Методологические подходы к решению проблем
Управления К настоящему времени известен достаточно широкий спектр подходов, ннормс внесли существенный вклад в развитие теории и практики управлении. Таможенный менеджмент в полной объеме опирается на принятую ме- шдологию, вариативно используя ее в зависимости от особенностей таможенной системы и характера решаемых проблем. I! научной литературе принято выделение ранних школ в управлении и соответствующих им подходов к решению проблем управления. Суть подходом достаточно полно раскрывается в названиях самих школ. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и пауки о поведении, а также количественных методов управления24. Можно сказать, что зарождение и развитие управленческой мысли может Гн.пь описано как взаимопереплетение трех философий: классической философии (школы научного и административного управления), философии че- ноиеческих отношений (школа человеческих отношений и науки о поведении) и естественно-научной философии (математическая школа). В то или иное время преобладало определенное мировоззрение. Эволюция управленческой mi,юли доказала, что все они взаимосвязаны и необходимы. В последнее годы все наиболее широкий практический интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (когнитивный) подходы. Рассмотрим их более детально. Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций — бизнес-процессов (рис.5.3). м Более подробно см. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. Дело, 2005.
Бизнес-процессов
Системный подход рассматривает таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды (рис. 5.4).
Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации (рис. 5.5). Таможенная система ФАКТОРЫ .............. _J
Управленческое решение
Л Рис. 5.5. Структура определения ситуационного подхода Целостно-эволюционный или когнитивный подход — это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции, ее целостности в условиях изменений (рис.5.6).
Интеграция процессного, системного, ситуационного и целостно-эволюционного подходов к управлению предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне его представления: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате дея
В управлении таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления. Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие — направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, а локальные — используются преимущественно в системах текущего оперативного управления. В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы. К методам косвенного воздействия относятся социально-психологические, экономические и экономико-математические методы. Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовые акты. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные правоотношения. Таможенные правоотношения — это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Выделяются две группы таможенных правоотношений — первичные и вторичные. Первичные непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Вторичные таможенные правоотношения производны от первичных и соотносятся с фактором перемещения предметов таможенного регулирования через таможенную границу опосредованно, т.е. отношения по уплате таможенных платежей, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка; отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных складах, в связи с ликвидацией склада и др.
Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некоторых других законодательств. Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов форми-руются организационные отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др. Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности нормативных и директивных документов. В таможенных органах применяются три группы организационно- распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Несмотря на очевидную значимость этого метода, ряд руководителей таможенных органов его недооценивают, требования руководств и коллегии ФТС по этим вопросам зачастую выполняются не полностью. Нормирование — это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени, нормативы соотносительности и др. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе, поэтому более четкому внедрению этого метода в управление таможенными органами должен быть дан новый импульс, который потребовал бы от руководителей всех рангов его более интенсивного внедрения. Таким импульсом могло бы стать усиление контроля. Инструктирование ■— всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы. Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций. В ФТС правом подписи приказов пользуются и заместители председателя комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС. Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга. Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной систем, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и др. Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри него. Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты. К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения. К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим — неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы. Таким образом, совершенствование методологии управления таможенными органами направленно на решение проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Процессный подход Общие положения концепции процессного подхода. Концепция процессного подхода изложена в стандарте ISO 9001:2000, представляющем управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций или действий. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Необходимость процессного управления признана и на мировом уровне. Стандарт ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» в отношении процессного подхода заявляет следующую позицию: «...систематическая идентификация и управление различными процессами организации, и, в особенности, взаимосвязями между процессами, могут рассматриваться как подход, основанный на процессах, или процессный подход... Стандарт поощряет применение процессного подхода в управлении, а также рассматривает его как способ выявления и реализации возможностей для улучшения». Кроме того, стандарт предоставляет возможность определения структуры и содержания процесса, формирования правил управления им самостоятельно предприятию. Эта гибкость стандарта обеспечивает его универсальность и одновременно уникальность процессного решения для каждой организации. Стандарт ISO 9001:2008 определяет процессный подход как непрерывную серию взаимосвязанных функций и действий, кроме того, такой процесс можно определить как микроструктурируемый, поскольку он выполняется не только на верхних стратегических уровнях, но и на самых низких операционных уровнях. Дробление процесса позволяет определить микрооперации, взаимодействие которых позволит принимать более эффективные управленческие решения и таким образом выводить организацию на новый этап развития. Применение системы менеджмента качества можно представить в виде модели, основанной на процессном подходе (рис. 5.7). ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА К АЧЕСТВА
ИЗМЕНЕНИЕ. АНАЛИЗ. УЛУЧШЕНИЕ
[ельность.
ПРОЦЕССЫ Ml >!1ИЦ1 ЙЩКЛА ПРОДУКЦИИ
Рис. 5.7. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе Из представленной модели следует, что деятельность любой организации основывается на выполнении определенного процесса, который обеспечивает жизненный цикл продукции. Данная продукция поступает в организацию в виде требований от потребителя, клиента данной организации, и также возвращается к потребителю, но в преобразованном виде, в виде результата. Таким образом, деятельность организации мы можем определить как ориентированную на потребителя. Кроме того, для выполнения процесса эффективно, в целях удовлетворения требований потребителя, организация должна постоянно улучшать систему менеджмента качества, с помощью совершенствования, анализа деятельности и изменений, а также менеджмента ресурсов, то есть умение организовывать и распределять ресурсы. Ответственным за решения, принимаемые для совершенствования деятельности организации, является руководитель. Отметим также, что для осуществления функций руководитель связан с внешней средой через поток информации, представленный в виде обратной связи. Деятельность организации, направленная на преобразование требований, поступающих от потребителя, в результат добавляет ценность продукции на выходе, таким образом, чем качественнее проведена обработка требований внутри организации, тем выше степень удовлетворенности потребителя в результате.
Стандарт ISO выделяет следующие факторы, влияющие на создание менеджмента качества: внешняя среда организации, изменения и риски, связанные с этой средой; изменяющиеся потребности; конкретные цели; выпускаемая продукция; размер и структура организации; ориентация на процессы. Последний фактор определяет процессный подход как новый подход к управлению. Процесс согласно стандарту можно представить в виде схемы (рис. 5.8). Материальные, финансовые, технгиескне ресурсы
Материальные, финансовые, технические ресурсы Рис. 5.8. Определение процесса согласно стандарту ISO Как видно из схемы, функционирование организации осуществляется с помощью принятия управленческих решений, которые в свою очередь направлены на различные виды деятельности. Деятельность организации обеспечивается определенным набором ресурсов: материальными, техническими, финансовыми, кадровыми и так далее. В свою очередь деятельность организации направлена на преобразование входа в выход, то есть требований в результат. В целом совокупность данных действий можно определить как процесс. Переход организации к процессному управлению предполагает идентификацию процессов, то есть определение владельцев процесса, далее взаимодействие процессов — создание связей, обеспечивающих их взаимодействие, и менеджмент процессов — организация, распределение и управление ресурсами. Применение процессного подхода регламентировано правилами, изложенными также в ISO, согласно которым: 1) понимание и выполнение требований по регламентированию деятельности; 2) представление процессов с точки зрения добавляемой ими ценности; 3) достижение запланированных результатов выполнения процессов и обеспечение их результативности; 4) постоянное улучшение процессов, основанное на объективном измерении. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции администратора-менеджера. Функциональное описание по-прежнему традиционно и широко распространено. Оно хорошо гармонирует с иерархической структурой организации. На втором этапе подход был применен к организации в целом. Здесь ключевой термин — бизнес-процесс организации[21]. В таком представлении таможенная система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов в деятельности таможенных органов и их деятельность в целом. Новый контекст процессного подхода более продуктивен, чем функциональный с точки зрения борьбы за конкурентоспособность в условиях динамичного рынка. Он обеспечивает инструментальное решение проблем непрерывного повышения качества всех аспектов деятельности организации. Процессный подход существенно меняет логику организации и механизм управления. Если, например, применительно к таможенной системе функции можно представить себе как некоторые «полосы», которые «разрезают» ее сверху донизу, то процессы «разрезают» таможенную систему поперек, пересекая границы функциональных подразделений. Такой подход обеспечивает разрушение барьеров между подразделениями. Управление процессами освобождает высшее руководство от рутины оперативного управления, позволяя ему сосредоточиться на стратегических вопросах. Это несомненный плюс процессного подхода. Пересекающие организацию процессы обычно называют бизнес- процессами. Это название связано с тем, что, как правило, такие процессы направлены на удовлетворение внешних клиентов, потребителей организации, для таможенных органов — участников ВЭД. Отношения же с ними — это и есть бизнес. В то же время любой организации практически не обойтись без поддерживающих процессов, таких, например, как ремонт отказавшего При таком подходе таможенная система рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. При этом: • каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей; • создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах; • определение границ любого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволяет обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить; • при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск субоптимизации; • при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс, удается избежать распределения ответственности по фрагментам; • управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля времени выполнения работ и ресурсов. Каждый отдельный процесс имеет поставщика и потребителя, как это показано на рисунке 5.9. Эта модель поставщик/потребитель — центральная для понимания процессного подхода.
Понятие бизнес-процесс содержит два элемента: бизнес и процесс. Рассмотрим первый элемент — процесс. Вот одно из базовых определений процесса. Процесс — это некоторая логическая последовательность связанных действий, преобразующих вход в результаты или в выход. Теперь к слову процесс нужно добавить слово бизнес, чтобы отличить бизнес-процесс от других процессов, идущих в компании. Бизнес-процесс — это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы организации для предоставления услуг или создания материальной продукции, удовлетворяющих внутренних или внешних потребителей. ИЗ Опираясь на это определение, можно все действия внутри таможенной системы рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть. Основным преимуществом процессного подхода является его непрерывность, кроме того, данный процесс может быть непрерывен как на стыке отдельных процессов, так и в комбинации и взаимодействии процессов. Особенность процессного подхода в таможенном деле заключается в следующем. Во-первых, он рассматривает таможенную систему как непрерывную серию взаимозависимых управленческих функций и процессов на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях, во-вторых, предполагает, что принятие решений ставится в прямую зависимость от содержания и организации процесса функционирования и развития таможенных органов. Представим процессное управление в таможенных органах в виде модели (рис. 5.10).
Выполнение процесса организацией, в том числе таможенным органом, обеспечивается ресурсами (технологии, оборудование, персонал) и также информацией (параметры процесса, параметры результата), в том числе информация, поступающая от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Данная схема представлена на рисунке 5.11. ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН
S I «I
_____.....
I Участник ВЭД Рис. 5.11. Выполнение процесса таможенными органами При переходе к процессному управлению организация сталкивается с проблемой выделения процесса. Как определить процесс, которым мы будем управлять? Выделять ли «сквозные процессы» или провести границы процессов по подразделениям? На сегодняшний день большее внимание уделяется последнему способу определения процесса. Придуман также специальный термин — «сегментированное управление бизнес-процессами». Хорошо сконструированный и отлаженный процесс, параметры которого не выходят за предельные границы, должен протекать по заданному алгоритму и не нуждаться в оперативном управлении со стороны владельца процесса или высшего руководства. В случае необходимости (при недостаточно хорошо спроектированных процессах или их конфликте за ресурсы) координацию осуществляет линейный менеджер или руководитель функционального подразделения. Прежде всего, очень важно установить границы ответственности и формализовать отношения «владельца процесса» и руководителей функциональных подразделений, через которые протекает процесс. Во многом эти отношения обусловлены показателями, которыми оценивается деятельность каждого из них: «владелец процесса», главным образом, отвечает за показатели результативности процессов, а функциональный руководитель — за эффективность использования ресурсов. Выбор значений этих показателей — > го поиск оптимального соотношения между результативностью процессов и эффективностью использования ресурсов. Процессное управление можно разбить на два уровня: стратегическое и операционное управление. На первом уровне определяется набор необходимых процессов и расставляются их приоритеты. Это можно определить как «стратегическое планирование», выработка стратегической концепции деятельности. На операционном уровне устанавливается цель с использованием модели целеполагания. В целом стратегическую концепцию деятельности при использовании процессного управления можно выразить следующей формулой — «будучи большим, работать, как малое». То есть процессный подход позволяет сочетать производственные (или шире — ресурсные) возможности большой организации с гибкостью и качеством обслуживания целевых групп клиентов, присущих малой. Процессный подход к принятию решений в центральном аппарате ФТС России. Процесс принятия решений в ФТС России имеет определенную специфику, обусловленную особенностью управления в государственных органах. Прежде всего, определимся в формах формализации решений в рассматриваемой ситуации. Как правило, в ФТС России принятое решение закрепляется документально — приказы, письма, протокольные решения и пр. В ФТС России решение могут принимать только уполномоченные на то должностные лица путем подписания соответствующих документов либо наложения виз на них. Решения по наиболее важным вопросам принимаются руководителем ФТС России либо его заместителями. Однако в ряде случаев начальники структурных подразделений ФТС России также уполномочены принимать отдельные решения в части компетенции. Наличие подписи (визы) уполномоченного должностного лица является свидетельством принятия соответствующего решения, за которое должностное лицо несет ответственность. Права и обязанности должностных лиц ФТС России определяются соответствующими должностными инструкциями (для сотрудников таможенных органов), либо должностными регламентами (для государственных служащих таможенных органов). Однако обширный круг вопросов, относящихся к ведению ФТС России, разветвленная горизонтальная (наличие функциональных и структурных подразделений) и многоуровневая вертикальная (иерархическая) структура ФТС России, обусловливают необходимость проработки вопросов соответствующими экспертами структурных (функциональных) подразделений, а также определяет сложность процесса подготовки и принятия решения. Рассмотрим структуру центрального аппарата ФТС России. Место структурного подразделения (далее — функциональный отдел) в структуре центрального аппарата ФТС России представлено на рисунке 5.12. ФТС России
Заместитель Руководителя (виза /подпись)
Начальник структурного подразделения ФТС России (виза/подпись) Начальник структурного подразделения ФТС России (виза/подпись)
Заместитель
структурного подразделения
ФТС России (виза /подпись) Функциональный Начальник отдела (виза)__ Исполнитель (виза) Функциональный отдел
Рис. 5.12. Структура центрального аппарата ФТС России и полномочия должностных лиц в части подписания (визирования) документа При этом функциональное подразделение играет ключевую роль в подготовке проекта документа, на основании которого принимается решение. Функциональная деятельность и перечень вопросов, относящихся к компетенции функционального отдела, определяется следующими правовыми актами (рис. 5.13): - положение о ФТС России (постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»); - положение о соответствующем структурном подразделении центрального аппарата (управлении, главном управлении, утверждаемое приказом ФТС России); - положение о функциональном отделе (утверждается начальником структурного подразделения ФТС России — начальником управления (главного управления)).
В своей деятельности должностные лица функционального отдела руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России. Совокупность положений указанных правовых актов образует систему правовых норм, которыми руководствуются должностные лица функционального отдела, при осуществлении своих обязанностей (далее — правовое поле, схематично представлено на рис. 5.14).
Здесь: ФЗ — Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации и иные федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие в области таможенного дела; П1-П4 — приказы ФТС России, положения трех из которых затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции функционального отдела (П2-П4); Сп1-3 — приказы ФТС России, регламентирующие специфические вопросы, относящиеся к исключительной компетенции функционального отдела. По аналогии могут быть представлены иные перечисленные выше акты, которыми руководствуются в своей деятельности должностные лица функционального отдела. При этом правовые нормы, образующие правовое поле, могут быть условно разделены на нормы, регламентирующие общие вопросы (например, порядок организации делопроизводства, порядок работы с информационными ресурсами и др. — на рисунке множества П2-П4), и нормы, регламентирующие специфические аспекты функциональной деятельности подразделения (далее — функциональное правовое поле, например, особенности осуществления технологий таможенного оформления и таможенного контроля в части компетенции отдела, действия должностных лиц таможенных органов в тех или иных случаях, специфика применения различных инструментов и др. — на рисунке множества Сп1-3). Как правило, в РТУ и таможнях существуют функциональные отделы, осуществляющие свою деятельность в
В совокупности функциональные подразделения центрального аппарата, РТУ и таможен образуют функциональную вертикаль (схематично представлена на рис. 5.15). ; Руководитель ~|
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|