Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципиальная модель управления таможенными




Органами и ее особенности

В базовой модели управления таможенными органами (специальной модели управления — вариант 3) в качестве объектов управления выступают собственно таможенные органы (ЦА ФТС, РТУ, таможни, таможенные по­сты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, техно­логические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (фи­нансовые, материальные, трудовые, информационные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Обеспечение согласованности (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной си­стемы для достижения целей деятельности таможенных органов и предопре­деляет роль управления.

К субъектам управления таможенными органами относятся все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ЦА ФТС России, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.

Таким образом, для формирования и реализации управляющего воздей­ствия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и опре­деленным образом организованных взаимосвязей между ними.

В совокупности эти элементы — субъект управления, объект управ­ления и взаимосвязи между ними — образуют систему управления тамо­женными органами. Базовая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рисунке 4.6.

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно вы­ступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управление таможенными органами носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объект управ­ления.

Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компонен­тов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой тамо­женный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элемен­том этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осуществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.


Рис. 4.6. Базовая модель системы управления таможенными органами

 

Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа опреде­ленным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.

Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие дан­ного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления.

В отличие от него информационное воздействие — это форма взаимо­связи не соподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления.

Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его струк­турное подразделение, обладает системными признаками, т.е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме ка­честв и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативного, эко­номического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решить задачи, воз­ложенные на таможенный орган, в полном объеме.

Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы

определяется кругом задач, для выполнения которых, собственно, и создается таможенный орган.

Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социаль­ными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему Российской Федерации, испытывают управляющее воздействие «сверху».

Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнообразным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу от­меченных обстоятельств каждый таможенный орган одновременно является не только управляемой системой, но и системой управления, т.е. субъектом и объектом управления.

Так, по отношению к Правительству Российской Федерации ФТС России является управляемой системой. В то же время она сама осуществляет управление входящими в его структуру элементами.

Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную дея­тельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это си­стема, в которой реализуются функции управления и которая включает:

• специалистов, объединенных в органы управления;

• используемый комплекс методов управления;

• организационную и вычислительную технику;

• связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и по­токами управленческой информации;

• документооборот, необходимый для выполнения функций, рас­пределенных между органами управления в интересах достижения целей, по­ставленных перед таможенной системой.

Система управления таможенными органами обладает свойством иерар­хичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отношениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лест­ницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная выше­стоящая таможенная система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.


Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осу­ществления которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функцио­нируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, ди­намика оперативной обстановки, требующая высокой мобиль-ности и макси­мальной управляемости, и т.д.). Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными эле­ментами таможенных органов.

Осуществление принципов единоначалия и субординации обуслов­ливает существование достаточно жесткой системы прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т.п. по­ступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления.

Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможность их искажения. Однако благодаря этому порядку до­статочно надежно обеспечивается необходимая централизация управления, согласованность деятельности многочисленных структурных подразделений по решению возникающих задач.

Система обратных связей, по которой к субъектам управления посту­пает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей, яв­ляется более гибкой и подвижной.

Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоя­тельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересо­ванность субъекта управления любого уровня в максимально полной инфор­мации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше инфор­мирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, ре­зультатах собственного управляющего воздействия. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных связей — это одно из проявлений демокра­тичности в государственном управлении, обусловливающей развернутую си­стему связей объектов с субъектами управлений.

Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, прежде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки феде­рального органа исполнительной власти, уполномоченного в области тамо­женного дела — участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, вла­дельцы складов и т.д.

Во внешней среде существуют различные объективные условия и факто­ры, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказы­вают существенное влияние на эту деятельность.

С внешней средой таможенные органы также связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается инфор­мационное, а при необходимости в установленном законом порядке — и пря­мое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц.

Важными компонентами внешней среды функционирования тамо­женных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере та­моженного дела.

Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внеш­ней среды, добиваясь их желаемого состояния.

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необхо­димая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, являясь управляемой си­стемой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в каче­стве системы управления, которая оказывает на среду функционирования ин­формационные и управляющие воздействия.

Таким образом, управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других обла­стях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, тамо­женная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодей­ствуют друг с другом. Задача управления — поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально- экономической организации, выполняющей специфические задачи — функ­ции.

В целом управление таможенными процессами и системами включает следующие этапы:

1. Получение и уяснение задачи.

2. Сбор и обработка информации.

3. Формирование гипотезы о состоянии таможенной системы на основе данных информационного обеспечения таможенного органа, а также инфор­мации, полученной от вышестоящего звена управления.

4. Выбор критерия общего плана действий.

5. Определение общего плана действий (декомпозиция задач и ограни­чений по этапам функционирования).

6. Определение конкретных плановых мероприятий и критериев их оценки.

7. Определение и реализация управляющих воздействий.



Выводы

Под управлением будем понимать процесс формирования и реализации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объ­ект переходит в требуемое (целевое) состояние.

Управление организациями принято рассматривать с позиции двух ос­новных подходов: кибернетического и синергетического, хотя в принципе они не противоречат друг другу. В кибернетическом подходе система управ­ления представляется в виде совокупности управляющей и управляемой под­систем. Синергетический подход основывается на учете естественных факто­ров развития (саморазвития) организации. Субъект управления в самооргани­зующихся системах не значим.

Введенные базовые модели управления, в том числе и специальная мо­дель управления таможенным делом, сформулированные законы (аксиомы) и принципы управления, представленные классификация методов управления и параметры эволюции управленческих парадигм позволяют заключить следу­ющее:

1. Управление таможенной системой осуществляется в пределах типо­вых моделей и на основе общих законов и принципов управления. В рамках кибернетического подхода специфика таможенной модели проявляется в том, что она объединяет в себе модели, характерные и для социально- экономических, и для технических систем.

2. Представленные последовательность и характер эволюции методов управления позволяют наблюдать этапы перехода от кибернетических к си- нергетическим методам, наиболее адекватным применительно к таможенным системам. Наблюдаемый переход от детерминированного к программно- целевому и от программно-целевого к целостно-эволюционному методу предполагает не подчеркивание предыдущего этапа, а раскрывает их каче­ственное развитие. Внутренняя логика этого развития обусловлена эволюци­ей внешних и внутренних условий жизнедеятельности таможенных систем, механизмом обратных связей и возможностью изменения критериев в направ­лении: план—>цель—>видение.

3. Целостно-эволюционный метод применительно к таможенным орга­низациям можно рассматривать как модель обобщенной концепции управле­ния. Метод является интегративным и, несомненно, станет определяющим в теории и практике управления таможенными организациями в ближайшей перспективе.

4. Концепция «субъект — объект управления» в теории управления по­степенно уступает место другой концепции, а именно концепции самооргани­зации. Кибернетическая модель остается хорошей методической парадигмой на первых этапах формирования знаний об управлении. Другими словами, кибернетический подход в теории и практике управления уступает место си- нергетическому подходу. Именно такому типу подхода — когнитивному — и уделяется основное внимание в данной дисциплине в дальнейшем.

Общая схема управления таможенными процессами и системами вклю­чает следующие этапы: получение и уяснение задачи; сбор и обработка ин­формации; формирование гипотезы о состоянии таможенной системы; выбор критерия общего плана действий; определение общего плана действий; опре­деление плановых мероприятий; определение и реализация управляющих воздействий. Все приведенные этапы являются характерными и для процеду­ры управления таможенными процессами и системами.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность базовой модели управления?

2. Какие общие и частные принципы применяются в государственном управлении?

3. Какие методы управления применяются в таможенных органах?

4. Каковы особенности принципиальной модели управления таможен­ными органами?

Кейс ситуация

Результаты выполнения таможенными органами установленных значений контроль­ных показателей эффективности деятельности показывают, что на протяжении 2009-2011 годов наблюдалась положительная динамика среднегодового значения оценок (в 2009 г. — 88,54 %, в 2010 г. — 89,84 %, в 2011 г. — 94,74 %).

Динамика среднего значения оценок выполнения контрольных показателей эффек­тивности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосред­ственно подчиненных ФТС России, представлена следующим образом.

94.74


 

 


91.87 91.09 2007 г.
2011г.

§90 О


 

 


ЗАДАНИЕ. Определите причины изменения эффективности детельности тамо­женных органов за период 2007-2011 гг. На основе принципиальной модели управления проведите оценку эффективности деятельности таможенного поста при заданных услови­ях:

- субъект управления не изменяется \ не развивается, происходит увеличение объ­емов товаропотока;

субъект управления изменяется \ развивается, происходит увеличение объемов товаропотока;


______ - субъект управления не изменяется \ не развивается, происходит уменьшение
______ л мои тоинропотока;

субъект управления не изменяется, происходит уменьшение объемов товаропо-

ТОКв;

субъект управления изменяется \ развивается, происходит уменьшение объемов иишропотока;

субъект управления не изменяется \ не развивается, объемов товаропотока не п шсмясгся.

Тема 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...