Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и частные принципы управления




Принципы управления — это наиболее общие, основополагающие по­сылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.

Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и дей­ствуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах прак­тики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему пред­назначению принципы управления являются связующим звеном между фун­даментальной основой теории управления — законами управления — и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объек­тивные законы и закономерности.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой дея­тельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания чело­века, то есть они объективны. Вместе с тем каждый их принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Принципы управ­ления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая дея­тельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схе­мах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности.

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управле­ния. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. В прак­тике управления государственными органами применяются общие и частные принципы.

К числу общих (универсальных или основных) принципов управления могут быть отнесены:

• принцип научности;

• принцип системности, системного подхода;

• принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;

• принципы централизации и децентрализации;


• принцип единства распорядительства и ответственности в управлении;

• принцип оптимальности (принцип экономии времени);

• принцип информационной достаточности;

• принцип обратной связи.

Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управ- нспия и управления ее деятельностью на строго научных основах. Необхо­димо использовать прогрессивные научные идеи в практике управленческой работы. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководите- IDI, тем меньше возможностей для проявления субъективизма.

Принцип системности. Принцип системности — ведущий принцип управления. Системность означает необходимость использования системного подхода в принятии любого управленческого решения. В системе управления пцже частное локальное ошибочное решение может свести на нет всю дея- к-лыюсть системы, привести к ее разрушению. Системный подход преду­сматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно н нераздельно, как целого. При этом должны быть определены цели и крите­рии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрываю- щн)1 весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие | истомы управления установленным целям и критериям.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и со­вершенствует структурное и функциональное единство системы.

Принципы единоначалия и коллегиальности. Любое принимаемое реше­ние должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специа- нистов по различным вопросам.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единона- 'iiiiniM действует постоянно, так как руководители таможенных органов зако­нодательно наделены правами и функциями руководителя (единоначальника). 1 >то выражается:

• в полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных шдач перед данной структурой;

• в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с 111 ве гетвеиностью государства за предоставленные права;

• в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руково­ди елей-единоначальников.

Па принципах единоначалия осуществляет свою деятельность Руко­водитель ФТС России.

Принципы централизации и децентрализации. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной системы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию пдаитинных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагиро­вать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимо­дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентра­лизованная структура — она потеряет свою целостность. Но не может суще­ствовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, — с потерей автономности она потеряет свою структурность и возможность опе­ративного реагирования.

Принцип единства распорядительства и ответственности в управ­лении. В государственной системе за конкретным руководителем установлена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительства по каж­дому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т.п.).

Основные варианты закрепления полномочий распорядительства сле­дующие:

• за непосредственными руководителями в рамках общей субординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

• за вышестоящими руководителями полномочия, которые не деле­гированы ими на нижестоящие уровни;

• за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоя­щим руководителем.

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспе­чивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый ру­ководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компе­тентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это поз­воляет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руко­водители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же во­прос с разных позиций.

Принцип распорядительства и одного начальника означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, т.к. это необходимое условие единства действий, и что сотрудник должен до­кладывать не более чем одному вышестоящему лицу.

Принцип оптимальности (принцип экономии времени). Принцип эконо­мии времени (принцип оптимальности) требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь отно­сится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позво­ляет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) ре­шений.

Принцип информационной достаточности. Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информа­ции, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенси­фикация информационных процессов. В этом вопросе руководство и колле­гия ФТС России предпринимают энергичные меры по созданию информаци­онных систем, отвечающих задачам таможенного дела.

Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления — это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляе­мой подсистемами, которая носит информационный характер и является не­обходимым условием протекания процессов управления как основы суще­ствования или существования и развития систем управления. Это также осо­бая форма внешней связи между системами управления, которая носит ин­формационный характер и имеет целью координацию управленческих дей­ствий.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного ни то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном состоянии.

Методологическая функция принципа обратной связи определяется ря­дом его существенных признаков.

Во-первых, обратная связь не исчерпывается наличием причинно- сиедственных связей или обратным воздействием вообще. Она приобретает характер специального обратного воздействия, а именно управляющего об­ратного воздействия и обуславливается передачей осведомительной и кон- фолирующей информации.

Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи является го, что это принцип организации, поскольку его действие обусловлено опре­деленной внутренней структурой и достаточно высоким уровнем организации системы управления, а также потому, что этот принцип способствует повы­шению уровня организации систем управления.

В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой и не­обходимым условием развития и совершенствования сложных само­управляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранения или сохранения и развития системы управления.

11ринцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции со- I пасования, координации действий с другими системами управления.

Частные принципы управления, имеющие место в таможенных органах:

• законности и оперативного реагирования на изменение обстановки;

• сочетания центрального, регионального и местного управления;

• разделения труда;

• иерархии (каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчи­няется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отве­чает перед вышестоящим за решения и действия не только своих, но и всех подчиненных ему сотрудников);


л н о тз v;
й я р я р ш О ж р Й s
Я тз 5 га й л> я л а о я о
5 ° 2 ° со — о -а
я ■о I о р и р * 1 -I * О -
■о о S и -а я о А и Сг о и о я *< о я й я a я р
й " Q,—, Н S g U"1 Я й о S н 3 о Я н со ■а р 3 н о н я и
^ я ^ 43 О Q5 я * 2 a П) a И £ ■а а п у р a £ о с -I л 2 я а> Я ж о
Я И о 3 в а 2 Н н 2 "в я v: я о
13 п>
= л Я я я U ё р J3 о\ о Й а> а
* 5 о
я о _ <5 оэ d ° я й я о н 03 П О й я 2 2 2 Л Я р о о 5- Н Я
я» о о 03 о 0 о ■2 н й о Я К п> н 1 со
S со g I Я Е я о Э о Q -s Й о со йа Р т

ЗАДАНИЕ по п. 4.2.На контурной карте определите, какреалнзовываются принципы управления в заданной структурной схеме, определить субъект и объект управления.

принцип научности;

принцип системности;

принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;

принципы централизации и децентрализации;

принцип единства распорядительства и ответственности в управлении;

принцип оптимальности (принцип экономии времени);

принцип информационной достаточности;

Т Ннф. V Г

принцип обратной связи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...