Шри Гаудия-бхашья 15 страница
Словосочетание сарва-парикаре указывает на то, что пять видов преданных Кришны не считали Шри Гаурасундара, само воплощение випраламбхи, объектом мадхура-расы и не участвовали в трансцендентных играх любви, скрытых в Его аударья-лиле. Они усиливали Его чувство разлуки с Кришной, поддерживали и питали эту расу. Тот, кто хочет противопоставить гаура-лилу играм Кришны, высшего прибежища, помещая в руки Гаурасундара флейту и пастушью палку, кто видит в Нем своего возлюбленного или считает Его колесничим Арджуны, никогда не войдет в число спутников или слуг Гауры. Многие девушки, вечные участницы сладостных игр Кришны, присоединились к играм Гауры, став Его преданными в мужском облике. Таким образом, облик и внешние действия не слишком значимы для характеристики положения преданного в служении Господу.
Стих 28 প ্ র ভ ু র আ জ ্ ঞ া য ় আ গ ে স র ্ ব ্ ব -প র ি ক র । জ ন ্ ম ল ভ ি ল ে ন স ব ে ম া ন ু ষ -ভ ি ত র ॥ ২ ৮ ॥ прабхура а̄ джн̃ а̄ йа а̄ ге сарва-парикара джанма лабхилена сабе ма̄ нуш̣ а-бхитара Согласно воле Господа, Его вечные спутники родились на Земле среди разных сословий человеческого общества. Комментарий: Спутники Господа, повинуясь Его воле, родились среди людей, чтобы участвовать в Его играх. Не следует думать, будто они — обычные смертные, пожинающие плоды своих прошлых поступков и обреченные на суд Ямараджа.
Стих 29 ক ি অ ন ন ্ ত, ক ি শ ি ব, ব ি র ি ঞ ্ চ ি, ঋ ষ ি গ ণ । য ত অ ব ত া র ে র প া র ্ ষ দ আ প ্ ত গ ণ ॥ ২ ৯ ॥
ки ананта, ки ш́ ива, вирин̃ чи, р̣ ш̣ и-ган̣ а йата авата̄ рера па̄ рш̣ ада а̄ пта-ган̣ а Ананта, Шива, Брахма и великие мудрецы приходят как спутники Господа в каждом Его воплощении. Комментарий: Многие боги и мудрецы, возносившие молитвы различным аватарам Господа, пришли в этот мир как участники вечных игр Гауры.
Стих 30 ‘ভ া গ ব ত ’র ূ প ে জ ন ্ ম হ ই ল স ব া র । ক ৃ ষ ্ ণ স ে জ া ন ে ন, —য া ঁ র অ ং শ ে জ ন ্ ম য া ঁ র ॥ ৩ ০ ॥ ‘бха̄ гавата’ рӯ пе джанма хаила саба̄ ра кр̣ ш̣ н̣ а се джа̄ нена, —йа̄ н̇ ра ам̇ ш́ е джанма йа̄ н̇ ра Все они рождались как величайшие преданные. Но только Гаура-Кришна знал о всех рождениях каждого из них. Комментарий: Преданные, принимавшие участие в играх Шри Кришны, теперь пришли в мир как преданные Шри Гаурасундара. Верховная Личность Бога, Шри Гаура-Кришна хорошо знал, где и когда родился каждый из них.
Стих 31 ক া র ো জ ন ্ ম ন ব দ ্ ব ী প ে, ক া র ো চ া ট ি গ ্ র া ম ে । ক ে হ র া ঢ ় ে, ও ঢ ্ র -দ ে শ ে, শ ্ র ী হ ট ্ ট ে, প শ ্ চ ি ম ে ॥ ৩ ১ ॥ ка̄ ро джанма навадвӣ пе, ка̄ ро ча̄ т̣ игра̄ ме кеха ра̄ д̣ хе, од̣ хра-деш́ е, ш́ рӣ хат̣ т̣ е, паш́ чиме Кто-то родился в Навадвипе, кто-то в Чаттаграме, другие родились в Радхадеше, Ориссе, Шрихатте и землях, лежащих на западе. Комментарий: Многие преданные Господа родились в Навадвипе. Среди них — Шрила Гададхар Пандит Госвами, Шри Джагадананда Пандит Госвами, Пандит Садашива, Гангадас, Шукламбхар, Шридхар, Пурушоттам, Санджай, Хиранья и Джагадиша.
Шрила Пундарик Видьянидхи (Ачарьянидхи или Преманидхи), Шри Ва̄ судэв Датта Тхакур и его брат Мукунда Датта явились на свет в деревне Чатиграма (в настоящее время известной как Чаттаграма). Радхадеша — это местность на западном берегу Ганги. Шри Нитьянанда родился в селении Экачакра или Вирачандрапур, в округе Бирбхум. Шри Сатьяраджа Кхан и Шри Рамананда Васу родились в селении Кулина (округ Варддхамана или Бурдван). Шри Мукунда, Шри Нарахари, Шри Рагхунанда, Чиранджива и Сулочана родились в Шрикханд̣ е. Многие преданные, такие, как Шри Говинда, Шри Мадхава, Шри Васудэв Гхош, Двиджа Харидас и Двиджа Ванинатх Брахмачари были родом из Аградвипы. Слово од̣ хра в данном стихе означает «Уткала» (Орисса). Следующие утверждения священных писаний прославляют ее: «Од̣ хра-кшетра, Орисса, известна как обитель Господа Пурушоттамы (Шри Джаганнатха)», «в Кали-югу эти четыре [сампрадаи] появятся в Уткале». Шри Бхавананда Рай и его сыновья, главным из которых был Шрила Рамананда Рай, а также Шри Ванинатх, Шри Гопинатх, Шри Шикхи Махити, Шри Мадхави деви, Мурари Махити, Парамананда Махапатра, Орисса Шивананда, Пратапарудра, Каши Мишра, Прадьюмна Мишра и многие другие преданные родились в Уткале. Об этом говорится в 5 главе Антья-кханды. Шрихатта находится в штате Ассам, граничащем с Бенгалией. Многие прославленные преданные, такие, как Шривас Пандит, Шрирама Пандит, Шри Чандрашекхар Ачарья, Шри Джаганнатха Мишра и Шри Адвайта явились в Шрихатте. Слово паш́ чиме указывает на местность, известную в наши дни под названием Трихут; на санскрите оно называется Тирабхукти. Здесь родились Шрипад Парамананда Пури и Шри Рагхупати Упадхьяя, ученики Шрилы Мадхавендры Пурипада и близкие спутники Шримана Махапрабху.
Стих 32 ন া ন া -স ্ থ া ন ে ‘অ ব ত ী র ্ ণ ’ হ ৈ ল া ভ ক ্ ত গ ণ । ন ব দ ্ ব ী প ে আ স ি ’ হ ৈ ল স ব া র ম ি ল ন ॥ ৩ ২ ॥ на̄ на̄ -стха̄ не ‘аватӣ рн̣ а’ хаила̄ бхакта-ган̣ а навадвӣ пе а̄ си’ хаила саба̄ ра милана
Спутники Господа явились в самых разных местах, но все они повстречали друг друга в Навадвипе. Комментарий: Слова саба̄ ра милана говорят о том, что спутники Шри Гаурасундара родились в самых разных провинциях Индии для того, чтобы очистить их и возвысить. Позже все эти преданные собрались у стоп Шри Чайтаньи в Шри Навадвипе и присоединились к Его движению санкиртаны.
Стих 33 স র ্ ব ্ ব -ব ৈ ষ ্ ণ ব ে র জ ন ্ ম ন ব দ ্ ব ী প ধ া ম ে । ক ো ন ম হ া প ্ র ি য ় দ া স ে র জ ন ্ ম অ ন ্ য -স ্ থ া ন ে ॥ ৩ ৩ ॥ сарва-ваиш̣ н̣ авера джанма навадвӣ па дха̄ ме кона маха̄ -прийа да̄ сера джанма анйа-стха̄ не Большинство этих вайшнавов были уроженцами Навадвипы, но некоторые близкие Господу спутники происходили из других мест. Комментарий: Большинство вайшнавов родились в различных селениях Навадвипы, однако некоторые последователи Гауры, возглавляемые Шри Нитьянандой, явились в других провинциях.
Стих 34 শ ্ র ী ব া স -প ণ ্ ড ি ত, আ র শ ্ র ী র া ম -প ণ ্ ড ি ত । শ ্ র ী চ ন ্ দ ্ র শ ে খ র -দ ে ব —ত ্ র ৈ ল ো ক ্ য -প ূ জ ি ত ॥ ৩ ৪ ॥ ш́ рӣ ва̄ са-пан̣ д̣ ита, а̄ ра ш́ рӣ ра̄ ма-пан̣ д̣ ита ш́ рӣ чандраш́ екхара-дева—траилокйа-пӯ джита Обитатели трех миров поклоняются Шривасу Пандиту, Шрираму Пандиту, Шри Чандрашекхару. Комментарий: Шри Кави Карнапур в «Гаура-ганоддеша-дипике» [90] говорит о Шривасе и Шрираме следующее: «Мудрый Шривас Пандит — это Шри Нарада Муни, а его младший брат, Шрирам Пандит — это Шри Парвата Муни, друг Нарады». После того, как Господь Чайтанья принял санньясу, Шривас и Шрирам переехали из Навадвипы в Кумарахатту (об этом говорится в 5 главе Антья-кханды). Шриман Чандрашекхар Дэв был преданным Господа и приходился Ему дядей (он был мужем сестры Шачи). Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике» он является одним из девяти Нидхи по имени Чандра. Приняв настроение Деви, Шриман Махапрабху пел и танцевал в его доме впервые в Бенгалии. Место, где находился дом Чандрашекхара, в настоящее время известно как Враджапаттан. Там расположен огромный восьмиугольный храм, известный как Шри Чайтанья Матх. Он является прославленным духовным центром всемирной общины вайшнавов (Вишва-вайшнава-раджа-сабхи). В храме установлены божества Шри Гуру-Гауранги и Гандхарвика-Гиридхари, а с четырех его сторон возвышаются мурти ачарьев четырех вайшнавских сампрадай.
Нитьянанда посвятил Шри Чандрашекхара в планы Господа Вишвамбхара принять санньясу [Чайтанья-бхагавата, Мадхья-кханда, глава 26]. Шри Чандрашекхар был вместе с Нитьянандой и Мукундой Даттой в Катве, когда Шриман Махапрабху давал обеты, принимая санньясу. Он помогал совершить все необходимые ритуалы, а затем вернулся в Навадвипу и сообщил о санньясе Господа. В восьмой главе Мадхья-кханды данного произведения можно найти описание того, как Господь пел киртан в доме Чандрашекхара Ачарьи, перед тем как принять санньясу. В «Чайтанья-чаритамрите» [Мадхья-кханда, глава 23] имя Чандрашекхара упоминается в связи с описанием санкиртаны в ответ на преследования Кази, а также в связи с рассказом о том, как Шридхар обрел милость Махапрабху. Вместе с преданными Бенгалии Чандрашекхар каждый год ходил в Нилачалу на встречу с Господом Чайтаньей.
Стих 35 ভ ব র ো গ -ব ৈ দ ্ য শ ্ র ী ম ু র া র ি -ন া ম য া ঁ র । ‘শ ্ র ী হ ট ্ ট ে ’ এ -স ব ব ৈ ষ ্ ণ ব ে র ‘অ ব ত া র ’ ॥ ৩ ৫ ॥ бхава-рога-ваидйа ш́ рӣ мура̄ ри-на̄ ма йа̄ н̇ ра ‘ш́ рӣ хат̣ т̣ е’ э-саба ваиш̣ н̣ авера ‘авата̄ ра’ Все эти вайшнавы явились в Шрихатте. Уроженцем Шрихатты был и Шри Мурари Гупта, способный излечить душу от материализма. Комментарий: Словосочетание бхава-рога означает болезнь материального существования. Иначе говоря, слово бхава указывает на страдания, рожденные из привязанности к дому. Так говорит Джива Госвами, комментируя стих 10. 51. 53 «Шримад-Бхагаватам» в «Лагху-тошани». Шрила Вриндаван дас Тхакур называет Мурари Гупту врачом (ваидья). Тем самым он показывает, что Мурари Гупта обладает величайшим состраданием к обусловленным душам, которые с незапамятных времен были заражены невежеством и богоборством. Шри Вриндаван дас Тхакур никогда не называл Мурари Гупту обычным врачом, занятым лечением материальных тел. Воплощение Вьясадэва и главный биограф Господа и Его преданных, Вриндаван дас Тхакур запрещает считать Господа Вишну и вайшнавов принадлежащими к определенной касте или находящимися под влиянием какой-либо материальной гуны, поскольку такое настроение в высшей степени пагубно. Вишну и вайшнавы трансцендентны к любым определениям и всецело духовны.
Слова ваидйа ш́ рӣ мура̄ ри указывают на Мурари Гупту, автора прославленной книги «Шри Чайтанья-чарита». Мурари Гупта родился в семье врача из Шрихатты и позже переехал в Шри Навадвипу. Он родился до прихода Шримана Махапрабху. Господь Чайтанья проявил образ Варахи в доме Мурари Гупты [Мадхья-кханда, глава 3], а во время маха-пракаша-лилы явил ему свой образ Рамачандры [Мадхья-кханда, глава 10]. Увидев однажды Нитьянанду и Гаурасундара в доме Шриваса, Мурари Гупта поклонился сначала Махапрабху, а затем Нитьянанде. Увидев это, Махапрабху сказал ему: «Поклонившись сначала Мне, ты повел себя неправильно». Той же ночью Мурари увидел во сне Махапрабху, который явил ему высшее положение Шри Нитьянанды. Утром следующего дня Мурари поклонился сначала Нитьянанде и после этого — Махапрабху. Довольный поступком Мурари Гупты, Чайтанья Махапрабху дал ему свой маха-прасад — остатки орехов бетеля. Однажды Мурари Гупта угостил в своем доме Чайтанью Махапрабху жареным рисом, и на следующий день Господь явил божественную игру, притворившись заболевшим с расстройством желудка. Господь пришел к Мурари и, выпив воды из его лоты (сосуда для воды), произнес: «Вот единственное, что Мне поможет! » В другой раз в доме Шриваса, Шриман Махапрабху явил образ Вишну, а Мурари принял настроение Гаруды. Господь взобрался на плечи Мурари и, пребывая в настроении Владыки мироздания, являл свои игры. Однажды Мурари горевал о том, что после ухода Махапрабху не сможет перенести разлуку с Ним. Тогда он решил расстаться с жизнью до того, как Господь покинет этот мир. Шриман Махапрабху, пребывающий как Высшая Душа в сердце каждого живого существа и знающий все его намерения, строго запретил Мурари это делать [Мадхья-кханда, глава 20]. В другой раз Мурари Гупта возносил молитвы Господу, когда Тот, будучи в его доме, принял облик Варахи (аватары в образе вепря) [Антья-кханда, глава 4]. Смиренные молитвы Мурари приводятся в «Чайтанья-чаритамрите» [Мадхья, 11. 152–158]. «Чайтанья-чаритамрита» прославляет преданность Мурари Гупты Господу Рамачандре [Мадхья, 15. 137–157]. Слова ваиш̣ н̣ авера ‘авата̄ ра’ свидетельствуют о том, что эти вайшнавы пришли с самой Голоки. Они вечно свободны от любых материальных обозначений. Приходя в материальный мир ради блага всех живых существ, они облачаются в телесную оболочку и, обманув демонов, выполняют ту или иную миссию. Эти тела не являются истинными образами вайшнавов. Поэтому материалисты совершают оскорбление, когда, основываясь на внешних признаках, считают, что некий вайшнав принадлежит к низшему сословию. Все люди в радиусе десяти тысяч йоджан от того места, где родился чистый вайшнав, освобождаются от материальных представлений. Они получают шанс понять истинную природу вайшнава, не принадлежащего к какой-либо касте, сословию или ашраму и не являющегося обычным ученым или объектом чьих-то материальных желаний. Настоящий садху – тот, кто поклоняется Господу Шри Хари и оказывает должное почтение богам и брахманам. Он никогда не попадет под влияние материалистов, которые ненавидят вайшнавов и тем самым пролагают себе дорогу в ад.
Стихи 36–37 প ু ণ ্ ড র ী ক -ব ি দ ্ য া ন ি ধ ি —ব ৈ ষ ্ ণ ব প ্ র ধ া ন । চ ৈ ত ন ্ য -ব ল ্ ল ভ দ ত ্ ত -ব া স ু দ ে ব ন া ম ॥ ৩ ৬ ॥ ‘চ া ট ি গ ্ র া ম ে ’ হ ৈ ল ই ঁ হ া -স ব া র ‘প র ক া শ ’ । ‘ব ু ঢ ় ন ে ’ হ ই ল া অ ব ত ী র ্ ণ হ র ি দ া স ॥ ৩ ৭ ॥ пун̣ д̣ арӣ ка-видйа̄ нидхи—ваиш̣ н̣ ава-прадха̄ на чаитанйа-валлабха датта-ва̄ судева на̄ ма ‘ча̄ т̣ игра̄ ме’ хаила ин̇ ха̄ -саба̄ ра парака̄ ш́ а ‘буд̣ хане’ хаила̄ аватӣ рна харида̄ са Величайшие вайшнавы Пундарик Видьянидхи, Чайтанья Валлабха и Васудэв Датта явились в Чаттаграме. Харидас Тхакур родился в деревне Будхана. Комментарий: Пундарик Видьянидхи известен также под именем Преманидхи и Ачарьянидхи. Шри Кави Карнапур так описывает его: вр̣ ш̣ абха̄ нутайа̄ кхйа̄ тах̣ пура̄ йо враджа-ман̣ д̣ але адхуна̄ пун̣ д̣ арӣ ка̄ кш̣ о видйа̄ нидхи-маха̄ ш́ айах̣ свакӣ йа-бха̄ вам а̄ сва̄ дйа ра̄ дха̄ -вираха-ка̄ тарах̣ чаитанйах̣ пун̣ д̣ арӣ ка̄ кш̣ ам айе та̄ та̄ вадат свайам према-нидхитайа̄ кхйа̄ тим̇ гауро йасмаи дадау сукхӣ ма̄ дхавендрасйа ш́ иш̣ йатва̄ т гауравам̇ ча сада̄ карот тат-прака̄ ш́ а-виш́ еш̣ о’пи миш́ рах̣ ш́ рӣ -ма̄ дхаво матах̣ ратна̄ ватӣ ту тат-патнӣ кӣ ртида̄ кӣ ртита̄ будхаих̣ «Тот, кто во Враджа-мандале был прежде известен как Вришабхану, теперь явился как Шри Пундарик Видьянидхи. Когда Чайтанья в настроении Кришны страдал от разлуки со Шримати Радхарани, то называл его «отец». Гаурачандра был счастлив общаться с Пундарикой, обращаясь к нему как к Преманидхи. Махапрабху оказывал ему почтение как близкому ученику Шри Мадхавендры Пури. Существует мнение, что Шри Мадхава Мишра был его проявлением, а Ратнавали, его супруга, была Киртидой (матерью Шримати Радхарани)». [Гаура-ганоддеша-дипика 54] Пундарик Видьянидхи был учеником Шри Мадхавендры Пури и духовным учителем Шри Гададхара Пандита Госвами. Его жену звали Ратнавати, отца — Банешвара (или, согласно другому мнению, Шукламбара) Брахмачари, а мать — Ганга деви. Дом родителей Пундарика находится в деревне Мекхала, что в трех километрах к востоку от полицейского участка Хата-хаджари, находящегося в восемнадцати километрах к северу от Чаттаграмы. До Мекхала-грама можно добраться по проселочной дороге или на пароходе. Близлежащая пароходная станция называется Аннапурнара-гхата. В трех километрах к юго-западу от нее находится место рождения Пундарика Видьянидхи. Банешвара, отец Пундарика Видьянидхи, принадлежал к касте брахманов из сословия варендра, но, когда он перебрался в деревню Багхия округа Дакка, местная община брахманов Радхадеши не признала его. Поэтому его потомки, следовавшие традициям шакта-дхармы [поклонению Дурге], стали священнослужителями для людей, отверженных этой общиной. Один из потомков их семьи по имени Сароджананда Госвами проживает во Вриндаване. Так сложилось, что из поколения в поколение в этом роду рождается лишь один сын (а иногда и ни одного), поэтому их семья была небольшой. Шриман Махапрабху обращался к Пундарику Видьянидхи «бапа» (отец). Он также наградил его титулом Преманидхи, подчеркивая тем самым, что Пундарик — слуга Верховного Господа. Седьмая глава Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты» повествует о том, как Пундарик Видьянидхи стал духовным учителем Гададхара Пандита Госвами. В десятой главе Антья-лилы содержится описание того, как Шри Джаганнатхадэв надавал пощечин Пундарику Видьянидхи, а тот позже поведал об этом своему другу — Сварупе Дамодару. Бхаджан-кутир Пундарика Видьянидхи в наши дни обветшал, и, если его не отреставрировать, он вскоре прекратит свое существование. На стене этого храма были начертаны два стиха, но эта надпись столь древняя, что никто уже не в состоянии ее прочесть. Примерно в двухстах метрах к юго-востоку от этого храма находится еще один храм, стену которого также украшала древняя надпись, разобрать которую сейчас невозможно. Множество битых кирпичей в десяти метрах от этого здания свидетельствует о том, что здесь находился еще один храм. Потомки семьи Пундарика Видьянидхи рассказывают, что сюда часто приходил Мукунда Датта и совершал здесь бхаджан. Имена ныне живущих потомков Пундарика Видьянидхи — Шри Харакумар Смрититиртх и Шри Кришнакинкар Видьяланкар. Более подробная информация об этой семье содержится в словаре «Вайшнава-манджуша». В ученической преемственности Гададхара Пандита упоминается преданный по имени Чайтанья-валлабха [Чч, Ади 12. 87]. Нет полной уверенности в том, что именно о нем говорится в данном стихе. В противном случае слова чаитанья-валлабха могут быть переведены как «очень дорогой преданный Господа Чайтаньи» (в виде эпитета к имени Васудэва Датты Тхакура). Шри Ва̄ судэв Датта Тхакур родился в деревне Чханхара, которая находится недалеко от полицейского участка города Патия округа Чаттаграма. Это селение расположено в тридцати километрах от Мекхалы, места рождения Шри Пундарика Видьянидхи. В «Гаура-ганоддеша-дипике» [140] сказано: врадже стхитау га̄ йакау йау мадхукан̣ т̣ ха-мадхувратау мукунда-ва̄ судевау тау даттау гаура̄ н̇ га-га̄ йакау «Два сладкоголосых певца Враджи — Мадхукантха и Мадхуврата — родились как два знаменитых певца и спутника Господа Чайтаньи — Мукунда и Ва̄ судэв Датта». Шри Ва̄ судэв Датта Тхакур с большой теплотой относился к Шривасу Пандиту и Шри Шивананде Сене. В полутора километрах от станции Пурвастхали, железнодорожной ветки Хаура-Катва (Восточно-индийская железная дорога) в деревне Мамагачхи, где родился Вриндаван дас Тхакур, находится храм Мадана-гопала, основанный Ва̄ судэвом Даттой. Позже Ва̄ судэв Датта переехал в Кумарахатту или Канчанапалли, где жил вместе со Шривасом и Шиванандой. Видя врожденную щедрость Васудэва Датты, Шриман Махапрабху повелел Шивананде заботиться о нем и следить за тем, как он расходует средства [Чч, Мадхья 15. 93–96]. В «Чайтанья-чаритамрите» [Мадхья 15. 159–180] приводятся молитвы Ва̄ судэва Датты, обращенные к Шриману Махапрабху от имени всех страждущих душ, лишенных преданности Господу Хари. ва̄ судева датта—прабхура бхр̣ тйа маха̄ ш́ айа сахасра-мукхе йа̄ н̇ ра гун̣ а кахиле на̄ хайа джагате йатека джева, та̄ ра па̄ па лан̃ а̄ нарака бхун̃ джите ча̄ хе джева чха̄ д̣ а̄ ийа̄ «Шри Ва̄ судэв Датта — великий бхакта и возлюбленный слуга Чайтаньи Махапрабху. Даже тысячью устами не описать Его возвышенный характер. Он пожелал взять на себя грехи всех живых существ во вселенной и отправиться навечно в ад, чтобы спасти их». [Чч, Ади 10. 41–42] Учеником Ва̄ судэва Датты был Шри Ядунандана Ачарья, духовный учитель Рагхунатха даса Госвами [Чч, Антья 6. 161]. Братом Ва̄ судэва Датты был Мукунда Датта. Нет полной уверенности в том, что Шри Харидас Тхакур родился в деревне Буд̣ хана, находящейся в округе Кхулна. Раньше эта деревня относилась к округу Сатакшира, состоящему из двадцати четырех парган̣.
Стих 38 র া ঢ ় -ম া ঝ ে ‘এ ক চ া ক া ’-ন া ম ে আ ছ ে গ ্ র া ম । য ঁ হ ি অ ব ত ী র ্ ণ ন ি ত ্ য া ন ন ্ দ ভ গ ব া ন ্ ॥ ৩ ৮ ॥ ра̄ д̣ ха-ма̄ джхе ‘экача̄ кра̄ ’ на̄ ме а̄ чхе гра̄ ма йан̇ хи аватӣ рн̣ а нитйа̄ нанда бхагава̄ н В Радхадеше находится деревня Экачакра; там родился Верховный Господь, Шри Нитьянанда. Комментарий: Деревня, известная ранее под названием Экачака или Экачакра, в настоящее время носит название Вирчандрапур, или Гарбхаваса. Она находится в двенадцати километрах от станции Малларапур Восточно-индийской железнодорожной ветки. В комментарии к стиху 2. 72 «Бхагавад-гиты» Шри Мадхвачарья цитирует «Падма-пурану»: «своей сладостной волей Он раскрывает свои различные образы с помощью своей внутренней энергии. Он не родился от Васудэва из лона Деваки. Он не был сыном Дашаратхи или Джамадагни. Более правильным будет сказать, что Он вечно наслаждается блаженством вечных игр, находящихся вне двойственности».
Стих 39 হ া ড ় া ই প ণ ্ ড ি ত -ন া ম শ ু দ ্ ধ ব ি প ্ র র া জ । ম ূ ল ে স র ্ ব ্ ব প ি ত া ত া ন ে ক র ে প ি ত া -ব ্ য া জ ॥ ৩ ৯ ॥ ха̄ д̣ а̄ и-пан̣ д̣ ита-на̄ ма ш́ уддха-випра-ра̄ джа мӯ ле сарва-пита̄ та̄ не каре пита̄ -вйа̄ джа Нитьянанда — высший Отец каждого, но Он принял своим отцом Хадая Пандита, лучшего из брахманов. Комментарий: Хадай Пандит, или Хадо Оджха, родился в семье брахмана из Митхилы. Его жену звали Падмавати. Господь Шри Нитьянанда — источник материальных вселенных, планет Вайкунтхи, живых существ и вишну-таттв, однако Он родился в семье Хадай Пандита. Некоторое время назад ходили слухи о том, что у Нитьянанды будто бы не брахманическое происхождение. Подобные взгляды беспочвенны и порождены присущими многим смартам завистью и враждебностью к Вишну.
Стих 40 ক ৃ প া স ি ন ্ ধ ু, ভ ক ্ ত ি দ া ত া, শ ্ র ী ব ৈ ষ ্ ণ ব -ধ া ম । র া ঢ ় ে অ ব ত ী র ্ ণ হ ৈ ল া ন ি ত ্ য া ন ন ্ দ -র া ম ॥ ৪ ০ ॥ кр̣ па̄ -синдху, бхакти-да̄ та̄, ш́ рӣ ваиш̣ н̣ ава-дха̄ ма ра̄ д̣ хе аватӣ рн̣ а хаила̄ нитйа̄ нанда-ра̄ ма Нитьянанда — океан милости, прибежище всех вайшнавов и даритель преданности. Своим явлением Он благословил землю Радхадеши.
Стих 41 ম হ া -জ য ় -জ য ় -ধ ্ ব ন ি প ু ষ ্ প ব র ি ষ ণ । স ং গ ো প ে দ ে ব ত া গ ণ ে ক ৈ ল ে ন ত খ ন ॥ ৪ ১ ॥ маха̄ -джайа-джайа-дхвани пуш̣ па-вариш̣ ан̣ а сам̇ гопӣ девата̄ -ган̣ е каилена такхана В час явления Шри Нитьянанды боги, невидимые для людей, бросали цветы с небес и радостно пели: «Слава! Слава! » Комментарий: Когда явился Шри Нитьянанда, все боги бросали цветы с небес и воспевали Его славу. Но тот, кто принимает за истину лишь то, что можно увидеть глазами, никогда не поверит в эти описания.
Стих 42 স ে ই দ ি ন হ ৈ ত ে র া ঢ ় ম ণ ্ ড ল স ক ল । প ু ন ঃ প ু ন ঃ ব া ড ় ি ত ে ল া গ ি ল স ু ম ঙ ্ গ ল ॥ ৪ ২ ॥ сеи дина хаите ра̄ д̣ ха̄ -ман̣ д̣ ала сакала пунах̣ пунах̣ ба̄ д̣ ите ла̄ гила суман̇ гала С этого дня земля Радхадеши исполнилась благополучия и расцвела. Комментарий: После того, как явился Господь Нитьянанда, пустынная земля Гауда-деши стала процветать и плодоносить. Постепенно вся Радхадеша превратилась в центр образования и культуры.
Стих 43 ত ্ র ি হ ু ত ে প র ম া ন ন ্ দ প ু র ী র প ্ র ক া শ । ন ী ল া চ ল ে য া ঁ র স ঙ ্ গ ে এ ক ত ্ র ব ি ল া স ॥ ৪ ৩ ॥ трихуте парама̄ нанда-пурӣ ра прака̄ ш́ а нӣ ла̄ чале йа̄ н̇ ра сан̇ ге экатра вила̄ са В Трихуте родился Шри Парамананда Пури, близкий спутник Шри Чайтаньи в Нилачале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|