания в специальных дошкольных учреждениях; -особенности процесса обучения в специальных дошкольных учреждениях; -содержание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста; -принципы, методы и формы организации учебно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях; -организацию методической работы, планирования и учета достижений детей; -направления, формы содержание связи специального дошкольного учреждения с семьей; уметь: -определять и квалифицированно обосновывать выбор путей, методов, средств и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста;
-осуществлять дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха с учетом структуры нарушений; -проводить обследование детей при отборе в специальные дошкольные учреждения; -составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха; -формировать навыки общения, развивать языковые способности у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста; -составлять календарный и тематический планы работ с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха; -осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе профессиональной деятельности; владеть: -навыками выбора форм организацииобучения и коррекционно-педагогической помощи; -навыками профессиональной организации воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение Количество зачетных единиц – 3; общая трудоёмкость курса 108 час; аудиторных часов - 54, СРС - 54; 3 семестр; форма отчётности – зачет. 5. Краткое содержание дисциплины Основы дошкольной сурдопедагогики. Предмет, цели и задачи курса. Концептуальные основы современной системы специального дошкольного образования. Общие основы дошкольной сурдопедагогики: общественное и семейное воспитание. Развитие системы дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха. Нетрадиционные системы: билингвистическая, интеграционная, верботональная. Принципы, цели, задачи, содержание работы сурдопедагога и воспитателя. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. Готовность к школьному обучению. Абилитация детей раннего возраста. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Воспитание детей дошкольного возраста (сенсорное, физическое, эмоциональное, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Дидактика детского сада. Реализация личностно-деятельностного подхода в обучении с учетом сензитивных периодов в развитии. Организация и руководство специальным дошкольным учреждением. Организация и руководство дошкольным учреждением. Планирование и учет. Организация методической работы. Инспектирование. Разработчик: Дворецкая М.А., ст.преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ВГПУ.
Эксперт: Бородаева Л.Г., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальной и коррекционной педагогики, ВГПУ.
Б3.В.7 ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: вооружение студентов знаниями в области общих и специфических закономерностях психического развития детей с глубокими нарушениями зрения. Задачи дисциплины: -ознакомление с общими и специфическими закономерностями формирования и проявления психических процессов, свойств и состояний детей со зрительной патологией; -формирование представлений о зависимости познавательной сферы и личности ребенка со зрительной депривацией от социальных и биологических факторов, состояния зрительного анализатора, характера его заболевания, времени возникновения; -овладение знаниями о роли сохранных анализаторных систем, о компенсаторных возможностях и способностях преодоления сенсорной, и обусловленной ею социальной депривации; -выработку умений и навыков проведения экспериментального изучения познавательной деятельности и личности ребенка со зрительной патологией с учетом особенностей его психики, ограничений и специфики использования общепсихологических методов исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|