Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Элементы общей теории управления




Основные законы (постулаты) управления, элементы и

Базовая модель управления

С позиций классической кибернетики управление есть функция сис­темы, ориентированная либо на сохранение ее основного качества (совокуп­ности свойств, потеря которых влечет разрушение системы) в условиях изме­нения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость ее функционирования или развития в дос-тижении определен­ной цели.

Определение в зависимости от выбираемого объекта управления отража­ет два случая: первый имеет место в самоорганизующихся системах (соци­ально-экономических, биологических); второй — характерен для технических систем. В каждом из них предопределяются и два основных подхода к управ­лению: как к виду деятельности и как к процессу.

В свою очередь выбор подхода зависит от специфики и сложности объ­екта управления и ориентирует на соответствующий спектр методов и средств его анализа и принятия управленческих решений (качественных или количественных). В управлении таможенными органами, которые относятся к типу сложных социо-экономико-технологических систем, в настоящее время доминирующим является первый подход, и в методическом спектре его доля качественных методов анализа и принятия решений значительно превосходит долю количественных.

Под управлением будем понимать процесс формирования и реализации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объ­ект переходит в требуемое (целевое) состояние.

Понятие управление неизбежно связано с такими понятиями, как сис­тема, среда, цель, критерии, алгоритм. Наиболее целостно их взаимосвязь проявляется в базовой модели управления.

В настоящее время принято управление организациями делить на два подхода: кибернетический и синергетический, хотя в принципе они не проти- иоречат друг другу.

В кибернетическом подходе система управления представляется в виде совокупности управляющей и управляемой подсистем. При таком подходе обосновывается информационная сущность управления, признается уни- иерсальность законов управления для систем различной природы, выяв­ляются и рассматриваются механизмы обратной связи, действующие в систе­мах управления, осуществляется оптимизация функционирования и развития системы на основе обратных связей в соответствии с выбранными целями управления.

Синергетический подход основывается на учете естественных факторов развития (саморазвития) организации. Субъект управления в само­организующихся системах не значим. Кроме того, для самоорганизующихся систем цель перестает быть самоопределяющейся (актуальной), при этом важным становится путь развития. Синергетические процессы при этом рас­сматриваются как естественные процессы достижения системой новых состо­яний без целенаправленного внешнего воздействия.

В теории управления эти подходы (кибернетический и синер­гетический) принято рассматривать как альтернативные. Однако полностью не следует отказываться от преемственности отношений этих подходов, не противопоставлять их друг другу, особенно применительно к организа­ционным аспектам управления.

Рассмотрим кибернетический подход к построению базовой модели управления и определим наиболее значимые для изучаемого предмета ва­рианты ее эволюции.

Объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимной связи и во взаимодействии, будем называть системой. Системы бывают экологические, социальные, экономические, технические, технологические (ЭСЭТТ-систе- мы) и др. Известно, что всякое управление аккумулирует в себе одно­временное присутствие трех составляющих:

• объекта управления (управляемой подсистемы);

• субъекта управления (управляющей подсистемы)

• и цели управления, которую формирует сам наблюдатель.

Система, в которой реализуются функции управления, называют сис­темой управления.

Базовая принципиальная модель управления: вариант 1 (для техни­ческих и технологических систем). Система характеризуется схемой, пред­ставленной на рисунке 4.1.

В ней выделяют следующие элементы:

• управляющая и управляемая подсистемы;

• каналы связи;

• суммирующий элемент;

• окружающая среда.

Управляемая подсистема является объектом управления; управляющая — осуществляет функции управления (выработку управляющего воз­действия). Система функционирует в окружающей среде.

Связь между управляющей подсистемой и управляемой осуществляется через каналы связи. По каналу связи от управляющей системы к управляемой (объекту управления) передается управляющая информация (управляющее воздействие). Таким образом, управляющая и управляемые системы соеди­нены контуром обратной связи. Состояние объекта управления в опре-


Рис. 4.1. Базовая принципиальная модель управления: вариант 1

 

Передача части (доли) выходной величины управляемой системы на ее вход характеризуется коэффициентом обратной связи (Кос = Хос/Хвых). Для этого коэффициента всегда выполняется условие 0 < |Кос| < 1. Обратная связь может быть положительной (когда Кос>0) или отрицательной (когда Кос<0), жесткой и гибкой.

Для жесткой обратной связи имеем соотношения:

Хос = Кос*Хвых, (1)

Хвых = Хвх ± Хос (2)

или

Хвых = Хвх + Кос*Хвых. (3)

Для гибкой обратной связи имеем

Хос = Кос*(с1Хвых / dt), (4)

где — (dXBbix / dt) — производная по времени от Хвых (скорость изме­нения Хвых).

Базовая принципиальная модель управления: вариант 2 (coifuo-эко- номико-технологическая система). При управлении социо-экономико-техно- логическими процессами (включая и таможенные процессы) управляющая система, как правило, реагирует не только на состояние управляемой системы (на неличину Хвых), но и на изменения внешней среды, прогнозируя возмож­ные реакции управляемой системы на эти изменения, с целью заблаговремен­ного принятия соответствующих мер.

деленный момент времени зависит от его предшествующих состоянии, воз­действий внешней среды и управляющих воздействий.

Схема такого варианта системы управления показана на рисунке 4.2. В этом случае управляющая система представляет собой некий орган перера­
ботки информации о состоянии управляемой системы (объекта управления) и среды функционирования системы в целом в управляющее воздействие. (Например, упреждающая информация о перемещении запрещенных товаров поступает в центральный аппарат ФТС, а от ЦА ФТС уже в региональные управления, таможни, посты).


 

 


Управляющая система (субъект управления)
Ас
Воздействие среды
Канал передачи управляющей инфоомации
Хос
I
Хвх

Канал переда­чи информа­ции о состоя­нии объекта управления

Хвых


 

 


Управляемая система (объект управления)

Выход

объекта

управления

Рис. 4.2. Базовая принципиальная модель управления: вариант 2 (социо-экономико-технологические системы)

Следует отметить, однако, что в теории по управлению организацией (предприятием, фирмой) рассмотренный нами контур обратной связи разде­ляется на две части: на прямую и обратную. Та информация, которая переда­ется от управляющей системы к управляемой, называется сигналом — ко­мандой, этот канал — прямой связью. Та информация, которая передается с выхода к управляющей системе, называется сигналом — сообщением, а этот канал — обратной связью.

Законы (аксиомы) управления. Всякое управление возможно при выпол­нении следующих шести законов (аксиом):

Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления (ОУ). Это означает, что уравнение y*(t) = f[t, x(t), z*(t)L

V

связывающее (при отсутствии возмущений) некоторую реализацию вы­ходного процесса y*(t), доступную для регистрации, с входными пере­менными x(t) и временем t, имеет единственное решение z*(t) = z(t) С Z.

Здесь Z — вектор переменных состояния или обобщенных координат объекта управления (ОУ). Если это утверждение справедливо для любого z(t) G Z, то ОУ считается полностью наблюдаемым.

Для таможни, к примеру, входами x(t) являются потоки товаров, транс­портных средств, физических лиц, багажа, почтовых отправлений, ГТД, со­проводительные документы и т.д. Переменными состояния z(t) являются по­казатели, фиксируемые в определенный момент времени. Ими могут быть структура таможни, количество транспортных средств, находящихся в зоне таможенного контроля, количество ГТД, находящихся на оформлении, набор технических средств и др. Переменными y(t) являются результирующие пока­затели, например объем товарооборота (экспорта, импорта), сумма взимае­мых таможенных платежей, количество нарушений таможенных правил.

Аксиома 2. Наличие управляемости. Это означает способность ОУ пере­ходить в пространстве состояний (обобщенных координат) Z из текущего в требуемое под определенным воздействием со стороны наблюдателя (управ­ляющей подсистемы). В теории планирования эксперимента эта способность ОУ трактуется как явление «воспроизводимости» опыта. Для таможенного органа, к примеру, это означает, что один и тот же приказ должен приводить к практически одному и тому же результату.

Аксиома 3. Наличие цели управления. Под целью понимается набор ка­чественных и количественных характеристик, определяющих требуемое со­стояние ОУ. Формальным выражением цели является целевая функция. Для таможни таких целей может быть несколько, например выполнение плана по сбору таможенных платежей, сокращение среднего времени таможенного оформления и таможенного контроля.

Аксиома 4. Наличие свободы выбора управляющих воздействий. Эта свобода ограничивается, во-первых, множеством допустимых альтернатив, а во-вторых, ограничениями на область изменения каждой из них (например, юридического характера). Ясно, чем больше это множество и шире область изменения, тем эффективнее управление. Ясно также и то, что, если никакое из управляющих воздействий (например, приказ или распоряжение начальни­ка) не влияет на изменение состояния ОУ, то управления не существует.

Аксиома 5. Наличие критерия эффективности управления. Обобщенным критерием эффективности управления считается степень достижения цели управления. Для оценки качества управления часто используются и частные критерии. Для таможни, например, такими критериями могут быть отноше­ние фактических значений собранных платежей к плановым или число дел об административных правонарушениях, приходящихся на одно должностное ипцо соответствующего отдела.

Аксиома 6. Наличие ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых и др.), обеспечивающих функционирование ОУ.

Несоблюдение хотя бы одной из этих аксиом делает управление невоз­можным.


й т п> о я S S о- а g 2 я со » о w 2 Я Й С о " Э ас ^ н с
L0 Я Р "О
I» 13 S3
s V
о За 5 -е* р й §<§
1 I S £
я ж о Ja О С1 р м Я g У X S в Я о 13 § S £■5 Л ^ Р 05 ь о
ta - Я о >4
I 1 1
X § о н Я я о я S а
н о Й я _ 0 а ш § р 1 о Я 13
Я S
н s х — — ££ я & 3 g "О р О 2 5 Я о
тз о а ся
Я л р Sc

ЗАДАНИЕ по ги 4.1. Определите на контурной карте основные элементы базовой модели управления:

внешнюю среду;

элементы;

информационные каналы связи;

контуры управления.

    t  
      6.?  
1 I 1 л 9 1 9 х«»  
  А    
3.? | 4.?   1 1
1 1   1 1    
    2.? I  
    I  
    ♦ 1 1    
       
           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...