Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная служба: законы и инновационные




Технологии управления

Менеджмент в государственной службе представляет собой один из ви­дов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфи­ку проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отли­чающие менеджмент в государственной службе от мене-джмента в других сферах.

Государственная служба в Российской Федерации (далее РФ) создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления. Государственная служба является комплекс­ным публичным, социальным, правовым, организационным инсти-тутом и профессиональной деятельностью.

В качестве комплексного публичного и социального института государ­ственная служба обеспечивает государственное управление, а также интегра­цию и обслуживание интересов личности, общества и государства. Как пра­вовой институт, государственная служба строится на основе законов и других нормативных правовых актов, образующих в совокупности зако-нодательство о государственной службе РФ.

Организационное строение государственной службы означает распре­деление государственной службы по функциям, видам, уровням управления, а также осуществление государственной службы в различных органах госу­дарственной власти. Наконец, граждане РФ, приверженные ценностям и ин­тересам общественного служения, обладающие соответствующими потребно­стями и качествами, обеспечивают профессиональное исполнение функций государственного управления, что означает осуществление государственной службы как профессиональной деятельности.

Государственная служба может осуществляться как в государственных органах, так и в отдельных государственных учреждениях и организациях.


Государственная служба представляет собой практическое и профес­сиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе.

Ключевым здесь является слово «исполнение», которое означает не про­сто работу, измеряемую временем, отведенным на нее (по правилам внутрен­него трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовлен­ных или подписанных документов и т.п., а формирование власт-но- управленческих взаимоотношений между государством и обществом, госу­дарственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объек­тами.

Схематически в системе нижеследующих элементов (рис. 2.11) «госу­дарство — система государственных органов — государственный орган — государственная должность — государственный служащий — гражданин — общество — государство» государственная служба связывает государствен­ную должность (относящуюся к организационной структуре государственно­го управления — в данном случае), государственного служащего (принадле­жащего к персоналу государственного управления) и гражданина (обслужи­вать которого призвано государство). Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических госу-

Рис. 2.11. Элементы определения «государственная служба

 

Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государ­ственной власти и государственного управления, а также соединение ответ­ственности за исполнение государственной должности с социально-эконо­мическими гарантиями государственной службы.

Государственная служба должна быть целостной, основанной на общих подходах и принципах. Это не сумма служб на различных уровнях и в раз­личных подсистемах государственного аппарата, а единая государст-венная служба одному государству, ее создавшему, с соответствующими объемом функций и структурой. Она может быть по уровням: федеральной государ­ственной службой, государственной службой субъектов Российской Федера­ции, муниципальной службой. Может делиться, условно говоря, на граждан­скую (управленческую) государственную службу: в органах представи­тельной, исполнительной и судебной власти; военную государственную службу в армии и приравненных к ней структурах; специализированную (правоохранительную) государственную службу в так называемых адми­нистративных органах. Но в любом случае — это служба государству Рос­сийскому.

Существует вопрос о «контурах» (границах) государственной службы. Разумеется, что в государственном аппарате имеются государственные долж­ности, отличающиеся политическим характером, с соответствующим спосо­бом замещения, и им следует придать особый правовой статус (как и заме­щающим их лицам). Это «верхняя» граница государственной службы. Мно­гие виды деятельности в государственных органах относятся к вспо­могательным, обслуживающим, организационно-техническим, и они вполне могут регулироваться трудовым законодательством. Здесь пролегает «ниж­няя» граница государственной службы. Сама она находится между ними и охватывает профессиональное исполнение государственных должностей, свя­занных с реализацией компетенции государственных органов (функций вла­сти и управления).

Государственная служба состоит из определенных институтов (совокуп­ностей целей, идей, функций, структур и процедур), призванных обеспечи­вать разрешение актуальных проблем государства и общества. В числе таких проблем можно назвать:

• определение квалификационных требований к государственным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов кон­троля за этим, составление реестра государственных должностей и обеспече­ние его практической реализации;

• обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание государственного аппарата; классификация издержек по отдельным видам государственных должностей; оценка рациональности и эффективности за­трат на государственный аппарат;

• создание условий выявления и отбора людей для государственной службы на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональ­ных и личностных качеств; установление порядка прохождения государ­ственной службы (перемещение, продвижение, аттестация, стимулирование, ответственность и т.д.), статический учет государственных служащих;

® организация системы подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации государственных служащих; анализ актуальности программ обу­чения и оценка качеств выпускников; обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами.

Государственная служба, исходя из ее целей и функций, образует раз­личные проблемные «блоки», каждый из которых имеет свое содержание и организационно-правовое разрешение.

Прежде всего, это законодательное и иное нормативное регулирование государственной службы как самостоятельного публичного социально- правового института со своими целями, функциями, организацией и меха­низмами управления. Посредством логически связанных правовых норм должны быть четко определены принципы, элементы и взаимосвязи го­сударственной службы, поскольку из этого проистекают ее возможности и перспективы развития.

Причем нужно согласованное, общее правовое «поле» в регулировании различных уровней и видов государственной службы. Везде актуальна сба­лансированность между обязанностями, правами, ограничениями и ответ­ственностью государственных служащих, с одной стороны, и, с другой — со­циально-экономическими условиями и гарантиями их службы.

В государственной службе должное место призвана занимать отработка структур и процедур (технологий) управления ею как сложной системой. К ним относятся: стандарты, реестры, нормативы исполнения государственных должностей, содержание экзаменов на замещение государственных должнос­тей, правила аттестации, квалификационные характеристики различных кате­горий государственных служащих и многое другое.

Законы управления государственной службой. Законы являются выс­шей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они суще­ствуют независимо от сознания человека.

Закон — объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обще­стве.

Каждый руководитель должен постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Законы развития объективного мира. В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Это законы диалектики:

• Закон единства и борьбы противоположностей;

• Закон отрицания;

• Закон перехода количественных изменений в качественные.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные

связи и отношения различных элементов системы управления между собой и с элементами внешней среды.

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные из­менения другой.

На данном уровне развития теории государственного управления среди законов управления можно выделить:

• закон единства и целостности системы управления;

• закон сохранения пропорциональности (оптимальной соотноси­тельности) всех элементов системы управления;

• закон зависимости, эффективности системы управления от объема ис­пользования информации;

• закон единства и соподчиненности критериев эффективности управ­ления;

• закон совместимости управляемой системы и системы управления.

Закон единства и целостности системы управления. Этот закон гласит,

что система управления должна обладать организационным и функцио­нальным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объ­ективно требуемые целям и задачам управления. Функциональная целост­ность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся систе­ма управления должна быть построена на основе единых принципов, подхо­дов, единых интересов, что отнюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой государственной системы.

Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотноси­тельности всех элементов системы управления. Закон говорит о том, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между ко­торыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотно­сительность.

Соотносительность систем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития. Если управля­емая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответ­ствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляю­щая система интенсивного типа может выводить управляемую систему экс­тенсивного типа в разряд интенсивных.

Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем должна соответствовать функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эф­фективное развитие производственной (управляемой) системы с передо-вым научно-техническим уровнем. Разумеется, уровень компетентности ра­ботников системы управления в этой сфере должен быть выше уровня компе­тентности работников управляемой системы.

В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опе­режающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходи­мость эффективного использования современных научных данных о челове­ке, коллективе и обществе.

Механизм действия закона сохранения пропорциональности и опти­мальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости», которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. В настоящее время наука управления рекомендует соблюдать «норму управляемости» от 5 до 9 объектов.

Закон пропорциональности между подсистемами управления и произ­водства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть ее заключается в обеспечении взаим­ного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложне­ние объекта управления, усложнение решаемых им задач ведет к росту субъ­екта (управляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей. Сре­ди количественных показателей используются такие, как: соотношение чис­ленности руководителей, работников центрального аппарата ФТС, работни­ков таможен; удельный вес количества обслуживающего персонала и сотруд­ников, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и тамо­женный контроль; суммы взыскиваемых таможенных платежей или объемов таможенных грузов, оформляемых в конкретном таможенном подразделении, и т.д.

К качественным показателям можно отнести: соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, техни­ческой) потребностям функциональных подразделений; своевременность вы­полнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за под­разделениями аппарата управления; надежность (безотказность) системы управления; обоснованность принимаемых управленческих решений и др.

Закон зависимости, эффективности системы управления от объема ис­пользования информации. Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в инте­ресах их решения

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема посту­пающей информации эффективность принимаемого решения увеличивается. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности.

С увеличением объема информации время, расходуемое на принятие ре­шения, изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится мень­шим, а степень эффективности значительно возрастает. Поэтому время, за­трачиваемое на принятие решения, уменьшается. Дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения. ')то связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений по­вышается менее интенсивно.

Если время, отводимое на принятие решения, ограничено, то любой объ­ем информации в интервале времени, отведенного на принятие решения, счи­тается достаточным, поскольку обеспечивает принятие решения в допусти­мые сроки. Однако необходимым будет только тот объем информации, кото­рый находится в данном интервале, то есть обеспечивает принятие эффектив­ного решения в минимальное время.

Знание механизма данного закона требует рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем.

Закон соответствия требуемых и располагаемых ресурсов (в т.ч. вре­мени) при решении задач управления. Значимость всякого планируемого дей­ствия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности. Учиты- иая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система крите­риев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эф­фективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из кри­териев, используемых на более высоких уровнях. Во-вторых, в системе долж­ны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных ме­роприятий. Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. При этом унификация долж­на распространяться как на содержательное, так и на их математическое вы­ражение.

Закон совместимости управляемой системы и системы управления. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективно­сти взаимодействия различных систем при совместном решении задач управ­ления.

Понятие совместимости в содержании данного закона трактуется весьма широко.

Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку элементов систем в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транс­портной базе и другим характеристикам.

Особенно важны требования этого закона при автоматизации управле­ния. Совместимость: техническая, информационная (предусматривает еди­ную классификацию информации, используемой в автоматизированной си­стеме управления, единую систему формализации документов и т.д.), про­граммная (обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам), кадровая (личные особенности конкретных людей в системе).


В последнее время во всем мире в условиях происходящих изменений в экономике традиционная бюрократическая идея становится неэффективной, является преградой на пути экономического развития.

Объект администрирования, действующий в условиях и на принципах рынка, испытывает постоянное давление со стороны субъекта — государ­ственного чиновника, действующего в условиях и на принципах клас­сического администратора.

Практически отсутствует адекватная эффективная обратная связь, что принципиально разрывает логическую цепь управления, разрушает его струк­туру и процесс. Он становится однонаправленным, исчезает конструктивное взаимодействие между объектом и субъектом.

Возникающее фундаментальное противоречие, низкая эффективность существующей модели администрирования и, как следствие — «серые» тех­нологии управления — все это диктует условия трансформации тради­ционной идеи и модели управления в государственной службе, необхо­димость интеграции идей классического администрирования и маркетинга.

Менеджмент в государственной службе представляет собой один из ви­дом специального менеджмента, который изучает особенные черты, спе­цифику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в дру­гих сферах.

Понимание руководителем законов природы и общества, законов управ­ления и согласование своих действий с их проявлениями, профессиональное владение традиционными и инновационными методами и средствами управ­ления — все это будет способствовать результативности его дея-тельности, его карьере, успеху государственной службы в целом.

Вопросы для самопроверки 1. В чем различие между общим и специальным менеджментом? 2. Какие функции и методы применяются при управлении таможенным делом? 3. В чем сущность интегрированной модели управления? 4. Какие инновационные технологии управления применяются в го­сударственной службе? Кейс ситуация В таблице представлены задачи реформирования государственной службы в соответ­ствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Фе­дерации (от 15.08.2001 Л"? Ир-1496). ЗАДАНИЕ. Проведите анализ задач реформирования и разработайте план мероприя­тий реформирования таможенной службы с учетом современных экономических и соци­альных тенденций.
Задачи реформирования государствен­ной службы Мероприятия ФТС России по решению задач реформирования
1. Приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися обще­ственными отношениями и новыми эко­номическими условиями  
2. Определение видов государственной службы и их законодательное урегулиро­вание  
3. Создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государ­ственной службы на базе федерального за­кона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации  
4. Разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы  
5. Формирование системы управления государственной службой и ее координа­ции  
6. Обеспечение открытости и регламента­ция деятельности органов государственной власти и государственных служащих  

 

Задачи реформирования государствен­ной службы Мероприятия ФТС России по решению задач реформирования
7 11овышение доверия граждан Россий­ской Федерации к органам государствен­ной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами госу­дарственных услуг и рационального ис­пользования государственных ресурсов \
К. Активное использование современных информационных технологий  
9. Комплексное совершенствование финан­сово-экономического и материально- технического обеспечения государствен­ной службы  

Тема 3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВНЫЕ ____ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...