Объект и предмет таможенного менеджмента
И особенности их изучения Таможенное дело в качестве предмета изучения полимодельно. Оно представляется в виде иерархической системы моделей (теоретических, математических, физических, вербальных и др.) — от модели регулирования ВЭД таможенными методами и средствами до моделей выполнения таможенных операций таможенным инспектором в процессе таможенного оформления и контроля. В результате их изучения специалист по таможенному делу должен обладать достаточными возможностями для постижения знаний о теории и практике таможенного дела в объеме усваиваемых моделей (комплекса моделей) и сформировать необходимые компетенции для реализации изучаемых моделей на практике. Таможенное дело как объект изучения, исследования и управления имеет свою особую специфику и предъявляет особые требования к будущему специалисту. Как уже говорилось, таможенное дело — это инструмент государственного регулирования российской экономики, и прежде всего сферы внешнеторговой деятельности, а следовательно, он содержит в себе все базовые признаки открытой развивающейся системы управления — системы таможенного администрирования. Сотрудники таможенных органов, непосредственно участвуя в процессе таможенного оформления и контроля, контроля таможенной стоимости и валютных платежей, осуществляя процедуры правоохранительного характера, ведения статистики ВЭД и специальной статистики, проводя специаль-ные таможенные процедуры, реализуют определенные процедуры и тамо-женные технологии. В этих условиях таможенные органы представляют собой особую технологическую систему, непосредственно определяющую (в определенном контексте — производящую) государственные таможенные услуги для участников ВЭД.
Объект и предмет таможенного менеджмента представлены на рисунке 3.3. Объект таможенного менеджмента Предмет таможенного менеджмента
Рис. 3.3. Объект и предмет таможенного менеджмента Один из вариантов структуризации таможенного дела как объекта теории детально раскрывается на рисунке 3.4.
Таможенное дело как процесс: деятельность СТО. ЦА ФТС. РТУ и т.п. (деятельный аспект) ОП^ГЗ Управление """*
тамож. постом
Деятельность таможенного персонала Рис. 3.4. Структуризация таможенного дела как объекта теории Здесь таможенное дело представлено как развивающаяся общегосударственная функция — таможенный институт, как организация — таможенные органы и их подразделения, как процесс — деятельность таможенных органов и их подразделений, и как персонал, осуществляющий такую деятельность. На каждом уровне отражены последовательность и основные результаты управления. Показаны объекты теории и их взаимомаеавсвязь, включая проблемы (П), цели (Ц), идеи (И), правила и правовые нормы (ПН), механизмы управления (М) и организационные процессы (О). Формы представления теоретических объектов, их содержательное наполнение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого методологического подхода к описанию и исследованию таможенного дела как объекта теории. Базовую основу составляют теоретические положения менеджмента и управления. Современная теория управления находится в непрерывном развитии. Ее базовые компоненты (концепции, теоретические модели, методы и технологии) эволюционируют с разной скоростью, что объясняется их различной востребованностью человеческой практикой. В силу этого всегда будут существовать различные ее ответвления — новые концепции и специальные разделы теории, а также соответствующие проблемы как источник их появления.
Наиболее существенные проблемы развития теории управления следующие. 1. Проблема соответствия между субъектом и объектом. Центральная задача, решаемая в ходе исследования, — поиск механизма управления, объединяющего в целое меры, силы и средства воздействия на субъект. 2. Обоснование методов оптимальных решений. Центральная задача — согласование оптимальных решений организации как системы с целями макросистемы. 3. Обоснование качества информации для управления. Центральная задача — повышение достоверности, полноты и своевременности информационного обеспечения управления. 4. Обоснование показателей качества и эффективности. Центральная задача — формирование согласованной и сбалансированной системы целей деятельности, критериев и показателей оценки результативности деятельности организации. 5. Дальнейшее развитие методологии и механизмов управления на основе целостно-эволюционного (когнитивного) подхода. Общетеоретические проблемы управления в полном объеме можно отнести и к таможенному делу, поскольку как объект теории таможенное дело — это непрерывно эволюционирующая во времени и пространстве, развивающаяся система управления. Наличие таких признаков у системы позволяет осуществлять широкие заимствования концепций, технологий и методов государственного управле- имя, менеджмента и различных частных теорий для совершенствования теории и практики управления таможенным делом. Общетеоретические проблемы самым непосредственным образом влияют на повышение эффективности и качества управления деятельностью таможенных органов. Они также усложняют теоретические проблемы управления таможенным делом, решение которых носит комплексный характер и охватывает все аспекты теории таможенного менеджмента: • концептуальный аспект (включая идеи, принципы, законы, закономерности); • методологический аспект (включая модели, методы, методики);
® технологический аспект (включая программно-инструментальные, информационные и когнитивные средства и среды управления); • организационно-функциональный аспект[17]; » психологический аспект[18]. Наиболее актуальные проблемные вопросы в теории управления таможенными органами следующие: • формирование базовой идеи института таможенного дела посредством интеграции идей таможенного администрирования[19], таможенной логистики и маркетинга таможенных услуг; • формирование теории управления таможенным делом (таможенного менеджмента) на основе интегративной модели сервисно ориентированного администрирования; • формирование согласованной и сбалансированной системы целей, критериев и показателей оценки результативности деятельности таможенных органов; • формирование системы показателей, критериев и методического инструментария оценки эффективности деятельности руководителей таможенных органов и их структурных подразделений; • формирование комплексов задач поддержки принятия управленческих решений, развитие методической и программно-технической базы для их автоматизированного решения; • повышение качества информации, развитие технологии для осуществления информационно-аналитической и управленческой деятельности. Циклический характер и последовательность шагов по решению проблем развития теории управления таможенными органами представлены на рисунке 3.5.
Таким образом, таможенный менеджмент как теоретическая платформа управления таможенным делом представляет собой особый специфический вид управления и развивающееся направление исследования. Важными этапами его становления и изучения являются: выбор теоретической базы, формирование системы идей, понятий, теоретической модели таможенного дела, развитие методологии полимодельного описания таможенных систем, их организации, функционирования и управления. Выводы В таможенном деле России происходят качественные изменения системного характера. Таможенное дело видоизменяется и как объект управления, и как объект изучения. Возрастает потребность в адекватной теоретической платформе управления таможенным делом; детализируются и структурируются требования к специалистам — таможенному персоналу, к их профессионализму, базовым компетенциям; актуализируются и предъявляются качественно новые требования к подготовке специалистов для таможенной системы.
Введены общие и частные определения таможенного менеджмента, определены объект и предмет теории, представлена структура таможенного дела как объекта теории. Все это позволяет рассматривать таможенное дело как развивающийся объект, представляемый общегосударственной функцией таможенным институтом, организацией — таможенными органами и их подразделениями, процессом — деятельностью таможенных органов и их подразделений, персоналом, осуществляющим такую деятельность. В свою очередь, все это говорит о полимодельном характере теоретической модели таможенного менеджмента, но и дает представление о ее возможной структуре. Формы представления теоретической модели, ее содержательное наполнение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого методологического подхода к ее описанию и исследованию. Таможенному менеджменту как специфическому виду управления присущи свои проблемы, решение которых самым непосредственным образом влияет на дальнейшее становление теории и повышение эффективности практики управления. Важными этапами его становления и изучения являются: выбор теоретической базы, формирование системы идей, понятий, теоретической модели таможенного дела, развитие методологии полимодельного описания таможенных систем, их организации, функционирования и управления. Вопросы для самопроверки 1. Каковы особенности таможенного дела как открытой, динамично развивающейся системы? 2. В чем сущность таможенного менеджмента как теории управления? 3. Какие базовые понятия и определения формируют теории таможенного менеджмента? 4. Каковы особенности объекта и предмета таможенного менеджмента? Кейс ситуация Постановление правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 4459 «О федеральной таможенной службе» (фрагмент): «Общее положение: 1. Федеральная таможенная служба (Ф'ГС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и сагштарно-карантинного, карантинного фитосани-тарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
2. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. 3. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением. 4. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями...»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|