Состав и алгоритмическая схема технологии тренинга
Наиболее эффективное принятие управленческих решений (особенно решений по сложным, многофакторным проблемам, принимаемых группой лиц) достигается на основе использования экспертно-аналитической технологии. Экспертно-аналитическая технология — это технология работы с экспертами в интерактивном режиме с использованием универсальных и специализированных методов (инструментальных средств) подготовки и принятия управленческих решений по проблемам функционирования и развития организации. Экспертно-аналитическая технология предоставляет возможность группе экспертов на основе анализа текущей ситуации получить ответ на вопрос «существует ли проблема?», смоделировать сценарии ее развития и предложить альтернативные варианты управленческих решений и программы их реализации. Наиболее характерным примером экспертно-аналитической технологии является тренинг. Тренинг — это технология работы с экспертами-таможенниками или обучающимися в активном режиме с использованием универсальных и специализированных инструментальных средств в целях подготовки решений по проблемам оперативно-тактического управления деятельностью таможенных органов и развития института таможенного администрирования[84]. Как уже отмечалось ранее (см. тему 3), институт таможенного администрирования (ИТА) может быть представлен в виде системы идей, правовой системы, организации (например, ФТС РФ, ЦА ФТС и т.п.), процесса (функции, процедуры, операции) или в комплексе. Технология тренинга является одной из наиболее эффективных для принятия управленческих решений по самому широкому спектру проблем таможенного администрирования в условиях неопределенности. Она позволяет в интерактивном режиме на основе инструментальной базы: поставить и решить управленческую задачу системного характера, обеспечить доказательность в процессе решения, оценить эффективность решения.
Содержание технологии тренинга и состав применяемых методов определяются уровнем и формой представления института таможенного администрирования, проблемными вопросами, целями и задачами развития (модернизации) института, а также перечнем программных документов — концепции, стратегии, программы развития (модернизации) и т.п., представляемых по результатам тренинга. Так, например, такие решения проблемы развития института таможенного администрирования, как концепция, стратегия и программа, должны быть сформированы в виде целей, системной идеи, комплекса мероприятий научно-технического, организационно-технологического и социального характера, механизма их реализации. Они, как правило, должны включать: характеристику исходного состояния таможенного института (таможенного органа), основные показатели эффективности, проблемы, комплекс целей и мероприятий развития (модернизации), потребность в ресурсах и сроки реализации мероприятий, технико-экономические оценки, выводы и рекомендации. Методическую базу технологии тренинга составляют: методы подготовки и принятия коллективных решений, методики информационного обследования, методы и инструментальные средства количественного и экспертного анализа таможенных систем, методики построения рациональных организационно-функциональной, информационной и других моделей деятельности таможенных органов, методики формирования программ их развития или модернизации. Рассмотрим пример организации и проведения тренинга по формированию программы развития. В основу тренинга положен метод мозгового штурма. Основные принципы проведения тренинга:
- методичность — работа на основе методических инструментов; - технологичность — работа по правилам; - коллективизм — работа в команде экспертов; - оперативность — работа в условиях ограничений по времени; - бесконфликтность — уважительное отношение к любому мнению экспертов. Ситуационное моделирование в режиме тренинга предполагает активное использование опыта и профессиональных знаний специалистов- таможенников для анализа существующего состояния и формирования концепций, моделей, направлений и мероприятий развития института таможенного администрирования, в определении эффекта и в оценке эффективности их реализации. Основу тренинга составляет сценарий. Его компоненты следующие: - формулируется тема тренинга; - определяется цель тренинга; - анализируются проблемные ситуации; - формулируется общая постановка задачи (проблемы); - определяются исходные данные; - даются общие методические указания и рекомендации обучающимся (экспертам) по решению задачи (методы, инструменты, правила, индивидуальная работа или работа в команде, отведенное время); - формулируются вопросы и задания обучающимся (экспертам), вы- полняются задания, дается комментарии и осуществляется предварительная обработка результатов; - итоговая обработка результатов и оформление соответствующей программы; - формируются выводы и предложения по теме, выходные результаты тренинга. Алгоритмическая схема технологии тренинга. Тренинг ориентирован на руководителей таможенных органов и их структурных подразделений, на решение проблем управления в самых различных областях таможенной деятельности, на исследователей (аналитиков), владеющих методами экспертных оценок, методами аналитической обработки результатов, методами статистического анализа (оценки точности результатов), а также методами исследования и проектирования сложных социально-экономических, организационных и автоматизированных информационных систем. Алгоритмическая последовательность (технология) проведения тренинга предполагает активную совместную работу экспертов, аналитиков и кон- сультантов-тренеров. Тренер — системный аналитик (технолог-консультант) формулирует тему и цель экспериментального исследования, например, таможни или ФТС России в целом или управления таможенным делом. Проводит предварительный анализ проблемных ситуаций, формулирует постановку задачи и перечень исходных данных. При анализе проблемной ситуации системный аналитик дает характеристику объекта исследования, формирует систему признаков и проблем, которые и предлагаются экспертам решить в процессе тренинга. В качестве системного аналитика может выступить руководитель таможенного органа или его структурного подразделения.
Технологию исследования и основные инструменты решения поставленных проблем тренер предлагает в виде методических указаний по решению задачи. В процессе непосредственной работы с экспертами тренер формулирует задание для их индивидуальной работы или для работы в команде, уточняет правила работы экспертов, производит обработку результатов экспертного исследования, формулирует выводы, предложения по результатам работы. Экспертам также предоставляется возможность защитить результаты своей работы. При большом разбросе мнений экспертов некоторые положения могут быть уточнены аналитиками-консультантами. Обязательным этапом при разработке любого предложения должен быть этап оценки достигаемого эффекта (эффективности результатов). Последовательность тренинга должна обеспечить получение конечного продукта — альтернатив (проектов) управленческих решений, проекта комплексной или целевой программы развития (модернизации) таможенных институтов. Для однозначности, если при этом не требуется специальных уточнений, в дальнейшем будем говорить только о развитии таможенной системы. В качестве примера рассмотрим алгоритмическую последовательность разработки проекта программы развития таможенного органа. Она представлена на рисунке 13.2 и включает следующие этапы. Этап 1. Определение объекта и предмета анализа (исследования). В качестве объектов исследования могут выступать как таможенный орган в целом (например, таможенный пост), так и отдельные его подразделения (например, отдел) или направления деятельности. Предметом анализа являются задачи, решаемые в ходе деятельности, ресурсы, обеспечивающие деятельность, показатели деятельности и т.п.
Этап 2. Анализ текущего состояния, формирование концепции и выбор направлений развития таможенного органа. В зависимости от условий проводится количественный, качественный (экспертный) или качественно- количественный анализ сложившейся ситуации в деятельности таможенного органа. Здесь возможны различные варианты исследований. Наиболее характерными и всеобъемлющими являются следующие: - организационно-функциональный анализ деятельности таможенного органа (структурного подразделения); - информационно-функциональный анализ процессов управления таможенным органом или его деятельностью; - сравнительный анализ таможенного органа с аналогичными отечественными и зарубежными институтами. При наличии в деятельности таможенного органа проблем системного характера выдвигаются альтернативные концепции и определяются возможные направления его развития. Этап 3. Определение рациональной в условиях предлагаемых изменений модели управления (например, информационно-функциональной модели). На данном этапе определяются основные направления работ и мероприятия, нацеленные на реализацию такой модели (в частном случае — мероприятия по реализации оптимальной информационно-функциональной модели). Этап 4. Выбор приемлемой альтернативы по достижению поставленных целей развития таможенного органа и обоснование ее эффективности. В качестве отдельных могут быть выделены следующие этапы работ по проектированию программы развития таможенного органа: - оценка эффекта, достигаемого в ходе реализации мероприятий по развитию таможенного органа (или оценка экономической эффективности проекта) — этап 5; - системная аналитическая обработка результатов анализа и проектирования (при наличии нескольких направлений развития) — этап 6; - формирование аналитического и программного разделов проекта в окончательном виде и его оформление — этап 7. В общем случае методологическая схема проведения работ по формированию проекта программы развития отражает все этапы подготовки и принятия управленческого решения по проблеме развития таможенного органа. Она включает: определение объекта и предмета развития; анализ объекта, включая и сравнительный анализ с объектами-аналогами; синтез объекта и построение его рациональной структуры; формирование мероприятий по реализации программы развития; оценку ожидаемых результатов (эффекта и эффективности).
Основные компоненты технологии тренинга. В обобщенном виде технологическая последовательность решения задачи по проектированию программы развития и основные компоненты тренинга сведены в таблице 13.1. В состав компонентов тренинга включены: задачи, решаемые на каждом этапе формирования программы, эксперты, привлекаемые для их решения, используемые в процессе решения инструменты, а также результаты проектирования программы, получаемые инструментально в ходе тренинга (рис. 13.3).
Основные компоненты технологии тренинга (решаемые задачи, используемые инструментальные средства, и результаты тренинга) представлены в таблице 13.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|